Статьи о воспитании и обучении незрячих детей 2017 год

Шабанова, О. П. Активизация пространственного мышления слабовидящего ребенка как основа целостного восприятия объектов изобразительной деятельности / О. П. Шабанова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2017. — № 1. — С. 54–58.
Ссылаясь на наблюдения М.И. Земцовой о зависимости восприятия слабовидящих детей от остроты зрения, автор статьи рассматривает методику развития пространственного мышления у слабовидящего ребенка.

Сумарокова, И. Г. Основная стратегия семейного воспитания детей с комбинированным дефектом / И. Г. Сумарокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 6. — С. 25–30.
В статье проанализированы типичные родительские заблуждения относительно задержки в развитии незрячих детей с комплексными нарушениями здоровья. Приведены рекомендации по обучению и воспитанию таких детей в семье.

Козлова, Е. А. Дидактические игры как средство реализации коррекционно-развивающих задач на занятиях с детьми, имеющими нарушение зрения : (на примере пособия “Веселые человечки”) / Е. А. Козлова, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 2. — Странички для занятий с детьми “Мы вместе”.
Представленное пособие и разработанные для него игры рассчитаны для индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих различную глубину зрительной патологии. Применение данного пособия особенно эффективно при работе тифлопедагога с детьми, имеющими диагнозы: амблиопия, сходящееся и расходящееся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия.

Вершинина, Г. П. Программа предшкольной подготовки по математике для детей с нарушением зрения 5-7 лет в рамках кружковой деятельности “игралочка-считалочка” / Г. П. Вершинина, О. П. Фоменко // Коррекционная педагогика : теория и практика. — 2017. — № 3 (73). — С. 89–96.
В статье представлен педагогический опыт работы с детьми, имеющими амблиопию и косоглазие.

Любимова, М. П. Современное состояние и перспективы профориентации детей с нарушением зрения / М. П. Любимова // Дефектология. — 2017. — № 2. — С. 34–42.
В статье проанализирован опыт профориентационной работы со слепыми и слабовидящими школьниками в системах специального и общего образования.

Любимов, А. А. Анализ условий успешной профессиональной самореализации лиц с нарушением зрения / А. А. Любимов // Дефектология. — 2017. — № 2. — С. 43–49.
В статье представлены результаты изучения условий и факторов, влияющих на профессиональную самореализацию слепых и слабовидящих школьников в современных социально-экономических условиях.

Милевски, С. Усвоение языка незрячими детьми — обзор научных исследований / Станислав Милевски, Катажина Качоровска-Браы // Дефектология. — 2017. — № 3. — С. 3–11.
Авторы рассматривают связь между отсутствием зрения и началом говорения у детей.

Демидова, И. Е. Организация активной познавательной деятельности слепых учащихся при работе с рельефной географической картой / И. Е. Демидова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 4. — С. 26–32.
Автор предлагает поэтапную методику самостоятельной работы учащихся с географическими картами и планами.

Азарян, Р. Н. Исследование уровня развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения / Р. Н. Азарян, М. К. Марутян, А. Р. Асатрян // Дефектология. — 2017. — № 1. — С. 46–51.
Авторы статьи Р.Н. Азарян и М.К. Марутян — сотрудники Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна, А.Р. Асатрян — Армянского государственного педагогического института физической культуры. В статье представлены результаты экспериментального изучения уровня развития мелкой моторики и осязательных возможностей у младших школьников с нарушением зрения, а также их умения выделять формы, величины, структуру поверхности предметов, используемых в физкультурно-спортивной деятельности.

Полякова, Н. П. Изучение сформированности лингвистической компетенции у слепых подростков / Н. П. Полякова // Дефектология. — 2017. — № 1. — С. 64– 71.
В статье приведены данные исследования по выявлению уровня сформированности лингвистической компетенции у слепых подростков в сравнении с их зрячими сверстниками.

Священник Кирилл Петрович. Этапы развития приходского проекта Покровского храма г. Саратова по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей / Священник Кирилл Петрович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 3. — С. 17–24.
О выработке программы по созданию тактильных изданий силами волонтеров при Покровском храме (Саратов).

Трогательные истории : (приложение к статье священника Кирилла Петровича) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 3. — Странички для занятий с детьми “Мы вместе”.
На базе Покровского храма (Саратов) с 2012 г. осуществляется волонтерский проект “Тактильные книги для слабовидящих детей” под руководством священника Кирилла Петровича.

Елфимова, Г. С. Практико-ориентированная система образования и библиотечного обслуживания незрячих за рубежом /Г. С. Елфимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 3. — С. 25–31.
Обзор зарубежных публикаций по обучению и библиотечному обслуживанию незрячих детей.

Любимова, М. П. Столовый этикет, адаптированный для людей с нарушением зрения / М. П. Любимова, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 5. — С. 39–47.
Методические советы по обучению незрячих детей правилам поведения за столом адресованы тифлопедагогам, воспитателям и родителям.

Мжельская, Н. В. Метод театрализации в развитии коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения / Н. В. Мжельская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 5. — С. 47–53.
Автор участвовал в разработке комплексной коррекционно-развивающей программы для детей младшего школьного возраста с глубоким нарушением зрения. Программа развития коммуникативной компетентности была апробирована в КГКОУ “Алтайская общеобразовательная школа № 2” с участием 45 детей с нарушением зрения.

Денискина, В. З. Научное наследие Л. И. Солнцевой и его значение для теории и практики тифлопсихологии и тифлопедагогики / В. З. Денискина // Дефектология. — 2017. — № 4. — С. 3–9.