Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел
110 лет со дня рождения
Альбера Камю
Рекомендательный список
Воспроизведенной литературы
Москва 2023
Альбер Камю, крупная фигура постмодернистской философии, утверждал, что существование непостижимо и что, даже если оно и имеет значение, нам еще предстоит его открыть.
Альбер Камю — французский философ, писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Камю получил премию в 1957 году за свою выдающуюся литературную работу, с откровенной искренностью подчеркнувшую трудности человеческого сознания в наше время.
Альбер Камю представитель редкого типа писателей-моралистов. Но его мораль какая-то особая, смысл его произведений понять невозможно, если не знать, в чем заключается суть философской системы, взятой им за основу. Такую философию принято называть экзистенциализмом, или философией существования. Ее представители считали, что человек испытывает одиночество, окруженный чужим и враждебным миром, ограничивающим его свободу, и не позволяющим ему проявиться, как самостоятельная личность. Именно это приводит к пессимизму, мыслям о трагичности земного существования, неизбежно приводящего к смерти. Однако экзистенциалисты давали право самому решать, или принять законы общества, и прожить жизнь, как все, или проявить индивидуализм, противопоставить себя остальным представителям рода человеческого. Камю выбрал второй вариант, хотя прекрасно понимал, что против общественных порядков бунтовать бессмысленно.
Родился Альбер Камю в Мондови (Алжир) 7 ноября 1913 года. В то время эта территория относилась к Франции. Отец мальчика Люсьен Камю, был французом, мама Кутрин Сантэ – испанкой. Отец трудился в компании по производству вина, а также нес службу во французских зуавах в Марокко. Альбер совсем не знал отца, его в числе первых призвали на службу, он погиб в Первую мировую войну, когда сыну едва исполнился год. Мама осталась одна с двумя детьми на руках. Кроме Альбера у нее подрастал сын Люсьен, 1910 года рождения. Женщина занималась неквалифицированным трудом, приносившим сущие копейки.
Сам Альбер вспоминал, что хоть детство и омрачилось материальными трудностями, но было наполнено солнцем, он испытывал «чувственный восторг». От предков-испанцев мальчику передалось чувство собственного достоинства и честность, которые не могла сломить нищета.
Камю пошел в школу в 1918 году, где и состоялось его первое знакомство с книгой. В его классе учились в основном европейцы, с которыми мальчик почти не общался. Зато много времени проводил с одним из педагогов – Луи Жерменом, сыгравшим важную роль в биографии Альбера. Именно учитель поддерживал мальчика в учебе, бесплатно готовил его к поступлению в лицей. В те времена достаточно было получить начальное образование, а если есть желание, то поступать дальше, в лицей. Камю удалось поступить в лицей в 1924 году. Старшему брату Люсьену на тот момент исполнилось 14, он уже пошел на работу, а Альбер находил себе только подработку на лето. Во время учебы молодой человек получал неполную лицейскую стипендию.
В 1930 году у Альбера диагностировали туберкулез. По этой причине он временно прервал обучение. Так, как его отец погиб на войне, Альбера бесплатно лечили в государственной лечебнице. Именно из-за болезни парень оказался непригоден к военной службе, что и подтвердила медицинская комиссия в 1934 году.
После окончания лицея в 1933 году парень поступил в Алжирский университет. Он изучал философию и историю философии, социологию и этику, психологию и классическую литературу. После получения диплома Камю успел потрудиться в разных местах, занимал различные должности, и только в 1938 году начал карьеру журналиста.
Свою первую работу под названием «Изнанка в лицо» будущий философ опубликовал в 1937-м, спустя два года появилась публикация собраний эссе «Брачный пир». Во второй работе Камю рассуждает над смыслом жизни, ее радостями и бессмысленностью. Произведения молодого автора написаны в особом стиле, ничем не похожем на традиционный буржуазный роман. Альбер мало интересовался психологическим анализом, в основном, рассуждал о философских проблемах.
Именно Камю принадлежит идея абсурдизма, ставшая основной темой его раннего творчества. Абсурд представлялся Камю пропастью между желанием человека жить счастливо и мирно, и реальностью, иррациональной и запутанной. Далее следовала вторая волна рассуждений, плавно вытекающая из первой. Человек не просто принимает условия жизни в абсурдной вселенной, но и «восстает» против нее. Восстание нельзя отнести к политическим, исключительно ради поддержки традиционных ценностей.
В 1942 году вышел дебютный роман писателя, получивший название «Посторонний». Он освещает негативный аспект человека. Главный герой повествования – молодой клерк Мерсо, от имени которого и ведется повествование. Мерсо не знает никаких человеческих эмоций, по жизни он «лунатик». Кризис случается на пляже, когда Мерсо в пылу ссоры, возникшей не по его вине, выстрелил в араба.
Во второй части повествования описан суд над главным героем, где ему присудили смертную казнь. Он совершенно не понимает, за что получил высшую меру наказания, как до сих пор не может понять, как мог убить араба. Молодой человек честно описывает свои чувства, и из-за этой честности, а еще непохожести на остальных, «добивается» обвинительного приговора. Описание общей ситуации подчеркивает абсурдность жизни, и это ощущение только усиливает бесцветный и плоский стиль произведения.
В 1941-м Альбер начал работу еще над одной книгой – «Миф о Сизифе», которая тоже вышла из печати в 1942 году. В этом философском эссе исследуется бессмысленность жизни. Приговоренный к вечной жизни мифический герой Сизиф каждый день поднимается в гору с тяжелым камнем на плечах, но стоит ему только добраться до вершины, как камень катится вниз, и так постоянно, день за днем. Персонаж представляет собой все человечество, которое прикладывает постоянные титанические усилия, чтобы одержать очередную печальную победу.
В 1942 году, по приезду во Францию, Камю вступил в группу «Сопротивление». Вплоть до 1944 года основным занятием писателя стала подпольная журналистика. На протяжении трех лет Камю редактировал газету «Бой». В 1944 году впервые поставили его пьесу «Недоразумение», через год еще одну – «Калигула».
Роль главной героини в первой постановке досталась актрисе Марии Казарес. Вначале актрису и драматурга связывали исключительно рабочие отношения. Потом они переросли в более личные, и длились на протяжении трех лет. Мария и Альбер дружили до самой смерти писателя. Главная тема этих пьес, впрочем, как и многих произведений Камю – бессмысленность земного существования, и торжество смерти. Альберу очень нравилось заниматься драматургией, он считал это занятие наиболее успешным в своей творческой карьере.
В 1947-м писатель издал еще один роман, которому дал название «Чума». На этот раз писатель пытался сделать основной акцент на положительных качествах характера человека. Описание вымышленной атаки чумы в небольшом алжирском городке Оран, привело к тому, что автор опять вернулся к рассмотрению вопроса абсурдизма. Герои бессмысленно и абсолютно незаслуженно страдают, и умирают от бубонной чумы.
Повествование ведется от имени доктора Риэ, который описывает свои представления о честности, а именно человека, который прикладывает массу сил, чтобы побороть вспышку заболевания, хотя не видит в этом никаких перспектив.
С другой стороны, «Чуму» трактуют, как завуалированное описание оккупации Франции в годы Второй мировой войны. Этот роман стал своеобразным символом борьбы со страданиями человека и вселенским злом, теми проблемами, с которыми человечество сталкивается на всем протяжении своего существования.
После этого библиография писателя пополнилась новой книгой – «Бунтующий человек». Сборник состоит из трех важных философских работ Камю, которые проливают свет на само понятие экзистенциализма. Его произведения касаются таких вопросов, как представление о свободе и истине, о том, как живет действительно свободный человек. Жизнь в понимании Альбера Камю – бунт, и чтобы жить настоящей жизнью, истинной и свободной, нужно просто восстать против всего, что мешает воплотить эти идеалы.
Первый раз писатель женился 16 июня 1934 года. Его избранницей стала Симона Хи, которая до этого считалась невестой друга Альбера – писателя Макса-Поля Фуше. У них даже состоялась помолвка.
Но счастья в личной жизни Камю эта женитьба не принесла, спустя два года, в июле 1936-го, они расстались, а окончательно развелись осенью 1940 года.
В 1937 году философ встретил Франсину Фору, пианистку, преподавателя математики, на которой и женился в декабре 1940-го, вскоре после развода с первой супругой. Камю любил супругу, но не верил, что проживет с ней всю оставшуюся жизнь. 5 сентября 1945 года жена родила ему близнецов девочку и мальчика Кэтрин и Жана.
Выдающийся вклад Альбера Камю в развитие литературы высоко оценили в 1957-м, писатель стал лауреатом Нобелевской премии. Тогда же он приступил к работе над очередным своим романом, и собирался занять должность директора в одном из крупных парижских театров.
Завершить работу над четвертым романом помешала смерть. Писатель погиб в аварии 4 января 1960 года недалеко от городка Вильблёвен. Он находился в автомобиле вместе с Мишелем Галлимаром и его семьей, женой и дочерью. Попутчики направлялись из Прованса в Париж, когда машина вылетела с дороги и врезалась в дерево на обочине. Машину вел Галлимар, он скончался в больнице спустя два дня, супруга и дочь остались в живых. Камю погиб на месте. На тот момент ему исполнилось 46 лет. Тогда многим показалось, что автокатастрофа была специально подстроена, однако доказательств этим умозаключениям не нашлось.
Уже после смерти писателя опубликовали два его произведения – «Счастливая смерть» и «Первый человек». Первую работу он завершил еще в 30-е годы, над второй работал как раз накануне смерти. Опубликовали первую в 1971 году, вторую в 1994-м. Смерть известного писателя восприняли, как большую потерю для литературы, ведь он мог стать автором еще многих произведений и значительно пополнить копилку своих работ.
После преждевременной смерти писателя, режиссеры принялись за экранизацию его произведений. Уже снято шесть картин, сценарии которых написаны по книгам Камю, а также автобиографическая лента с оригинальными цитатами Альбера и его фотографиями.
Могила Альбера Камю находится на кладбище в Лурмарене, это юг Франции. Осенью 2009-го французский президент Николя Саркози предложил перезахоронить прах Камю в Пантеоне, но родственники писателя отказались.
Источники:
https://biographe.ru/znamenitosti/albert-camus
https://7flamme.com/ru/themes/17469-22-albert-camus-facts-a-philosopher-author-and-journalist
https://vk.com/wall-23482323_225690
Интересные факты о Альбере Камю:
Не стеснялся своего внутреннего ребенка. Центральный зоопарк в Нью-Йорке Камю посетил 20 раз!
Почитал Достоевского и русскую литературу. Это увлечение было так велико, что писатель самолично сыграл Ивана Карамазова в постановке «Братья Карамазовы» в «Театре команды», учреждённом им же в 1936 году.
Не упускал возможности пошутить. Будучи заядлым курильщиком, он даже своего кота назвал Сигаретой.
В школьные годы Камю увлёкся футболом и часто играл на позиции вратаря. Он даже мечтал посвятить этому свою карьеру, но обнаруженный у него в 1930 году туберкулёз поставил крест на этой амбиции.
Первый брак для Камю состоялся в возрасте 21 года. СимонаХи была младше его на два года и отличалась бойким характером, экстравагантностью и наркотической зависимостью. Её пристрастие к морфию стало причиной, по которой брак распался через 2 года.
Воспроизведенные издания
84(4Фра) ФЖД
К18
Первый человек : роман: пер. с фр. / А. Камю ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2005. – 1 фжд. (9 ч 8 мин). – С изд.: СПб.: Азбука-классика, 2004. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра) ФЖД
К18
Счастливая смерть : роман: пер. с фр. / А. Камю ; читает И. Ерисанова. – М. : Логосвос, 1992. – 1 фжд. (4 ч 25 мин). – С изд.: Иностр. лит. 1992. N 2. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра) ФЖД
К18
Записные книжки : март 1951 – декабрь 1959: Пер. с фр / А. Камю ; читает И. Ерисанова. – М. : Логосвос, 1992. – 1 фжд. (3 ч 10 мин). – С изд.: Иностр. лит. 1992. N 2. – Звукозапись.
МХР:КХ
84(4Фра) ФЖД
К18
Посторонний : роман / А. Камю ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2004. – 1 фжд. (3 ч 17 мин). – С изд.: СПб.: Азбука-классика, 2004. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра) ФЖД
К18
Миф о Сизифе : филос. трактат: пер. с фр. / А. Камю ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2004. – 1 фжд. (4 ч 24 мин). – С изд.: СПб.: Азбука-Классика, 2004. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра) ФЖД
К18
Чума : роман / А. Камю ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2004. – 1 фжд. (10 ч 42 мин). – С изд.: СПб. : Азбука-классика, 2004. – Звукозапись.
МХР: КХ
‘84(4Фра) ФЖД
К18
Падение : роман: пер. с фр. / А. Камю ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2004. – 1 фжд. (3 ч 36 мин). – С изд.: СПб. : Азбука-Классика, 2004. – Звукозапись.
МХР: КХ
87.3 ФК
К18
Бунтующий человек : философия, политика, искусство : 16+ / А. Камю ; читает М. Шелунова. Падение : повесть : 12+ / А. Камю, Г. Попов. Посторонний : повесть : 12+ / А. Камю ; читает Г. Попов. Чума : роман : 12+ / А. Камю ; читает Г. Попов. – Москва : Логосвос, 2022. – 1 фк. (48 ч 49 мин). – Звукозапись.
МХР: АБ, НА, ПФ
84(4Фра) Б
К18
Избранное : Пер. с фр. / А. Камю ; Предисл. С. Великовского. – М. : Просвещение, 1971. – 9 кн. – Содерж.: Кн. 1. Предисловие. Кн. 2. Посторонний. Кн. 3. Посторонний (оконч.); Падение. Кн. 4-7. Падение. Кн. 8. Падение (оконч.); Рассказы и очерки: Из книги рассказов “Изгнание и царство”: Неверная жена; Молчание. Кн. 9. Из книги рассказов “Изгнание и царство”: Иона, или художник за работой; Из книги очерков “Бракосочетания”: Бракосочетание в Типаса; Ветер в Джемила; Из книги очерков “Лето”: Возвращение в Типаса. – Перепеч.: М.: Прогресс, 1969. – Шрифт Брайля.
МХР: АБ
Список сокращений
АБ – отдел абонемента
КХ – отдел главного книгохранения
мфк. – магнитная фонограмма на кассете
МХР – место хранения
НА – отдел надомного абонемента
ПФ – отдел внестационарного обслуживания
фжд. – файл на жестком диске
фк. – флеш-карта
Составитель Ягудина Н. В.
Компьютерная верстка Ягудиной Н. В.