Шарль Пьер Бодлер

(1821-1867)

205 лет со дня рождения

Рекомендательный список воспроизведенной литературы

Москва 2026

Шарль Пьер Бодлер — поэт и критик,
классик французской и мировой литературы.

Поль Верлен, французский поэт, критик – автор странного выражения «проклятые поэты». К таковым он относил прежде всего себя. В этот список также входили несколько одиозных авторов и, конечно, Бодлер. Последний оказал влияние на мировую литературу, в том числе и на становление представителей русского символизма. Творчество Шарля Бодлера было основано на контрастах. Жизнь его представляла собой мучения, бесплодные попытки найти баланс между иллюзорным поэтический миром и реальностью.

Будущий поэт, критик и эссеист родился 9 апреля 1821 года во французской столице. Ранний период в биографии автора «Цветов зла» был безоблачным. Когда Шарль появился на свет, отцу было уже за 60. Матери – 28. Каролина Аршанбо была бесприданницей. Однако замужество за немолодым и состоятельным человеком привлекло её не только возможностью выбраться из нищеты. Франсуа Бодлер был обходителен, обладал аристократическими манерами и оригинальным складом ума.

Отец Шарля вышел из крестьян. Участвовал в революционных событиях. Эпоха Наполеона открыла новые пути для представителей низших сословий. Франсуа Бодлер получил университетское образование. Работал в сенате, медленно, но верно поднимался по социальной лестнице. Бодлер-старший часто водил сына по старинным достопримечательностям. Уже в раннем возрасте в мальчике пробудилась любовь к искусству. Отец умер, когда Шарль был ещё ребёнком. Первую психологическую травму поэт получил в детстве, со смертью отца. Он не только потерял близкого человека, но и познал муки ревности. Мать вдовствовала всего год. На этот раз избранником Каролины стал 39-летний офицер, не смысливший ничего в литературе и искусстве. Это был человек сдержанный, дисциплинированный, образованный. Но ему не удалось найти подход к пасынку. Шарля отправили в Лион, в интернат при Королевском колледже.

Первые стихотворения Бодлера относятся к парижскому периоду. После выпуска из интерната он уехал в столицу, где продолжил образование. Ранние произведения наполнены чувством разочарованности, тоски. В 1841 году лирик закончил обучение. Отчим настаивал на юридической карьере. Однако Шарль уже тогда знал, что жизнь его будет связана с литературой. Родители убедили его отправиться в Индию, надеясь, что таким образом спасут юношу от «пагубного пути».

Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.

В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнёт испытывать почти физическое отвращение к политике.

Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришёлся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1857 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».

Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.

«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашёл отражение в композиции стихотворения.

Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.

Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!

С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.

Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
Летит к тебе — горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.

Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!

В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.

Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».

Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Ещё одна книга основоположника декаданса, изданная в 1857 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.

«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1860 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Моё обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.

Шарль Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты. Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться. «Я не знаю, вызовет ли десятилетнее отравление гашишем столь же глубокие разрушения, как десятилетнее употребление опиума: я утверждаю только, что действие гашиша, по отношению к данному моменту и к следующему за ним, является гораздо более ужасным; опиум – это тихий обольститель, гашиш – это необузданный демон», – писал Шарль Бодлер. Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1851 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.

В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея».

Ласкает взгляд истомой властной
Твоя живая стать,
Что в неге наготы атласной
Ниспослана блистать.

В пучине кос твоих красивых
Волнистый перекат
В иссиня-черных переливах
И горький аромат.

Как свежий ветер дарит силы
Уснувшим парусам,
Мечта мне душу устремила
К далеким небесам.

Не выразишь бесстрастным взглядом
Ни радость, ни печаль.
В твоих глазах сверкают рядом
И золото, и сталь.

Подобен твой шажок проворный,
Движения твои
Скольженью дудочке покорной
Танцующей змеи.

Веленьем тяжести сонливой
Головка склонена,
Кивает с грацией ленивой
Наивного слона.

Твой стан фантазии в угоду
Напомнит о челне,
Что рею погружает в воду,
Качаясь на волне.

Как прибывает хлябь морская
От талых ледников,
Восходит влага, проникая
За край твоих зубов.

И будто бы хмельным томленьем
Пурпурного вина
Небесным звездным откровеньем
Душа упоена.

Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, чтобы разлучить их. Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.

Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провёл в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.

В середине 60-х Шарль Бодлер покинул Париж. Последние годы своей жизни провёл в Бельгии. Состояние ухудшалось, болезнь стремительно разрушала тело больного. Однажды на улице он потерял сознание. В апреле 1866 года Бодлера госпитализировали, но вскоре перевезли в гостиницу. Разум автора «Цветов зла» постепенно угасал. Поэт перестал вставать с постели, не произносил ни слова.

В 1867 году Шарля Бодлера поместили в лечебницу для душевнобольных. 31 августа он скончался. Могила великого французского поэта находится на легендарном парижском кладбище, ставшем последним пристанищем для знаменитейших французов, в Монпарнасе.

Афоризмы и Цитаты

Обожаю девок и ненавижу философствующих дам.

Женщина противоположна денди. А значит, она отвратительна.

Довод в пользу Бога. Ничто не существует бесцельно.

Суеверие – вместилище всяческих истин.

Робеспьера ценят только за то, что он произнес несколько красивых фраз.

В любви бесит то, что в этом преступлении
не обойтись без помощника.

В Декларации прав человека забыты два права: право противоречить себе и право уходить из жизни.

Бог — это единственное существо,
которому для того, чтобы править,
даже не нужно существовать.

Женщина — это приглашение к счастью.

Меня всегда удивляло, что женщинам разрешают входить в церковь. О чём они могут говорить с Богом?

Жизнь — это больница, где каждый пациент мечтает перебраться на другую кровать.

Самая тяжёлая работа — та, которую мы не решаемся начать: она становится кошмаром.

Работать не так скучно, как развлекаться.

Смерть утешает — увы! — и заставляет жить.

Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует.

Возлюбленная девушка — это бутылка вина, а жена — это бутылка из-под вина.

Я не могу себе представить красоты, не связанной с несчастьем.

Танец может выявить все тайны, которые кроются в музыке.

Лишь тот равен другому, кто это доказывает, и лишь тот достоин свободы, кто умеет завоевывать её.

Использованный источник:

https://24smi.org/celebrity/5373-sharl-bodler.html?ysclid=mi78gmsubs746936393

 Воспроизведённые издания

 85.36; Б75

Бодлер, Шарль. Лирика : из “Цветов зла” и “Парижской хандры” : 12+ / Ш. Бодлер ; читает Д. Писаренко ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (50 мин). – (Шедевры мировой поэзии). – Формат CD-DA. – Загл. с этикетки контейнера. – Запись с грп. – Звукозапись.

МХР: АБ

Шарль Бодлер (1821-1867) – классик французской литературы, поэт, критик, эссеист, основоположник декаданса и символизма. Поэтической вершиной его творчества стал сборник стихотворений “Цветы зла”, впервые опубликованный в 1857 году и мгновенно привлекший к себе внимание читающей публики, – поэт сразу же был оштрафован за оскорбление общественной морали и был вынужден убрать из сборника 6 наиболее “безнравственных” стихотворений. Этот сборник в полной мере отражает мировоззрение поэта, его основные лирические настроения – скуку, уныние, меланхолию. Герои его стихов словно разрываются между духовной красотой и эстетикой порока, их терзают раздвоенность желаний и жажда смерти.

84(4Фра); Б75

Бодлер, Шарль. Цветы зла : [сборник стихотворений] : 16+ / Шарль Бодлер ; перевод с французского Эллиса ; [редактор по Брайлю А. И. Новикова]. – Москва : Репро, 2022. – 3 кн. – Из содерж.: Слепцы : стихотворение. Содерж.: Слепцы : стихотворение. – Перепеч.: Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ПФ

84(4Фра); Б75

Бодлер, Шарль. Цветы зла : [стихи : перевод с французского] / Ш. Бодлер ; издание подготовили: Н. И. Балашов, И. С. Поступальский. – 3 изд. по авт. проекту. – Москва : Просвещение, 1974. – 3 кн. – Перепеч.: Москва : Наука, 1970. (Литературные памятники). – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ПФ

84(0); П67

Поэзия : альманах / гл. редактор О. Н. Пилюгин ; ред.-сост. А. А. Солоненко. – Санкт-Петербург : Чтение, 1993 – . – Прил. к журн. “Лит. чтения”. – Шрифт Брайля.

2011, вып. 1(67). – 2011. – 1 кн. – Содерж.: НЕ СТЕРТЫЕ ВРЕМЕНЕМ СТРОФЫ. Испанская поэзия эпохи Возрождения. Маркиз де Сантильяна. Хиль Висенте. Хуан Боскан. Гарсиласо де ла Вега. Гутьерре де Сетина. Луис де Леон. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ. Стихотворения / А. Навои. Стихотворения : пер. с фр. / Ш. Бодлер. Стихотворения / Н. Гумилев. ПОЭЗИЯ НАШИХ ДНЕЙ. Стихи из книги “Выдержка” / Г. Григорьев. ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ. Стихи из книги “День свечи” : пер. с фин. / П. Ненонен.

МХР: АБ, ПФ

84(0); П67

Поэзия : альманах : 16+ / [гл. редактор О. Н. Пилюгин ; ред.-сост. О. И. Ястребова ; ред. по Брайлю Н. М. Аничкова]. – Санкт-Петербург: Чтение, 1993 – . – Прил. к журн. “Лит. чтения”. – Шрифт Брайля.

2021, ч. 2 : 16+. – 2021. – 1 кн. – Содерж.: ПОЭТИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ. Стихи в переводах мастеров русской поэзии / Ш. Бодлер. Стихотворения / А. Майков. Из прижизненных поэтических сборников / Н. Гумилев.

МХР: АБ, ПФ

Использованные источники: https://24smi.org/celebrity/5373-sharl-bodler.html?ysclid=mi78gmsubs746936393

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Составитель Л. М. Жданова; компьютерная вёрстка Л. М. Ждановой