Иван Андреевич КРЫЛОВ

Российской государственной библиотеки для слепых
Тифлобиблиографический отдел

«Бог ниспослал ему благодать слова»


Иван Андреевич
КРЫЛОВ

1769—1844

Рекомендательный список
воспроизведённых изданий


Москва
2019

«Трудно найти человека, которого жизнь была бы до такой степени обогащена анекдотическими событиями, как жизнь
Крылова. По своему характеру, привычкам и образу жизни он
беспрестанно подвергался тем случаям, в которых выражаются резкие особенности ума, вкуса, добродушия или слабостей.
Если бы можно было собрать в одну книгу все эти случаи
и сопровождавшие их явления, она составила бы в некотором смысле энциклопедию русского быта и русского человека — в виде Крылова».
Пётр Александрович Плетнёв

Баснописец, поэт, драматург, публицист, журналист, издатель, член Российской академии (1811), академик Петербургской Академии наук (1841) Иван Андреевич Крылов родился 2 [13] февраля 1769 годав Москве [по другим данным — в Троицке или Заволжье].
Отец его, Андрей Прохорович Крылов (1736—1778), выслуживший потомственное дворянство армейский офицер, по происхождению был «из обер-офицерских детей». Вся его служба прошла в частях и крепостях Оренбургского корпуса. В 1772 году А.П. Крылов был произведён в капитаны (начал служить в гарнизонном батальоне в 1752 году). А в январе 1774 года отличился при защите Яицкого городка: не сдал крепость Пугачёву. Эта история упомянута в пушкинской «Истории Пугачёва» и в повести «Капитанская дочка».
Спасая семью от бунтовщиков, Андрей Прохорович отправил жену, Марию Алексеевну (ок.1750—1788), с сыном в Оренбург, однако город вскоре был осаждён. Воспоминания баснописца об этих событиях остались в записках Пушкина: «На их двор упало несколько ядер, он помнит голод и то, что за куль муки заплачено было его матерью (и то тихонько) 25 р.! Так как чин капитана в Яицкой крепости был заметен, то найдено было в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить, и имя Крыловой с её сыном».
К сожалению, заслуги при обороне Яицкого городка никак не сказались на положении и благополучии семьи.
Считается, что А.П. Крылов был автором письма, почти дословно воспроизведённого А.С. Пушкиным при написании «Истории Пугачёва»: в примечаниях Пушкин писал, что этот источник несет на себе «печать истины, неукрашенной и простодушной».
После выхода в отставку Андрей Прохорович поступил на гражданскую службу и переехал с женой и сыновьями сначала в Калязин, потом в Тверь. Должность председателя тверского магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности.
Образование Ивана Крылова нельзя назвать последовательным: не имя возможности платить за обучение, Андрей Прохорович обучал сына грамоте в домашних условиях, прививая интерес к новым знаниям посредством ежедневного чтения книг (но до конца дней Иван Андреевич писал с ошибками), а состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям.
17 марта 1778 года Андрей Прохорович умер в чине коллежского асессора, занимая должность второго председателя губернского магистрата, оставив в наследство сыновьям — девятилетнему Ивану и двухлетнему Льву — сундук книг, которые собирал в течение всей жизни (он был страстным любителем чтения). Жизнь вдовы и детей стала ещё тяжелее, поэтому будущему баснописцу пришлось поступить на службу подканцеляристом в Тверской магистрат.
Сохранились воспоминания о детстве Крылова, составленные со слов Ивана Андреевича его современницей: «Марья Алексеевна … сама себе составила план образования своего сына. Желая приохотить его к учению, она обещала давать ему награду, когда он прилежно будет читать с нею в положенные часы. Маленькому Крылову понравилось это распоряжение. Он охотно принимался за книги, усердно читал и каждый раз получал гривну или две – меди».

***
Копеечное содержание в магистрате позволяло семейству разве что не умереть с голоду. Спустя пять лет Марья Алексеевна приняла решение ехать с детьми в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и устройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись канцеляристом сначала в Казённую палату (1783–1787), после — в Горную экспедицию (1787–1788).
Не получив системного образования, юный Крылов настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах, изучал языки. Так как переезд с матушкой и младшим братом (которого опекал всю жизнь, тот называл его не иначе как «тятенькой») в Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра, тянувшийся к искусству молодой человек сразу же туда сходил. Там он познакомился с артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. В пятнадцатилетнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный дебют в литературе (хотя это произведение имеет «…и достоинства; в нём есть весёлость, занимательность и теплота отношения к известным лицам, сообщающаяся и читателю; есть, наконец, сильные, живые выражения народного пошиба, удачно применённые пословицы и т. п., позволяющие предчувствовать язык будущих басен»). Рукопись «Кофейницы» приобрёл книгопродавец-издатель Брейткопф за 60 рублей, которые Крылов «…предпочел получить французскими книгами, выбрав сочинения Расина, Мольера и Буало».
В 1788 году скончалась Марья Алексеевна Крылова, о которой баснописец сохранял всю жизнь очень тёплые воспоминания. Брату Ивана Андреевича, Льву, было 11 лет; из формулярного списка его известно, что уже в 1786 году (то есть с 9 лет) он числился «фурьером» в Измайловском полку, и что с производством его в офицеры в 1797 году он был переведен в армию. Видимо, с тех пор больше братья не виделись. С января 1800 года братья оживлённо переписывались — до самой смерти Льва Андреевича в 1824 году. Сохранилось письмо с извещением о смерти Льва Андреевича; в нём есть трогательные подробности о том, как умирающий просил читать вслух письмо брата и целовал его портрет. Из рассказа, сохранённого А. Н. Олениным о том, как расстроен («на себя не похож») был Иван Андреевич после известия о смерти брата, мы можем заключить, что он платил ему тёплым, братским чувством.
***
Делать карьеру на казённой службе Крылов не хотел; в 18 лет юноша ушёл в отставку и занялся литературной деятельностью. Написанную за несколько дней трагедию «Клеопатра» Крылов отнёс знаменитому актёру, драматургу, члену Российской академии Ивану Афанасьевичу Дмитревскому. Тот поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесу не одобрил. Тогда Крылов написал другую трагедию — «Филомела», которая «ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий». Её тоже не приняли к постановке. За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен. Друг и биограф Крылова Михаил Евстафьевич Лобанов так писал о комедии «Сочинитель в прихожей»: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, нашёл её». Зато благодаря своей творческой плодовитости молодой драматург «вошёл в близкие отношения» с театральным комитетом, получил бесплатный
билет на все спектакли и поручение перевести с французского оперу «L'Infante de Zamora».
Первые басни Крылова были напечатаны без подписи в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения («Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл») были почти не замечены читателями и критикой.
***
В 20 лет Крылов увлёкся издательским делом. В 1789 году он издавал ежемесячный сатирический журнал «Почта духов, или учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». В журнале он виртуозно изображает недостатки современного ему русского общества, облачив главный замысел в карикатурно–фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Жизнь журнала была недолгой: несмотря на выдающиеся по тому времени достоинства, как по содержанию, так и по литературной форме, из-за недостатка подписчиков журнал закрылся уже через восемь месяцев. Однако судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802 году, её всё же заметила читающая публика.
Через три года (в 1792 году) Крылов создал журнал «Зритель», позже переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий». «Зритель» оказался одним из самых сильных оппонентов редактируемого Николаем Карамзиным «Московского журнала». Именно здесь были опубликованы «Ода на заключение мира со Швецией», статьи-памфлеты «Речь, говоренная повесою в собрании дураков» («…в которой были сплошь намеки и издевки над бездельниками, пребывающими во власти»), «Мысли философа по моде», «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии приятелей за чашей пунша» (обличающая помещичье самодурство), остроумная повесть "Каиб" и наиболее крупные пьесы Крылова. Здесь же были напечатаны несколько стихотворений Крылова, большая часть которых «…содержат историю сентиментальных отношений к какой-то Анете: речь идет об обмене нежностей, размолвках, «волосках похищенных в перстень" и заканчивается разлукой (в стихотворении "Мой отъезд")». Возможно, эти сентиментальные строки посвящены Анне Алексеевне Константиновой, дочери священника из Брянского уезда Орловской губернии. Полюбив и встретив взаимность, Крылов просил её руки. Родные Анны — они были весьма состоятельны и к тому же очень гордились дальним родством с Лермонтовым, — отказались выдать дочь замуж за бедного рифмоплёта. А несколько лет спустя, когда Константиновы, видя безутешность дочери, пытались возобновить с Крыловым отношения, сам ответил отказом.
Едкая сатира «Зрителя» («Санкт-Петербургского Меркурия») не нравилась ни власти, ни высшим кругам общества. Этот журнал тоже просуществовал недолго: по легенде, после разговора с императрицей Екатериной II Крылов решил оставить журналистику, после чего надолго пропал из литературных кругов.
***
В личной жизни Крылова есть несколько «тёмных» периодов. Так, биографам до сих пор точно неизвестно, чем он занимался с 1794 по 1796 и с 1803 по 1805 год. По словам одного из биографов писателя, «...с 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей, некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты, за что ему однажды даже запретили появляться в обеих столицах.
В 1797 году Крылов поступил на службу к князю Сергею Фёдоровичу Голицыну в качестве личного секретаря и домашнего учителя его детей. Князь в то время был в опале и жил в деревне по приказу императора Павла вместе со всеми сыновьями, также высланными из полков. Крылов и здесь создавал драматические и поэтические произведения. Именно для домашнего спектакля у Голицыных в–1800 была написана шуточная трагедия «Трумф» или «Подщипа». В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королём Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 (в Берлине — в 1859) году.
Воспоминания о пребывании Крылова в поместье Голицына сохранились в мемуарах Филиппа Вигеля: «Он находился у нас в качестве приятного собеседника и весьма умного человека, а о сочинениях его никто, даже он сам, никогда не говорил. Мне это доселе ещё непонятно. Оттого ли сие происходило, что он не был иностранный писатель? Оттого ли, что в это время у нас дорожили одною только воинскою славой? Как бы то ни было, но я не подозревал, что каждый день вижу человека, коего творения печатаются, играются на сцене и читаются всеми просвещенными людьми в России; если бы знал это, то, конечно, смотрел бы на него совсем иными глазами».
Между тем, 25 января 1801 года в московском театре поставили комедию Крылова «Пирог». Вероятно, в это же время (до 1806 года) Крылов работал над комедией «Лентяй» (утрачена; сохранились только 1 и начало 2 акта), герой которой, добродушный, образованный и умный молодой человек, в то же время очень ленив, — как бы прототип Обломова. А в 1805 году Крылов показал Ивану Ивановичу Дмитриеву, известному баснописцу той эпохи, свои переводы басен Лафонтена «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Дмитриев по достоинству оценил творчество новоявленного конкурента, сказав, что тот наконец-то нашёл «истинный род» занятий. Переводы с лестной рекомендацией И.И. Дмитриева напечатал журнал «Московский зритель». Так в историю русской литературы вошёл блестящий баснописец, который посвятил себя написанию и изданию произведений этого жанра.
***
В 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну — «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встретило постановки: они высмеивали равнодушие дворянского общества к русской национальной культуре. В эпоху наполеоновских войн эта тема приобрела почти политическую остроту.
В 1809 году начался настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Уже первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользовалось огромной популярностью. Издание это (с небольшими изменениями) было повторно издано в 1811 году; немногим ранее издана книга «Новых басен» (из 21 произведения); критика тоже воодушевлённо приняла работы Крылова: появились «сочувственные разборы Жуковского (1809) и А. Е. Измайлова-баснописца»; в короткое время Крылов-баснописец стал широко и прочно популярен. Читательский успех басен уже при жизни автора заслонил собою все остальные стороны творчества Крылова. Последующие издания, пополняемые новыми баснями, выходили в 1811, 1815, 1816, 1819, 1825 и 1830 годах. Итоговое, ставшее каноническим, собрание в 9 книгах (197 басен) Крылов выпустил в 1843 году (в современных изданиях седьмая книга дополнена одной не прошедшей цензуру басней — «Пёстрые овцы»).
16 декабря 1811 года Крылова избрали членом Российской Академии. С этих пор Крылов стал известным баснописцем, одной из самых заметных фигур литературного мира Петербурга, чьих новых произведений с нетерпением ждала публика. В это время Крылов становится членом нескольких литературных кружков (обществ), сотрудничает с журналами «Соревнователь» и «Полярная звезда».
Иван Андреевич вернулся на государственную службу. Сначала (в 1808 году) он поступил в Монетный департамент, а с 7 января 1812 года началась его служба в Императорской Публичной библиотеке. Вначале — помощником библиотекаря, потом (с 1816 года) библиотекарем, "обще" с Василием Степановичем Сопиковым заведовавшим всеми печатными книгами «на славенском и российском языке», то есть заведующим русского отдела Императорской Публичной библиотеки. Работал он здесь почти до самой смерти (до 1841 года), получая регулярно «монаршие милости и награды», большей частью при посредничестве директора Библиотеки Алексея Николаевича Оленина, относившегося к Крылову очень доброжелательно.
***
Так как А. Н. Оленин считал басенное творчество Крылова, как и работу в библиотеке, служением русской культуре, просвещению русского народа, он даже в официальных отчётах отмечал, что Крылов занимается подготовкой новых изданий своих сочинений, «порученной ему по высочайшему его императорского величества соизволению».
Но, конечно, не только подготовкой изданий своих произведений занимался Крылов в библиотеке: он составил аннотированный рекомендательный каталог — «критические замечания» для «разборных каталогов» (не сохранился); алфавитный авторский указатель книг, выданных по требованиям читателей; описал фонд эстампов. Совместно с В.С. Сопиковым составил рукописный «Каталог Российским книгам в Императорской Публичной библиотеке находящимся», включающий описание 2100 книг. Впервые в истории библиотечного дела в России применил шифровку книг: указание места книги на полке и номера полки. В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ) хранятся "Алфавитные указатели, писанные Иваном Андреевичем Крыловым", включающие 3327 русских книг, вышедших с 1663 по 1822 годы.
Прорывом в библиотечном деле было предложение о каталогизации книг: Крылов предложил использовать три каталога: алфавитный по заглавию книг, алфавитный авторский и систематический — по главным отделениям принятой тогда в библиотеке Оленинской системы. Он даже вёл «нумерационную тетрадь» (что-то вроде топографического каталога), при записи в которую ставились порядковые номера карточки, комнаты, шкафа, полки и книги на полке. Эти же данные вносились и на оборот карточки. Больше чем на 20 лет Крылов опередил введенную в 1840-х годах систему использования шифров, связывающих книгу и каталог. Во всех других каталогах обязательно указывался номер «нумерационной тетради», по которому находили шифр книги. «Нумерационная тетрадь» велась только в русском отделе Императорской Публичной библиотеки.
В 1815 Иван Андреевич подготовил специальные правила пользования книгами в читальном зале; некоторые положения этих правил сохранились до сих пор.
За годы службы в Публичной библиотеке И. А. Крылов был награждён орденами Владимира 3-й степени, Анны 2-й степени, Станислава 2-й степени со звездой. Имел чин статского советника.
***
В этот период изменился Крылов внешне и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен и ироничен и всё больше ленив. Для многих современников леность Крылова, наряду с неряшливостью, стала притчей во языцех, анекдотом. А близкие друзья и вдумчивые исследователи его творчества отмечают, что Крылов «…сам создавал мифы и анекдоты о себе и явно делал это осознанно и намеренно». Настоящая жизнь и личность баснописца были спрятаны под маской весельчака, постоянно развлекающего публику. Ещё одна из масок Крылова — вечно сонный лентяй. Есть сведения, что Гончаров написал своего Обломова именно с Крылова. Но и этот образ тоже мало соответствует действительности. Рукописи, сохранившиеся в архивах, свидетельствуют о том, что Крылов тщательно работал над своими баснями, бесконечно правя их, добиваясь точности и афористичности выражений. Например, перевод басни «Дуб и трость» Крылов переделывал 16 раз; к басне «Кукушка и Петух», в которой всего-то двадцать одна строка, позже было найдено около двухсот строк черновых набросков. Да и объём работы в библиотеке — собирание и пополнение её фондов, их описание и организация, налаживание коммерческой деятельности библиотеки, обслуживание читателей, создание системы каталогов (которая остается актуальной и в настоящее время!), — очень впечатляет.
Ещё один из фактов, опровергающих миф о лености Крылова: ему было уже за пятьдесят, когда он на спор за два года без чьей-либо помощи овладел древнегреческим языком и прочёл всех греческих классиков в подлиннике. Выиграв пари, Крылов охладел к греческим классикам и… в следующие два года овладел английским, который до того не знал.
Михаил Евстафьевич Лобанов, драматург и один из первых биографов Крылова, писал: «…труд был вторым его гением; ум был изобретателем, а труд усовершителем…».
***
В 1838 году литературная общественность чествовала 50-летие творческой деятельности баснописца. П.А. Плетнёв так описывал праздник: «Дань любви, признательности и почтения выразилась так свободно, единодушно и полно, что в честь частного человека едва ли бывал когда подобный праздник». На торжестве присутствовали, помимо председателя Государственного Совета и многих министров (просвещения, финансов, государственных имуществ, внутренних дел), и маленькие великие князья Николай и Михаил. «Дети императора — это дети России, своего рода квинтэссенция юных читателей Крылова, которые нуждаются в наставлении и воспитании, в том числе — через его басни». На юбилее исполнялись поздравительные куплеты, сочиненные князем Вяземским, с припевом «Здравствуй, дедушка Крылов!». Эта формула, с успехом дожившая до наших дней, отразила уникальный культурный процесс. Крылов заполнил собой пустовавшую ячейку — не только старшего, самого маститого среди литераторов, но и старшего в роде, дедушки, почитаемого и уважаемого любым русским человеком.
***
Иван Крылов официально не был женат. Но современники его утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена — его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают его внебрачной дочерью. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени девочка осталась жить у Крылова. Когда же Иван Андреевич вышел на пенсию и приобрёл дом (в начале 1-й линии Васильевского острова), он жил там с семьёй «удочерённой своей крестницы А. П. Савельевой». Писатель с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Вовремя кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.
Умер писатель в ноябре 1844 года от двустороннего воспаления лёгких и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, рядом с могилой Н. И. Гнедича.
По сделанному Крыловым завещанию его друзья и знакомые вместе с извещением о похоронах получили экземпляр последнего издания его басен в 9 книгах.
Сразу после смерти И.А. Крылова, в ноябре 1844 года, редакция газеты «Петербургские ведомости» объявила сбор средств на сооружение памятника баснописцу. К 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей. Петербургская Академия художеств объявила конкурс проектов. Лучшей была признана работа скульптора-анималиста барона П. К. Клодта.
Первоначально памятник предполагалось поставить в садике возле Публичной библиотеки, однако Николай I не одобрил это место. В результате памятник был поставлен в Летнем саду Петербурга. Его открытие состоялось 12 мая 1855 года. Это первый в Петербурге памятник русскому писателю и библиотекарю.
А на здании Публичной библиотеки мемориальная доска была установлена в 1944 году — в связи со столетием со дня смерти Ивана Андреевича Крылова.
***
Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» отметил в русской литературе всего лишь четырёх классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.
Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен, которые стали итогом и вершиной развития этого жанра в русской литературе. В одних он обличал современную ему действительность, в других — людские пороки, третьи — просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. «Низкий», простонародный слог, прежде служивший средством достижения комического эффекта, у Крылова стал естественной формой выражения «народной мудрости». Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время — небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.
Вероятно, яркая образность и насыщенность языка его произведений выработалась благодаря любви к чтению и знанию быта и нравов простых людей: Крылов в юности любил ярмарки и простонародные увеселения, увлекался кулачными боями, из которых часто выходил победителем. «Он посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов», — вспоминал современник.
Книжная мораль, высокие идеалы разума, связанные с традицией Просвещения, в творчестве Крылова не выдерживают столкновения с повседневной реальностью и посрамляются элементарной житейской мудростью. Характерная особенность басен Крылова — наличие второго смыслового плана, ставящего под сомнение прямо высказанное нравоучение. Более того. И отцы церкви называют Крылова «истинно народным» христианским мудрецом, который «с доброй усмешкой, с сердечным участием говорил людям о вечном — о евангельских истинах, о губительной силе порока, о нужности противостояния греховным помыслам, о смысле жизни».

Воспроизведённые издания
произведений Ивана Андреевича Крылова

83.3
А 52
Алтаев, Ал.
Лермонтов. Певец страдания и свободы [Звукозапись] / А.Алтаев ; читает В. Самойлов. Сказки и рассказы для детей : хрестоматия по лит. для сред. шк. возраста / В. М. Гаршин ; читает В.Герасимов. Мальчики : хрестоматия по лит. для сред. шк. возраста / Ф. М. Достоевский ; читает Ю. Заборовский. Баллады. Поэмы. Стихотворения : хрестоматия по лит. для сред. шк. возраста / В. А. Жуковский ; читает В. Герасимов. Урок дочкам : хрестоматия по лит. для сред. шк. возраста / И. А. Крылов ; читает В. Герасимов. Проза : хрестоматия по лит. для сред. шк. возраста / А. С. Пушкин ; читает В. Самойлов. Стихи для заучивания наизусть. 10-11 классы / читают: В. Герасимов, В. Самойлов, А. Балакирев. Муму / И. С. Тургенев ; читает В. Герасимов. - М. : Логосвос, 2018. – 1фк. (31 ч 5 мин). – Запись "Логосвос", 2018.
МХР : АБ, НА, ПФ

84(2Рос=Рус)1
К85
Басни [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читает И. Никифорова. – СПб. : ГБС, 2001. – 2 мфк. (3 ч) : 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: М.: Сов. Россия, 1978.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Басни [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читают Смирнов, Грибов, Леонтьев, Вишняков, Ильинский. – М. : РГБС, 2006. – 1 фжд. (42 мин). – С изд.: М. : РГБС, 2009.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Басни [Шрифт Брайля] / И. А. Крылов ; сост., авт. предисл. и коммент. А. В. Десницкий. – М.: Просвещение, 1986. – 3 кн. – Перепеч. с изд. 1985 г. – (Шк. б-ка).
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Все басни [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читают: С. Кирсанов, И. Ерисанова. – М. : АРДИС, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM) (6 ч 50 мин). – (Антология юмора и сатиры). – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска. – Источник зап. не указан.
МХР : АБ, ПФ

84(2Рос=Рус)1
К85
Каиб [Звукозапись] : вост. повесть / И. А. Крылов ; читает Г. Самойлова. – СПб.: Вира–М, 2002. – 2 мфк. (1 ч 22 мин) : 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: Сочинения : в 2 т. / И. А. Крылов. М.: Худож. лит., 1984. Т..
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Ночи [Звукозапись] / И.А. Крылов ; читает Г. Самойлова. – СПб.: Вира–М, 2004. – 2 электрон. опт. диск (CD–ROM) (1 ч 27 мин). – С изд.: Соч.: в 2 т. – М.: Правда, 1956. – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска.
МХР : АБ, ПФ

84(2Рос=Рус)1
К85
Ночи [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читает Г. Самойлова. – М.: РГБС, 2013. – 1 фжд. (1 ч 24 мин). – С изд.: СПб.: Вира–М, 2007.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Самые смешные басни [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читает А.Клюквин. – М.: МаНи Рекордз, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM) (59 мин). – Формат MP3. – Загл. с этик. диска. – Источник зап. не указан.
В сборник включены басни: «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Квартет» и другие.
МХР : ПФ, АБ, НА

84(2Рос=Рус)1
К85
Сатирические произведения [Звукозапись] / И. А. Крылов ; Басни / И. Крылов ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2017. – 1 фжд. (7 ч 49 мин 50 сек). – С изд.: М.: Логосвос, 1973.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Урок дочкам [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читает В. Герасимов. – М.: МедиаЛаб, 2012. – 1 фжд. (1 ч 3 мин). – С изд. : М.: Ардис, 2004.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Урок дочкам [Звукозапись] / И. А. Крылов ; читает В. Герасимов. – М.: РГБС, 2013. – 1 фжд. (1 ч 3 мин). – С изд.: М.: Ардис, 2004.
"В «Уроке дочкам» [1807] Крылов язвительно высмеивает пристрастие к французскому языку, модам и нравам. Поклонницы модных лавок помещичьи дочки Фёкла и Лукерья изъясняются только по-французски и во всем следуют столичной моде. Провинциальных жеманниц дурачит слуга проезжего франта Семён, с успехом выдавая себя за французского маркиза".
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
К85
Урок дочкам [Звукозапись] : хрестоматия по лит. для сред. шк. возраста / И. А. Крылов ; читает В. Герасимов. – М.: Логосвос, 2018. – 1 ффк. (1 ч 5 мин). – Запись "Логосвос", 2018.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)1
Ф77
Фонвизин, Д. И.
Недоросль [Шрифт Брайля] / Д. И. Фонвизин. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев. Подщипа : (Трумф) : для ст. и сред. шк. возраста / И. А. Крылов ; вступ. ст., сост., сопровод. текст А. Н. Архангельского. – М.: Просвещение, 1989. – 5 кн. – Перепеч. с изд. 1987 г. – (Рус. сатира XVIII в.).
МХР : АБ, НА, ПФ

Искусство. Искусствознание
85.36
К85
Басни [Электронный ресурс] / И. А. Крылов ; читают А. Смирнов, А. Грибов. - М. : РГБС, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD–ROM). – Систем. требования: IBM PC (или совместимый); CD–ROM–дисковод; операц. система DOS, Windows (3х, 95 NT); OS/2 или выше; музык. центр или CD–player. – Формат CD–DA. – Загл. с этикетки контейнера. – Источник зап. не указан.
МХР : АБ, ПФ, НА, ИСК

85.987
Б77
Бойко, Р. Г.
Сказки [Ноты] : Одноакт. оперы для детей: Для пения в сопровожд. фп. / Р. Г. Бойко. – М. : Сов. композитор, 1981. – 112 с. ; 29 см. – Содерж.: Песенка в лесу / Либр. Я. Акима, Р. Бойко, Стихи Я.Акима; Сказка о смеянцах / Либр. Г. Сапгира; Квартет / По мотивам басен И. А. Крылова, Либр. В. Семернина.
МХР: ИСК

85.36
И86
Искусство чтеца [Звукозапись] / Крылов, Пушкин, Некрасов, Маяковский, Беранже ; читает И. Ильинский. – М.: РГБС, 2013. – 1фжд. (44 ч). – С изд.: М.: РГБС, 2006.
МХР : АБ

85.9
М89
Музыкальный театр [Ноты] : для детей дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Музыка, Б. г. – (Театральные представления).
Вып. 5. – 2010. – 47 с. – Содерж.: В сказочном лесу: муз. картинки ; Муха–цокотуха: опера–игра по мотивам сказки К. Чуковского ; Стрекоза и муравей: муз. сказка по мотивам басни И. Крылова/ либретто Е. Косцовой.
МХР: ИСК

85.94
Э87
Эстрада-81 [Ноты] : [для голоса с сопровожд. фп., баяна, сбукв.–цифровым обозначением сопровожд. и для фп. соло]. – М.: «Музыка».
Вып. 2 / Сост. В. Рыжиков. – 1981. – 47 с. – Содерж.: МажуковА. «Вспоминайте, люди»; Львов-Компанеец Д. «Московские бульвары»; Эшпай А. «Не пришедшие с войны»: Из кф. «Парашюты на деревьях»; Богословский Н. «Утренний вальс»; БинкинЗ. «Голубые дожди»; ВетровВ. «Девичья песня»; Бойко Р. «Баллада о партизанских тропах»; КоноваловВ. «Весёлое путешествие»; Кефалиди И. Хореографический дуэт: Фантазия по мотивам басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей": Соч. 18. Содерж.: «Вспоминайте, люди» ; «Московские бульвары» ; «Не пришедшие с войны» ; «Утренний вальс» ; «Голубые дожди» ; «Девичья песня» ; «Баллада опартизанских тропах» ; «Весёлое путешествие» ; Хореографический дуэт: Фантазия по мотивам басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
МХР: ИСК

Детская литература
Д
Б16
Бажов, П. П.
Малахитовая шкатулка [Звукозапись] : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / П. П. Бажов ; читает В. Герасимов. Богатыри и витязи русской земли : былины, сказания : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / читает Т. Телегина. Все басни : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / И. А. Крылов ; читают: Т. Телегина, В. Герасимов. Алёнушкины сказки : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; читает Т. Телегина. Городок в табакерке : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / В. Ф. Одоевский, Телегина Т. Сказки. У Лукоморья : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / А. С. Пушкин ; читает В. Самойлов. – М.: «Логосвос», 2018. – 1 фк. (32 ч 43 мин). – Запись «Логосвос», 2018.
«Все басни». Крылов Иван Андреевич – поэт, писатель, переводчик и самый известный русский баснописец. Басни Крылова знакомы каждому с детства, а его меткие строки давно стали крылатыми выражениями. Написанные с удивительным чувством юмора, они воспитывают в нас честность, смелость, порядочность, трудолюбие. Вних не только мораль, но и народная мудрость.
МХР : АБ, НА, ПФ

Д
К85
Басни дедушки Крылова [Звукозапись] / читают А. Теренков, А. Груздев. – М. : Три Белые Кошки, 1996. – 1 мфк. (60 ч 1 мин) : 4,76 см/с, 2 доp. – Содерж.: «Стрекоза и муравей»; «Квартет»; «Слон и Моська»; «Ворона и Лисица»; «Мартышка и очки».
МХР : АБ, ИСК

Д
К85
Все басни [Звукозапись] : хрестоматия по лит. для мл. шк. возраста / И. А. Крылов ; читают: Т. Телегина, В. Герасимов. – М.: «Логосвос», 2018. – 1 ффк. (6 ч 51 мин). – Запись «Логосвос», 2018.
МХР : АБ

84
К85
Лучшие басни для детей [Шрифт Брайля] : для сред. шк. возраста : 12+ / И. А. Крылов.  М. : «Логосвос», 2018. – 2 кн. – Перепеч.: М. : АСТ, 2014.
В книгу включены избранные басни классика русской литературы И. А. Крылова, вошедшие в круг чтения детей.
МХР : АБ, ПФ


При составлении текста были использованы
следующие издания:

«Главный баснописец своей земли» [Электронный ресурс] / Культура.РФ : [web-портал]. — Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/85781/glavnyi-basnopisec-svoei-zemli, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 7 февраля 2019).

Голубева, О. Д. Крылов Иван Андреевич [Электронный ресурс] // Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры: биографический словарь. — 2016. — 6 мая. — Режим доступа: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=89, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 7 февраля 2019).

Иван Андреевич Крылов — жизнь, факты, басни, фотографии [Электронный ресурс] // INTERESNO-VSE.RU : [сайт]. — [2017]. — [7декабря]. — Режим доступа: https://interesno-vse.ru/?p=21055/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 11 февраля 2019).

Иван Крылов [Электронный ресурс] / 24СМИ : [портал]. —
Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/1293-ivan-krylov.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 7 февраля 2019).

Коровин, В.Л. КРЫЛОВ // Большая российская энциклопедия. [Электронная версия]. — 2016. — Режим доступа: https://bigenc.ru/literature/text/2638096, свободный. — Дата обращения: 11 февраля 2019.

Критика о баснях Крылова, отзывы современников о творчестве [Электронный ресурс] // Literaturus.ru : Мир русской литературы : [сайт]. — Режим доступа: http://www.literaturus.ru/2017/11/kritika-basni-krylova-otzyvy-sovremennikov.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 11 февраля 2019).

Крылов, Андрей Прохорович // Википедия. Свободная энциклопедия : [web-сайт]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Андрей_Прохорович, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 11 февраля 2019).

Крылов И. А. в воспоминаниях современников / Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. А.М. Гордина, М.А. Гордина. — М.: Худож. лит., 1982. — 503 с. (Серия литературных мемуаров).
Крылов, Иван Андреевич // Википедия. Свободная энциклопедия : [web-сайт]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич#cite_note-1, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 11 февраля 2019).

Лазарь (Афанасьев Виктор Васильевич; монах) Загадка Крылова [Электронный ресурс] / Монах Лазарь // Покров : [web-портал]. — 2017. — 20 ноября. — Режим доступа: http://pokrov.pro/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 7 февраля 2019).

Мамонтов, М. Великий чудак: Иван Крылов и Императорская Публичная библиотека // Библиотечное дело. — 2013. — №(210). — с. 15–17.

Русский биографический словарь [Электронный ресурс] / изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. — Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896–1913. — Т. 9: Кнаппе — Кюхельбекер. — 1903. — С. 472–492.

Селина, М. «Дедушка Крылов» остаётся тайной для исследователей [Электронный ресурс] / М. Селина // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : [web-портал]. — 2014. — 31 октября. — Режим доступа: https://www.hse.ru/news/communication/136410861.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 7 февраля 2019).

Шалыгин, А. Крылов, Иван Андреевич [Электронный ресурс] / А.Шалыгин // Большая биографическая энциклопедия : [сайт]. — 2009. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/64615/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%2C_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87, свободный. — Загл. сэкрана (дата обращения 7 февраля 2019).



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АБ — отдел абонемента
ИСК — нотно-музыкальный отдел
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
МХР — место хранения
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
ТФ — тифлобиблиографический отдел
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта

Составители: И. Джунжурова, Л. Жданова