7 апреля – 135 лет со дня рождения Ивана Афанасьевича Соколянского, основателя советской тифлосурдопедагогики,
кандидата педагогических наук, профессора,
лауреата Государственной премии СССР
Иван Афанасьевич (Иван Панасович) Соколянский родился 25 марта 1899 года по старому стилю в станице Динской Кубанской области (ныне Краснодарский край) в украинской казачьей семье. Там он получил начальное образование в двухклассном училище. Уже в школьные годы отличился активным участием в сборе средств для голодающих, о чём писали в местной прессе. Продолжая обучение в Кубанской семинарии в Усть-Лабе, он уже в 15 лет активно включился в работу молодёжной революционной группы социал-революционеров, работал в подпольной типографии, распространял листовки и прокламации среди казаков по поводу выборов во Вторую Государственную Думу. За участие в забастовке был исключён из семинарии, а за участие в протестном движении был обвинён в покушении на жизнь полицейского вахмистра и арестован в январе 1906 года. После двухмесячного заключения в Екатеринодарской тюрьме был отправлен на полгода в ссылку в Вологодскую губернию. Затем все обвинения с него были сняты, но он не вернулся домой, а поехал в Петербург продолжать образование. Там, экстерном закончил школу и поступил сначала на Высшие сельскохозяйственные курсы. Но после посещения публичных лекций П. Ф. Лесгафта, которые пробудили в нем интерес к развитию человека и именно там он впервые услышал об успехах обучения слепоглухих в США, перевёлся на педологическое отделение естественно-исторического факультета Психоневрологического института, недавно созданного В. М. Бехтеревым. Со студенческих лет началась его близкая дружба с А. Н. Граборовым, впоследствии ставшим известным олигофренопедагогом, с известными психиатрами и учёными А. В. Владимирским и В. П. Протопоповым, знаменитым анатомом В. П. Воробьёвым и многими другими.
В 1908 году, продолжая занятия в институте, Иван Соколянский поступил на бесплатные двухгодичные Мариинские курсы для учителей глухих, где преподавал ряд профессоров Психоневрологического института. Стал активно посещать занятия с глухими в Императорском училище для глухонемых и Мурзинской школе. Был свидетелем организации и первых лет существования приюта для слепоглухих детей в Петербурге, главными инициаторами создания которого были его учителя Е. К. Грачёва и М. В. Богданов-Березовский.
Диплом на звание учителя глухих он получил в 1910 году и почти сразу был приглашён на должность учителя в Александровское училище-хутор для глухих в Екатеринославскую губернию (ныне город Запорожье). Переехал туда работать, обговорив себе право ездить в Петербург для сдачи экзаменов. В Александровском училище Иван Соколянский преподавал до 1919 года с трёхлетним перерывом на участие во Первой мировой войне, на которую он был призван в 1915 году. Будучи в чине прапорщика, Иван Соколянский состоял в конвое нескольких военных экспедиций в Турцию, Иран и Афганистан.
Февральская революция застала Ивана Афанасьевича на Кавказском фронте, где он служил членом комиссии по описанию боевых событий фронта при 17-м пластунском батальоне. С приходом в Тифлис немцев был выслан под их надзор в Александровск, где продолжил работу учителя в школе глухих. В начале 1919 года перед наступлением на Александровск махновцев уехал оттуда в город Умань, где после установления Советской власти организовывал органы Народного образования и заведовал Наробразом до сентября 1920 года. В 1920 году он вступил в партию большевиков и вскоре был назначен на должность заведующего Управлением высшими учебными заведениями Киева, а в августе 1922 года стал главным инспектором учреждений для дефективных детей на Украине. Во время работы в Киеве началось знакомство И. А. Соколянского с А. С. Макаренко и многолетняя дружба с будущим знаменитым кинорежиссёром А. П. Довженко, который в то время работал завхозом в отделе народного образования и отвечал за обеспечение детей питанием в то голодное время. В 1923 году Соколянский был переведён из Киева в Харьков, и там был назначен преподавателем дефектологии в Харьковский институт народного образования.
Начав работу в Харькове, ставшем тогда столицей Украины, он вошёл в круг местной творческой интеллигенции, дружил с писателями, кинорежиссёрами, математиками. Неоднократно встречался здесь с известными психологами Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, П. И. Зинченко и А. Н. Леонтьевым.
Соколянский становится одним из основателей системы образования дефективных детей на Украине. В 1926 году он утверждается в должности профессора по кафедре дефектологии факультета социального воспитания Института народного образования. Заведует опытно-педагогической станцией Наркомата просвещения Украины. С 1930 года становится директором только что организованного в Харькове НИИ педагогики и заведует там отделом дефектологии. По его инициативе создавались врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии. Опытные отделения Кабинета были организованы им на базе Харьковской школы слепых, школы для глухих, детского дома для умственно отсталых.
В 1923 году Иван Афанасьевич создаёт Опытный детский дом для слепоглухонемых на базе харьковской школы слепых. Первая группа слепоглухих воспитанников начала обучение там уже в 1925 году. За несколько лет практической работы этого учреждения Соколянскому вместе с очень небольшим коллективом единомышленников удалось создать тщательно разработанную методику обучения слепоглухих детей навыкам самообслуживания и элементарного бытового труда, найти пути обучения их речи, наблюдению и самонаблюдению, разработать методику формирования мимики у слепого (методика демаскации).
Этот самый успешный период научной деятельности Ивана Соколянского продолжался до конца 1933 года. 7 декабря он был арестован по обвинению к принадлежности к украинской контрреволюционной организации, условно осуждён на три года. Свой мягкий приговор и быстрое освобождение сам Соколянский объяснял позднее заступничеством профессоров В. П. Протопопова и В. П. Воробьёва. Возможно этому способствовало и устное ходатайство А. М. Горького, с которым слепоглухая воспитанница Соколянского Ольга Скороходова и он сам за полгода до ареста начали переписку. Он был исключён из партии и за ним установилась репутация буржуазного националиста. 12 октября 1937 года он был вновь арестован «по обвинению в принадлежности к антисоветской националистическо-террористической организации» и находился в тюрьме более полутора лет до освобождения «в связи с прекращением дела» 21 мая 1939 года.
Организованная им Школа-клиника для слепоглухонемых детей была закрыта в 1937–1938 годах. по постановлению Наркомпроса Украины, согласно которому слепоглухие дети были приравнены к категории необучаемых глубоко умственно отсталых детей. Они были переведены в инвалидный дом в село Васищево, где ими никто специально не занимался. Ольга Скороходова к этому времени закончила обучение по программе средней школы и готовилась к поступлению в Ленинградский педагогический институт. Троих воспитанников также удалось осенью 1940 года перевести в Ленинградскую группу слепоглухих. Но двое из них погибли во время блокады 1941–1942 годов. Также в войну, когда Украину оккупировали немецкие войска, почти все слепоглухие дети, оставшиеся там, умерли. Из всех воспитанников харьковской школы-клиники в живых остались только двое — Ольга Скороходова и Мария Сокол.
После освобождения из тюрьмы в мае 1939 года Иван Афанасьевич тяжело заболел и пролежал в постели около шести месяцев. Сразу после выздоровления он уехал в Москву, куда был приглашён ранее на работу в Научно-практический институт специальных школ. Ему была предложена должность директора школы глухих при этом институте. В 1941 году Соколянский назначается заведующим отделом сурдопедагогики института. Казалось бы, вновь начинается его карьерный рост, так грубо прерванный ранее. Но начинается война, и он вместе со школой глухих эвакуируется в Пензенскую область, потом переезжает в Новосибирск, где работал консультантом Областного отдела народного образования и завучем школы глухих.
В 1943 году Иван Соколянский был вызван в Москву, где организовывалась Академия педагогических наук РСФСР и Научно-практический институт специальных школ преобразовывался в Институт дефектологии АПН РСФСР. В июле 1944 года после освобождения от немецкой оккупации Украины удалось организовать переезд в Москву его харьковской слепоглухой воспитанницы — Ольги Скороходовой. Сразу после её переезда и устройства на работу в институт Иван Афанасьевич возобновляет работу с ней над её дневниками, которые постепенно складываются в книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга Ольги Скороходовой выходит уже в 1947 году под редакцией и с предисловием Соколянского. Вскоре за педагогическую работу в области слепоглухоты президиум Академии педагогических наук РСФСР присудил Ивану Соколянскому вторую премию и медаль имени К. Д. Ушинского. Первая премия Ушинского была присуждена Ольги Ивановны Скороходовой за её книгу.
В 1947 году Соколянскому по совокупности работ была присвоена степень кандидата педагогических наук, но сам кандидатский диплом был датирован 1 июля 1949 года. В 1948 году после долгих хлопот ему восстанавливают звание профессора, полученное в 1934-м в Харькове по кафедре дефектологии Харьковского института народного образования. В течение нескольких лет он работал над созданием букваря для школ взрослых глухонемых и над букварём для их индивидуального обучения. Букварь был предназначен для обучения пальцевой азбуке (дактилологии) тех глухих людей, которые проживали в сельской местности и не могли по разным обстоятельствам в своё время учиться в специальных школах.
Все эти годы он продолжает консультировать слепоглухих. Под его руководством воспитывается в подмосковной семье и готовится к трудовой надомной деятельности дома слепоглухая девочка-подросток Лида Х. Он консультирует ослепшего и оглохшего в четыре года ленинградского мальчика Юрия Лернера, курирует обучение и воспитание в детском саду для глухого слепоглухого ребёнка Сергея Сироткина. Но только в 1955 году Соколянскому удаётся организовать экспериментальное обучение при институте слепоглухой девочки-подростка Юлии Виноградовой. Он наблюдал за её развитием в условиях семьи восемь лет и, наконец, получил долгожданную возможность обучать её самому. Обучение пошло настолько успешно, что Иван Афанасьевич смог демонстрировать её и на заседании учёного совета своего института, и на философском факультете МГУ, и на Всесоюзном совещании психологов.
8 января 1958 года Соколянский получил из прокуратуры известие о своей реабилитации. Ободрённый реабилитацией и восстановлением в партии, Соколянский вновь и вновь обращается в правительство и готовит проект постановления Совета Министров СССР об организации школы для слепоглухих, а затем дома-интерната для детей с нормальным интеллектом, требующих индивидуального обучения (для слепоглухих; детей с псевдобульбарной патологией в тяжёлой форме, страдающих тяжёлыми расстройствами речи и моторики; детей с сенсорной афазией; слабовидящих с сниженным слухом и нарушением речи; алаликов, осложнённых слепотой и тугоухостью). Он также работает над положением о школе-интернате для детей с отсутствием слуха, зрения и речи. Соколянский продолжает в эти годы и свои технические изыскания. Он увлечённо работает над созданием приборов, позволяющих общаться со слепоглухими. За своё давнее изобретение — «Читальную машину» — он был награждён Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 году. Работал над созданием прибора для записи двигательных непроизвольных реакций у слепоглухих и «неонового» фотоскопа (брайлевского экрана) для глухих. Но этот успешный период его жизни прерывается смертью 27 ноября 1962 года на 72-м году жизни.
Официальное признание значения его работы со слепоглухими детьми государством пришло много лет спустя, когда в 1980 году Иван Афанасьевич Соколянский (совместно с Александром Ивановичем Мещеряковым были посмертно отмечены Государственной премией СССР.