АНАТОЛЬ ФРАНС

180 лет со дня рождения (1844-1924)

Российская государственная библиотека для слепых

Тифлобиблиографический отдел

Рекомендательный список воспроизведенной литературы

 Москва 2024

Анатоль Франс: «самый парижский писатель».

Критик Жюль Леметр писал о Франсе: «Ум этого просвещённейшего литератора, весьма искусного и изощрённого, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений».

Анатоль Франс (настоящее имя которого Жак Анатоль Франсуа Тибо) родился 16 апреля 1844 года в Париже, в семье букиниста Франсуа Ноэля Тибо и Антуанетты Тибо. В детстве Анатоль, единственный ребёнок в семье, много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг («это была библиотека длиной в три квартала», как он сам впоследствии писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его отца.

Франс (уменьшительное от Франсуа — имени отца) поступил в школу иезуитов в Париже. Мальчик зачитывался греческими и римскими авторами, однако школу не любил. У него на всю жизнь осталось отвращение к преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения. Школа иезуитов сделала его бунтарем на всю жизнь. Следует упомянуть также о юношеской любви к актрисе «Комеди франсез» Элизе Девойо, которую он обожал издалека. Это вынуждало юношу подавлять чувственность, и позднее в своих произведениях Франс рисовал образы актрис, капризных и сладострастных.

Стать писателем посоветовала его мать. Провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, Анатоль, наконец, сдал их в возрасте 20 лет. Когда его отец в 1866 году ушёл от дел, Франс, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал. Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной литературной группой «Парнас». В своём творчестве участники этого объединения стремились противостоять поэтике романтизма, которая, по их мнению, к тому времени устарела. 

Во время франко-прусской войны Анатоль некоторое время служил в армии, демобилизовавшись, продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, парижская газета заказала ему серию критических статей о современных писателях, а уже в следующем году Анатоль становится там ведущим литературным критиком. Франс ведет свою собственную рубрику. Статьи, появляющиеся там в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырёх томах в 1889-1892 годах под заглавием «Литературная жизнь». В предисловии к этому изданию Франс выразил свое отношение к субъективности литературной критики. «Хороший критик, — писал Франс, — повествует не столько о прочитанном, сколько о приключениях собственной души».

В 1876 году Франс назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1877 году он женится на Валери Герен де Совиль. Это был традиционный буржуазный брак: невесте надо было выйти замуж, а жениху обрести семейное положение. Двадцатилетняя Валери — дочь крупного чиновника министерства финансов. Для сына букиниста и внука деревенского сапожника она была партией завидной. Франс гордился родословной своей жены, восхищался её робостью. Правда, потом выяснилось, что молчаливость жены объясняется неверием в его талант писателя и презрением к этой профессии.

Значительное приданое Валери пошло на обустройство особняка на улице вблизи Булонского леса. Здесь Франс начал много работать. В библиотеке Сената он прослыл нерадивым сотрудником, но что касается литературного труда, то здесь писатель не отклонял ни одного предложения издателей, сотрудничая одновременно с пятью десятками журналов. Он редактировал классиков, писал многочисленные статьи — не только о литературе, но и об истории, политической экономии, археологии, палеонтологии, происхождении человека.

В 1881 году Анатоль стал отцом, у него родилась дочь Сюзанна, которую он нежно любил всю свою жизнь. В год её рождения вышла и первая книга Франса, в которой он нашёл своего героя, Сильвестра Боннара, а вместе с ним и свой индивидуальный стиль. Книга «Преступление Сильвестра Боннара, члена Института» получила премию Французской академии. Как было сказано, она присуждена «произведению изящному, выдающемуся, может быть, исключительному». В 1883 году Франс стал постоянным хроникером в журнале «Иллюстрированный мир». Каждые две недели появляется его обозрение «Парижская хроника», охватывающее разные стороны французской жизни. С 1882 по 1896 год он напишет более 350 статей и очерков.

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и необычайной популярности «Парижской хроники» Франс входит в высшее общество. В 1883 году он познакомился с Леонтиной Арман де Кайаве, чей салон был одним из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов в Париже. Эта умная, властная аристократка была ровесницей Франса. От неё он услышал то, в чём так нуждался дома: поощрительную оценку своей работы.

Многолетняя, ревнивая, тираническая преданность Леонтины надолго заполнит личную жизнь писателя. А жена его, Валери Франс, с каждым годом будет всё больше испытывать потребность выяснять отношения и сводить счёты. Чуждая духовной жизни своего мужа, она сумела сделать чужим для Франса и их собственный дом, который он наполнил книгами, коллекцией картин, гравюр, старинных изделий. Обстановка в доме накалилась до такой степени, что писатель вообще перестал разговаривать с женой, общаясь с ней только записками. Наконец, однажды, не вынеся молчания, Валери спросила у мужа: «Где были вы вчера вечером?» В ответ на это Франс молча вышел из комнаты и из дома в чём был: в халате, с малиновой бархатной «кардинальской» шапочкой на голове, с подносом в руке, на которой была чернильница и начатая статья. Демонстративно пройдя в таком виде по улицам Парижа, он снял меблированную комнату на вымышленное имя Жермена. Таким, не совсем обычным способом он ушёл из дома, окончательно разорвав семейные отношения, которые старался сохранить все последние годы только ради любимой дочери.

В 1892 году Анатоль оформил развод. Отныне его верной и преданной подругой стала честолюбивая Леонтина. Она делала все, чтобы Франс прославился: сама разыскивала для него материал в библиотеках, делала переводы, приводила в порядок рукописи, читала гранки, желая освободить его от работы, казавшейся ему скучной. Она же помогла ему благоустроить небольшую виллу Сайд возле Булонского леса, которая вскоре превратилась в музей, заполненный произведениями искусства и мебелью разных эпох. В 1889 году вышел в свет роман «Таис». В нём Франс, наконец, нашёл тот способ самовыражения, где ему не было равных. Условно его можно было бы назвать интеллектуальной прозой, сочетающей изображение реальной жизни с авторскими размышлениями о её смысле.

После выхода в свет романов «Боги жаждут», «Восстание ангелов» и «Красная лилия» слава Анатоля Франса приобрела мировое звучание. К нему отовсюду стали приходить письма, и не только как к знаменитому романисту, но и как к мудрецу и философу. На многочисленных портретах писатель, однако, старался выглядеть не величественным, а скорее, элегантным.

В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста писатель первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю». В этом письме осуждалась попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывалось, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличенное в коррупции.

Дочь Франса, его «нежно любимая Сюзон», в 1908 году, успев уже развестись с первым мужем, полюбила Мишеля Псикари, внука известного религиозного философа Ренана, и стала его женой. Анатолю Франсу этот союз был не по душе. Он отдалился от дочери и, как оказалось, навсегда. Ухудшились его отношения и с Леонтиной де Кайаве. Долгое время она пестовала и опекала дарование Франса, заботясь о его успехах, гордясь тем, что помогает ему, зная, что и он её любит. Каждый год они путешествовали по Италии, несколько раз побывали в Греции. Однако к старости Леонтина становилась всё более бдительной и ревнивой. Анатоль Франс отдавал должное тиранической требовательности своей возлюбленной: «Посвящается мадам Арман де Кайаве, без которой не увидела бы свет эта книжечка, как не увидели бы свет все мои книги», — пишет он в предисловии к «Кренкебилю». Но в то же время неусыпный надзор Леонтины раздражает писателя. «Скоро я просто начну писать под её диктовку», — ворчит он.

Здоровье Леонтины, и так некрепкое, пошатнулось летом 1909 года, когда до неё дошли слухи, что Франс, плывя на пароходе в Бразилию, чтобы прочесть лекции о Рабле, не устоял перед кокетством пятидесятилетней актрисы Французской комедии. Ревнивая Леонтина слегла. «Это ребёнок, — говорила она своей приятельнице, — если бы вы знали, какой он слабый, наивный, как легко можно его одурачить!» Вернувшись в Париж, Франс повинился в недостойном его легкомыслии. Вместе с Леонтиной он уехал в Капиан, её загородный дом, где мадам де Кайаве внезапно заболела воспалением лёгких и 12 января 1910 года умерла.

Для Франса смерть Леонтины стала огромной душевной травмой. Горе помогла перенести другая преданная женщина, Оттилия Космутце, венгерская писательница, известная у себя на родине под псевдонимом Шандор Кемери. Она одно время была секретарем писателя и своей чуткостью, добротой помогла «вылечить великий ум» от депрессии.

Годы Первой мировой войны состарили Анатоля Франса. Из Парижа он переехал в небольшую усадьбу Бешельри, недалеко от провинции Турен, где жила Эмма Лапревот, бывшая горничная Леонтины де Кайаве. Эта женщина была больна и бедна. Франс поместил её в больницу, а после выздоровления она стала домоправительницей писателя, взяв на себя все заботы о нём. В 1918 году. Франса постигло новое горе — его дочь, Сюзанна Псикари, умерла от гриппа. Её тринадцатилетний сын Люсьен остался круглым сиротой (Мишель Псикари погиб на войне в 1917), и Франс взял на воспитание любимого внука, который стал впоследствии единственным наследником писателя. В 1921 году Анатолю была присуждена Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».

В течение всей своей долгой жизни Анатоль Франс редко жаловался на здоровье. До восьмидесяти лет он почти не болел. Однако в апреле 1922 года сосудистый спазм парализовал его на несколько часов. Писатель признался, что уже не может «работать, как прежде». Но, тем не менее, до самой смерти сохранял бодрость духа и удивительную работоспособность. Он мечтал побывать в Брюсселе, Лондоне, закончить книгу философских диалогов под названием Sous la rose, что можно перевести как «Не для посторонних ушей».

В июле 1924 году Франс слёг, врачи предупредили друзей и близких писателя о том, что его часы сочтены. Утром 12 октября он сказал с улыбкой: «Это мой последний день!» Так и случилось. В ночь на 13 октября 1924 года «самый французский, самый парижский, самый изысканный писатель» умер. Как сказал о нём Душан Брески: «Несмотря на все превратности критической моды, Анатоль Франс всегда будет стоять рядом с Бернардом Шоу как великий сатирик эпохи и рядом с Рабле, Мольером и Вольтером как один из величайших французских острословов».

 Интересные факты из жизни:

  • К концу жизни Франс достиг апогея славы, и его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей, как французских, так и иностранных.
  • Творчество Франса оказало значительное влияние на известных личностей — А. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.
  • Анатоль Франс, познакомившийся с Марселем Прустом в 1889 году, написал предисловие к его раннему сборнику «Утехи и дни» (1896) и хотел выдать за него свою дочь Сюзанну, но позже охладел к молодому писателю. В свою очередь, Пруст использовал характерные черты внешности и некоторые детали литературного стиля Франса для создания образа писателя Бергота в цикле романов «В поисках утраченного времени» (1913—1927).
  • Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.
  • В 1922 году сочинения Анатоля Франса были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
  • Интересный факт: мозг писателя был исследован анатомами, который установили, что масса органа превышает один килограмм, что невероятно много для обычного человека.
  • Французский прозаик был членом Французского Географического общества.
  • Сказка Анатоля Франса «Пчёлка» (которую он сам призывал не читать никому из серьёзных людей) —  его единственное произведение для детей, в котором он рассказал трогательную историю молодого графа Жоржа и его названной сестры Пчёлки, убежавших из дома, чтобы оказаться в царстве ундин и гномов.
  • В романе «Остров пингвинов» (1908) в гротескно-карикатурной форме спародирована история Франции: окрещённые по ошибке глупые птицы были превращены в людей, и их эволюция повторила все преступления, совершённые по ходу развития всей человеческой цивилизации.
  • С восторгом встретив русскую революцию (1905-1907), писатель был потрясён её поражением. Тема революции становится одной из главных в творчестве писателя, который пришёл к мысли об извечном «круговороте истории»: в мире всё повторяется, и любой прогресс является иллюзорным.
  • Деньги от своей Нобелевской премии писатель пожертвовал в пользу голодающих России.
  • В 1913 году Анатоль Франс посетил Россию.
  • Как убеждённый идеалист, писатель горячо приветствовал большевистскую Октябрьскую революцию 1917, а в начале 1920-х годов был в числе тех, кто поддержал созданную во Франции коммунистическую партию.
  • В 1914 году появился фантастический роман писателя — «Восстание ангелов», отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картины французского общества перед Первой мировой войной) с гиперболизированной фантастикой (изображение ангельского воинства) и идиллической условностью (описания прошлого).

  Цитаты А. Франса

  • Бог часто исполняет наши желания, чтобы нас покарать.
  • В каждой перемене, даже в самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаёмся, есть часть нас самих. Нужно умереть для одной жизни, чтобы войти в другую.
  • Не все улыбки выражают радость, так же как не все слёзы выражают горе.
  • Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.
  • У мира две оси: любовь и голод.
  • Человеку свойственно мыслить разумно и поступать нелогично.

Использованные источники: https://yagazeta.com/lichnost/anatol-frans-samyj-parizhskij-pisatel/?ysclid=lte09vl5b4471507973.

Воспроизведённые издания

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Восстание ангелов / А. Франс ; читает А. Силин. – Москва : Логосвос, 2017. – 1 фжд.  (9 ч 57 мин 17 сек). – С изд.: Москва : Логосвос, 1973. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; П54

Полянская, Ирина Николаевна. Горизонт событий : роман / И. Н. Полянская ; читает М. Иванова. Тощий кот : перевод с фр. ; Преступление Сильвестра Бонара : перевод с фр. / А. Франс ; читает В. Герасимов. Тоннель в небе : роман : перевод с англ. / Р. Хайнлайн ; читает С. Кирсанов. Нежный мужчина : роман : перевод с фр. / И. М. Шенневьер ; читает В. Герасимов. Лучшие истории о привидениях : перевод с англ. / Ш. Д. Ле Фаню ; читает Л. Ларионова. Богач, бедняк : роман : перевод с англ. / И. Шоу ; читает В. Герасимов. – Москва : ИПТК “Логосвос”, 2011. – 1 фк.  (91 ч 4 мин). – Запись с оригинала, ИПТК “Логосвос”, 2011. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ

84(4Ита); С60

Сольдати, Марио. Актер : роман / М. Сольдати ; читает Е. Терновский. Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов / А. Франс ; читает А. Потоцкий. Радуга : новеллы / А. Цвейг ; читает Е. Халатова. Война с саламандрами : роман / К. Чапек ; читает Е. Терновский. Жизнь и творчество композитора Фолтына / К. Чапек ; читает А. Потоцкий. Обыкновенная жизнь / К. Чапек ; читает А. Потоцкий. – Москва : Логосвос, 2020. – 1 фк.  (50 ч 32 мин). – Звукозапись.

МХР: АБ, НА, ПФ

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Восстание ангелов : перевод с фр. / А. Франс. – Москва : Просвещение, 1977. – 4 кн. – Перепеч.: Москва : Правда, 1958. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Восстание ангелов : роман / А. Франс ; читает А. Силин. Ватажники атамана Галани : роман / В. В. Хапров ; читает И. Князев. Черти на Кулишках : роман / В. В. Хапров ; читает И. Князев. Муравейник Хеллстрома : роман / Ф. Херберт ; читает Г. Шумская. Рассказы / Р. Шекли ; читает Н. Козий. – Москва : Логосвос, 2017. – 1 фк.  (53 ч 10 мин). – Запись “Логосвос”, 2017. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ, НА

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Восстание ангелов / А. Франс ; читает А. Силин. – Москва : Логосвос, 2017. – 1 ффк.  (9 ч 57 мин). – Запись “Логосвос”, 2017. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(4Фра); Ф83

Франс, А.  Восстание ангелов : роман: перевод с фр. / А. Франс ; Читает А. Силин. – Москва : [б. и.], 1973. – 2 мфк.  (9 ч 59 мин) : 2,38 см/с, 2 доp. – С изд.: собр. соч.: в 8 т. – Москва, 1959. – Т. 7. – ISBN Р=ВОССТАНИЕ/А-ФА-73 : 13.97  р. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов / А. Франс ; читает А. Потоцкий. – Москва : Логосвос, 2020. – 1 фжд.  (5 ч 14 мин 31 сек). – С изд.: Москва  : Логосвос, 1979. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов / А. Франс ; читает А. Потоцкий ; Рос. гос. библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 1 ффк.  (5 ч 14 мин). – С изд.: Москва : Логосвос, 2020. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(4Фра); Ф83

Франс, Анатоль. Тощий кот / А. Франс ; читает В. Герасимов. – Москва : Логосвос, 1984. – 1 фжд.  (10 ч 21 мин). – С изд.: собр. соч. : в 8 т. М. : Худож. лит., 1957. Т.1. – Звукозапись.

МХР: АБ

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Составитель Л. М. Жданова

Компьютерная вёрстка Л. М. Ждановой