Статьи о воспитании и обучении незрячих детей 2016 год

Куканова, Е. В. Формирование у незрячих детей пространственных представлений и навыков ориентировки в микропространстве как пропедевтика обучения письму / Е. В. Куканова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2016. — № 3 (69). — С. 92–96.
В статье освещаются основные направления работы по формированию у незрячих детей пространственных представлений и навыков ориентировки в малом пространстве с целью предупреждения и преодоления характерных трудностей, возникающих у данной группы детей в процессе становления письменных навыков, а именно — в добукварный период обучения письму.

Увлечения и профессия: путь к успешной жизни [Текст] : реф. пер. по материалам журн. Future Reflections : 12+ / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. и пер. с англ. Г. С. Елфимова]. — М., 2016. — 49 с. — (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлен реферативный перевод статей из журнала “Futur Reflections”, издаваемого Национальной федерацией слепых США. В статьях говорится о людях, сумевших превратить свои увлечения в профессию и добиться высокого уровня мастерства. Издание может быть интересно как для родителей, учителей и библиотекарей, так и для всех тех, кто занимается проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Комова, Н. С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 19–28.
В соответствии с Федеральным законом № 273 “Об образовании в Российской Федерации” изменяется организационно-правовая форма образовательных учреждений. В статье изложены основные положения о том, как организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в образовательных организациях.

Замятина, А. В. Программно-методическое обеспечение коррекционного курса “Ориентировка в пространстве” для работы со слепыми людьми на разных уровнях обучения / А. В. Замятина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 29–32.
Автор анализирует существующие отечественные программы и методические разработки для работы со слепыми и слабовидящими по обучению их ориентировке в пространстве.

Быстрова, Н. Н. Рекомендации по составлению программы коррекционной работы в школе для слепых и слабовидящих детей / Н. Н. Быстрова, Н. Ю. Кузина, Е. Б. Якушева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 4. — С. 15–20.
Представлен опыт специалистов ГБОУ школы-интерната № 1 им. К. К. Грота (Санкт-Петербург) по составлению программы коррекционной работы. В статье приведены “Критерии оценки планируемых результатов коррекционного курса “Ориентировка в пространстве”, “Индивидуальный план развития учащегося”, “Оценка результативности и эффективности реализации программы коррекционной работы”.

Левченко, И. Ю. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: проблемы организации обучения / И. Ю. Левченко // Коррекционная педагогика : теория и практика. — 2016. — № 2 (68). — С. 3–8.
Анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) относительно возможностей образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Журавлева, М. В. К вопросу об изучении идентификации у слабовидящих подростков / М. В. Журавлева // Коррекционная педагогика : теория и практика. — 2016. — № 2 (68). — С. 40–50.
О проведении экспериментального исследования группы подростков 11–12 лет по их самоиндификации.

Любимова, М. П. Подготовка ребенка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части / М. А. Любимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 8. — С. 24–32.
Любимова М.П., научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО (Москва), предлагает методические рекомендации по организации подготовки слепых детей к обучению самостоятельному переходу проезжей части улицы.

Бодренкова, Л. Г. Как подготовить ребенка с нарушением зрения к посещению врача-офтальмолога / Л. Г. Бодренкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 5. — С. 40–43.

Демидова, И. Е. Методические приемы работы с географическими картами материков в школах для слепых и слабовидящих обучающихся / И. Е. Демидова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 5. — С. 33–39.
Автор статьи — педагог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы “Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых” Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Мясникова, Л. В. Создание коррекционно-развивающей среды для слепого ребенка в домашних условиях / Л. В. Мясникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 5. — С. 29–32.
О развитии познавательных возможностей ребенка с глубоким нарушением зрения за счет расширения его представлений об окружающем пространстве и наполняющих его предметах.

Мжельская, Н. В. Некоторые особенности и результаты коррекционной работы с младшими школьниками с нарушением зрения по развитию коммуникативной компетентности / Н. В. Мжельская // Дефектология. — 2016. — № 6. — С. 71–80.
В статье описан ряд особенностей развития коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением зрения через призму общения, а также представлен опыт работы по развитию коммуникативной компетентности в условиях детской театральной студии.

Денискина, В. З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс / В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 7. — С. 8–20.
“С 1 сентября 2016 г. образовательные организации России начинают работать в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этой связи одной из актуальных задач становится выбор образовательного маршрута для каждого ребенка с нарушениями развития, в том числе с нарушением зрения.
Для адекватного выбора варианта образовательного маршрута для ребенка с нарушением зрения важно знать особенности этой категории детей.”

Бодренкова, Л. Г. Игры и игрушки для дошкольников с глубоким нарушением зрения / Л. Г. Бодренкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 33–38.
“Анализ существующего ассортимента игрушек показал, что ряд игрушек может использоваться в воспитании слепых дошкольников без каких-либо изменений. Большинство игрушек имеют особенности, которые в разной степени мешают слепому ребенка выполнять с ними игровые действия (форма, материал, стилизация, отсутствие отдельных деталей и пр.). Одни из них могут быть легко изменены (например, скользкая ткань или мех чаще всего не нравятся слепому малышу), другие служат препятствием для использования игрушки в игре слепого ребенка (например, неозвученный мяч даже большого размера).”

Кудрина, Т. П. Первые игры матери и слепого младенца / Т. П. Кудрина, Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 46–49.
Авторы говорят о том, что “родителям в первый год жизни ребенка предстоит пройти большой и сложный путь, на их плечи ложится огромнейшая ответственность за постепенное введение младенца в культуру через эмоциональное общение с ним, с помощью первых игр”.