+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиИгра в радость, которой 111 лет: роман Элинор Портер «Поллианна»

Игра в радость, которой 111 лет: роман Элинор Портер «Поллианна»

                                                         

«Если постараться, почти во всем можно отыскать
что-нибудь радостное или хорошее».
Элинор Портер «Поллианна»

 

«Поллианна» – произведение для всех возрастов и профессий. Его заметили и оценили родители, дети, психологи, священнослужители. Несмотря на то что роман вышел более 110 лет назад, он воспринимается так, будто написан совсем недавно: легко узнаются и литературные образы, и реалии. Эта книга о том, как важно уметь радоваться жизни и с оптимизмом смотреть на все жизненные неурядицы.

Из всех созданных американской писательницей Элинор Портер произведений роман «Поллианна», вышедший в 1913 году, стал наиболее популярным, а литературный образ дружелюбной девочки-сироты получился самым ярким и запоминающимся.

Страницы первого издания книги в 1913 году

Об авторе и задумке «Поллианны», экранизация

Элинор Портер выросла в небольшом городе в американском штате Нью-Гэмпшир, в котором все жители знали друг друга и вместе посещали церковь. Элинор родилась в семье фармацевта и получила хорошее воспитание. Ее предки по отцовской линии были пуритане. Несомненно, их высокие нравственные идеалы наложили свой отпечаток на воспитание Элинор: несмотря на хороший достаток, в ее семье стремились к простоте общинной жизни, с детства ей прививали трудолюбие и бережливость.

У девочки было хрупкое здоровье, и поэтому она обучалась дома под руководством матери. Увлекалась сочинительством и музыкой, брала уроки вокала, часто пела на собраниях христианской общины и даже думала, что станет певицей. Но в результате весь мир узнал ее как писательницу.

Первый успех пришел к писательнице в 1911 году после выхода романтической комедии «Мисс Билли» (англ. Miss Billy) с 18-летней главной героиней. Благодаря успеху Портер написала продолжение – «Решение Мисс Билли» и «Мисс Билли выходит замуж».

Элинор Эмили Ходжмен Портер (1868–1920)

Идея написания романа  «Поллианна» возникла в 1912 году, когда Элинор Портер начала писать серию рассказов для «Христианского вестника». Главная героиня – девочка-сирота, которая во всем, что с ней происходит, пытается находить только доброе и хорошее. Ее формула счастья звучит так:

«Если вы во всем ищете зло и ждете его, будьте спокойны: вы его получите. Ожидая же и отыскивая добро, вы обретете его».

 

Книга вышла в свет в 1913 году. Два последующих после публикации года книга возглавляла списки продаж, она претерпела огромное количество переизданий, и к 1950 году общее число напечатанных книг достигло двух миллионов. Таким образом, роман стал бестселлером.

Писательница получила множество писем с просьбами о продолжении истории про необычную девочку, и в 1915 году появилась вторая книга – «Поллианна вырастает». Здесь уже открыто знакомая с Поллианной медсестра говорит своей сестре, замкнувшейся на собственных проблемах, что ей нужно «принимать» Поллианну как лекарство.

В 1920 году в Америке была сделана первая экранизация книги. В главной роли – легенда немого кино, основательница собственной кинокомпании United Artists Мэри Пикфорд. За право постановки она заплатила Портер 115 тыс. долл. – по тем временам огромную сумму. В американских газетах можно было прочитать такую рекламу фильма: «Наконец-то! Мэри Пикфорд в роли Поллианны. Это одна из величайших историй, которые так давно ждал мир. Поллианна – самая настоящая оптимистка, она остается доброй и веселой девочкой вопреки всем несчастьям и на собственном примере доказывает нам, что нет худа без добра. Поллианна очень эмоциональна и полна жизни, все ваши печали, большие и малые, она превратит в радость».

Мэри Пикфорд в роли Поллианны

Причина успеха произведения

Такой ошеломительный успех Поллианны литературовед Грейс Колброн объяснил так: «Читатель воспринял эту книгу всем сердцем потому, что она ему действительно понравилась. Книга подкупает не столько своей художественностью, сколько искренностью. Доказательством тому может послужить тот факт, что читатели готовы извлечь из этой книги урок для своей жизни. А это и есть одна из важнейших целей искусства».  

Тема бездомных детей не была новой в литературе. Читатель уже был знаком с творчеством Диккенсона и Бронте. У Портер же получился совсем другой образ сироты: ее Поллианна не только терпит нужду и выживает в непростых условиях, она  открытый, дружелюбный ребенок. Более того, под ее влиянием начинают меняться окружающие ее люди. Читая книгу, мы понимаем, что не столько мы нужны этой несчастной девочке, сколько она нам, потому что этот ребенок умеет радоваться даже несмотря на то, что лишена всего в этой жизни.

Иллюстрация к роману

Игру в радость придумал для Поллианны ее отец, христианский пастор. Семья пастора жила очень бедно, на обед –  одни бобы и рыбные тефтели, мясо им было не по карману. Мама девочки рано умерла от болезней и нищеты. Поллианна – маленькая девочка, и ей, как и ее сверстницам, хотелось играть в красивые куклы. Она мечтала, что к празднику члены благотворительной организации пришлют ей в подарок куклу. Но вместо игрушки она получила в посылке костыли: другого ничего община не пожертвовала. В утешение плачущей, разочарованной дочери отец, который всегда убеждал ее искать в любом событии положительные стороны, сказал: «Нужно радоваться, что костыли тебе не нужны». Так началась игра в радость. Условия ее просты: нужно научиться во всем видеть только радостное для всех.

Итак, игра в радость стала краеугольным камнем повествования, вокруг которого строится весь сюжет. Действие повести начинается с того момента, когда девочка уже после смерти отца приезжает жить к тетушке Поли, нелюдимой, одинокой и несчастной женщине, которая принимает племянницу как обузу. За малую шалость Поллианну наказывают. Но даже самые суровые наказания девочку не огорчают. Она стойко продолжает играть в радость, во всем находит только хорошее и всегда всем довольна. Своим оптимизмом она поражает, порой раздражает, а иногда ставит в тупик не только свою тетю, но и всех жителей городка. Оптимизм Поллианны осознанный и является, как и должно быть в христианстве, результатом тяжелой ежедневной работы над собой. Постепенно люди вокруг девочки начинают меняться к лучшему: мирятся, выздоравливают, учатся ценить то, чем обладают вместо того, чтобы тратить драгоценное время на бессмысленное уныние.

«Когда привыкнешь искать, чему-бы порадоваться, иногда находишь словно само собой. Если постараться, почти во всем можно отыскать что-нибудь радостное или хорошее», – одно из главных правил игры Поллианны, которым она поделилась со служанкой Нэнси. 

Здесь девочка сама рассказывает условия игры: https://youtu.be/nEuw-tDlYKU?si=uZKLOUwjdBAM_c15

Однажды Поллианна, ставшая любимицей всего города, попадает в аварию и лишается возможности ходить. Поможет ли ей самой умение играть в радость, начнет ли она ходить и как при этом вели себя те, кому ранее помогла Поллианна, вы узнаете, прочитав роман.

Иллюстрация к роману

 «Всегда радуйтесь» – рефреном звучит в повести мысль из послания апостола Павла, которую она, возможно часто слышала в своей христианской общине. В книге нет прямого указания на это послание, но мы можем найти другое подтверждение нашему предположению в главе «Проповеди и ящики для воров», где Поллианна в разговоре с пастором Полом Фордом упоминает про радостные тексты.

– «Чего? Каких текстов? – окончательно забыв про свой лист, переспросил пастор. Теперь он глаз не сводил с сияющего лица Поллианны.

– Ну, в Библии они, конечно, так не называются. Это мой папа их так называл. Ну, понимаете, это такие тексты, которые начинаются «Радуюсь, Боже!» или: «Возрадуемся…», или: «Ликую, Господи…» Ну и все такое прочее. Их много. Папа рассказывал, один раз ему было очень плохо, и вот он взял, да и сосчитал все радостные тексты в Библии. Знаете, их оказалось целых восемьсот штук!

– Восемьсот?

– Да. И все они велят нам радоваться. Потому-то папа и прозвал их «радостными».

– Нд-а-а, – протянул пастор и как-то странно посмотрел на наброски воскресной проповеди…

– Выходит, твоему папе нравились эти «радостные тексты»? – тихо спросил он.

– Ну, да, – уверенно отозвалась Поллианна, подтверждая свои слова резким кивком головы. – Он мне сказал, что в тот день, когда он придумал посчитать радостные тексты, ему сразу стало легче. Просто он решил, что если Сам Господь восемьсот раз призвал нас радоваться, значит Ему было угодно, чтобы люди хоть изредка это делали. И папе стало стыдно, что он так мало радуется. И вот с тех пор всегда, когда ему становилось тяжело, вот тогда-то «радостные тексты» особенно помогали ему. Папа мне говорил, что именно они и натолкнули его на игру. То есть, начал-то он играть со мной из-за костылей, но он говорил, что без «радостных текстов» ему нипочем бы не придумать игры.

– А что за игра такая? – заинтересовался пастор.

И Поллианна вновь поведала в подробностях историю, о которой знали уже почти все в городе. Но ни разу еще она не находила такого внимательного и сочувствующего слушателя, как мистер Форд».

На протяжении всего романа для маленькой девочки игра становится главным уроком и примером христианского человеколюбия, который она пронесет через всю свою жизнь.

Так Элеонор Портер подарила миру не просто игру, не только незабываемый детский образ, но и целое мировоззрение.

Обложка современного издания романа

Влияние «Поллианны» на общество

Элинор Портер и не думала, что ее роман будет зажигать сердца людей на протяжении более ста лет и что он станет настолько популярен. Более того, мы можем наблюдать феноменальный отклик на произведение. По всему миру открываются «Клубы радости», где собираются люди, чтобы сначала самим научиться оптимизму, а потом учить других людей радоваться жизни независимо от того, насколько сложно складывается их жизненная ситуация. Многие современные тренеры по психологии используют прием «Игра Поллианны» или «Игра в радость», чтобы формировать позитивный взгляд на жизнь и на трудности. В психологии ввели новый термин «принцип Поллианны», согласно которому люди склонны воспринимать в первую очередь положительную информацию. Проповедники советуют прихожанам прочесть книгу для формирования христианского миропонимания. Сюжет романа вдохновил режиссеров на создание одноименных фильмов, сериалов, мультфильмов. Всего по произведению Портер снято четыре полнометражных художественных фильма, два сериала и мультфильм.

Существуют множество книг с похожими персонажами, а несколько авторов написали продолжение истории самой Поллианны. Так, Элизабет Бортон создала пять книг о Поллианне, Харриет Луммис Смит – шесть. Ни одна из этих повестей пока не переведена на русский язык.

Для пользователей абонемента книга «Поллианна» доступна на разных носителях: есть плоскопечатные книги с укрупненным шрифтом, есть книги, напечатанные шрифтом Брайля, можно записать произведение на флеш-карту пользователя в аудиоформате. В этом году фонд абонемента впервые пополнился аудиозаписью произведения на флеш-картах.

Также аудиокнигу можно найти в онлайн-библиотеке «Логос» для людей с ослабленным зрением.

Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из аудиокниги.

 

27 апреля 2024


Up!