+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости3 марта — Всемирный день писателя

 

Инициатором этой памятной даты стал 35 лет назад ПЕН-клуб, учреждённый 5 октября 1921 года в Лондоне английской писательницей Кэтрин Эми Доусон-Скотт и Джоном Голсуорси, который стал его первым президентом.

PEN — некая игра слов. По-английски pen — перо, ручка, но это аббревиатура, которая расшифровывается как poets, essayists, novelists (поэты, эссеисты, романисты). Позже первые две буквы стали расшифровываться даже двумя словами, и теперь PEN означает poets, playwrights, editors, essayists, novelists (поэты, драматурги, редакторы, эссеисты, романисты), и принимают в него не только поэтов, писателей и журналистов (эссеистов), но и переводчиков, редакторов и издателей — всех, кто профессионально работает со словом.

Согласно уставу главной сферой деятельности клуба является защита писательских прав, борьба за свободу слова и личности и против цензуры. Членство в ПЕН-клубе открыто для всех профессиональных писателей независимо от национальности, языка, расы или вероисповедания. После Голсуорси президентами клуба были писатели Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Альберто Моравиа, Генрих Бёлль, Марио Варгас Льоса и др. С 2015 года клубом руководит американская писательница Дженнифер Клемент.

Постепенно подобные писательские организации стали создаваться в других странах, а уже спустя несколько лет состоялся международный форум национальных ПЕН-центров. Сегодня такие клубы действуют в разных странах на всех континентах, и насчитывается их более сотни.

В 1986 году 48-й конгресс Международного ПЕН-центра постановил ежегодно отмечать 3 марта Всемирный день писателя. Сегодня во многих странах к этой дате приурочены церемонии вручения различных книжных премий, фестивали, выставки и другие литературные мероприятия, хотя оригинальная идея Всемирного дня писателя заключалась не в чествовании прозаиков и поэтов, а в защите свободы слова. PEN-клуб существует по сей день и продолжает отстаивать собственные принципы, но в наше время День писателя— праздник скорее романтический, чем политический.

Писателей, которые сделали свой труд профессией, немного. В России около 10 тыс. человек официально состоят в различных писательских организациях. И уж совсем мало литераторов коммерчески успешных. Что же заставляет остальных многочисленных тружеников пера браться за столь утомительный и неблагодарный труд?

Никто не знает, что такое любовь, так же как никто не знает, что такое творчество. Люди любят, потому что хотят любить, люди пишут, потому что желают писать и не могут не писать. «Ни дня без строчки!» — любимый девиз писателя Юрия Олеши, который, кстати, тоже родился 3 марта. А вышеупомянутый перуанец Марио Варгас Льоса, лауреат Нобелевской премии, в своей книге «Письма молодому романисту» пишет: «Литература — не времяпрепровождение, не спорт, не изящная игра, которой дарят часы досуга. Это занятие требует полной, исключительной и исключающей всё прочее отдачи, главенства, на которое ничто другое не должно посягать, это добровольно избранное служение, превращающее избравших его (счастливых мучеников) в рабов. Литературой надо заниматься постоянно, она заполняет собой всю жизнь, а вовсе не только те часы, когда человек сидит и пишет; она подчиняет себе все прочие дела, потому что литературный труд пожирает саму жизнь писателя, подобно огромному солитёру, поселившемуся в человеческом теле… Тот, кто выбрал столь прекрасное и всевластное призвание, тот не пишет, чтобы жить, а живет, чтобы писать…»

По его словам, только тот, кто отдаёт себя литературе, как отдают себя религии, твёрдо решив посвятить ей всё время, всю энергию, все силы, способен стать настоящим писателем и создать произведение, которое его прославит. При этом Марио Варгас Льоса считает, что, помимо таланта, нужны долгие годы дисциплины и упорного труда. «Не бывает скороспелых романистов. Все великие, все замечательные романисты сперва были писателями-подмастерьями, и талант их мало-помалу развивался благодаря упорству и вере в собственное призвание. Так что начинающему автору должен внушить надежду пример писателей, которые, в отличие от Рембо, ставшего гениальным поэтом уже в ранней юности, по кирпичику строили свой талант», — резюмирует он.

4 марта 2021


Up!