Ярмухаметова, А. М. Внеурочная деятельность – как одна из форм воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми по развитию их эмоционально-волевой сферы и личностных качеств / А. М. Ярмухаметова, Н. Ш. Хайруллина. – Текст // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4 (94). – С. 92-99. – Содерж.: статья посвящена влиянию внеурочной театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка школьного возраста. Так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, а также решает и другие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Кудрина, Т. П. Особые образовательные потребности слепых детей первых лет жизни: от понимания механизма нарушения психического развития к конкретизации содержания психолого-педагогической работы / Т. П. Кудрина. – Текст // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 3-11. – Содерж.: в статье рассматривается понятие “особые образовательные потребности” (ООП) применительно к слепым детям младенческого и раннего возрастов, которые согласно “Закону об образовании в Российской Федерации” и ФГОС ДО являются субъектами образования. Представлен взгляд на предпосылки благополучного психического развития детей первых лет жизни и успешного решения ими образовательных задач как на систему условий, способствующих предупреждению или преодолению трудностей в присвоении культурного опыта при слепоте. Конкретизируются пути удовлетворения особых образовательных потребностей слепых детей младенческого и раннего возрастов.

Сальникова, Дарья. Практические аспекты использования телесно-тактильной коммуникации в коррекционно-развивающей помощи детям с двигательными нарушениями в структуре ТМНР / Д. Сальникова. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 62-71. – Содерж.: автор приводит систематизированное описание проявлений телесно-тактильной коммуникации, полученных посредством видеоанализа, приведена интерпретация коммуникативной деятельности детей, определены особенности её развития. В исследовании принимали участие инвалиды по зрению.

Иванова, Е. А. Модель организации профориентационной работы с обучающимися с нарушениями зрения основной школы в урочной деятельности посредством освоения предметной области “Технология” / Е. А. Иванова. – Текст // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 70-78. – Содерж.: в статье описана модель организации профориентационной работы при реализации предметной области “Технология”, обеспечивающая овладение школьниками с нарушениями зрения на уровне основного общего образования межпрофессиональными и начальными профессиональными навыками; показаны возможности реализации данной модели, охарактеризован ее потенциал в создании условий для профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями зрения, выбора ими профессии и построения успешной карьеры.

Коробейников, И. А. Психолого-педагогическая диагностика развития произвольного поведения и деятельности у детей с нарушениями зрения / И. А. Коробейников, О. Г. Болдинова. – Текст // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 12-21. – Содерж.: в статье представлены содержание и структура психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей и уровней развития произвольного поведения и деятельности детей с нарушением зрения первого года обучения. Выявленные специфические особенности поведения связываются с характером регулятивных универсальных учебных действий у слепых и слабовидящих детей на начальном этапе школьного обучения.

Головчиц, Людмила. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями : [в статье рассматриваются вопросы организации и содержания образования детей дошкольного возраста, имеющих сложные сенсорные нарушения. Основное внимание уделено вопросам проектирования индивидуальных программ коррекционной работы (ИКРП): анализируются этапы работы, роль участников педагогического процесса, конкретное наполнение целевого, организационного и содержательного разделов ИПКР] / Л. Головчиц, М. Переверзева. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 56-67.

Новосёлова, Е. Е. Подготовка к государственной итоговой аттестации через использование возможности платформы DISCORDAPP, бесплатных интернет -ресурсов при электронном обучении детей с нарушением зрения : [статья содержит обзор образовательных платформ и сервисов с точки зрения организации учебного процесса в дистанционном формате и средств оценивания его результатов] / Е. Е. Новосёлова. – Текст // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2022. – № 1. – С. 98-101.

Головчиц, Людмила. Офтальмо-эргономические рекомендации к процессу образования дошкольников с нарушением слуха : [в статье дана характеристика нарушений зрения, которые наблюдаются у глухих и слабослышащих дошкольников; представлены рекомендации по организации условий их воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях] / Людмила Головчиц, Людмила Кириллова. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 48-57.

Полякова, Надежда. Оценка современного состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих АООП для слепых обучающихся : [в статье определена специфика деятельности учителя в преподавании русского языка слепым обучающимся, приводятся результаты оценки состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования] / Надежда Полякова. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 67-77.