Отличительная черта произведений Джорджа Байрона – «мрачный эгоизм» и пессимизм, навеянные несовершенством реального мира и окружающих его людей. Поэта мучили не только духовные терзания, его жизнь была полна телесных и моральных страданий. И, тем не менее, он оставил настолько заметный след в литературе, что вскоре зародилось новое течение, названное в его честь «байронизмом». Его поэзия была популярна не только на родине, в 20-е годы девятнадцатого века ею увлекались великие русские поэты – Пушкин, Лермонтов.

Родился Джордж Гордон Байрон 22 января 1788 года в Лондоне, в знатной, но очень бедной семье. Это был второй брак его отца – капитана Джорджа Байрона, который женился на Кэтрин Гордон в основном из-за денег. На момент рождения сына отец уже изрядно промотал ее состояние, а когда Джорджу-младшему исполнилось три года, он скончался, и обрек их практически на нищенское существование.

После смерти мужа Кэтрин забрала сына и поселилась в фамильном поместье Ньюстед Эбби, недалеко от Ноттингема, которое потом по наследству перешло будущему поэту. Жизнь в этом замке никак нельзя было назвать королевской – здание рушилось на глазах, лишний раз напоминая о том, что они практически нищие. Кэтрин с каждым годом становилась все жестче и злее, свои проблемы зачастую вымещала на сыне, которого не очень жаловала своим вниманием и любовью.

СТРАДАНИЯ БАЙРОНУ ДОСТАВЛЯЛ И ФИЗИЧЕСКИЙ НЕДОСТАТОК – ОН РОДИЛСЯ С ВРОЖДЕННОЙ ХРОМОТОЙ, ИЗ-ЗА КОТОРОЙ НАД НИМ ПОСТОЯННО НАСМЕХАЛИСЬ СВЕРСТНИКИ.

Его переживания были настолько сильными, что однажды он обратился к семейному доктору с просьбой об ампутации больной ноги. Предметом насмешек был и его вес, в семнадцать лет он достигал 102 килограммов, притом, что рост парня не превышал 172 см.

Под влиянием этих обстоятельств формировался характер будущего поэта. Он стал стеснительным и замкнутым подростком, который чувствовал себя комфортно только в минуты одиночества, когда его окружали исключительно книги и собственные мечты. Молодой человек остро переживал собственную ненужность, понимал, что он сильно отличается от других. Это его состояние отразилось практически во всех будущих произведениях.

Вначале обучением мальчика занимался приходящий учитель, потом его отдали в далвичскую частную школу. В 1801 году Байрон поступил в закрытую школу для детей аристократов в Харроу, которую окончил через 4 года. Далее Джордж продолжил обучение в Тринити-колледже при Кембриджском университете. Байрон не любил учиться, из всех предметов, которые входили в программу, его интересовала только литература.

Творческая биография Джорджа Байрона началась в 1806 году, когда он выпустил свою первую книгу под названием «Стихи на случай». Через год он представил еще один сборник своих поэзий – «Часы досуга». Только благодаря творчеству, поэт наконец-то почувствовал свою значимость, уверенность в себе и своих возможностях. Хотя общество не очень спешило признавать гений новоявленного поэта, особой критики заслужило предисловие, которым Байрон открывал свою вторую книгу. В ответ на нападки общественности, поэт написал достаточно едкое сатирическое произведение «Английские барды и шотландские обозреватели», которое стало даже более популярным, чем его стихи.

В 1809-м Байрон решил уехать из Великобритании. Еще в студенческие годы он увлекся карточной игрой и алкоголем, которые значительно подтачивали его и без того скудный бюджет. Все окончилось тем, что он принял решение тайком сбежать от кредиторов, которые постоянно напоминали ему о возврате долга.

Вместе с собой Байрон прихватил и своего приятеля – Джона Хобхауса. Они побывали в Испании, Греции, Португалии, и эта поездка вдохновила поэта к созданию произведения «Паломничество Чайльд-Гарольда». В этом романтическом повествовании описывается путник, которому довелось столкнуться с разочарованием и полным крушением его юношеских надежд на совершенство мира. Естественно, что под маской этого путника скрывался сам Байрон, его печали и страдания.

В 1812-м поэт издал две первые части своего произведения. После этого о Байроне заговорили, его творчеством заинтересовалась интеллигенция. На протяжении следующих двух лет поэт был увлечен созданием восточных поэм – «Гяур», «Лара», «Абидосская невеста». Эти поэмы тоже нашли отклик в сердцах читателей, их перепечатывали несколько раз.

В 1816-м Байрон навсегда распрощался с Англией. На тот момент уже вышла из печати третья часть «Чайльд-Гарольда» и еще с десяток его стихов. Он развелся с супругой, обзавелся нелестной репутацией и стал предметом зависти тех поэтов, которым не удалось достичь больших вершин в поэтическом творчестве.

На тот момент его матери уже не было в живых, поэтому Байрон беспрепятственно продает родовое поместье Ньюстед, и хотя бы на время забывает, что такое материальные трудности. Местом жительства поэт выбрал небольшую швейцарскую деревушку, и только иногда выбирался к людям. Зачастую это были экскурсионные поездки по стране.

Прошло немного времени, и Байрон снова сменил свое место жительства. В этот раз он отдал предпочтение Венеции. Поэт был просто очарован этим городом и вскоре посвятил ему несколько своих произведений. Именно в Венеции он дописал 4 часть «Чайльд-Гарольда», и в 1818-м начал работу над новой поэмой, которая получила название «Дон Жуан». Спустя годы литературоведы и профессиональные критики назовут ее лучшим из того, что написал Байрон за всю свою жизнь. Эта поэма состоит из шестнадцати песен.

Этот период жизни поэта ознаменовался пиком страсти к любимой женщине, и это вдохновило его на написание нескольких произведений. Одновременно с работой над «Дон Жуаном», Джордж продолжает писать «Чайльд-Гарольда». Параллельно создает поэму «Мазепа» и многочисленные стихи. Эти годы станут самыми плодотворными в творческом плане.

Байрон так и не закончил работу над «Дон Жуаном», который должен был состоять из пяти десятков песен. Для читателей так и осталось тайной, чем закончилось путешествие Жуана, потому что вскоре земной путь самого поэта подошел к концу.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Слухи, сплетни, домыслы – вот то, что сопровождало личную жизнь поэта даже тогда, когда его не стало. Есть моменты, в которых не стоит сомневаться, история сохранила их для потомков. Судя по дошедшим до нас сведениям, Байрон смело экспериментировал в любовных делах, и ему было все равно до ханжеской морали общества.

Джордж Байрон и Августа

Первую избранницу Байрона звали Августа, она приходилась поэту сводной сестрой (родилась в первом браке его отца). Но эти отношения быстро закончились, через год Джордж уже предложил руку и сердце Анне Изабелле Милбенк. Вначале девушка ему отказала, но их общение продолжалось с помощью писем. Спустя год Байрон предпринял повторную попытку, и снова сделал Анне предложение. Теперь ответ был положительным.

Анна стала первой супругой лорда Байрона, а через некоторое время у них родилась дочь Ада. Однако это не спасло трещавшие по швам отношения между супругами. Прошло всего несколько месяцев, и Анна с дочерью вернулась к родителям. Свой поступок Анна мотивировала изменами мужа, его странностями в поведении, беспробудным пьянством и хронической бедностью. Когда Анна говорила о странных привычках супруга, она имела в виду его связи с мужчинами, за которые в те времена можно было получить смертную казнь. Байрон побоялся огласки и сразу после того, как жена его бросила, уехал из Англии в путешествие.

ДОЧЬ ПОЭТА – АДА, СЧИТАЕТСЯ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. НЕИЗВЕСТНО ОТКУДА У НЕЕ ПОЯВИЛСЯ ИНТЕРЕС К ПОДОБНОМУ ЗАНЯТИЮ, ОДНАКО С ФАКТОМ НЕ ПОСПОРИШЬ. АДА ЛАВЛЕЙС (ПО МУЖУ) СТАЛА АВТОРОМ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ ЧАРЛЗА БЭББИДЖА.

В 1817-м в личной жизни Байрона появилась Клэр Клэрмонт, сводная сестра Мэри Шелли. Клэр стала матерью второй дочери поэта – Аллегры. К сожалению, девочка прожила слишком мало, она скончалась в пять лет.

В 1819-м жизнь поэта заиграла новыми красками, он познакомился с Терезой Гвиччиоли. В то время женщина была не свободна, но чувство к Байрону было настолько сильным, что она подала на развод, и перешла жить к поэту, не обращая никакого внимания на осуждение общества. Этот период стал самым плодотворным в жизни Джорджа, он, вдохновленный новыми отношениями, создает одно произведение за другим. Они жили вместе до тех пор, пока Байрон не уехал в Грецию.

В 1824-м поэт решился на путешествие в Грецию, целью которого была поддержка восстания против турков, управлявших этой страной. Комфортных условий для жизни там не было, Байрону приходилось делить кров с повстанцами, приютом которых были землянки и бараки. Достаточно скоро это отразилось на его и без того не богатырском здоровье. Джорджа свалила с ног страшнейшая лихорадка, которая не давала шансов на выздоровление. Прошло всего несколько дней от начала заболевания, и поэта не стало. Это случилось 19 апреля 1824 года.

Медики занялись вскрытием тела поэта, некоторые из органов забальзамировали и оставили на хранение в местной церквушке. Но через некоторое время обнаружили, что урны бесследно исчезли. Тело Джорджа отправилось на родину, похороны поэта состоялись рядом с родовым имением Ньюстед, владельцем которого он был долгие годы.

Во всем мире Байрону поставили всего четыре памятника. Два находятся в Италии, один хранит память о поэте в Греции, и еще один находится среди экспонатов датского музея. Поклонники поэзии Джорджа Байрона не упускают возможности сфотографироваться рядом с памятником своему кумира.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ

1806 — Стихи на случай

1807 — Часы досуга

1809 — Английские барды и шотландские обозреватели

1813 — Гяур

1813 — Абидосская невеста

1814 — Корсар

1814 — Лара

1815 — Еврейские мелодии

1816 — Осада Коринфа

1816 — Паризина

1816 — Шильонский узник

1816 — Сон

1816 — Прометей

1816 — Тьма

1817 — Манфред

1817 — Жалоба Тассо

1818 — Беппо

1818 — Паломничество Чайльд-Гарольда

1819—1824 — Дон Жуан

1819 — Мазепа

1819 — Пророчество Данте

1820 — Марино Фальеро, дож венецианский

1821 — Сарданапал

1821 — Двое Фоскари

1821 — Каин

1821 — Видение суда

1821 — Небо и земля

1822 — Вернер, или Наследство

1822 — Преображенный урод

1823 — Бронзовый век

1823 — Остров, или Христиан и его товарищи

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/jorj-bairon

ВОСПРОИЗВЕДЁННЫЕ ИЗДАНИЯ

Художественная литература

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Дон-Жуан / Д. Г. Байрон ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 1981. – 1 фжд.  (18 ч 53 м). – С изд.: М. : Правда, 1981. – Звукозапись.

МХР: АБ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Дон-Жуан / Джордж Байрон ; пер. Т. Гнедич, [вступ. ст. и коммент. Н. Дьяконовой]. – М. : Репро, 2005. – 8 кн. – Перепеч.: М. : Худож. лит., 1959. – Шрифт Брайля.

МХР: ПФ, АБ, НА

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Дон-Жуан / Д. Г. Байрон ; читает В. Герасимов. – М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2007. – 5 мфк.  (19 ч) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: собр. соч. : в 4 т.- М. : Правда, 1981. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Дон-Жуан ; Гяур ; Лара : повести: / пер. с англ. / Д. Г. Байрон ; читает В. Герасимов. Отец Горио : пер. с фр. / О. д. Бальзак ; читает М. Иванова. Собор Парижской Богоматери : пер. с фр. / В. Гюго ; читает В. Герасимов. Приключения Оливера Твиста : пер. с англ. / Ч. Диккенс ; читает Е. Терновский. – М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2010. – 1 фк.  (76 ч 21 м). – Запись с ориг. ИПТК “Логос” ВОС. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ, НА

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Дон-Жуан / Д. Г. Байрон ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2005. – 5 мфк.  (19 ч) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: собр. соч. : в 4 т. М. : Правда, 1981. – Звукозапись.

МХР: ПФ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Дон-Жуан: Поэма / Д. Г. Байрон ; читает В. Герасимов. – М. : [б. и.], 1988. – 5 мфк.  (19 ч) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: собр. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1981. – Т. 1, 3. – Звукозапись.

МХР: АРХ, ПФ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Избранная лирика = Byron George Gordon. Selected Poems : на англ. яз. / Д. Г. Байрон ; чтец не указан. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 фжд.  (2 ч 1 м). – С изд.: М. : Звукотэкс, 2009. – Звукозапись.

МХР: АБ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Избранная лирика = Byron George Gordon. Selected Poems : на англ. яз. / Д. Г. Байрон ; чтец не указан. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд.  (2 ч 1 м). – С изд.: М. : Звукотэкс, 2012. – Звукозапись.

МХР: АБ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Избранное : [переводы] / Д.Г. Байрон ; послесл. Р.Ф. Усмановой. – М. : Просвещение, 1985. – 6 кн. – Содерж.: Стихи; Поэмы: Паломничество Чайльд-Гарольда. Песни первая и вторая; Гяур; Лара: Повесть; Сонет к Шильону; Шильонский узник; Ирландская аватара; Дон-Жуан. Песнь одиннадцатая Бронзовый век: Отрывки; Из публицистики. – В кн. также раздел: Джордж Гордон Байрон в классической русской поэзии. – Перепеч. с изд. 1984 г. – (Шк. б-ка). – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ЗА, ПФ

84; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Паломничество Чайльд Гарольда : [поэма] : 16+ / Джордж Гордон Байрон ; [пер. с англ. В. Левика]. – М. : РЕПРО, 2016. – 3 кн. – Перепеч.: СПБ. : Азбука-Классика, 2008. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ПФ

Искусство. Искусствознание

85; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Паломничество Чайльд Гарольда : [фрагменты I и IV песен поэмы] / [перевод Б. Левика] ; Беппо : [фрагменты поэмы] / [перевод Б. Левика] ; Дон Жуан : [фрагменты I песни поэмы] : 12+ / Д. Г. Байрон ; [перевод Т. Гнедич] ; читает В. Токарев ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2022. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)  (50 м). – (Поэзия в звуке). – Формат CD-DA. – Загл. с этикетки контейнера. – Запись с грп. – Звукозапись.

МХР: АБ, ИСК, ПФ

85; Б 18

Байрон, Джордж Гордон. Лирика / Д. Байрон ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2018. – 1 фжд.  (49 м 45 сек). – С изд.: М. :  “Логосвос”, 1974. – Звукозапись.

МХР: АБ

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

Составитель Л. М. Жданова