Алмазова, Анна Алексеевна. Научные школы дефектологического факультета педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы : (часть 1) / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева [и др.]. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 21-27. – Содерж.: в статье представлен обзор научных школ дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ), которые начали формироваться более ста лет назад и продолжают своё развитие сейчас. В первой части статьи представлены научные школы по кафедрам сурдопедагогики и тифлопедагогики, дан краткий обзор современных исследований, осуществляемых сотрудниками указанных кафедр.

Скляднева, Веселина Михайловна. Организация коррекционно-педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в процессе комплексной реабилитации : [в статье изложен дифференцированный подход к разработке содержания коррекционно-педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в системе комплексной реабилитации. Представлены результаты исследования динамики психического развития младенцев первого полугодия жизни в условиях ранней коррекционной помощи по индивидуальной программе воспитания и обучения. Психолого-педагогические характеристики двух вариантов психического развития детей изучаемой категории содержат показатели формирования компенсаторных механизмов, предпосылок к общению со взрослыми и познавательной активности] / В. М.  Скляднева, С. Б. Лазуренко. – Текст // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 38-47.

Айвазян, Екатерина Борисовна. Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина. – Текст // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 3-14. – Содерж.: в статье анализируется применение двух альтернативных методологических принципов анализа развития психики в отечественных эмпирических исследованиях раннего онтогенеза слепых детей. Это принцип анализа “по линиям психического развития”, восходящий к работам Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной, разрабатывавших теорию педагогики раннего возраста, и принцип анализа “по психологическим возрастам”, сформулированный Л. С. Выготским и составляющий основу культурно-исторического подхода в возрастной психологии. Анализ конкретных эмпирических исследований позволил обнаружить варианты смешения этих принципов, продемонстрировать возможности последовательного применения принципа анализа “по возрастам” для построения целостной картины психического онтогенеза при слепоте, наметить направления дальнейшего поиска.

Соловьёва, Татьяна Александровна. Компьютерная грамотность и средства её формирования у детей с глубоким нарушением зрения / Т. А. Соловьёва, В. В. Соколов. – Текст // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 15-23. – Содерж.: статья посвящена раскрытию понятия “компьютерная грамотность” на современном этапе становления информационного общества с позиции незрячего пользователя, а также условиям и особенностям её формирования у слепых детей в системе школьного обучения. Показано отличие понятия “компьютерная грамотность” в общеупотребительном смысле и в условиях невизуальной работы. В статье описаны современные достижения в области обеспечения процесса формирования компьютерной грамотности у детей с глубоким нарушением зрения техническими и учебно-методическими средствами. Раскрыты причины трудностей, возникающих в процессе обучения детей этой категории практическим приёмам работы на персональном компьютере и намечены пути их преодоления.

Назарова, Наталья Михайловна. Организационно-содержательные аспекты построения концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова. – Текст // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 15-24. – Содерж.: в связи с наблюдаемым на территории Российской Федерации естественным приростом трудовых мигрантов в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения, увеличивается число детей-билингвов. В этой связи становятся значимыми проблемы социальной адаптации, развития и обучения слепых детей-билингвов. В статье представлены организационно-содержательные аспекты фундаментального исследования, цель которого состоит в построении и реализации на практике концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов.

Иванова, Екатерина Александровна. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения / Е. А. Иванова. – Текст // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 62-71. – Содерж.: в статье представлена модель готовности к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения, разработанная на основе компетентностного подхода. С учётом коррекционно-реабилитационной направленности обучения в основной и старшей школе раскрыты технологии подготовки абитуриентов с глубокими нарушениями зрения к поступлению в ВУЗ посредством формирования комплекса специальных компетенций. – Автор статьи – инвалид по зрению.

Полякова, Надежда Петровна. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова. – Текст // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 54-62. – Содерж.: в статье представлено описание процесса восполнения чувственного опыта у слепых подростков, реализованного на уроках русского языка. Предложен комплекс упражнений и заданий, составляющих основу развивающего подхода. Выбор их определялся данными ранее проведённого констатирующего исследования, результаты которого позволили говорить о преимущественно невысоком уровне сформированности чувственного опыта у слепых подростков. На основании результатов контрольного исследования обоснована эффективность осуществлённой коррекционно-развивающей деятельности.