Болдинова, Ольга Геннадьевна. Психолого-педагогическая диагностика развития компенсаторных способов действий у детей с нарушениями зрения / О. Г. Болдинова. – Текст // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 24-33. – Содерж.: в статье представлены содержание и структура психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей развития компенсаторных способов действий у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Проанализированы данные лонгитюдного исследования особенностей становления навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, зрительного контроля и осязательного обследования у тотально слепых, слепых с остаточным зрением и слабовидящих младших школьников. Установлено наличие связей между уровнями сформированности компенсаторных навыков и рядом общих и специфических факторов образовательной среды: преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования; семейного воспитания и отношения родителей к ребёнку; уровня профессиональной подготовки педагогов; организации коррекционных курсов во внеучебной деятельности; технологий обучения слепых и слабовидящих обучающихся, учитывающих их возрастные, индивидуальные и зрительные возможности.

Корниенко, Татьяна Юрьевна. Трудности семьи, связанные с обучением и воспитанием ребёнка с нарушением зрения: объём, содержание и динамика / Т. Ю. Корниенко, А. В. Павлова. – Текст // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 56-67. – Содерж.: данная статья подготовлена по итогам всероссийского онлайнопроса, проведённого ФГБНУ “ИКП”. На основе ответов 484 родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения разной степени выраженности, был проведён анализ субъективного восприятия родителями основных причин, по которым тот или иной период в жизни ребёнка был особенно сложным для семьи, а также описаны изменения в субъективном восприятии родителями трудных жизненных ситуаций по мере взросления ребёнка. Научное представление о структуре и содержании трудностей семьи является основой для оказания индивидуализированной и своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье.

Фомичева, Лидия Валентиновна. Концептуально-целевые основы предметно-содержательной направленности технологии “Здоровьесбережение обучающихся с нарушениями зрения” / Л. В. Фомичева. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 30-46. – Содерж.: в статье обосновывается содержание технологии “Здоровьесбережение обучающихся с нарушениями зрения” как инструментария образовательной деятельности, актуальное с точки зрения охраны, поддержания и укрепления здоровья слепых, слабовидящих детей и детей с пониженным зрением, страдающих функциональными расстройствами зрения. Рассматриваются концептуально-целевые установки разработки указанной технологии, основывающиеся на состоянии зрительной системы и особенностях здоровья, обучающихся с нарушениями зрения как объекте здоровьесбережения в образовательной деятельности.

Денискина, Венера Закировна. Вклад В. И. Федотова в отечественную тифлотехнику : [статья посвящена деятельности Виктора Ивановича Федотова – человека, внесшего существенный вклад в развитие тифлотехнических средств обучения и реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения] / В. З. Денискина, Алёна Тяпкина. – Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 60-68 : фото. – В. З. Денискина, В. И. Федотов – инвалиды по зрению.