Полякова, Н. П. Изучение сформированности чувственного опыта у слепых подростков / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова. – Текст // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 48-56. – Содерж.: в статье представлены методика и результаты экспериментального изучения чувственного опыта слепых подростков, сделана попытка интерпретации его особенностей и механизмов формирования. Обоснована необходимость целенаправленной деятельности по восполнению и обогащению чувственного опыта незрячих детей в условиях образовательного процесса, определена стратегия дальнейшей работы в этом направлении.

Степанова, Светлана Опыт, приоткрывающий двери в мир : [авторы статьи, подробно описывают “Сад ощущений”  – комплексное развивающее пространство на базе школы-интерната для детей с нарушением зрения № 1 им. К. К. Грота] / Светлана Степанова, Ирина Мохонько. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 67-73 : фото. – Авторы – учителя-дефектологи школы-интерната для детей с нарушением зрения № 1 им. К. К. Грота.

Оразбекова, Н. Ю. Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирование поведенческих норм в местах общественного питания / Н. Ю. Оразбекова, Т. В. Рагузина, Е. В. Салкимбаева. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 52-61. – Содерж.: в статье рассматриваются новые подходы к решению проблемы социальной адаптации незрячих учащихся – выпускников школы-интерната посредством разработки и внедрения проекта “Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирования поведенческих норм в местах общественного питания” в Республике Казахстан. Описывается опыт подготовки незрячих учащихся к обучению и проживанию в общежитиях профессиональных ученых заведений.

Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребёнка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (часть 1) [Текст] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 11-20. – Содерж.: в статье представлены структурированные описания поведения слепых детей без дополнительных нарушений, позволяющие специалистам психолого-медико- педагогических комиссий и консилиумов при образовательных организациях оценивать образовательный потенциал детей и рекомендовать им образовательные маршруты цензового уровня. Обсуждаются проблемные вопросы, которые могут возникать при обсуждении с родителями рекомендаций специалистов ПМПК.

Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребёнка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (часть 2) / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 19-28. – Содерж.: во второй части статьи представлены структурированные описания поведения слепых детей с дополнительными нарушениями, позволяющие специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов при учебных организациях оценивать образовательный потенциал обучающихся и рекомендовать им образовательные маршруты нецензовых уровней.

Айвазян, Е. Б. Выбор образовательного маршрута для слепого ребёнка, поступающего в школу [Текст] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 49-59. – Содерж.: в статье предлагается алгоритм определения образовательного маршрута для слепого ребенка, поступающего в школу. Представлен перечень показателей, характеризующих поведение слепого ребёнка в коммуникации, познавательной деятельности и в повседневной жизни, который может служить достаточным основанием для принятия решения об уровне психического развития ребенка и подбора ему соответствующих образовательных условий.

Адеева, Ф. К. Обучение конструктивному общению слепых и слабовидящих обучающихся в процессе театрализованной деятельности [Текст] / Ф. К. Адеева, З. М. Кузбекова // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2021. – № 1. – С. 57-62 : фото. – Содерж.: авторы статьи представляют опыт формирования коммуникативной компетентности у слепых и слабовидящих обучающихся посредством подготовки и постановки театрализованных представлений в условиях школы-интерната. В статье приводятся фрагменты спектаклей по мотивам художественных произведений “Кошкин дом” и “Руслан и Людмила.

Аслаева, Р. Г. К вопросу о дополнительных рекомендациях по обследованию детей с нарушениями зрения в ПМПК / Р. Г. Аслаева, В. З. Денискина, Р. Г. Зиятдинова, Т. В. Сафонова. – Текст // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 47-53. – Содерж.: статья посвящена изучению особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Авторами представлены результаты исследования уровней сформированности зрительного, осязательного, слухового восприятия у детей обозначенной категории.

Блац, О. С. Использование трафаретов и прибора “Светлячок” в логокоррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / О. С. Блац, О. Н. Щеглова // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 88-94. – Содерж.: использование трафаретов и шаблонов в логокоррекционной работе с детьми с нарушением зрения для рисования, лепки, а также прибора “Светлячок” помогает решать задачи по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировке, активизировать познавательные процессы, развивать творческий потенциал, развитию речи. Работу по трафаретам можно включать в непосредственно образовательную деятельность, а также использовать в индивидуальной работе с детьми.

Скляднева, В. М. Состояние зрительных реакций у детей первого полугодия жизни с офтальмологическими заболеваниями [Текст] / В. М. Скляднева // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 23-30. – Содерж.: в статье представлены результаты оценки зрительных реакций у младенцев первого полугодия жизни с различными офтальмологическими заболеваниями. Описана процедура психолого-педагогического обследования, особенности поведения младенцев, психолого-педагогические критерии степени зрелости зрительных ориентировочных реакций, их качественная характеристика и варианты развития. По результатам проведенного обследования установлена взаимосвязь интенсивности воздействия визуального стимула, качества зрительных реакций и характера офтальмологических заболеваний, а также возможность регистрации “зоны ближайшего развития” с помощью стимулов высокой интенсивности.

Юршина, Т. В. Особенности развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т. В. Юршина, О. В. Григорьева // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 56-62. – Содерж.: в статье описаны особенности создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения у детей с нарушением зрения с целью их успешной социализации; представлена систематизация работы по формированию неречевых средств общения, обеспечение этого процесса методическими и дидактическими пособиями.