Игорь Северянин

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел

Игорь Северянин

Рекомендательный список
воспроизведенных изданий

Москва
2017

Игорь Северянин, настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв, родился в Петербурге 16 мая 1887 г. Его отец, Василий Петрович Лотарёв, военный инженер, штабс-капитан железнодорожного полка. Мама, Наталья Степановна, урожденная Шеншина — дочь предводителя дворянства из Курской губернии, происходила из известного дворянского рода, к которому принадлежал поэт А. А. Фет. По первому браку она была вдовой генерал-лейтенанта Г. И. Домонтовича.
Раннее детство Игоря прошло в Петербурге. В 1896 г. родители расстались, отец к тому времени вышел в отставку, и Игорь уехал с ним в Череповец. Затем Василию Петровичу предложили работу коммерческого директора на Дальнем Востоке. Игорь Северянин жил у родных брата и сестры отца: в имении дяди Михаила Петровича “Владимировка” или в имении тётки Елизаветы Петровны “Сойвола”. Игорь получил хорошее домашнее образование и закончил в Череповце 4 класса реального училища.
В 1904 г. он уехал к отцу в Манчжурию в город Дальний, затем некоторое время жил в Порт-Артуре. Накануне русско-японской войны отец скоропостижно скончался и Игорь, вернувшись в Петербург, поселился у матери в Гатчине.
Игорь Северянин стихи сочинял с детства. Свои первые стихи он написал, когда ему было 8 лет.
В юности он писал лирические стихи, его вдохновляла на поэтические произведения красивая девушка с золотыми кудрями — Женечка Гуцан, в которую он был влюблен. Он придумал ей новое имя – Злата, и каждый день дарил новые стихи.
Во время русско-японской войны в его стихах появились военно-патриотические нотки. Его первая публикация состоялась в февральском номере журнала “для солдат и нижних чинов” “Досуг и дело” за 1905 г. Стихотворение “Гибель Рюрика” было опубликовано под фамилией Игорь Лотарёв. В начале своего творческого пути поэт подписывался разными псевдонимами: граф Евграф д’Аксанграф; Игла; Мимоза. Потом он остановился на псевдониме Северянин.
Игорь Северянин самозабвенно отдался занятию литературой. Он издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов, куда входили  от 2 до 16 стихотворений, и рассылал их по редакциям “для отзыва”. С 1905 по 1912 гг. им было издано 35 поэтических сборников (при финансовой поддержке дяди Михаила Петровича). Стихи особого отклика не имели.
В ноябре 1907 г. Игорь Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем – поэтом Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. Игорь потом ежегодно праздновал день их знакомства.
В 1909 г. брошюра Северянина “Интуитивные краски” попала в Ясную Поляну к Льву Толстому. Графа возмутило стихотворение “Хабанера-2”, начинавшееся строками:
“Вонзите штопор в упругость пробки,
И взоры женщин не будут робки!..”
Позднее поэт вспоминал: “С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, — в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие”.
Успех нарастал. В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, основавших общество эгофутуристов. Для них было характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Осенью 1912 г. Игорь Северянин, быстро набирая популярность среди русских писателей-символистов и у широкой публики, отделился от группы эгофутуристов. Сущностью поэзии Северянин считал свою фантазию — “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Для творчества Игоря Северянина характерна маскарадность, стилизация действительности. Он считал, что назначение поэта превратить трагедию жизни в грезофарс. Игорь Северянин стал основоположником нового стиля — грезофарса, соединив гламурные грезы с фарсом.
Читатель, очарованный северянинской мелодией стиха, погружался в мир принцесс и “грезэрок”. Его стихи вошли в моду. В 1911 г. поэтический мэтр Валерий Брюсов (1873-1924) написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру “Электрические стихи”.
Другой мэтр символизма, Фёдор Сологуб принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина “Громокипящий кубок” (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. стихотворение, начинавшееся строкой “Восходит новая звезда”. Затем в 1913 г. Фёдор Сологуб пригласил поэта принять участие в турне по югу России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
Игорь Северянин путешествовал по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались невероятным успехом. К 1918 г. поэт принял участие в 48 концертах и 87 дал лично. Помимо поэтического таланта, он обладал ещё непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта — Маяковский и Северянин.
В 1912 г. Игорь побывал в тихом и уютном эстонском посёлке Тойла, где ему очень понравилось, потом он проводил там почти каждое лето, увлекался рыбалкой. В 1918 г., когда тяжело заболела его мать, он перевёз её в Тойлу. С поэтом уехала его гражданская жена Мария Волнянская (Домбровская).
Мимолётных романов у Северянина было много, так же, как и гражданских жён. С Марией Волнянской отношения были длительными, она жила с ним в Эстонии, и первое время семья даже существовала там на её гонорары — Мария исполняла цыганские романсы.
Выполняя обязательства перед антрепренёром Игорь Северянин приехал в Москву, где принял участие в “выборах короля поэтов”. Литературовед Яков Черняк вспоминал:
“В Москве в конце февраля 1918 года были назначены выборы короля поэтов. Выборы должны были состояться в Политехническом музее, в Большой аудитории. Ряд поэтов, объявленных в афише, не приехал — например, К. Бальмонт. Стихи петербургских поэтов читали артисты. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Маяковский и Игорь Северянин. Страстные споры, крики и свистки то и дело возникали в аудитории, а в перерыве дело дошло чуть не до драки между сторонниками Северянина и Маяковского. … Королём был избран Северянин — за ним по количеству голосов следовал Маяковский.”
Северянин вернулся в Эстонию к жене и матери. Вскоре, после заключения Брестского мира, маленький прибалтийский посёлок Тойла был оккупирован немцами, поэт оказался отрезанным от России. Для него началась вынужденная эмиграция, он больше никогда не смог побывать на родине. Сам Игорь никогда не считал себя эмигрантом, он говорил о себе: “Я — дачник с 1918 года”. Он был уверен, что Эстония и его проживание в ней, — всё это временно: закончатся революции и войны, он сможет спокойно вернуться в Петербург.
Со временем он смирился со своей участью, занялся переводами эстонской поэзии на русский язык и начал активно гастролировать по Европе.
Игорь Северянин много писал, переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. вышло 9 новых книг, в том числе”Соловей”. С 1921 г. поэт гастролирует за пределами Эстонии: 1922 г. — Берлин, 1923 г. — Финляндия, 1924 г. — Германия, Латвия, Чехия. В 1922-1925 гг. Северянин пишет в довольно редком жанре — автобиографические романы в стихах: “Падучая стремнина”, “Роса оранжевого часа” и “Колокола собора чувств”.
Большую часть времени Северянин проводит в Тойла. Жизнь его проходила скромно. С 1925 по 1930 г. не вышло ни одного сборника стихотворений.
В Эстонии в 1921 г. Игорь Северянин обвенчался с Фелиcсой Круут, которая ради него поменяла веру с лютеранской на православную. В браке у них родился сын. Вместе они прожили 16 лет, это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем. Однако, даже официальный брак не стал поводом для того, чтобы Северянин перестал заводить любовниц. Жена знала прекрасно, что каждый его гастрольный тур заканчивался очередным бурным романом. Фелисса терпела до 1935 г. и в конце концов выгнала мужа из дома. Последняя любовь, с которой жил поэт, была школьная учительница Вера Борисовна Коренди. Перед смертью Северянин признавал, что разрыв с Фелиссой в 1935 г. был трагической ошибкой.
В 1931 г. был издан новый сборник стихов “Классические розы”. В 1930-1934 гг. состоялось несколько гастролей по Европе, имевших шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов “Адриатика” (1932) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространить его. Особенно ухудшилось его материальное положение к 1936 г.
В стихотворении “В туманный день” Игорь Северянин написал:

“Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман…”
С каждым годом здоровье Северянина ухудшалось — он болел туберкулёзом. Скончался поэт 20 декабря 1941 г., похоронен в Таллине. На памятнике помещены строки из его стихотворения:
“Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!”

Использованы материалы Интернета:
http://www.poet-severyanin.ru
http://stories-of-success.ru
http://biography.su
http://md-eksperiment.org
http://slova.org.ru

Воспроизведенные издания
Игоря Северянина

84(2Рос=Рус)1     ФЖД
С28
Стихотворения [Звукозапись] / И. Северянин ; читает В. Лебедева. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фжд. (10 ч 15 мин). — С изд.: М. : Совет. Россия, 1988.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1     К (4)
С28
Стихотворения [Звукозапись] / И. Северянин ; читает В. Лебедева. — М. : [б. и.], 1998. — 3 мфк. (10 ч 25 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Совет. Россия, 1988.
МХР: АБ + НА

84(2Рос=Рус)1     Б
С28
Стихотворения и поэмы, 1918–1941 [Шрифт Брайля] / И. Северянин ; сост., послесл. и примеч. Ю. Шумакова. — М. : Репро, 2002. — 6 кн. — Перепеч.: М. : Современник, 1990. (Феникс: из поэтического наследия ХХ в.).
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)1     ФЖД
С28
Уснувшие весны [Звукозапись] : критика, мемуары, скитания / И. Северянин ; читает И. Воробьева. — М. : Логосвос, 2016. — 1 фжд. (6 ч 23 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 2015.
МХР: АБ

85.33     ФК
Д41
Уснувшие весны [Звукозапись] : критика, мемуары, скитания / И. Северянин ; читает И. Воробьева // Джигарханян, А. Б. Я одинокий клоун  / А. Б. Джигарханян, В. Я. Дубровский ; читает М. Росляков. Дом на площади : роман / Э. Г. Казакевич ; читает М. Росляков. Уснувшие весны : критика, мемуары, скитания / И. Северянин ; читает И. Воробьева. — М. : Логосвос, 2016. — 1 фк. (42 ч 31 мин). — Запись “Логосвос”, 2016.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)1     СД
С28
Энциклопедическое собрание сочинений [Электронный ресурс] / И. Северянин. — М. : ИДДК, 2003. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Pentium 166 MHz, 32 Mb RAM, 4-х CD-ROM, звуковая карта SVGA, Windows 98/ME/XP/2000. — DIGITAL DATA (электронная книга). — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: ПФ + ЧЗ

Список сокращений
АБ – отдел абонемента
мфк – магнитная фонограмма на кассете
МХР – место хранения
НА – отдел надомного абонемента
ПФ – отдел внестационарного обслуживания
фжд – файл жесткого диска
фк – флэш—карта

Сост. Н. Д. Шапошникова