+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости26 мая – 115 лет со дня рождения советского драматурга Алексея Арбузова (1908–1986)

26 мая – 115 лет со дня рождения советского драматурга Алексея Арбузова (1908–1986)

«У него свое и совершенно особое место в литературе, имеющей особое предназначение – не прямо к читателю она обращена, но к тому читателю, который стал зрителем»

Н. Крымова «Театр Арбузова»

Долгая и богатая писательская жизнь дала Алексею Николаевичу Арбузову возможность узнать и получить все, что может знать и получить человек, пишущий для театра. И биография Арбузова театральна: начинал актером, был режиссером, стал драматургом. Свою первую пьесу «Класс» он написал в 22 года, как он сам выражался, «по причинам несколько случайного характера». Пьесу поставили в Ленинграде, но успеха она не имела.

История об этом и о самом драматурге в воспоминаниях его детей и современников рассказана в документальном фильме «Алексей Арбузов. Сказки и быль»: https://www.youtube.com/watch?v=0Lnuil8nue8

Однажды Арбузова спросили, как писать отрицательных героев. Он ответил: «Я не написал ни одного отрицательного персонажа. Несколько раз собирался сделать это, думал: вот наконец напишу, но, как только я начинал его понимать, я прощал ему его грехи, а прощенный, он переставал быть отрицательным. В его пьесах всегда присутствует нечто, добавленное к бытовой истории, предполагающее какой-то необычный ее поворот. Он был очень наблюдательным писателем.

Сам автор открыто признавался, что часто пишет роли «на актеров», как писали в старину. Драматурги создают характеры, поверяя их жизнью. Арбузов создавал еще и роли, то есть характеры, выверенные театральной условностью.

Первый большой успех пришел с пьесой «Таня», которую драматург посвятил жене Татьяне Евтеевой-Арбузовой. Во время работы над пьесой Арбузов думал о Марии Бабановой, постоянно держал ее образ в голове, потому что именно ее видел в роли Тани. И одновременно боялся ее реакции. Мария Бабанова была не только одной из самых известных актрис Москвы, но и человеком, глубоко понимающим театр. Премьера прошла в 1939 году в Театре Революции, сейчас это театр имени Владимира Маяковского. Актриса сыграла в нем главную роль, а образ главной героини Тани мгновенно обрел самую широкую популярность. Позднее, в 1947 году, драматург переработал пьесу, чтобы усилить, сделать более убедительным образ Тани.

Запись этого уникального спектакля сохранилась только в звуке. Послушать «Таню» Марии Бабановой можно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=flMfPzS3Lkc

В разное время в образе Тани блистали Алиса Фрейндлих в знаменитом спектакле Игоря Владимирова (1963, Театр имени Ленсовета), Ольга Яковлева в фильме Анатолия Эфроса (1974). Образ Тани, ее радости и горести любви, ее загадки и разочарования вновь и вновь возрождаются на театральных сценах и сегодня.

Алексей Николаевич Арбузов писал много и плодотворно, он создал большое количество пьес в 30–80-х годах. Он сохранял интерес к сложной и тонкой сфере человеческих чувств на протяжении всей своей жизни. И зрители отвечали ему взаимностью. Постановки его пьес буквально не сходили со сцены. Они входили в репертуар профессиональных и любительских театров и имели большой успех на многих сценах мира. Например, сезон 1976-1977 года в Англии называли «арбузовским». В этой стране пьеса «Мой бедный Марат» шла в 30 разных театрах. В бристольском театре «Олд Вик» вместе с ее премьерой одновременно шли премьеры еще двух его пьес «Сказки старого Арбата» и «Вечерний свет». Королевский Шекспировский театр впервые принял к постановке советскую пьесу – это была «Старомодная комедия».

Талант, интуиция драматурга помогли ему не ограничиться сиюминутными требованиями времени. Он заглянул в душу человека и утвердил к этой душе отношение уважительное и бережное. Сформулировал и свое понимание главной борьбы, идущей в жизни и ищущей отражения на сцене: «Самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, – это схватки человека с самим собой». Сумел показать, что в жизни всегда есть, обязательно должны существовать духовные ценности, непреходящие, вечные.

В фонде Российской государственной библиотеке для слепых на абонементе хранится «Избранное» Алексея Арбузова в двух томах, изданных московским издательством «Искусство» в 1981 году. В первом томе представлены его пьесы «Шестеро любимых», «Таня», «Город на заре», «Домик на окраине», «Годы странствий», «Двенадцатый час», «Иркутская история», «Потерянный сын», «Мой бедный Марат». А во второй включены «Ночная исповедь», «Счастливые дни несчастливого человека», «Мое загляденье», «Сказки старого Арбата», «Выбор», «В этом милом старом доме», «Вечерний свет», «Старомодная комедия», «Ожидание», «Жестокие игры», «Воспоминание». Издание сопровождается статьей Натальи Крымовой «Театр Арбузова», архивными театральными фотографиями и развернутыми комментариями, позволяющим читателю узнать интересные подробности о творчестве Алексея Арбузова, его пьесах и постановках.

 

 

 

 

26 мая 2023


Up!