Золотая вселенная слова
«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал немецкий философ Иммануил Кант. А английский историк и писатель Томас Фуллер назвал поэзию «музыкой слов».
15 ноября 1999 года Всемирный день поэзии был официально утвержден в резолюции 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Цель праздника – содействовать развитию поэзии, придать новый импульс поэтическим движениям и почтить одну из наиболее ценных форм культурного и языкового выражения.
Считается, что самые древние стихи были созданы в XXIII веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Энхедуанна, про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Энхедуанна писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне. Гимны Энхедуанны считались священными.
И хотя первым поэтом в истории была женщина, прошло много веков, прежде чем в России в XIX веке появилась первая профессиональная поэтесса. Ею стала Каролина Павлова. Высшее общество того времени жестоко отомстило ей за независимый характер и желание вступить на территорию профессиональной литературы, считавшуюся мужской. Она умерла на чужбине в нищете и забвении. Только через 22 года после смерти её «воскресил» Валерий Брюсов. В 1915 году он издал собрание её сочинений, и таким образом вписал её имя в историю русской литературы.
Но как бы ни била судьба, Каролина Павлова не переставала писать. Знаменитыми стали её строки о поэзии, которой она посвятила всю свою жизнь:
Ты, уцелевший в сердце нищем,
Привет тебе, мой грустный стих!
Мой светлый луч над пепелищем
Блаженств и радостей моих!
Одно, чего и святотатство
Коснуться в храме не могло:
Моя напасть! Мое богатство!
Мое святое ремесло!
Если Каролина Павлова несомненно признана первой русской поэтессой, то о том, кто был первым русским поэтом, ведутся споры. Одни считают таковым Симеона Полоцкого, монаха, просветителя, переводчика, писателя, наставника детей царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий жил в XVII веке и писал на церковнославянском языке. Он впервые начал использовать силлабическое стихосложение, при котором в строках одинаковое количество слогов, но ударение не ритмичное.
Другие считают первым русским поэтом Василия Тредиаковского, основателя силлабо-тонического стихосложения. Со стихов Тредиаковского часто начинаются хрестоматии и антологии русской поэзии. Несомненно, Василий Кириллович – один из основоположников поэтического искусства в России. Тредиаковский начал реформу русского стиха и расчистил дорогу Ломоносову. В свою очередь, гениальный Ломоносов реформами в языке и стихосложении подготовил почву для появления «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина.
Само слово «поэзия» происходит от греческого «poieo», что значит «творить», «создавать». А стихию поэзии можно сравнить с бескрайним космосом, где властвует слово и глубинные смыслы. В России поэзия всегда играла особенную роль. Великолепно об этом сказал композитор Георгий Свиридов, всю свою творческую жизнь посвятивший синтезу музыки и поэтического слова: «Мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым. Оно весит в сто или тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением. Они поставлены одно около другого с какой-то… Ну, вот дано ему было поставить эти слова. И они производят на меня сильнейшее впечатление. Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия».
Вот так глобально – не больше и не меньше. И эти слова подкреплены всей правдой русской литературы, её гениями и самим строем непостижимой русской души. Может, она оттого и непостижима, что очень поэтична, что в ней живет стихия поэзии. А поэзию ведь нельзя объяснить. Её можно только воспринять. Принять сердцем.
Ценность поэтического слова столь велика, что иногда даже одна строчка способна заменить сотни страниц и вдохновить миллионы. Так получилось со строчкой одного стихотворения Константина Симонова, которая известна каждому и звучит так: «Жди меня и я вернусь. Только очень жди». Солдаты ложились спать и просыпались с этими словами, шли с ними в бой и побеждали. Одна великая строчка стала лирическим гимном великой войны.
К таким строчкам можно отнести и другие всем знакомые слова : « Поэт в России больше, чем поэт». Евгению Евтушенко удалось выразить этой фразой нечто сакраментальное, можно сказать, сформулировать один из феноменов нашей страны.
Поэты и в самом деле всегда были в России носителями каких-то высоких истин и выразителями духовных устремлений нации. Все современники знали Пушкина и Лермонтова, Ахматову и Пастернака. Блок вечером прочел друзьям «Незнакомку», а утром проснулся знаменитым. «Незнакомку» переписывали, читали друг другу наизусть еще до того, как стихотворение появилось в печати. Так было в России… О стихах спорили, ими восхищались и вдохновлялись, читали и перечитывали, искали и находили в них всё новые смыслы.
А еще стихи выливались в песни и становились частью народного самосознания. Ибо песня в России всегда играла огромную роль. С песней люди рождались и умирали, встречали радость и горе… При этом песни были не только красивые, но и очень глубокие, часто содержали настоящую поэзию. Русский человек без песни вообще не мыслил своей жизни. И этот порядок вещей всегда задавал очень высокую духовную планку в российском обществе.
И вот времена изменились. Кто знает сегодняшних поэтов, особенно если их никто не рекламирует? Единицы. А, между тем, и в наше время поэтическое слово не оскудевает, просто внимание к нему значительно снизилось. И это вовсе не беда поэтического слова, которое само по себе драгоценно. Но беда современного общества, которое себя обедняет, предпочитая пластик телевизионных ток-шоу золоту поэзии. Поэтому для России Всемирный день поэзии особенно значим. Ведь он может помочь людям снова прислушаться к поэтическому слову, и открыть для себя сверкающую смыслами и золотыми россыпями образов Вселенную, которая потом будет озарять всю их жизнь.