Эдмунд Мечиславович Шклярский (сокращение от инициалов «ЭМШ» широко употребляется поклонниками «Пикника») родился в 1955 году в Ленинграде в двуязычной польско-русской семье; по вероисповеданию католик. Учился в музыкальной школе на фортепиано и скрипке, но, услышав песни The Beatles, The Rolling Stones, Jethro Tull и другой западный рок, пошёл не академической дорогой. Свою первую «нетленку» — песню «Великан» — Эдмунд написал в седьмом классе. Сложно найти более разных легенд питерского рока, чем Шклярский и Гребенщиков (ЭМШ и БГ), однако ещё в 1973 году первый был гитаристом группы «Аквариум». Пробыл там недолго — ушёл, чтобы играть свои песни. «Ещё когда мы начинали, поняли для себя одну важную вещь: можно играть одну ноту, но важно, чтобы всем было понятно, что ее играешь именно ты» — сказал как-то сегодняшний именинник. При всём влиянии западных музыкантов на «Пикник» (как и на остальной русский рок) аранжировки Шклярского почти всегда опознаются безошибочно, когда ещё не слышишь голос.
Группа «Пикник» была основана в 1978 году студентами Ленинградского политехнического института. Вокалистом был Алексей Добычин, авторами песен – он же и гитарист Сергей Омельниченко. После ухода нескольких участников в 1981 году в группу пришли Александр Савельев и Эдмунд Шклярский, ставший её новым лидером. В следующем году был записан первый альбом группы – «Дым». Добычин спел в нём четыре песни, две из которых написал, остальное принадлежало перу ЭМШ и спето им же. Главными песнями на альбоме стали «Ночь» и «Вечер», которые исполнялись почти на всех концертах до этого десятилетия. Теперь, к сожалению, вживую их мы слышим не часто.
До распада СССР группа выпустила пять альбомов. В «Танец волка» (1984) вошли такие знаменитые песни, как «Инквизитор» и вышеупомянутый «Великан», альбом «Харакири» (1991) дал «Настоящие дни», «Мы как трепетные птицы», «Там, на самом краю земли»… А нововолновый «Иероглиф» (1986) и арт-роковый «Родом ниоткуда» (1988), выпущенные на виниле фирмой «Мелодия», были концептуальными альбомами без слабых мест. Однако в золотые времена русского рока «Пикник» не был так, как сейчас, известен и любим публикой. Почему? Увы, дело не только в тогдашнем звуке с обилием клавишных, в отсутствии «песен протеста», востребованных во времена перестройки. А ещё и в том, что в 1984 году группа покинула Ленинградский рок-клуб. В первой половине 80-х «Пикник», как и другие «любительские» группы, критиковала официальная пресса, но и в, скажем так, полуподполье и их самиздатовских журналах группа также стала чужой.
В 90-х годах Эдмунд Шклярский перезаписал первые два альбома (покинувший группу в 83-м Алексей Добычин был снова приглашён на вокал в двух своих песнях). Нынче слушателю на компакт-дисках и виниловых пластинках доступны именно эти версии — прежние теперь можно (и не совсем легко) добыть только неофициально. Выходили и новые альбомы — теперь уже сразу на компакт-дисках и лицензионных кассетах. Но концертов было меньше. Так, автор этих строк был на московском концерте «Пикника» в 1992 году в ДК имени Горбунова и следующий раз — в мае 1999 года в концертном зале «Россия», а позже узнал, что между ними не было ни одного выступления в Москве.
Но вот наступил конец века, и открылась радиостанция «Наше радио». Станция эта никогда не отражала всю палитру русского рока, а во времена её управления Михаилом Козыревым некоторые знаменитые группы на ней были полностью запрещены для трансляции по личным соображениям идеолога. Но «Пикникам» с «Нашим радио» повезло: песня «Фиолетово-чёрный» крутилась в жёсткой ротации и была уже оценена другой, молодой публикой, не слышавшей «Иероглифа» и «Трепетных птиц». Потом пошли новые альбомы и новые хиты в полном смысле слова — песни, любимые самой широкой аудиторией… При этом творчество ЭМШ не изменилось в угоду публике. Тексты «готической», «вампирской» направленности, полюбившиеся новыми фэнами, были в творчестве Шклярского всегда — с первого альбома («Опиумный дым», «Ночь»).
Состав «Пикника» неизменный с 2008 года: Эдмунд Шклярский (голос, гитара, клавишные и другие инструменты), барабанщик Леонид Кирнос (появился в группе с 1983 года), бас-гитарист Марат Корчемный (сперва организовывал концерты в родном Липецке, сделал сайт группы, а потом встал на место умершего в 2003 году Святослава Образцова) и сын лидера Станислав Шклярский (ставший постоянным клавишником после скончавшегося в 2006-м Сергея Воронина). В последние годы группа стала давать концертов больше всех других групп в русском роке; много лет выступает почти без перерывов по всей России, областным и районным центрам. На каждый концерт «Пикник» возит с собой декорации, артистов, воплощающих сценические образы (клоун Игорь Васильев в конце нескольких программ появлялся на ходулях и запускал в зал большие чёрные шары), самодельные инструменты (ещё в 80-х Шклярский создал «электрический рот» и «живую виолончель»). Новую песню «Колдун» обещают сопроводить каким-то электромеханическим чудищем: впервые зрители увидят его в петербургском клубе «Севкабель порт» завтра, 27 сентября. Московский концерт должен случиться 14 ноября в «Крокус Сити холл». Будем надеяться, что состоится он и другие ближайшие запланированные шоу — «вредоносное поветрие» уже перенесло питерский концерт во Дворце спорта «Юбилейный» с ноября этого года на ноябрь следующего!
Предлагаем вашему вниманию плейлист по следующей ссылке: https://vk.com/id615487085?w=wall615487085_8 А вот еще три песни:
1. «Немое кино» (1996):
https://www.youtube.com/watch?v=C70odcNY6gc
2. «Пикник» (1986):
https://www.youtube.com/watch?v=UR9p29NEa-Y
3. «Вечер» (live 2005):
https://www.youtube.com/watch?v=_ImpdTccbqw