Морис Метерлинк

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ
Тифлобиблиографический отдел

МОРИС МЕТЕРЛИНК

155 лет со дня рождения

Рекомендательный список воспроизведенных изданий

МОСКВА — 2017

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк родился в бельгийском городе Генте 29 августа 1862 года, в семье богатого нотариуса. Семья была франкоговорящей, поэтому Морис Метерлинк позже написал бoльшую часть своих произведений на французском языке.
В сентябре 1874 года родители отправили будущего писателя учиться в Иезуитском колледже. В этом колледже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Это развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.
Во время учёбы Морис написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.
В 1883 году было впервые опубликовано стихотворение М. Метерлинка на страницах журнала «Jeune Belgique».
В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета.
В 1888 году был выпущен изданный за счёт средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи» (в др. переводах «Теплицы»)», а год спустя была написана «Принцесса Мален» — первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу известного французского писателя Октава Мирбо.
В последующие годы Морис Метерлинк написал ряд символистских пьес, характеризующихся фатализмом и мистицизмом, из которых наиболее известны «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) и «Пеллеас и Мелизанда» (1892). В 1896 году вышел сборник стихов «12 песен», в 1900 году — «15 песен».
С 1896 года Морис Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с французской оперной певицей, актрисой и писательницей Жоржеттой Леблан. Она повлияла на все его работы, написанные в последующие два десятилетия. В произведениях М. Метерлинка начали появляться персонажи, особенно женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Ж. Леблан играла этих персонажей на сцене.
Родители М. Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем и церковь не давала ей права на развод. В этот период писатель со своей гражданской женой Ж. Леблан принимают много гостей, а также путешествуют по Нормандии.
Как сторонник идей А. Шопенгауэра, Морис Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Он считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра. Таким образом, была сформулирована идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что выражало бы не эмоций, а внешние причины человеческого поведения. Свою идею статической драмы автор изложил в эссе «Сокровище смиренных» (1896). В соответствии с идеей автора, актеры должны были разговаривать и двигаться подобно куклам, показывая этим влияние внешних сил и судьбы.
Известность Морису Метерлинку принесли пьеса-сказка «Принцесса Мален»; одноактные пьесы «Непрошенная» и «Слепые» — пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пеллеас и Мелизанда» — символическая драма идеальных влюблённых, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. Также в произведениях Метерлинка отражаются попытки души достичь понимания и любви.
В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.
В 1906 году Морис Метерлинк и Жоржетта Леблан переехали на виллу в Грассе. Там писатель проводил время в раздумьях и прогулках. Ему диагностировали неврастению. Чтобы восстановить душевное равновесие, он обратился к занятиям спортом: боксу, катанию на коньках, а также катанию на лодке, езде на велосипеде и мотоцикле, вождению машины.
В этот период он написал эссе «Разум цветов», в котором тончайшие наблюдения над жизнью растений, цветов и пчел неотделимы от размышлений о нравственной природе человека, о его предназначении на земле.
В 1908 году была опубликована философская пьеса-притча «Синяя птица», посвящённая вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы. Герои пьесы путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома.
В течение нескольких лет пьеса «Синяя птица» обошла сцены всего мира. Драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
В июне 1910 года умерла мать писателя. Она болела несколько месяцев. Все это время Морис провел рядом с ней. Он старался окружить ее максимальной заботой, обеспечил ей прекрасный уход и нанял лучших врачей Гента. Но спасти мать ему не удалось. Для писателя это был очень сильный удар, это стало поводом для его последующей депрессии.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией». Из-за болезни он не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.
С началом Первой мировой войны М. Метерлинк пытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Ж. Леблан ухудшились, в 1918 году они расстались.
В 1919 году писатель написал военную пьесу «Бургомистр Стильмонда».
В феврале 1919 года Морис Метерлинк женился на молодой актрисе Рене Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции.
После 1920 года Метерлинк больше не писал пьесы, но продолжил работать в жанре эссе. В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчёл» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьёв» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес к его творчеству остался неизменным. С 1927 по 1942 год вышло 12 томов его сочинений. Философские произведения этого периода вошли в сборники «Жизнь пространства» (1928), «Большая феерия» (1929) и «Великий закон» (1933).
В 1930 году Морис Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году король Бельгии Альберт I пожаловал драматургу титул графа.
В 1939 году писатель с женой уехали в Португалию подальше от нацистской Германии, а затем в 1940 году в США.
Во Францию Морис Метерлинк вернулся только в 1947 году. Он занялся восстановлением любимого поместья в Ницце — виллы Орланда. В 1948 году он написал свою последнюю книгу — «Голубые пузыри. Счастливые воспоминания» — первую и единственную веселую книгу, насквозь пронизанную солнцем.
Скончался писатель в Ницце 6 мая (по другим источникам — 5 мая) 1949 года на руках у любимой жены от сердечного приступа.*
______________________________________________________
* Биографический очерк подготовлен по материалам, размещенным в Интернете на сайтах:
https://ru.wikipedia.org/,
http://www.liveinternet.ru/,
http://sobepanek.com/.

ВОСПРОИЗВЕДЕННЫЕ ИЗДАНИЯ

84(4Бел)     СДГ
М54
Драмы. Стихотворения. Песни [Звукозапись] / М. Метерлинк ; читает Е. Чубарова. — М. : РГБС, 2005. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (19 ч 48 мин). — Формат LGK. — Загл. с этикетки контейнера. — Источник записи не указан. — Содерж.: Принцесса Мален ; Слепые ; Непрошенная гостья ; За стенами дома ; Смерть Тентажиля ; Семь принцесс ; Сестра Беатриса ; Алладина и Паломид ; Пеллеас и Мелисанда ; Аглавена и Селизетта.
МХР: КХ

84(4Бел)     ФЖД
М54
Драмы. Стихотворения. Песни [Звукозапись] : ч. 1 / М. Метерлинк ; читает Е. Чубарова. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (11 ч 24 мин). — С изд.: М. : РГБС, 2005.
МХР: АБ

84(4Бел)     ФЖД
М54
Драмы. Стихотворения. Песни [Звукозапись] : ч. 2 / М. Метерлинк ; читает Е. Чубарова. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (7 ч 26 мин). — С изд.: М. : РГБС, 2005.
МХР: АБ

84(4Бел)     К (4)
М54
Драмы. Стихотворения. Песни [Звукозапись] / М. Метерлинк ; читает Е. Чубарова. — М. : РГБС, 2005. — 5 мфк. (19 ч 48 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Самара : Агни, 2000. — Содерж.: Стихотворения ; Песни ; Драмы: Принцесса Мален ; Слепые ; Непрошенная гостья ; За стенами дома ; Смерть Тентажиля ; Семь принцесс ; Сестра Беатриса ; Алладина и Паломид ; Пеллеас и Мелисанда ; Аглавена и Селизетта, и др.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(4Бел)     Б
М54
Пьесы [Шрифт Брайля] : пер. с фр. / М. Метерлинк ; под ред. Н. М. Любимова. — М. : Репро, 2009. — 9 кн. — Перепеч.: М. : Искусство, 1958. — Содерж.: Непрошенная ; Слепые ; Пелеас и Мелисанда ; Там, внутри ; Смерть Тентажиля ; Аглавена и Селизетта ; Ариана и Синяя Борода ; Сестра Беатриса ; Монна Ванна ; Синяя Птица ; Обручение ; Чудо святого Антония.
МХР: ПФ

84(4Бел)     К (4)
М54
Разум цветов [Звукозапись] : филос. эссе / М. Метерлинк ; пер. с фр. Л. Вилькиной ; читает Н. Винокурова. — М. : Логосвос, 2013. — 2 мфк. (5 ч 31 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : АСТ : Астрель, 2010.
МХР: АБ + НА + ПФ

85.11     ФК
Л65
Разум цветов [Звукозапись] : филос. эссе / М. Метерлинк ; читает Н. Винокурова // Лихачев, Д. С. Поэзия садов : к семантике садово-парковых стилей / Д. С. Лихачев ; читает В. Самойлов. Разум цветов : филос. эссе / М. Метерлинк ; читает Н. Винокурова. Закон Паркинсона и другие памфлеты : пер. с англ. / Н. Паркинсон ; читает В. Сушков. Высший замысел : пер. с англ. / С. Хокинг, Л. Млодинов ; читает Л. Броцкая. Разгадка тайны Стоунхенджа / Д. Хокинс, Д. Уайт ; читает С. Репина. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фк. (52 ч 49 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2014.
МХР: АБ + НА + ПФ

84(4Бел)     ФЖД
М54
Разум цветов [Звукозапись] : эссе / М. Метерлинк ; читает Н. Винокурова. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фжд. (5 ч 27 мин). — С изд.: М. : ИПТК «Логосвос», 2012.
МХР: АБ

85.38     СД
М54
Синяя птица [Звукозапись] : аудиоспектакль / М. Метерлинк ; исполн.: А. Покровская, А. Кузнецов. — М. : 1С-Паблишинг, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 59 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ + ПФ

85.33     СД
М54
Синяя птица [Звукозапись] : муз. сказка МХАТ СССР им. Горького / М. Метерлинк ; исполн.: М. Прудкин [и др.] ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [б. и.], 2015. — 2 электрон. опт. диска (CD-ROM) (1 ч 20 мин). — Формат CD-DA. — Загл. с этикетки контейнера. — Запись с грп.
МХР: АБ+ ИСК

84(4Бел)     Б
М54
Синяя птица [Шрифт Брайля] : [пьеса: пер. с фр.] / М. Метерлинк. — М. : ЧИНАР, 2009. — 2 кн. — Источник перепеч. не указан.
МХР: АБ + НА + ПФ

Список сокращений:
АБ — отдел абонемента
ИСК — нотно-музыкальный отдел
КХ — сектор хранения отдела обработки документов, организации каталогов и хранения фондов
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
МХР — место хранения
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта

_____________________________
Составитель   С. Е. Чеканова
Компьютерная верстка  С. Е. Чекановой