Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

Российская государственная библиотека для слепых

Тифлобиблиографический отдел





НИКОЛАЙ  АЛЕКСЕЕВИЧ  НЕКРАСОВ

195 лет со дня рождения



Рекомендательный список

воспроизведенных изданий





Москва

2016 г.



«…Конечно, мне очень хочется, чтобы вы полюбили Некрасова» — такими словами Корней Иванович Чуковский начал свою лекцию в мае 1962 г. в Оксфордском университете.

Задача и этого маленького рекомендательного библиографического списка именно такая: чтобы читатели вспомнили и полюбили в XXI веке поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова.

Его стихи очень образные, не назидательные, живописные, многие написаны с юмором, жизнь в них бьет ключом и проникает в душу, например:



Долго не сдавалась Любушка-соседка,

Наконец шепнула: «есть в саду беседка,

Как темнее станет – понимаешь ты?..»

Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!

Кровь-то молодая: закипит – не шутка!

Да взглянул на небо – и поверить жутко!



Небо обложилось тучами кругом…

Полил дождь ручьями – прокатился гром!

Брови я нахмурил и пошел угрюмый –

«Свидеться сегодня лучше и не думай!»…

Без надежды, скучен прихожу в беседку,

Прихожу и вижу – Любушку-соседку!



Промочила ножки, и хоть выжми шубку…

Было мне заботы обсушить голубку!

Да зато с той ночи я бровей не хмурю,

Только усмехаюсь, как заслышу бурю…

«Буря»  (1850,1853)

Стихотворение «Буря» было написано дважды, оба его варианта появились в печати один за другим. Существуют десятки стихотворений Некрасова, переписанных им дважды и трижды. Поэт был верен суровому требованию, которое предъявлял в первую очередь к себе самому: «Чтобы словам было тесно. Мыслям – просторно».

В пятидесятых годах (XIX в.), вскоре после смерти друга, Виссариона Белинского, в реакционной журналистике установился критический штамп о Некрасове, как о псевдопоэте, поэте-прозаике, стихи которого «прозаичнее прозы». Даже его почитатели и единомышленники, люди демократического лагеря, тоже были уверены, что он не столько поэт, сколько публицист, агитатор.

Но вряд ли удалось бы Николаю Алексеевичу Некрасову так сильно влиять на многомиллионные массы читателей, если бы он не был замечательным мастером формы, искусно владеющим писательской техникой.

Вот, например, сделанная им зарисовка летнего веселого дождя, внезапно хлынувшего на пыльный деревенский поселок:



Вот и Качалов лесок,

Вот и пригорок последний.

Как-то шумлив и легок

Дождь начинается летний,

И по дороге моей,

Светлые, словно из стали,

Тысячи мелких гвоздей

Шляпками вниз поскакали –

Скучная пыль улеглась…

Благодарение богу,

Я совершил еще раз

Милую эту дорогу  (Деревенские новости)



Или строки о веселом коне, который от избытка играющих жизненных сил подбегает к возу, нагруженному сеном, выхватывает оттуда колосья:

Въезжая на гору, скрипит

Снопами полная телега;

Играя, колос из снопа

Хватает сытый конь с разбега

И ржет. За ним бредет толпа

Коровушек. Стемнело небо,

И смолкли вдруг работы дня;

Ложится пахарь без огня,

И распростерли скирды хлеба

Свою хранительную сень

Вокруг уснувших деревень.

(Элегии и думы. «Несчастные»)



А вот отрывок из поэмы  «Крестьянские дети»:

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи;

Летит и другая какая-то птица —

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье…

Чу! шепот опять!..

Или:

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;



Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;



Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-



Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море –

Без обычного страха гляжу…  (1847)



А знаменитая «Тройка»?:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.



И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.



На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво

В волосах твоих, чёрных как ночь;



Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок…



Николай Алексеевич Некрасов, как настоящий художник, любил окружающий мир, его краски, звуки и очертания, и это ощущается в таких его известных произведениях, как «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Несчастные», «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы». К. И. Чуковский писал :«Жизнь в России XIX в. была беспощадно жестока, и великому жизнелюбу Некрасову, певцу «сермяжных богатырей» и «величавых славянок», восхищавшемуся изобилием их духовных и физических сил, то и дело приходилось со скорбью описывать, как под крепостническим гнетом эти богатырские силы растрачиваются и гибнут… Недаром Достоевский, который чувствовал в его поэзии родную стихию, называл его страстным к страданию».

Благодаря его стихам многие в дореволюционной России иначе увидели свое отношение к крепостным, смогли заглянуть в крестьянскую душу и осознали, что «холопы» – тоже люди и тоже способны любить, мечтать, страдать. Благодаря его стихам многие богатые дамы узнали, что в городах, где они живут, существует отчаянная нищета, и стало модным открывать приюты для бедных, для вдов, для сирот и для падших девушек, модным стало посещать бедняков и делать им подарки.

«Некрасова, как поэта, — писал радикальный разночинец Д. Писарев, — я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за «честное слово», которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного».

Может быть, поэтому в России на заре молодой Советской власти в условиях блокады и гражданской войны был организован Литературно-издательский отдел, одной из задач которого было издание первого советского собрания сочинений Николая Некрасова. Это было поручено Корнею Чуковскому. Собрание сочинений Н. Некрасова вышло в 1920 г.

Появилась целая плеяда исследователей, изучающих литературную деятельность революционных демократов шестидесятых годов  XIX в. и в первую очередь, Некрасова – это Александр Михайлович Еголин, Сергей Александрович Макашин, Борис Павлович Козьмин. Некрасоведение стало наукой. Это было время выявления и собирания некрасовских рукописей. Теперь большинство их находится в Центральном литературном архиве, в хранилищах Академии наук СССР и в Российской государственной библиотеке.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в обедневшей дворянской семье. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев. Некрасовы разорились по вине деда, Сергея Некрасова, проигравшего в карты целое состояние. Страсть к картам передавалась в этой семье по наследству.

Детство Николай Некрасов провел в усадьбе Грешнево Ярославской губернии. Отец поэта был «в меру суров к крепостным. Николая воспитывал жестко. Обучил трем важнейшим, по его мнению, наукам – безупречно держаться в седле, метко стрелять и хорошо играть в карты. Сочинение стихов считал блажью, едва ли не постыдной». Мать поэта, Елена Андреевна, была нежной, доброй, сына в его творческих начинаниях поддерживала, крепостных защищала от сурового барина, учила их детей, лечила захворавших. Первые свои поэтические творения Некрасов посвятил матери.

Научившись играть в карты, Николай стал первым в своей семье ничего не проигрывавшим. На выигранные в карты деньги он выкупил имение Грешнево, где прошло его детство и которое проиграл в карты его дед.

Учиться Николая Некрасова отдали в возрасте 11 лет в ярославскую гимназию, учился он плохо, но много читал и отличался феноменальной памятью, поражавшей всех его знавших и был очень эрудированным человеком.

Николай Некрасов с детства был чувствителен к чужой боли. Не терпел истязания, не выносил мучительства. Будучи еще подростком, решил, что сам крепостником не станет, людьми он никогда не владел и зарабатывал литературным трудом.

По настоянию отца в 1838 г. он поехал в Петербург поступать на военную службу, но вместо этого устроился вольнослушателем в университет. Отец был взбешен и перестал оказывать сыну материальную поддержку, поэтому Николаю Некрасову в течение ряда лет пришлось жить в нищете. «Ровно три года, – рассказывал позднее Николай Алексеевич, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день… Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан в Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом, ешь». Даже лютой зимой поэт ходил в тонком пальто. Ночевал в ночлежке среди бродяг или снимал угол на чердаке, среди нищих. На жизнь он зарабатывал тем, что писал прошения и письма. Стихи его не печатали, и тогда он принялся писать для заработка лубочные книги и водевили для театров. Это помогло ему выбраться из нищеты. Серьезная карьера началась с рецензий, заметили его именно как рецензента. Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», работал в библиографическом отделе. Подружился с молодым, но уже очень известным критиком Виссарионом Белинским. В 1842 г. он сблизился с кружком В. Г. Белинского, это оказало на молодого поэта огромное идеологическое влияние:



Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

(Н. Некрасов «Медвежья охота»)



В. Белинский высоко ценил стихотворения Н. Некрасова, особенно «В дороге», «Родина» и другие. «В дороге» – это история крепостной девушки, выросшей в барском доме и отданной в жены крестьянину.

Н. А. Некрасов был талантливым издателем, вместе со своим другом, журналистом Иваном Ивановичем Панаевым, он приобрел в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный А. Пушкиным, который стал передовым изданием своего времени. В журнал «Современник» перешел из «Отечественных записок» и Виссарион Белинский.

К середине 50-х гг. XIX в. «Современник» завоевал себе огромные симпатии читающей публики; одновременно с ростом его популярности росла и поэтическая слава самого Некрасова. На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные авторы – Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого. «Современник» становился все популярнее и приносил большие доходы. На писателях Некрасов не экономил, платил очень солидные гонорары и, на свой страх и риск, давал авансы под залог будущих произведений. Но это окупалось: к нему шли лучшие писатели России! Но, даже получая прибыль от журнала и гонорары за свои собственные произведения, Некрасов продолжал играть. Выигрыши позволяли ему не беспокоиться о возможном банкротстве «Современника», помогать родственникам и многочисленным малоимущим писателям. Николай Алексеевич Некрасов помогал братьям Добролюбовым и семье Чернышевского, открыл в Карабихе школу для крестьянских детей. В редакции «Современника» стояло большое зеркало с ящичками, в которые Некрасов клал большую часть выигрыша и откуда деньги мог взять любой из вхожих в редакцию людей, кто остро нуждался.

В период общественного подъема 1850 — 1860-х были опубликованы такие произведения Некрасова, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

В эпоху студенческих волнений, бунтов освобожденных от земли крестьян, польского восстания журналу «Современник» было объявлено «первое предостережение», выход в свет приостановился, а в 1866 г., после выстрела Д. Каракозова в Александра II, журнал закрылся.

Один из самых мучительных эпизодов биографии Некрасова – это его хвалебная ода графу Михаилу Муравьёву, прозванного либеральными и народническими кругами «Муравьёв-вешатель» или «Муравьёв-палач». Поэт прочитал посвященную ему оду в аристократическом Английском клубе на обеде 16 апреля 1866 г. в надежде смягчить М. Муравьева и предотвратить закрытие журнала «Современник». Но кроме яростных обвинений современников в ренегатстве и горького самобичевания это не дало никаких результатов. Предсмертные стихи поэта свидетельствуют о том, как мучила его мысль об этом поступке.

В 1862 г. Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В том же году Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями.

Через два года после закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871–1872). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

С Авдотьей Панаевой, женой своего друга литератора Ивана Ивановича Панаева, Николай Некрасов познакомился в 1845 г. Николай Некрасов только-только был признан в литературном мире, Авдотья Яковлевна же была уже известна, как хозяйка популярнейшего литературного салона и была одной из первых красавиц Петербурга. Николай Некрасов влюбился в А. Панаеву, чувство это оказалось очень сильным. Он просто не мыслил жизни без этой женщины.

С начала 1847 г. они с Авдотьей Панаевой жили вместе и не скрывали от света своих отношений. Ничего неизвестно о том, как происходило его объяснение с Иваном Ивановичем Панаевым. Трагедия отношений Н. Некрасов и А. Панаевой была в том, что Авдотья очень хотела иметь детей, но рожденные дети умирали. После смерти третьего общего ребенка Авдотья Яковлевна в одиночестве уехала в Париж. Оттуда она писала своему двоюродному брату Ипполиту, что ходит в сад Тюильри любоваться детьми и, что однажды так загляделась на маленькую девочку, что напугала ее няньку….

Переписка Некрасова и Панаевой не сохранилась, Авдотья Яковлевна в очередном порыве гнева сжигала все накопившиеся письма. Их остались единицы, и об отношениях влюбленных можно судить только по воспоминаниям современников и по тем письмам, которые Некрасов адресовал друзьям. Чаще всего он писал Ивану Сергеевичу Тургеневу.

Всегда чуткий к чужому страданию, Некрасов понимал, что мучает любимую женщину. В стихах он называл себя ее палачом.

В 1862 г. умер Иван Панаев. Авдотья Яковлевна была свободна и могла бы венчаться с Некрасовым. Но теперь уже поэт не хотел жениться на своей давней возлюбленной. И расстаться окончательно с ней не хотел.

В конце концов, в начале 1865 г. стало известно, что Авдотья Яковлевна вышла замуж за секретаря редакции журнала «Современник» А. Ф. Головачева. Он был моложе жены на 11 лет.

В 1866 г. в возрасте сорока шести лет, Панаева-Головачева родила дочь, названную в честь матери Евдокией. Девочка стала для Авдотьи Яковлевны смыслом жизни, воплотившейся мечтой после стольких трагедий.

Авдотье Панаевой посвятил Н. Некрасов стихи: «Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Так это шутка? Милая моя», «Давно – отвергнутый тобою», «Прости! Не помни дней паденья» и другие.

Весной 1870 г. Н. Некрасов познакомился с 19-летней милой, доброй, веселой и умной Феклой Анисимовной Викторовой, рано осиротевшей дочерью солдата, родом из Вышнего Волочка. Простонародное имя Фекла не нравилось Некрасову, он представлял ее знакомым Зинаидой Николаевной. Научил ее читать, нанял ей учителя музыки. Незадолго до смерти поэт настоял, чтобы они обвенчались, надеясь таким образом обеспечить ее будущее. Родственники Некрасова не пожелали принять Зинаиду Николаевну, уверенные, что эта безграмотная сирота появилась рядом с Некрасовым лишь для того, чтобы получить наследство.

Николай Алексеевич Некрасов скончался 8 января 1878 г. (н. с.) в Санкт-Петербурге. Хоронила его толпа в несколько тысяч человек, похороны сопровождались литературно-политической демонстрацией. Толпа молодежи не дала говорить Ф. Достоевскому, который отвел Н. Некрасову третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервав его криками: «Выше, выше Пушкина!».

Все, что Николай Алексеевич завещал Зинаиде Николаевне, после смерти Некрасова она уступила его родным, в том числе и свою часть литературного наследства. Зинаида Николаевна жила тихо и незаметно, до конца жизни носила траур, много работала. Около двадцати лет прожила в Саратове. В 1913-1914 гг. по ее инициативе в Саратове продавались популярные в народе произведения Н. А. Некрасова. Обучала она грамоте и бедных саратовских детей. Умерла Зинаида Николаевна в 1915 г., практически в нищете.

Авдотья Яковлевна Панаева – Головачева овдовела в тот же год, когда умер Некрасов. Она написала воспоминания о поэте, которые опубликовала в 1889 г. Умерла 30 марта 1893 г.



Использованные источники:

Википедия

Прокофьева, Е. Николай Некрасов и Авдотья Панаева: «Да, наша жизнь текла мятежно…» [Текст] / А. Прокофьева // Gala Биография. — 2015. — № 2.

К. И. Чуковский. Критические рассказы. Часть I (текущая позиция) Поэт и палач http://modernproblems.org.ru/memo/202 chukovsky1.html

http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Garkavi/lectsia.htm



Воспроизведенная литература:



Д;Н48

Дедушка Мазай и зайцы [Шрифт Брайля] : [для дошк. и мл. шк. возраста] / Н. А. Некрасов. — М. : Репро, 2009. — 1 кн. — Перепеч.: М. : Детская лит., 1970. — Напечатано междустрочеч. шрифтом.

МХР : АБ +ПФ



Д;Н48

Зеленый шум [Шрифт Брайля] : стихи : [для дошк. и мл. шк. возраста] / Н. А. Некрасов. — М. : Репро, 2010. — 1 кн. — Перепеч.: М. : Детская лит., 1971.

МХР : АБ +ПФ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Избранное [Звукозапись] : стихотворения и поэмы / Н. А. Некрасов ; читает О. Аветисова. — М. : Логосвос, 2011. — 1 фжд. (11 ч 21 мин). — С изд.: М. : Правда, 1979.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Избранные произведения [Шрифт Брайля] : в 2 т. / Н. А. Некрасов. — М. : Просвещение, 1970 –  . — Перепеч.: М. : Худож. лит., 1966.

Т. 1 : Стихотворения, 1845-1877 гг. — 1968. — 4 кн.

МХР : АБ



    Т. 2 : Поэмы, 1855-1877. — 1970. — 5 кн. — Содерж.: Кн.1. Саша ; Несчастные ; Коробейники ; Мороз, Красный нос. Кн.2. Дедушка ; Русские женщины. Кн.3 — 5. Современники ; Кому на Руси жить хорошо.

МХР : АБ



85.36;И86

Искусство чтеца [Звукозапись] / И. Крылов, А Пушкин, Н. Некрасов, В. Маяковский, П. Беранже ; читает И. Ильинский. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (44 ч). — С изд.: М. : РГБС, 2006.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Мертвое озеро [Звукозапись] / Н. А. Некрасов ; читает Е. Лебедева. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фжд. (33 ч 26 мин). — С изд.: М. : Худож. лит., 1985.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Мертвое озеро [Звукозапись] / Н. А. Некрасов ; читает О. Федоров. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (32 ч 59 мин). — С изд.: М. : Вира-М, 2007.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

О погоде [Звукозапись] : стихотворение / Н. Некрасов ; читает Ю. Голышев. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (7 мин). — С изд.: М : Аудиокнига, 2006.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Поэмы и стихотворения [Звукозапись] / Н. А. Некрасов ; читает И. Прудовский. — М. : [б. и.], 1983. — 3 мфк. (11 ч 36 мин) : 2,38 см/с, 2 доp. — С изд.: Соч.: в 2 т. / Н. Некрасов. — М., 1976.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Собрание сочинений [Шрифт Брайля] : в 4 т. / Н. А. Некрасов ;. —М. : Репро, 1994 –  . — Перепеч.: М. : Современник, 1990.

Т. 1 : Стихотворения и поэмы, 1844-1860 / [сост. и общ. ред. И. Г. Ямпольского ; вступ. ст. Н. Н. Скатова] — 1994. — 6 кн.

МХР : АБ + НА + ПФ



Т. 2 : Стихотворения и поэмы, 1861-1874. / [сост. и общ. ред. И. Г. Ямпольского ; примеч. Т. С. Царьковой] — 1994. — 6 кн. — Содерж.: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины»; циклы стихотворений: «О погоде», «Песни о свободном слове».

МХР : АБ + НА +ПФ



Т. 3 : Стихотворения, поэмы, драматические произведения. — 2000. — 6 кн. / Т. 2 : Стихотворения и поэмы, 1861-1874. / [сост. и общ. ред. И. Г. Ямпольского] — 1994. — 6 кн. — Содерж.: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины»; циклы стихотворений: «О погоде», «Песни о свободном слове».

МХР : АБ + НА +ПФ



Т. 4 : Художественная проза, статьи и рецензии, письма. — 2000. — 7 кн.

МХР : АБ + НА + ПФ



4(2Рос=Рус)1;Н48

Соловьи [Звукозапись] : стихотворение / Н. А. Некрасов ; читает Ю. Голышев. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (3 мин). — С изд.: М. : Аудиокнига, 2006.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Стихи [Звукозапись] / Н. А. Некрасов. — М. : РГБС, 2001. — 1 мфк. (1 ч) : 4,76 см/с, 2 доp. — (Поэтическая Россия). — Запись с грп.

МХР : АБ + ПФ



85.36    ;Н48

Стихи [Звукозапись] / Н. А. Некрасов ; сост.: Г. Бальян, С. Ляхович, исп. мастера худож. слова. — М. : РГБС, 2002. — 1 мфк. (1 ч) : 4,76 см/с, 2 доp.

МХР : АБ +ПФ + ИСК



84(2Рос=Рус)1;Н48

Стихотворения [Звукозапись] / Н. А. Некрасов ; сост. Н. Скатов ; читают: М. Ульянов, Я. Смоленский. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (1 ч 38 мин). — С изд.: М. : РГБС, 2011.

МХР : АБ



Д;Н48

Стихи для детей [Шрифт Брайля] / Н. А. Некрасов ; сост., вступ. ст. и поясн. К. Чуковского. — М. : Просвещение, 1967. — 1 кн. — Содерж.: Крестьянские дети ; Мужичок с ноготок ; Генерал Топтыгин ; Дядюшка Яков ; Школьник ; Соловьи ; «Зажгло грозою дерево…» ; Зеленый шум ; Дедушка Мазай и зайцы ; Птичье племя ; Пруд ; Колосья ; Крестьянская семья ; Конец лета ; Несжатая полоса ; В деревне ; Мороз-воевода ; Рубка леса ; На Волге ; Саша ; Песня дворового ; Жница ; «В полном разгаре страда деревенская…» ; Песня убогого странника ; Калистрат ; Накануне праздника ; Железная дорога ; Плач детей ; Солдатская песня ; Размышления у парадного подъезда ; Перед дождем ; Русь ; Будущая Волга. — Перепеч.: М. : Детская лит., 1965.

МХР : АБ:



84(2Рос=Рус)1;Н48

Три страны света [Звукозапись] / Н. А. Некрасов ; читает С. Раскатова. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фжд. (40 ч 31 мин). — С изд.: Л. : Наука, 1984.

МХР : АБ



84(2Рос=Рус)1;Н48

Тройка [Звукозапись] : стихотворение / Н. А. Некрасов ; читает Ю. Голышев. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (2 мин). — С изд.: М. : Аудиокнига, 2006.

МХР : АБ



Воспроизведенная литература о Н. А. Некрасове:



83.3(2Рос=Рус)1;В11

В краю поэта [Текст] : [о Некрасове Николае Алексеевиче] : [для слабовид. детей] / [отв. ред. Л. И. Ярош] ; Новгород. обл. спец. б-ка для слепых. — Великий Новгород : НОСБС, 2001. — 29 с. : ил. — (Новгородская азбука. Издание для слабовидящих).

МХР : ТФ



83.3(2Рос=Рус)1;С42

Скатов, Н. Н. Некрасов [Шрифт Брайля] / Н. Скатов. — М. : Репро, 2004. — 8 кн. — Пеpепеч.: М. : Молодая гвардия, 1994. — (Жизнь замечательных людей).

МХР : АБ + НА + ПФ



83.3(2Рос=Рус);Ч-88

Чуковский, К. И. О Чехове, Некрасове, Репине, Блоке… [Электронный ресурс] / К. И. Чуковский ; читает К. Чуковский. — М. : АРДИС, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Формат MP3. — Загл. с этикетки контейнера. — Источник записи не указан.

МХР : АБ + ПФ + НА



Список сокращений

АБ — отдел абонемента

ИСК — отдел искусств

МХР — место хранения

НА — надомный абонемент

ПФ — отдел внестац. обслуживания





Сост. В. И. Жукова