Статьи о воспитании и обучении незрячих детей

1997
Витковская, А. М. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой [Текст] / А. М. Витковская // Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии — СПб., 1997. — С. 9-15.
Витковская, А. М. Особенности организации сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 14-17.
Генкина, С. Г. Ранняя диагностика зрительной патологии детей как условие коррекции и компенсации их развития [Текст] / С. Г. Генкина // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 56-58.
Глушкова, Г. Н. Сенсорное воспитание дошкольников с амблиопией и косоглазием на занятиях в коррекционном зале [Текст] / Г. Н. Глушкова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 36-39.
Горбылева, И. Л. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения [Текст] / И. Л. Горбылева // Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 60-67.
Куликова, С. В. Новые тесты для оценки и тренировки зрения у детей с 1,5 лет [Текст] / С. В. Куликова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 10-12.
Опыт коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения [в детском саду] [Текст] / И. В. Филимонова, И. А. Черногород, Е. К. Загайнова, В. А. Грищенко // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 41-44.
Парамонова, Е. А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в процессе трудового воспитания [в детском саду] [Текст] / Е. А. Парамонова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 39-41.
Пафнутова, Н. В. Совершенствование зрительного восприятия посредством комплексной развивающей дидактической системы [в детских садах для детей с нарушениями зрения] [Текст] / Н. В. Пафнутова, Н. М. Иванова, Л. В. Павлюк // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 33-36.
1998
Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева // Дефектология. — 1998. — № 5. — С. 76-87.
Тарасова, С. А. Мой первый слепой воспитанник [Текст] : [авт.- воспитатель яслей-сада № 90 для детей с нарушением зрения г. Набережные Челны] / С.А. Тарасова // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 55-58.
2000
Мишин, М. А. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) [Текст] / М. А. Мишин, З. Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2000. — № 1. — С. 44–60.
Мишин, М. А. Комплексное закаливание детей с косоглазием и амблиопией в специальном учреждении начальная школа-детский сад [Текст] / М. А. Мишин, В. П. Мишукова, Е. Г. Шачнева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2000. — № 1. — С. 32-39.
Тюбекина, З. Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : (из опыта работы) : [приводится содержание коррекционных занятий по развитию осязания и моторики рук] / З. Н. Тюбекина // Дефектология. — 2000. — № 5. — С. 56-60.
2001
Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 76-83.
Лазеева, Н. Н. Внимание, прививка! [Текст] / Н. Н. Лазеева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2001. — № 2. — С. 4-10.
Машкова, Т. Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т. Н. Машкова, В. З. Денискина // Дефектология. — 2001. — № 5. — С. 87-89.
Насибулова, Е. Иногда мне приходит в голову [Текст] : [о том, как незрячий ребенок в полтора года узнает мир по звукам и запахам] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 5. — С. 9-11.
Насибулова, Е. Когда я была маленькой... [Текст] : [незрячей девочке Насте два года, первый раз в жизни она путешествует с мамой] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 6. — С. 14-16.
Насибулова, Е. Мне хочется дать надежду, веру и силу... [Текст] : [ст. посвящена воспитанию незрячего ребенка с самого раннего возраста] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 2. — С. 2-6.
Насибулова, Е. "Моя маленькая девочка..." [Текст] : [незрячий ребенок познает мир гуляя в лесу, отдыхая на берегу реки, знакомится с насекомыми] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 10. — С. 10-14.
Насибулова, Е. "Настя, я нашла письмо твоему папе..." [Текст] : [авт. ст. вспоминает о путешествии к морю с незрячей дочкой] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 9. — С. 7-8.
Насибулова, Е. Письмо дочери [Текст] : [мама учит незрячего ребенка, которому исполнилось пять месяцев, различать игрушки, сделанные из разных материалов] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 3. — С. 1-3.
Насибулова, Е. Сегодня твой первый день рождения... [Текст] : [незрячей девочке Насте исполнился год, она научилась определять предметы, узнавать по запаху разные деревья, играть с черепахой...] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 4. — С. 4-6.
Насибулова, Е. Театр: свет, взгляд... [Текст] / Е. Насибулова // Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения : сб. ст. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 97-101.
Насибулова, Е. А. "Я открою тебе этот мир..." [Текст] : [о воспитании маленькой незрячей девочки] / Е. А. Насибулова // Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения : сб. ст. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 61-68.
Подколзина, Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 84-88.
Подколзина, Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2001. — № 2. — С. 56-59. — То же // Соц. реабилитация незрячих: зв. сб. — 2002. — Вып. 2 (69). — 1 мфк.
Фомина, Л. А. Опыт использования прибора "Ориентир" в работе с незрячими детьми [Текст] / Л. Фомина // Шк. вестн. — 2001. — № 9. — С. 1-7.
2002
Елена Насибулова на занятиях с группой незрячих детей в дельфинарии [Текст] // Шк. вестн. — 2002. — № 3. — 1-я с. обл. : фот.
Мишин, М. А. Пульсометрия в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения [Текст] : [медико-педагог. контроль физ. развития детей в дошк. учреждении] / М. А. Мишин // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2002. — № 3. — С. 63-68.
Насибулова, Е. Практические советы [Текст] : [как помочь незрячему ребенку полюбить процесс купания] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2002. — № 2. — С. 1-2.
Подколзина, Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. — 2002. — № 6. — С. 71-77 ; 2003. — № 3. — С. 43-49.
Подколзина, Е. Н. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4. — С. 48-54.
Смирнова, И. А. Общеразвивающие упражнения с гимнастическим катком [Текст] : [физ. занятия в ГОУ № 724 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения ВОУ МКО] / И. А. Смирнова, А. С. Краснянская // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2002. — № 3. — С. 86-95.
Стребелева, Е. А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании [Текст] / Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 3. — С. 15-18.
2003
Витковская, А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 40-43.
Денискина, В. З. Коррекционная направленность физминуток в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения [Текст] : [о коррекцион. работе, проводимой в Начальной школе-детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 1697 СВАО г. Москвы] / В. З. Денискина, Т. Н. Машкова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2003. — № 4. — С. 4-11.
Куракина, Е. Развиваем ручки [Текст] : (в помощь родителям ребенка с нарушением зрения) : [метод. рекомендации по развитию тактильных ощущений у ребенка] / Е. Куракина // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. — Н. Новгород, 2003. — С. 14-19. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2005. — Вып. 2 (81). — 1 мфк.
Мишин, М. А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М. А. Мишин, И. А. Смирнова, З. Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2003. — № 4. — С. 12-24.
Мишин, М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения [Текст] : [о спец. физ. упражнениях, которые улучшают психомоторное развитие детей с нарушением зрения] / М. А. Мишин // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2003. — № 4. — С. 46-68.
Сумарокова, И. Г. "Мир кончиками пальцев" [Текст] : [о проекте "Мир кончиками пальцев" (Нижегород. регион. обществ. орг. родителей детей-инвалидов по зрению "Перспектива"), целью которого является обеспечение незрячих детей Нижегород. региона тактильными книжками и развивающими настольными играми] / И. Сумарокова // Шк. вестн. — 2003. — № 2. — С. 14-20.
Сумарокова, И. Г. Практические рекомендации [Текст] : [практ. рекомендации по изготовлению и использованию тактильных детских книг и настольных игр] / И. Г. Сумарокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. — Н. Новгород, 2003. — С. 41-49. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2005. — Вып. 2 (81). — 1 мфк.
Сумарокова, И. Г. Тактильные пособия как средство интеграции в обществе незрячего ребенка [Текст] : [о реализации проекта "Мир кончиками пальцев" по изготовлению рукотворных тактильных детских книг и развивающих настольных игр] / И. Г. Сумарокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. — Н. Новгород, 2003. — С. 19-25. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2005. — Вып. 2 (81). — 1 мфк.
Феоктистова, В. Семья слепого ребенка [Текст] : [воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения] / В. Феоктистова // Шк. вестн. — 2003. — № 1. — С. 2-7.
2004
Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения [Текст] / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1. — С. 25-27 ; № 2. — С. 18-23 ; № 3. — С. 25-29 ; № 4. — С. 13-18.
Денискина, В. З. Методика и наглядные средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимики [Текст] / В. З. Денискина // Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения : сб. ст. — М., 2004. — С. 95-101.
Иванникова, О. А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / О. А. Иванникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — С. 23-27.
Минаева, Н. Г. Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] / Н. Г. Минаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6. — С. 17-21.
Мишин, М. А. Игры с мячом на воздухе в дошкольном учреждении [Текст] / М. А. Мишин, Н. Н. Никитина, Т. Ф. Степанова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2004. — № 5. — С. 16-31.
Семченкова, И. А. Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушением зрения [Текст] / И. А. Семченкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 4. — С. 18-19.
Солнцева, Л. И. Воспитание слепых детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 5. — С. 64-66.
Солнцева, Л. И. Особенности развития предметной деятельности слепого ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2004. — № 5. — С. 4-9.
Сумарокова, И. Г. Родителям на заметку [Текст] : [о проекте со созданию службы ранней интервенции для детей с нарушением зрения (Нижегород. регион. обществ. орг. родителей детей-инвалидов по зрению (НРООРДИЗ) "Перспектива", Саратов. обл. орг. ВОС, Центр помощи слепым детям г. Сан-Франциско (Blind babies foundation)] / И. Сумарокова // Шк. вестн. — 2004. — № 1. — С. 10-15.
Фомина, Л. А. Никогда не надо опускать руки [Текст] : [советы психолога родителям по воспитанию, обучению и общему развитию незрячих детей дошк. возраста] / Л. Фомина // Наша жизнь. — 2004. — № 2. — С. 50-54. — То же [Шрифт Брайля]. — С. 100-111.
2005
Денискина, В. З. Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения [Текст] : [представлены фрагменты программы по развитию обоняния у детей с нарушением зрения, составленной и апробированной на базе ГОУ "Начальная школа-детский сад" для детей с нарушением зрения № 1697 г. Москвы и школы № 39 для слепых и слабовидящих детей г. Новосибирска] / В. З. Денискина, Г. Г. Петрова // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 58-62. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2006. — Вып. 4 (87). — 1 мфк.
Мишин, М. А. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала [Текст] : [о цветовом оформлении интерьера спортивного зала в дошк. образоват. учреждении для детей с нарушением зрения] / М. А. Мишин, А. С. Тимошенко // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 56-67.
Мишин, М. А. Способы группового обучения элементам плавания в дошкольном учреждении [Текст] / М. А. Мишин, О. А. Кедрова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 18-30.
Оглоблина, И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом [Текст] / И. Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 6. — С. 18–21.
Плаксина, Л. И. Школа: проблемы ждут решения [Текст] : [о проблемах, возникших в тифлопедагогике (дошкольном и школьном образовании, а также в абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения) на рубеже XX-XXI веков в России] / Л. И. Плаксина // Наша жизнь. — 2005. — № 3. — С. 41-51. — То же [Шрифт Брайля]. — С. 46-72.
Подколзина, Е. Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 37-41.
Подколзина, Е. Научить общаться [Текст] : [рекомендации для родителей] / Е. Подколзина // Шк. вестн. — 2005. — № 6. — С. 1-7.
Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям [Текст] / Л. В. Самарина // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 21-24.
Серажетдинова, Н. А. Оценка физического развития детей 6 лет в дошкольном учреждении комбинированного вида [Текст] / Н. А. Серажетдинова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 68-73.
Смирнова, И. А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст] / И. А. Смирнова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 46-55.
Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 3-10.
2006
Анфилатова, О. В. Адаптивное физическое воспитание старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / О. В. Анфилатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 5. — С. 38-43.
Витковская, А. Делаем книгу своими руками [Текст] : [рекомендации родителям и учителям по изготовлению тактил. книг для детей с нарушением зрения, а также рекомендации по использованию этих книг] / А. Витковская // Шк. вестн. — 2006. — № 7. — С. 1-12.
Кузьмина, А. М. Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] / А. М. Кузьмина, И. А. Смирнова, И. А. Слепцова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 74-84.
Маркина, Г. В. Виды активного участия педагога в процессе игровой деятельности дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] / Г. В. Маркина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 71-73.
Мишин, М. А. Упражнения с обручем в индивидуальных занятиях со слепым ребенком [Текст] / М. А. Мишин // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 12-24.
Озеров, В. Беседы с родителями незрячих детей. Беседа десятая [Текст] : готовимся к школе / В. Озеров // Шк. вестн. — 2006. — № 1. — С. 1-14.
Подколзина, Е. Н. Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] : [рекомендации тифлопедагогам] / Е. Н. Подколзина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 48-57. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2007. — Вып. 3 (90). — 1 мфк.
Смирнова, Н. С. Спортивная площадка в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / Н. С. Смирнова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 66-69.
Яремчук, Г. С. Улыбнись солнечному зайчику [Текст] : [о коррекцион. занятии на природе с детьми с косоглазием и амблиопией] / Г. С. Яремчук // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 58-61.
2007
Архипенко, Г. М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. М. Архипенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 1. — С. 59-64. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2007. — Вып. 1 (88). — 1 мфк.
Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения [Текст] : [о проблеме преемственности между дошкольным воспитанием и обучением в начальной школе детей с нарушением зрения] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. — С. 20-29.
Денискина, В. З. Тактильная рукодельная книга в абилитации незрячих и слабовидящих детей [Текст] / В. З. Денискина // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учет и отражение в справочном аппарате : материалы межрегион. семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г. — М., 2007. — С. 7-20.
Иванникова, О. А. Пребывание незрячего ребенка в условиях специальной группы ДОУ [Текст] / О. А. Иванникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 2. — С. 51-65.
Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации [Текст] / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. — 2007. — № 6. — С. 60-68.
Морозова, Т. Как объяснить, что небо синее? [Текст] : [о работе, проводимой в Орловской обл. спец. б-ке для слепых] / Т. Морозова // Библиотека. — 2007. — № 2. — С. 25-28.
Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 3. — С. 35-39.
Саматова, А. В. Роль рукодельной тактильной книги в развитии речетворческого процесса у незрячих детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Саматова // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учет и отражение в справочном аппарате : материалы межрегион. семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г. — М., 2007. — С. 109-114.
Ткачева, В. В. Модель "сотрудничество" как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками [Текст] : [в помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии] / В. В. Ткачева // Коррекц. педагогика: теория и практика. — 2007. — № 2. — С. 68-77.
Ткачева, В. В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачева // Коррекц. педагогика: теория и практика. — 2007. — № 5. — С. 63-72.
Туркина, Н. Игра как средство социализации детей с нарушением зрения [Текст] / Н. Туркина // Шк. вестн. — 2007. — № 7. — С. 1-10.
Фомина, Л. А. Работа с тактильной книгой [Текст] : (в помощь родителям) / Л. А. Фомина // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учет и отражение в справочном аппарате : материалы межрегион. семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г. — М., 2007. — С. 115-126.
2008
Бурнаева, С. В. О лечебной физкультуре в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / С. В. Бурнаева, Н. А. Серажетдинова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 41-46.
Губарева, Р. А. История и проблемы специализированных детских садов для детей с нарушением зрения [Текст] / Р. А. Губарева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 4-9.
Денискина, В. З. Незрячие волонтеры могут действенно помогать детям с нарушением зрения и их родителям [Текст] / В. З. Денискина // Волонтерство в системе ВОС. Проблемы и перспективы : (материалы по результатам работы семинара-тренинга "Мастерство волонтеров"). — М. : Реакомп, 2008. — С. 26-32.
Кузьмина, А. М. Использование спортивного зала для занятий по пространственной ориентировке [Текст] : [о коррекц. занятиях по пространственной ориентировке детей с нарушением зрения в спортзале дошкольного учреждения] / А. М. Кузьмина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 33-35.
Линдрус, М. Если у ребенка тяжелое нарушение зрения [Текст] : [рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушениями зрения] / М. Линдрус // Шк. вестн. — 2008. — № 5. — С. 4-7.
Мартынова, Е. Центр помощи родителям слепых детей [Текст] : [о консультативно-методическом центре для родителей незрячих детей дошкольного возраста, созданном на базе Чебоксарской мест. орг. ВОС] / Е. Мартынова // Наша жизнь. — 2008. — № 11. — С. 74. — То же [Шрифт Брайля]. — С. 134.
Муллабаева, И. В. Улыбка, осанка, хорошее настроение! [Текст] / И. В. Муллабаева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 64–88.
Подколзина, Е. Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 4. — С. 73-79 ; № 6. — С. 74-77.
Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 64-68.
Подколзина, Е. Н. Специальные коррекционные занятия в детском саду и начальной школе для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 10-16.
Скворцова, Л. В. Досуг, как часть коррекционно-педагогической работы с детьми с косоглазием и амблиопией [Текст] / Л. В. Скворцова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 53-57.
Смирнова, И. А. Общеразвивающие упражнения с "массажным мячом" среднего размера [Текст] : [в статье приводится комплекс общеразвивающих упражнений для детей с косоглазием и амблиопией старшей и подготовит. групп дошкольного учреждения] / И. А. Смирнова, Е. М. Щепило // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 47-52.
Сумарокова, И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] / И. Г. Сумарокова // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 33-44.
2009
Денискина, В. З. Обсуждение модели дошкольного воспитания детей с нарушением зрения [Текст] : [о проекте создания модели] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 4. — С. 16-22.
Дергачева, Л. Н. Сказка в жизни дошкольника [Текст] / Л. Н. Дергачева // Вестн. тифлологии. — 2009. — № 1. — С. 86-88.
Малева, З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З. П. Малева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 27–33.
Мишин, М. А. Подвижные игры с использованием визуально-развивающей среды [Текст] / М. А. Мишин // Вестн. тифлологии. — 2009. — №1 : Физ. воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе ; № 10. — С. 90-93.
Мишин, М. А. Упражнения лечебной физкультуры для профилактики и коррекции плоскостопия [Текст] / М. А. Мишин, Н. А. Серажетдинова // Вестн. тифлологии. — 2009. — №1 : Физ. воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе ; № 10. — С. 98-103.
Подколзина, Е. Н. Коррекционная направленность использования игрового материала в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Вестн. тифлологии. — 2009. — № 1. — С. 62-75.
Подугольникова, Т. А. Развитие зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] : [о экспериментальном исследовании развития зрительного внимания с помощью интерактивной компьютерной программы "Дискотека" у детей с нарушением зрения] / Т. А. Подугольникова // Дефектология. — 2009. — № 4. — С. 65-72.
Романова, И. П. Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / И. П. Романова // Коррекц. педагогика: теория и практика. — 2009. — № 3 (33). — С. 67-69.
Тюбекина, З. Н. Подготовительные упражнения к занятиям на синоптофоре детей младшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией [Текст] / З. Н. Тюбекина // Вестн. тифлологии. — 2009. — № 1. — С. 81-85.
2010
Бондаренко, М. П. Советы тифлопедагогу по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения / М. П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — С. 41–47.
Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 66–73 ; № 2. — С. 74–79.
2011
Амарал, И. Коммуникативный подход к обучению слепых детей с множественными нарушениями / И. Амарал, Д. Лолли // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 71–80.
Бондаренко, М. П. Осваиваем окружающее пространство : (советы родителям детей с глубоким нарушением зрения) / М. П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 5. — С. 53–57.
Денискина, В. З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением / В. З. Денискина // Дефектология. — 2011. — № 6. — С. 61–71.
Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. — 2011. — № 5. — С. 56–65.
Подугольникова, Т. А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве / Т. А. Подугольникова, М. Ф. Носова, Е. А. Козлова // Дефектология. — 2011. — № 1. — С. 73–79.
2012
Голоскокова, Л. И. Обучение слепого ребенка в общеобразовательной школе / Л. И. Голоскокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 6. — С. 41–46.
Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3–12.
Колпакова, М. А. Зрительная гимнастика / М. А. Колпакова // Коррекционная педагогика : теория и практика. — 2012. — № 12. — С. 64–69.
Любимов, А. А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А. А. Любимов // Дефектология. — 2012. — № 3. — С. 37–44.
Подколзина, Е. Н. Дидактические игры в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 6. — С. 24–32.
Подугольникова, Т. А. Повышение остроты зрения при амблиопии с помощью перцептивного обучения / Т. А. Подугольникова // Дефектология. — 2012. — № 4. — С. 31–37.
Фомина, Л. А. О страхах незрячих детей / Людмила Алексеевна Фомина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 8. — С. 47–52.

2013

Антонов, Н. К. Первые уроки жизни / Н. К. Антонов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 55-59.
Автор, тифлопедагог из Ульяновска, инвалид по зрению, вспоминает о влиянии матери на его воспитание и развитие в раннем детстве.

Гильфанова, И. А. Библиотека и школа: опыт взаимодействия в сфере социокультурной реабилитации детей с нарушениями зрения / И. А. Гильфанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 60-62.
Автор — директор Свердловской областной специальной библиотеки для слепых (г. Екатеринбург).

Денискина, В. З. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 2. — С. 3–10.
Авторы, специалисты Института коррекционной педагогики РАО, рассматривают задачи дошкольных образовательных учреждений по воспитанию детей со сложной структурой дефекта. Они обращают внимание на то, что ребенка со сложным дефектом следует должным образом подготовить для посещения образовательного учреждения.

Денискина, В. З. К вопросу об обучении детей с нарушением зрения чтению и письму по системе Брайля / В. З. Денискина, Г. А. Фатьянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 23-27.
В. З. Денискина, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО (Москва) и Г. А. Фатьянова, учитель начальных классов Кисловодской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида, обосновывают мнение, что в век цифровых технологий чтение и письмо по системе Брайля остается для слепого ребенка обязательным и необходимым условием для его качественного обучения и развития.

Денискина, В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 4-14.
В.З. Денискина, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО (Москва), разъясняет тифлопедагогические требования к организации образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения.

Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 3. — С. 26–32.
Статья известного тифлопедагога и тифлопсихолога М.И. Земцовой (1903–1989). Автор объясняет зависимость восприятия предметов и изображений слабовидящими детьми от степени снижения у них остроты зрения.

Кудрина, Т. П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев. Сообщение I / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2013. — № 1. — С. 24–32.
Автор, специалист Института коррекционной педагогики РАО, представляет результаты исследования психического развития преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных. Проанализированы особенности развития зрительных и слуховых ориентировочных реакций, раскрыта специфика формирования эмоций и социального поведения у недоношенных младенцев в условиях зрительной депривации.

Любимова, М. П. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения / М. П. Любимова, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 28-32.
Авторы – научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО (Москва) популярно знакомят с приемами сопровождения лиц с нарушением зрения при передвижении в пространстве.

Любимова, М. П. Приемы сопровождения лиц с нарушением зрения в процессе передвижения в пространстве / М. П. Любимова, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 1-16. — (Вкл. л.: "Мы вместе". Странички для занятий с детьми).
Иллюстрированное пособие.

Насибулова, Е. А. Проект "Мамина школа" : (международная школа родительского мастерства для семей, воспитывающих незрячих детей) / Е. А. Насибулова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 50-54.
Автор — директор Центра реабилитации незрячих детей и их родителей "Я и МАМА" (Москва), мама незрячего ребенка.

Соколов, В. В. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией [Текст] / В. В. Соколов, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 33-42.
Авторы — научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО (Москва) делают краткий обзор некоторых компьютиризированных устройств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубоким нарушением зрения.

Сумарокова, И. Г. К вопросу о формировании позитивного родительского отношения к незрячему ребенку / И. Г. Сумарокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 43-49.
Автор — директор Центра помощи незрячим детям (г. Нижний Новгород), руководитель Нижегородской регион. обществ. орг. родителей детей-инвалидов по зрению (НРООРДИЗ) "Перспектива".

Тупоногов, Б. К. Контроль процессов функционирования специальных школ III и IV видов / Б. К. Тупоногов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 15-22.
Б.К. Тупоногов (1938-2013), научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО (Москва) рассматривает формы внутришкольного контроля, сложившиеся в современных условиях перестройки и формирования системы общего и специального образования.

Шведова, Н. П. Рельефная наглядность для слепых / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 1. — С. 33–42 : ил.
Н. П. Шведова – тифлопедагог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида, город Королев Московской области. Автор делится опытом обучения незрячих детей, умению вызывать у них эмоционально-положительный интерес к книге как к предмету познания. Она говорит, что многие незрячие дети боятся брать в руки и обследовать новые предметы, не любят касаться мягких, пушистых поверхностей, а некоторые испытывают неприязнь к гладким, холодным, скользким поверхностям. Тифлопедагог объясняет, как преодолеть этот страх.
Н. П. Шведова рассказывает о том, как научить ребенка использовать обе руки для нахождения нужной детали или вставки; легко передвигать руки по страничке, касаясь ее пальчиками; исследовать небольшие детали подушечкой указательного пальца, находить и правильно называть объект (рисунок) по тактильным признакам (наличию хвостика, перышек и т.д.).

2014
Гринина, Е. С. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях подростков с умственной отсталостью и с нарушениями зрения / Е. С. Гринина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 10–14.
Е. С. Гринина, канд. психол. наук, доцент кафедры спец. психологии Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского представляет научное исследование анализа поведения в межличностных конфликтах подростков с различными нарушениями развития и их нормально развивающихся сверстников.


Исмаилова, И. С. Коррекционная работа по развитию связной речи у слабовидящих умственно отсталых младших школьников / И. С. Исмаилова // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 70–77.
В статье представлена модель коррекционной работы по развитию связной устной речи у младших школьников с комплексными нарушениями зрения и интеллекта (слабовидящих умственно отсталых младших школьников). Раскрываются принципы, содержание и особенности реализации коррекционной работы. Представлен опыт коррекционной работы в школе-интернате для детей с нарушениями зрения г. Армавира Краснодарского края.


Карандаева, Т. А. Современные подходы к обучению будущих дефектологов чтению и письму по системе Брайля / Т. А. Карандаева // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 87–94.
Статья посвящена важному направлению в подготовке дефектологов — обучению чтению и письму по системе Брайля, повышению квалификации специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения. В работе представлены основные сведения о содержании данного курса обучения, его организации, а также некоторые приемы, способствующие оптимизации учебного процесса.


Клопота, Е. А. Социально-психологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 87–91.
В статье анализируются результаты экспериментального исследования особенностей интеграции слепого человека в профессиональную сферу. Рассматриваются возможности формирования позитивного образа слепых и слабовидящих людей в социуме, а также конкретные способы решения данной проблемы.


Кудрина, Т. П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2014. — № 5. — С. –61–67.
В статье представлен комплекс диагностических проб, с помощью которых могут быть определены функциональные возможности нарушенного зрения у младенцев и детей раннего возраста. Дано описание стимульного материала, условий проведения диагностических проб и возможных поведенческих реакций детей.


Кудрина, Т. П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца : сообщение 1 / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2014. — № 3. — С. 53–63.
В статье представлены результаты исследования особенностей взаимодействия в парах "мать — младенец, имеющий ретинопатию недоношенных V стадии". Выделены и разъяснены эффективные и неэффективные коммуникативные действия матери.


Кудрина, Т. П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца : сообщение 2 / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2014. — № 4. — С. 43–51.
Материалы статьи продолжают обсуждение результатов исследования особенностей взаимодействия матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии.


Любимов, А. А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А. А. Любимов // Дефектология. — 2013. — № 6. — С. 84–89.
В статье рассматриваются результаты анализа действующей модели обучения пространственной ориентировке в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III-IV видов. Анализируются применяемые педагогами программы обучения слепых и слабовидящих школьников в рамках курса "Ориентировка в пространстве", обсуждаются формы обучения пространственной ориентировке.

Любимов, А. А. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения / А. А. Любимов, М. П. Любимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 8. — С. 36–44.
Авторы делятся методикой выработки навыков при обучении слепого или слабовидящего ребенка различным действиям и умениям. В качестве примеров приведены методики:
- "Формирование навыка использования пипетки", разработанная Т.В. Ткаченко, учителем-тифлопедагогом Михайловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида (п. Михайловка Волгоградской области);
- "Формирование навыка забивания гвоздя (в учебной мастерской)", разработанная Н.Д. Луговкиным, учителем технологии Ивановской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида (г. Иваново).


Машенцева, Т. В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей : (на материале настольного тенниса) / Т. В. Машенцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 49–50.
Т. В. Машенцева, учитель физической культуры в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV видов (г. Саратов) знакомит с методикой обучения слепых и слабовидящих детей адаптированным правилам игры в настольный теннис, разработанным в их школе.


Неустроев, В. В. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в школах III-IV видов / В. В. Неустроев // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 23–2.
В. В. Неустроев, учитель истории и обществознания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV видов (г. Саратов) рассказывает о применении компьютера и средств на уроках истории и во внеклассной работе.

Папазян, Н. Д. Поэзия Есенина глазами биолога / Н. Д. Папазян // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 66–69.
Н. Д. Папазян, учитель биологии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV видов (г. Саратов) делится опытом использования стихотворений С. Есенина при изучении сезонных периодических явлений в жизни животных и растений.


Проглядова, Г. А. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письму по системе Брайля / Г. А. Проглядова, В. З. Денискина // Дефектология. — 2014. — № 3. — С. 89–94.
В статье анализируются некоторые трудности, которые испытывают слепые учащиеся при овладении рельефно-точечной системой Брайля. Представлена классификация ошибок на смещение букв, сходных по пространственному расположению (имеющих зеркальное сходство).

Проглядова, Г. А. Система работы по профилактике нарушений письма у слепых младших школьников / Г. А. Проглядова, Л. П. Уфимцева, В. З. Денискина // Дефектология. — 2014. — № 4. — С. 71–79.
В статье описана методика диагностики основополагающих умений, необходимых для овладения письмом по рельефно-точечной системе учащимися I классов, а также представлены этапы коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей в процессе обучения детей письму по системе Брайля.


Широков, К. С. Изучение профессиональных возможностей старшеклассников с нарушениями зрения как основа профессиональной работы / К. С. Широков // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 2 (60). — С. 16–22.
Автор, аспирант факультета Клинической и специальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ (Москва), рассказывает о результатах проведенного обследования 23 учеников 10-12 классов Государственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида № 2 г. Москвы.


2015


Бруштейн, И. Видеть сердцем, танцевать с душой / И. Бруштейн // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 4. — С. 54–62.
О работе Уфимской школы-интерната № 28 для слепых и слабовидящих детей и её учащихся.

Вершинина, Г. П. Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с правилами дорожного движения : (методический кабинет "Автодром") / Г. П. Вершинина, О. П. Фоменко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 50–55.
Для ведения профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у дошкольников в детском саду комбинированного вида для детей с нарушениями зрения № 374 Красноармейского района Волгограда с 2002 г. функционирует специальный методический кабинет "Автодром". В статье представлен опыт работы.

Зубкова, В. П. К проблеме изучения представлений об эмоциях у детей в условиях зрительной недостаточности / В. П. Зубкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 1 (63). — С. 30–34.
В статье описывается роль эмоций в психическом развитии детей. Представлены направления научных исследований по изучению эмоциональной сферы. Актуализируется необходимость дальнейшего научно-практического рассмотрения проблемы формирования представлений об эмоциях у детей с нарушением зрения в условиях специального (коррекционного) образования.

Коробейников, И. А. Терминологические аспекты модернизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : (на примере современной тифлопедагогики) / И. А. Коробейников, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 3–8.
В терминологический аппарат современной тифлопедагогики вводится понятие "особые образовательные потребности детей с нарушением зрения", содержательное наполнение которого может составить базис программы коррекционной работы для данной категории обучающихся. Авторы статьи — научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Малкова, Т. П. К вопросу о надомном обучении детей-инвалидов по зрению с комплексными нарушениями / Т. П. Малкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 1 (63). — С. 17–20.
Представлены результаты исследования семей с детьми, имеющими различные сложные нарушения, которые часто не получают своевременной консультации и психологической помощи. Пробелы воспитания, дефицит общения и дефицит информации приводят к ограничению накопления детьми сенсорного и эмоционального опыта. Раскрывается необходимость своевременного предоставления особых условий обучения и развития, выбора наиболее оптимального индивидуального варианта в системе специального образования.

Мезрин, В. П. Значение идей и общественно-педагогической деятельности К. К. Грота по обучению и воспитанию слепых в России для современной практики специального образования : (к 200-летию со дня рождения) / В. П. Мезрин, А. В. Терентьева // Дефектология. — 2015. — № 2. — С. 3–10.
Статья посвящена выдающемуся государственному деятелю и благотворителю России XIX века Константину Карловичу Гроту (1815–1897). Рассказано об истории создания Александро-Мариинского попечительства о слепых и Петербургского училища слепых.

Пляхневич, Л. И. Изобразительная деятельность как способ активизации внутренних ресурсов дошкольников с нарушениями зрения / Л. И. Пляхневич, Т. И. Овсянникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 4. — С. 44–53. Авторы — сотрудники ГУО "Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения" (Республика Беларусь). В работе с дошкольниками с нарушениями зрения авторы используют следующие техники и приемы рисования: восковая живопись, рисование сыпучими материалами, пальчиковая живопись, кляксография, техника мозаики или витража, флоротипия, ниткография, рисование пластилином, рисование косметическими тенями, техника завитка, дуги и спирали, техника штриха и линий, монотипия, рисование на мокрой бумаге, рисование зубными щетками, поролоновыми жгутиками, ватными тампонами, скомканными салфетками, коллаж.

Проглядова, Г. А. Пропедевтическая работа со слепыми учащимися при обучении письму шрифтом Брайля / Г. А. Проглядова // Дефектология. — 2015. — № 2. — С. 71–79.
В статье представлены этапы подготовительной работы при овладении письмом по системе Брайля. Приведены упражнения, направленные на развитие умений и навыков осязания, осязательной памяти, мелкой моторики, координированной работы обеих рук и т. д.

Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье : сообщение 1 / Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2015. — № 3. — С. 18–29.
В материалах статьи предпринята попытка систематизировать и обобщить приоритетные научные исследования в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которые были выполнены в Институте коррекционной педагогике РАО, в том числе представлены исследования по тифлологии.

Солодова, Н. В. Использование натуральных предметов и их рельефных изображений при проведении словарной в условиях тифлошколы / Н. В. Солодова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 2. — С. 87–90.
Солодова Н.В. — учитель русского языка и литературы (Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III–IV вида" г. Михайловка, Волгоградская область).

Удалова, Т. В. Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения / Т. В. Удалова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 43–49. Наглядность — один из важнейших принципов преподавания географии, без использования которого нельзя добиться повышения эффективности преподавания этой дисциплины в школе.

Улитина, И. В. Обходные пути включения тотально слепого ребенка в непосредственно образовательную деятельность учителя-логопеда с детьми 5–6 лет с функциональными нарушениями зрения / И. В. Улитина, А. А. Овчинникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 2. — С. 95–98.
Улитина И.В. — учитель-логопед, Овчинникова А.А. — учитель-дефектолог ("Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50", Пермь).

Хаперская, Н. Ю. Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста через сюжетную картину / Н. Ю. Хаперская // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 2. — С. 91–95.
Хаперская Н.Ю. — учитель–дефектолог (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка детский сад № 342", Волгоград).

Шведова, Н. П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 3. — С. 49–54.
Автор статьи — преподаватель МБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей (город Королев, Московская область).

2016