Бертольд Брехт – драматург родом из Германии, прозаик и поэт, теоретик и театральный деятель. Один из тех, кто создал театр, ставший известным под названием «Берлинер ансамбль».
Двадцатый век был наполнен революционными событиями и войнами. Открытиями в мире науки и экономическими кризисами. Но и этот же век подарил миру гениальных людей, которые создали шедевры, ставшие мировым наследием в мире культуры. Среди этих редких талантов и Бертольд Брехт, драматург, писатель и поэт. Его называли «Шекспиром» двадцатого века, а его произведения стали неотъемлемой частью театрального репертуара.
Полное имя немецкого писателя Ойген Бертольд Фридрих Брехт. Он родился в немецком городке Аугсбурге, 10 февраля 1898 года. Отцом мальчика был Брехт Бертхольд Фридрих, который на момент рождения сына прошел весь карьерный путь от простого торгового агента, до поста директора бумажной фабрики. Матерью была София Брецинг – дочь вполне обеспеченных родителей, где отец был начальником на железнодорожной фабрике. Бертольд у молодых родителей стал первым и очень желанным ребенком.
По меркам родного баварского городка чета Брехт, относилась к зажиточным. По этой причине будущий писатель вырос в доме где царила буржуазная атмосфера. В доме работала прислуга, а за детьми присматривала няня, домашние учителя занимались обучением, а на праздники все получали весьма дорогие подарки. Спустя время Ойгена отправили в народную школу, которая работала при францисканском монашеском ордене. После ее окончания Бертольда Брехта зачислили в королевскую реальную гимназию в Баварии.
Чем взрослее становился мальчик, тем больше к нему приходило осознание, что мещанский уклад в жизни его совершенно не устраивает. Из-за этого в доме между родителями и наследником, постоянно разгорались конфликты, которые в один момент переросли в первый в биографии Брехта подростковый бунт. После этой ссоры юноша ушел из семьи и был признан изгоем. Буря чувств, которая бушевала в юношеской душе, проявилась в творчестве. Именно к этому периоду относятся первые написанные стихи, рассказы и эссе. Вдохновившись литературными шедеврами своего кумира Франка Ведекинда, молодой талант решился отнести свои работы в местный журнал, где его впервые и на печатали в 1913-1914 годах.
Август 1914 года принес известие о вступлении Германии в войну. Пропаганда, которую вели власти поглотила и молодой ум Брехта. Он посчитал, что должен внести в нее и свой вклад, а потому в скором времени появились «Заметки о нашем времени» опубликованные в местном периодическом издании. В них автор рассказывал о неизбежности войны. Спустя несколько месяцев, увидев неутешительные цифры, приходящие в отчетах с фронта Брехт, словно прозрел. Вследствие этого появилось новое произведение «Современная легенда». В этом стихотворении говорится о горе матери, которая оплакивает своего сына, пока власти посылают на фронт других.
Брехт окончил свое обучение в гимназии в 1917 году, после чего отправился в Мюнхен, где поступил в Университет, выбрав основным факультетом медицинский. Спустя год, молодому человеку пришла повестка, обязующая его прибыть в военный штаб. Родители не хотели отпускать своего отпрыска на фронт, а потому, несмотря на все разногласия отец смог выхлопотать для сына место в военном госпитале.
Работая санитаром с ранеными, Бертольд не просто спасал им жизни. Он увидел всю отвратительную изнанку войны. В творческой биографии Бертольда Брехта рождается «Легенда о мертвом солдате». Произведение вызвало настоящий резонанс не только среди читателей, но и в литературном мире. Выбрав сатирическую манеру написания в качестве основной, драматург рассказал о приключениях молодого солдата, которого прежде чем отправить на фронт извлекли из могилы и представили перед компетентной комиссией, признавшего его годным к военной службе. Всего за несколько дней читатели «разобрали» стихотворение, превратив каждую фразу в отдельную цитату.
Сразу после возвращения с фронта, Бертольд восстанавливается в университете. Медицина его больше не привлекает, и молодой писатель переводится на философский факультет. Здесь он проучился всего два года и был отчислен из-за частых пропусков. Причиной же отсутствия на занятиях у Бертольда стал театр, который появился в его жизни неожиданно, но тем не менее занял в ней много места.
В этот период своей жизни Брехта часто видели в литературно-артистическом кафе, а также на сцене театра «Вильде Бюне», где он с удовольствием исполнял самые разнообразные роли. Между репетициями драматург создает свои первые пьесы, среди которых «Ваал», «Мещанская свадьба» и «Барабаны в ночи». Стоит отметить что Бертольд Брехт все их подписал своим именем, но ни одна местная труппа не согласилась поставить пьесы на сцене театра. Взяв свои шедевры, молодой автор отправился покорять столицу, которая встретила его неприветливо и с большой прохладой. Берлин разочаровал чопорностью и закоренелым мещанством.
Ситуация в корне изменилась, когда в дело вмешался Герберт Иеринг, авторитетный критик из Берлина. Его положительные отзывы заставили театральных деятелей взглянуть на пьесы Брехта совершенно, с другой стороны. Спустя время постановки, автором которых был Бертольд с успехом шли на сценах Берлина, Мюнхена и других городов страны. И если театральные критики были неоднозначны в своих суждениях, то власти не скрывали своего неудовольствия.
В этот же период талантливый поэт решает вернуться к своему образованию в Берлинском университете и продолжить изучение философии. Кроме того, он работал в издательском деле, что дало ему возможность самостоятельно зарабатывать. В 1927 году читатели смогли приобрести очередной сборник со стихами, который носил название «Домашние проведи». Не смог Брехт расстаться и с театром, а потому его часто видели у Пискатора, где он занимался адаптацией сценариев.
В 1928 году Йозеф Ауфрихт, недавно занявший пост директора на Шиффбауэрдамм предложил Брехту поработать над произведением Джона Гэя «Опера нищих». Пьеса была написана в восемнадцатом веке и требовала адаптации для современного зрителя, над чем и предстояло потрудиться драматургу. Бертольд с головой погружается в эту работу. Он придерживается первоначальной сюжетной линии, лишь немного видоизменяя трактовку и при необходимости добавляет персонажей.
Готовая пьеса была названа «Трехгрошовая опера», а либретто на немецкий для нее сделала Элизабет Гауптман. Режиссером постановки вызвался быть близкий друг Брехта Эрик Энгель, в то время как музыка была написана Куртом Вайлем. Дебютная постановка вызвала у зрителей полный восторг, а автор впервые после окончания работы испытал чувство триумфа.
До начала тридцатых годов двадцатого века Брехт продолжал свое сотрудничество с Энгелем. Вместе они развивают теорию, которую разработал драматург – «Эпический театр». Сутью теория стало объединение эпического повествование, которое как правило идет от лица самого автора или одного из нейтральных персонажей и действия. «Эпический театр» должен был увести публику от классического понимания сути «театра», стерильности и чопорности. При этом приветствовалось общение со зрителем в процессе постановки.
В момент появления идеи руководство, да и сама публика еще не были готовы к нововведениям. И только к сороковым годам Бертольд Брехт создал свой собственный театр, где смог в полной мере воплотить в реальность свои задумки и провести реформы. Всего через несколько лет его новейшие идеи были подхвачены всеми ведущими театрами во всем мире.
1935 год. В Германии происходит кардинальная смена власти. Во главе страны вместе с Адольфом Гитлером оказываются национал-социалисты. Вспомнив, что у Брехта ранее были опубликованы антирежимные произведения, они лишают его гражданства Германии.
В тот момент от более жестокого наказания драматурга спас только тот факт, что за два года до этих событий он, взяв жену и детей переехал жить в Вену. Спустя время семья перебралась в Цюрих. Швейцария оказалась не столь гостеприимной, как ожидал писатель, а потому он вновь задумался о переезде. Ему необходимо было место, где он бы смог спокойное не только жить, но и работать. На этот раз выбор пал на Данию. И пока фашисты в 1933 году сжигали его коллекцию ценных книг, среди которых были, и Генрих Манн, и Эрих Мария Ремарк, и Карл Маркс писатель вместе с семьей направлялся в уединенную рыбацкую деревушку.
Суровая, но тем не менее прекрасная, скандинавская природа не создать такие произведения как «Мамаша Кураж и ее дети» и «Страх и отчаяние в Третьей империи». Здесь же Брехту удалось доработать первый вариант «Жизнь Галилея». Жизнь вновь вынудила семью на переезд в 1939 году, когда гонения из-за творчества нельзя было просто проигнорировать, а опасность угрожала всей семье. При этом гонения поддержали не просто органы власти, а сам король Кристиан X.
Бертольд Брехт вновь возвращается в Швейцарию, где некоторое время ждет американскую визу. После того как на запрос пришел отказ, Брехту пришлось уехать в Финляндию. Спустя пару лет и это государство стало частью нацисткой коалиции и в 1941 году Брехт вновь пускается в бега, спасаясь от преследования. Очередное прошение в Американское посольство увенчалось успехом, и драматург покидает родную Европу на шесть лет. В этот жизненный период из-под пера драматурга вышли такие труды как «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана», «Швейк во Второй Мировой войне» и «Сны Симоны Машар».
Бертольд Брехт вернулся в родную страну только в 1947 году. Местом своего проживания он выбрал социалистическую ГДР. Наконец-то его мечта исполнилась, и он смог спокойно работать без запретов, оглядки и гонений. При первой же возможности драматург вновь создает театр, получивший на этот раз название «Берлинер ансамбль». Первый же спектакль поставленный на сцене театра был удостоен Национальной премии ГДР. Этим спектаклем была постановка «Мамаша Кураж и ее дети».
И если с первой постановкой вопросов не возникло, то дальнейший репертуар подвергался скрупулезной критике. Бертольда обвиняли то в «пацифизме», то в излишнем «космополитизме», то в «формализме». Однако и это не помешало писателю в 1950 году стать одним из членов Академии искусств в ГДР, а еще через четыре года занять пост вице-президента.
1954 год принес драматургу Международную Сталинскую премию, которую вручили «За укрепление мира между народами». Тогда же Брехтом был написан и его последний литературный шедевр пьеса «Турандот».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В свое время и до сегодняшнего дня личная жизнь драматурга остается предметом многочисленных исследований. Брехту посвящено несколько литературных трудов. Россиянин Юрий Оклянский назвал свой труд «Гарем Бертольда Брехта». У англичанина Джона Фуэджи в книге можно прочесть интересные факты, касающиеся биографии. К примеру исследователь заявил, что Брехт имел многочисленных любовниц, которые в больше или меньшей степени являются его соавторами. Автор исследования вполне уверен, что большая часть «Трехгрошовой оперы» написала Элизабет Гауптман, которая была переводчицей оригинала. Маргарет Штеффин, стенографистка по своей профессии, была причастна к созданию «Доброго человека из Сезуана». А в написании «Снов Симоны Машар» принимала участие актриса Рут Берлау.
Доказать причастность девушек к трудам известного писателя вряд ли удастся, а вот о его многочисленных любовницах знали многие. При всем при этом законные супруги проживали рядом с ним всю его жизнь.
Бертольд Брехт и Марианна Цофф
Первой женой Брехта стала Марианна Цофф. Певица и актриса была на пять лет старше своего супруга. Пара поженилась в 1922 году, и молодая жена окружила мужа заботой и домашним уютом. Спустя всего год у супругов родилась дочь, которую назвали Ханна. Девочка в последствии пошла по стопам матери и стала весьма неплохой актрисой. Развод случился неожиданно, а причиной стала новая любовь драматурга. Елена Вайгель, так же актриса, родила писателю в 1924 году сына Штефана. А вот официальный брак пара зарегистрировала только в 1929 году. Спустя еще год в личной жизни Брехта сучилось очередное радостное событие – рождение дочери Барбары, которая повторила путь матери.
Был у Бертольда Брехта и внебрачный ребенок – сын Франк. Мальчик родился в 1919 году от девушки. В которую писатель страстно влюбился. Ее оказалась Паула Банхольцер.
Ирония судьбы, но с того момента как драматург получил долгожданную свободу слова и мировое признание, его здоровье стало резко ухудшаться. Возможно годы эмиграции, стрессы и постоянные переезды из-за гонения так же наложили свой отпечаток на здоровье. В 1956 году Брехт все же решился поставить на сцене «Жизнь Галилея». Он проводил в своем театре на репетициях огромное количество времени, в ходе которых и перенес инфаркт. Сам мужчина был уверен, что это лишь легкое недомогание и не захотел обратиться к врачу.
Бертольд вместе с семьей отправился в непродолжительный отпуск. После которого с большим энтузиазмом взялся за реализацию своей задумки. В начале августа драматургу вновь стало плохо, а вызванный врач диагностировал обширный инфаркт. 14 августа 1956 года писатель и театральные деятель Бертольд Брехт скончался.
Его могила находится на Доротеенштадском кладбище. Следуя его завещанию, над могилой не произносили традиционных речей, а на самом памятнике нет ничего кроме имени. Рядом стоит точно такой же серый могильный камень с другим именем. Елена Вайгель пожелала быть похороненной рядом с мужем.
ВОСПРОИЗВЕДЁННАЯ ЛИТЕРАТУРА
84; Б 87
Добрый человек из Сезуана / Б. Брехт ; сост. С. Ляхович. – М. : РГБС, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Формат LGK. – Загл. с этик. Диска. – Источник зап. не указан. – Электронный ресурс.
МХР: ПФ, АБ, НА
84; Б 87
Дела господина Юлия Цезаря : фрагм. романа / Б. Брехт ; читает О. Исаев. – М. : Логосвос, 2015. – 1 ффк. (8 ч 57 мин). – С изд.: М.: Логосвос, 2015. – Звукозапись.
МХР: ПФ, АБ, НА
84; Б 87
Дела господина Юлия Цезаря / Б. Брехт ; читает О. Исаев. – М. : Логосвос, 2015. – 1 фжд. (8 ч 57 м 3 сек). – С изд.: М. : Логосвос, 2013. – Звукозапись.
МХР: АБ
85; Б 87
Добрый человек из Сезуана : на основе радиоспектакля / Б. Брехт. – М. : Звуковая книга, 2010. – 1 фжд. (2 ч 41 м). – С изд.: М. : РГБС, 1996. – Звукозапись.
МХР: АБ
85; Б 87
Добрый человек из Сезуана : на основе радиоспектакля / Б. Брехт. – М. : Звуковая книга, 2009. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Формат MP3. – Загл. с этик. контейнера. – Источник зап. не указан. – Электронный ресурс.
МХР: АБ
85; Б 87
Трехгрошовая опера : радиоспектакль / Б. Брехт ; читают артисты московских театров. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (2 ч 2 мин). – С изд.: М. : РГБС, 2010. – Звукозапись.
МХР: АБ
Использованные источники: Брехт, Бертольт — Википедия (wikipedia.org)
Список сокращений:
МХР — место хранения
АБ — отдел абонемента
ИСК — нотно-музыкальный отдел
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
ТФ – тифлобиблиограф. отдел
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта
Составитель Жданова Л. М.
Компьютерная вёрстка Ждановой Л. М.