Андрей Белый

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ
Тифлобиблиографический отдел

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ

135 лет со дня рождения

Рекомендательный список воспроизведенных изданий

МОСКВА
2015

Андрей Белый — русский писатель, поэт, филолог, философ, критик, мемуарист, литературовед, представитель русского символизма и модернизма. Важнейшая часть его наследия это работы по филологии, прежде всего по стиховедению и поэтической стилистике. Он также развивал теорию «ритмосмысла», принципы исследования звукописи и словаря писателей.
Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) родился 26 (по старому стилю 14) октября 1880 года в Москве в семье известного математика Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать Бориса — Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, вела светский образ жизни. Каждый из родителей мечтал сделать из мальчика будущего гения: отец видел в нем продолжателя своего дела, мать мечтала о всестороннем развитии, учила музыке и грамоте. Позже писатель вспоминал, что боялся расстроить мать своим непониманием и оттого еще больше тупел. В целях самозащиты он уходил в свой внутренний мир, который во многом складывался под влиянием произведений Майн Рида и Жюля Верна.
В 1891–1899 годах Борис учился в Московской частной гимназии Л. И. Поливанова. Через руки этого педагога, знатока русской словесности, автора оригинальной методики образования, прошли многие русские деятели, из символистских кругов там учился Валерий Брюсов.
К осени 1895 года относятся первые опыты сочинительства Бориса.
В 1895–1896 годах он познакомился и сблизился с Сергеем Соловьевым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, которая заинтересовала его творчеством импрессионистов и М. А. Врубеля. Вскоре Борис познакомился с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьевым.
Михаил Сергеевич Соловьев предложил начинающему поэту взять псевдоним «Андрей Белый». Ведь из уважения к отцу Борис не решался печататься под своим именем и подписывался «студент-естественник», так как в это время он уже учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, куда поступил по настоянию отца в 1899 году.
Борис Бугаев также выступал и под другими псевдонимами, их известно не менее двенадцати, среди них — Альфа, Бета, Гамма, Кунктатор, Леонид Ледяной.
Из первых произведений Андрея Белого мало что сохранились, отрывки из более поздних были напечатаны в альманахе «Северные цветы» и журнале «Золотое руно».
Поэт воодушевлялся музыкой Э. Грига, Р. Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова, драматургией Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка. Он изучал оккультные науки и философию А. Шопенгауэра, интересовался буддизмом. Опорой для него стала философия В. Соловьева и Ф. Ницше. Он заявлял, что основывался на их выводах для конструирования собственной системы взглядов, связанных с мистическим преображением бытия и познанием тайны сущего.
Андрей Белый постоянно расширял круг литературных знакомств. В декабре 1901 года он познакомился со «старшими» символистами — В. Брюсовым, К. Бальмонтом, Д. Мережковским и З. Гиппиус.
Он также верил в то, что является адептом нового искусства, «истинного» символизма. Его взгляды разделяли единомышленники, в основном студенты Московского университета. Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». «Аргонавты» развивали особую мифологию «жизнетворчества», поклонения воспетой В. Соловьевым Вечной Женственности (в кружке, соответственно, царил культ ранних стихов А. Блока о Прекрасной Даме), следования символическим путем мифического корабля «Арго» в «Колхиду» за «Золотым руном» — то есть познания мистических тайн бытия.
Литературная жизнь Андрея Белого шла параллельно с университетскими занятиями. В 1903 году он с отличием окончил университет, а осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета. Однако в 1905 году он прекратил посещать занятия, а в 1906 году подал прошение об отчислении. Теперь он полностью сосредоточился на литературном творчестве.
Следуя общему стремлению символистов к «синтезу искусств», Андрей Белый создал четыре литературных произведения в не имеющем себе аналогов жанре симфоний: «Северная симфония (1-я, героическая)» (1900); «Симфония (2-я, драматическая)» (1902); «Возврат» (1905); «Кубок метелей» (1908). Симфонии представляют собой лирическую ритмизованную прозу с зыбким сюжетом и сквозными темами, ориентированными на законы музыкальной композиции. Как писал автор, ему было важно передать душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях. Развитие музыкальных тем и лейтмотивов создает единство произведения, отражает веру автора в то, что хаосу осязаемого противостоит гармония на уровне идеальном.
Критика не оценила по достоинству симфонические эксперименты Андрея Белого. Их жанр дальнейшего развития в литературе практически не получил, но они оказали сильнейшее воздействие на так называемую «орнаментальную прозу» 1920-х годов (Б. Пильняк, Вс. Иванов, Е. Замятин, В. Набоков).
Новая полоса творчества началась с сотрудничества в ведущем символистском журнале «Весы», где А. Белый публиковал свои статьи, заметки, рецензии. Постепенно он стал ведущим теоретиком символизма.
В 1904 году Андрей Белый опубликовал свой первый поэтический сборник «Золото в лазури».
В этот же год поэт отошел от кружка аргонавтов. Он вступил в полемику с В. Брюсовым, который вывел его одним из главных персонажей своего романа «Огненный ангел».
С января 1903 года началась активная переписка Андрея Белого с Александром Блоком по поэтическим и философско-религиозным вопросам. После личного знакомства в 1904 году между поэтами возникла «мистическая», экзальтированная дружба. Вскоре их отношения приобрели драматический характер: в 1906 году А. Белый пережил мучительное увлечение супругой А. Блока Любовью Дмитриевной Блок (в девичестве Менделеевой). Отношения поэтов прервались, но переписка между ними, свидетельствующая о глубинной противоречивой близости, продолжалась до смерти А. Блока и составила важнейшую страницу эпистолярной культуры «серебряного века».
Важнейшими творческими достижениями этого периода являются сборники стихов «Пепел» и «Урна», изданные в 1909 году. В «Пепле» само название символически подчеркивает прощание со «сгоревшими» былыми мистическими надеждами. Сборник «Урна» продолжил традицию русской философской поэзии, идущей от Е. Баратынского и Ф. Тютчева.
Андрей Белый относился к тем людям, которые легко подвергались чужому влиянию и увлекались многими вещами одновременно. Он легко менял тональность в отношениях с окружающими, переходя от дружбы к ненависти и наоборот. Постоянство не было чертой его характера. Он даже свои стихи сочинял на бегу, в процессе движения, перемещения. Ни один текст не воспринимался им как окончательный: выпуская переиздания, он порой менял текст настолько, что тот представлял вариации на ту же тему. Так роман «Петербург» существует в четырех редакциях.
Андрей Белый всегда мечтал согласовать точные науки и музыку. Он не работал по полученной специальности, но в статьях и теоретико-философских исследованиях использовал для построения своих теорий математические выкладки.
В 1909 году Андрей Белый задумал эпическую трилогию о философии русской истории «Восток или Запад». Первой частью этого нереализованного до конца замысла стал роман «Серебряный голубь». В романе, насыщенном скрытыми и явными отсылками к Н. В. Гоголю, автор пытался ответить на традиционный вопрос: где спасение России — на Западе или на Востоке? С точки зрения автора, путь России — и не на Запад, и не на Восток. Он теряется в тумане и хаосе. Язык произведения ритмизован, как и ранние повести Н. В. Гоголя, местами он невнятен и напевен. Так, А. Белый отражал смятенное состояние своих героев.
Позже стало ясно, что он открыл неогоголевскую эпоху в русской прозе, став создателем новой литературной формы — музыкально-ритмической прозы.
После мучительного разрыва с Блоками Андрей Белый полгода жил за рубежом. По возвращении в Россию в апреле 1909 года поэт сблизился с художницей Анной Алексеевной Тургеневой («Асей»), которая сопровождала его в путешествии по Северной Африке и Ближнему Востоку (Сицилия, Тунис, Египет, Палестина). Он искал на Востоке новые духовные ценности, которые придут на смену «одряхлевшим» ценностям Европы. Литературным итогом путешествия стали два тома «Путевых заметок» (1911).
С 1912 года поэт путешествовал по Европе. Во время своих странствий по Германии он познакомился с основателем антропософского движения Рудольфом Штейнером и стал его учеником. В антропософии он увидел воплощение своих духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием.
В этот же период было написано лучшее его произведение — роман «Петербург». Этот роман — высшее достижение прозы русского символизма, его текст имеет чрезвычайно сложную и многоуровневую систему символических смыслов — психологических, литературных, социальных, исторических, философских, оккультных. Тема романа выросла из двухсотлетней мифологии Петербурга. Заявленная автором история русского интеллигента в смутное время является своеобразным обобщением тех идейных поисков, которые в свое время вели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Несмотря на то, что Анна Тургенева воспринимала их отношения как дружеские, Андрей Белый верил в большее. 23 марта 1914 года в Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым.
Когда разразилась Первая мировая война, Р. Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, находились в Дорнахе (Швейцарии).
В 1916 году Б. Н. Бугаев был вызван в Россию «для проверки своего отношения к воинской повинности» и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Жена за ним не последовала.
Февральскую революцию 1917 года Андрей Белый принял как неизбежный прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию он приветствовал как спасительное освобождение творческих начал от инерции застоя, возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития. В послереволюционные годы он откликнулся на призывы развернуть культурно-просветительскую деятельность в массах, работал в советских культурных учреждениях. Андрей Белый стал вестником новой культуры, которая была революционна по духу, но не по социальным устремлениям. В этот период он много работал, но бытовая неустроенность приводила к болезням.
Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации нашло отражение в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса отразилось в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).
Занятия антропософией вызывали у Андрея Белого постоянные размышления над проблемой внутреннего самопознания, поощряли углубленное внимание к автобиографической теме. Так появились — воскрешающие младенческие и юношеские переживания автора — романы «Котик Летаев» (1915) и «Крещенный китаец» (1921).
С конца 1919 года Андрей Белый стал задумываться о поездке к жене, но за границу его выпустили только в начале сентября 1921 года. В Берлине произошло решительное объяснение с Анной Алексеевной, в результате которого стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. Она осталась жить в Дорнахе (Швейцария), посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Штейнер же уклонился от свидания с А. Белым, который называл себя послом России от антропософии, в итоге их отношениям также пришел конец.
В Европе Андрей Белый провел два года. Он опубликовал 16 книг, в том числе поэму «Глоссолалия» (1922) — фантазию о космогонических смыслах звуков человеческой речи. В 1922–1923 годах он создал мемуарные «Воспоминания о Блоке».
В октябре 1923 года писатель вернулся в Россию; Ася навсегда осталась в прошлом. В его жизни появилась другая женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожденная Алексеева) стала последней подругой Андрея Белого. Тихая, заботливая Клодя, как называл её писатель, 18 июля 1931 года стала его супругой.
По приезде в Москву в противовес роману о Петербурге Андрей Белый замыслил создать эпопею «Москва» (была издана в 1989 году). Были написаны две части 1-го тома «Московский чудак» (1926) и «Москва под ударом» (1926) и 2-й том «Маски» (1932).
Параллельно, начиная с конца 1928 года, Андрей Белый вернулся к своим работам о ритме русского стиха («Ритм как диалектика и „Медный всадник“», 1929), а также записал свои размышления о прозе Гоголя («Мастерство Гоголя», 1934).
Следующим этапом — стало создание мемуарной трилогии: «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), в которой Андрей Белый воссоздал время, получившее позже название «серебряного века».
С мая по июль 1933 года Андрей Белый с женой Клавдией Николаевной отдыхал в писательском Доме творчества в Коктебеле. 15 июля с ним случился тепловой удар, обостривший и усугубивший все недуги, ранее дремавшие в организме. 29 июля супруги Бугаевы смогли выехать в Москву. Август прошел в борьбе с болезнью. В сентябре писателю показалось, что силы понемногу начинают возвращаться: он пробовал восстановить прежний ритм жизни, вновь взялся за перо, стал строить планы на будущее. Однако улучшение здоровья оказалось незначительным и кратковременным.
8 декабря Андрей Белый был госпитализирован, а 8 января 1934 года в 12 часов 30 минут он скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей. Писатель похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.*
_____________________________________________________________________________
* Биографический очерк подготовлен по материалам Интернета.
http://ru.wikipedia.org/,  http://biografiivsem.ru/andrei-belyi,
http://www.litra.ru/biography/get/biid/00407421190721661185,
http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/osen.html.

ВОСПРОИЗВЕДЕННЫЕ ИЗДАНИЯ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Возврат [Звукозапись] / А. Белый ; читает О. Федоров. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (2 ч 31 мин). — С изд.: СПб. : Вира-М, 2004.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Возврат [Звукозапись] / А. Белый ; читает О. Федоров. — СПб. : Вира-М, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 31 мин). — С изд.: М. : Моск. рабочий, 1989. — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Воспоминания [Звукозапись] : в 3 кн. / А. Белый ; читают: В. Герасимов, С. Репина, Е. Терновский. Александр Блок и его время : пер. с фр. / Н. Н. Берберова ; читает Е. Терновский. — М. : ИПТК «Логосвос», 2011. — 1 фк. (79 ч 55 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2011.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Котик Летаев [Звукозапись] : повесть ; Крещеный китаец : роман / А. Белый ; читает С. Репина. В городе белой вороны : непридуманные истории, рассказы, стихи, рассказочки, азбука ассоциаций / А. Я. Иошпе ; читает И. Воробьева. Мое прошлое : повесть / А. Ким ; читает Ю. Заборовский. Месяц светлой воды : повесть / В. Максимов ; читает Е. Лебедева. И видеть сны… : повесть / В. Макшеев ; читает И. Ерисанова. Короткое правление Пипина четвертого : роман : пер. с англ. / Д. Стейнбек ; читает С. Репина. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фк. (49 ч 27 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2014.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43
Между двух революций [Звукозапись] : в 3 кн. / А. Белый. — М., 2001–   . — С изд.: М. : Худож. лит., 1990.
Кн. 3 : Воспоминания / читает В. Герасимов. — 2001. — 6 мфк. (22 ч 35 мин) : 2,38 см/с, 4 дор.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б44.
Между двух революций [Звукозапись] : воспоминания : в 3 кн. / А. Белый ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2000. — 1 фжд. (22 ч 26 мин). — С изд.: М. : Худож. лит., 1990.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Москва [Звукозапись] : роман / А. Белый ; читает В. Сушков. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фжд. (38 ч 35 мин). — С изд.: М. : ИПТК «Логосвос», 1991.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Москва [Звукозапись] : роман / А. Белый ; читает В. Сушков. — М., 1991. — 10 мфк. (38 ч 57 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Совет. Россия, 1989.
МХР: АБ + НА + ИСК

83.3(2Рос=Рус)6; Б43.
Москва [Звукозапись] : роман / А. Белый ; читает В. Сушков // Белинков, А. В. Сдача и гибель советского интеллигента : роман / А. В. Белинков ; читает И. Ерисанова. Москва : роман / А. Белый ; читает В. Сушков. Городу и миру : сб. рассказов / читает И. Ильин. За языком до Киева : лингвист. проза, повесть, рассказы, публицистика, письма / Л. Успенский ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фк. (94 ч 41 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2013.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43
На рубеже двух столетий [Звукозапись] : воспоминания : в 3 кн. / А. Белый. — М. : Логосвос, 1999–    . — С изд.: М. : Худож. лит., 1989.
Кн. 1 / читает В. Герасимов. — 1999. — 1 фжд. (22 ч 17 мин).
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43
На рубеже двух столетий [Звукозапись] : воспоминания : в 3 кн. / А. Белый. — М., 1999–    . — С изд.: М. : Худож. лит., 1989.
Кн. 1 / читает В. Герасимов. — 1999. — 6 мфк. (22 ч 27 мин) : 2,38 см/с, 4 дор.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Начало века [Звукозапись] : воспоминания : в 3 кн. / А. Белый ; читает С. Репина. — М. : Логосвос, 2000. — 1 фжд. (28 ч 49 мин). — С изд.: М. : Союзтеатр, 2002.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43
Начало века [Звукозапись] : воспоминания : в 3 кн. / А. Белый. — М., 2000–    . — С изд.: М. : Худож. лит., 1990.
Кн. 2 / читает С. Репина. — 2002. — 8 мфк. (29 ч) : 2,38 см/с, 4 дор.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)1; Б21.
Петербург [Звукозапись] / А. Белый ; читает И. Воробьева // Бальмонт, К. Д. Избранное / К. Д. Бальмонт ; читает В. Самойлов. Петербург / А. Белый ; читает И. Воробьева. Стихотворения ; Проза ; Письма / Е. А. Баратынский ; читает В. Самойлов. Стихотворения ; Проза ; Письма/ А. А. Фет ; читает В. Герасимов. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2010. — 1 фк. (64 ч 17 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логос» ВОС.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Петербург [Звукозапись] / А. Белый ; читает С. Михайловский. — М. : 1С-Паблишинг, 2007. — 2 электрон. опт. диска (CD-ROM) (15 ч 24 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Петербург [Звукозапись] : роман / А. Белый ; читает И. Воробьёва. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (25 ч 34 мин). — С изд.: М. : Эксмо, 2007.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Петербург [Звукозапись] : роман / А. Белый ; читает О. Федоров. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (41 ч 33 мин). — С изд.: СПб. : Вира-М, 2006.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Петербург [Звукозапись] : роман / А. Белый ; читает О. Федоров. — СПб. : Вира-М, 2006. — 2 электрон. опт. диска (CD-ROM) (25 ч 40 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Петербург [Звукозапись] : роман в 8 гл. с прологом и эпилогом / А. Белый ; читает И. Воробьева. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2008. — 7 мфк. (25 ч 51 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Эксмо, 2007. (Русская классика ХХ века).
МХР: АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Серебряный голубь [Звукозапись] : повести, роман / А. Белый ; читает С. Репина. — М., 1996. — 7 мфк. (27 ч 33 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Современник, 1990.
В содерж.: Крещеный китаец : роман ; повести: Серебряный голубь ; Котик Летаев.
МХР: АБ + НА

87.6; Б43.
Символизм как миропонимание [Звукозапись] / А. Белый ; читает А. Пучков. — М. : РГБС, 1999. — 9 мфк. (34 ч 05 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Республика, 1994. (Мыслители ХХ века).
МХР: АБ + ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б44.
Человек [Звукозапись] : рассказы / А. Белый ; читает Ю. Мен. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (3 ч 58 мин). — С изд.: СПб. : Вира-М, 2006.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Б43.
Человек [Звукозапись] : рассказы / А. Белый ; читает Ю. Мен. — СПб. : Вира-М, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (3 ч 58 мин). — (Проза серебряного века). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ + НА + ПФ

ЛИТЕРАТУРА ОБ АНДРЕЕ БЕЛОМ

84(2Рос=Рус)6; Б70.
Блок, А. Диалог поэтов о России и революции [Звукозапись] : [сборник] / А. Блок ; сост., вступ. ст. и коммент. М. Ф. Пьяных ; читает М. Шепунова. — М. : РГБС, 1993. — 7 мфк. (25 ч 51 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Высш. шк., 1990. (Библиотека студента словесника).
Книга содержит стихотворения, статьи и переписку А. Блока и А. Белого.
МХР: АБ

83.3(2Рос=Рус)6; М86.
Мочульский, К. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов [Звукозапись] / К. Мочульский ; читает В. Сушков. — М., 1999. — 13 мфк. (48 ч 20 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Республика, 1997.
МХР: АБ + НА + ПФ

83.3(2Рос=Рус)6; М86.
Мочульский, К. В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов [Звукозапись] / К. В. Мочульский ; читает В. Сушков. — М. : Логосвос, 1999. — 1 фжд. (47 ч 59 мин). — С изд.: М.: Республика, 1997.
МХР: АБ

83.3(2Рос=Рус)6; М86.
Мочульский, К. В. Блок. Белый. Брюсов [Звукозапись] ; Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. В. Мочульский ; читают В. Сушков, В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фк. (96 ч 42 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2013.
МХР: АБ + НА + ПФ

83.3(2Рос=Рус); Э47.
Эллис. Русские символисты [Звукозапись] : К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый / Эллис ; читает В. Лебедева. — М., 2001. — 4 мфк. (16 ч) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: Томск : Водолей, 1998.
МХР: АБ + НА + ПФ

Список сокращений
АБ — отдел абонемента
ИСК — нотно-музыкальный отдел
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
МХР — место хранения
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел внестационарного обслуживания
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта

_____________________________
Составитель   С. Е. Чеканова
Компьютерная верстка  С. Е. Чекановой