АЛИШЕР НАВОИ
(1441-1501)
585 лет со дня рождения
Рекомендательный список воспроизведенной литературы
Москва 2026
Алишер Навои (полное имя – Низомиддин Мир Алишер)— тюркский поэт, суфий, государственный деятель тимуридского Хорасана. Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на персидском. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.
Низамиддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года под созвездием Водолея в городе Герате, в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. В тот период именно Герат считался столицей провинции Хорасан. Последняя входила в состав Мавераннахра, государства, основателем которого стал Амир Тимур.
В это время страной правил сын Тамерлана Шахрух, а столица была перенесена из Самарканда в Герат. Дядя по матери Мир Алишера — Мир Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф, писал стихи под псевдонимом Гариби. Двоюродный брат Алишера, Саид-ака Хайдар, носил поэтическое прозвище Сабухи. Таким образом, мальчику уже с раннего детства приходилось слышать постоянно чтение стихов, и многое из слышанного его детская память удерживала. Первое своё стихотворение Алишер выучил в три-четыре года, оно принадлежало поэту Касим ал-Анвару. Друзья отца попросили прочитать Алишера стихи и были изумлены.
Способности к творчеству у Навои проявились рано. В пятнадцатилетнем возрасте он писал стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси), которым мог позавидовать любой взрослый поэт. В этом виде творчества многое зависит от наставника. Учителем способного юноши был суфий Джами, известный персидский поэт, увлекающийся мистицизмом. После, в течение трёх лет, с 1466 по 1469 год, юный поэт учился в медресе других городов – Мешхеда и Самарканда.
В 1469 году Алишер Навои стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 году был назначен визирем и получил титул эмира.
Во время правления Навои в столице Хорасана возникло несколько творческих сообществ, состоящих из поэтов, историков, музыкантов, каллиграфов, художников. Он заботился о сооружении мечетей, за время правления Алишера их число увеличилось более чем на 20 зданий. Строители возвели 10 ханаков, в которых жили суфии, было построено и несколько мавзолеев. Не забывал Навои о светской жизни, заботился о благоустройстве города, построил 20 водоёмов, несколько дамб, 16 мостов.
Большое внимание визирь уделял реставрации старинных зданий. В годы его правления была восстановлена Соборная мечеть Герата, построенная в XIII веке. Строители в этот период возводили прекрасные здания, каллиграфы украшали их великолепной вязью. Визирь Навои был очень деятельным человеком, он прекрасно понимал, что материальное положение земляков зависит от уровня развития ремесла. Он заботился о развитии ткачества, ковроделия, о процветании гончарного, ювелирного искусства. За несколько лет Герат стал процветающим, высоко развитым центром Востока.
Алишер занимался благотворительностью. Он был далеко не бедным человеком и, не жалея, тратил собственные средства на возведение различных построек для общественных нужд. Визирь проводил благотворительные акции для малоимущих. Он закупал, раздавал одежду, продукты нуждающимся, делал для бедняков обеды.
Навои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Навои выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Навои вызвали недовольство при дворе. В 1487 году Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Навои оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488 году, конец жизни Алишер Навои провёл в усиленной творческой работе.
Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбандия. Он любил лишь Господа (Аллаха) и посему не интересовался браком. У поэта, принявшего добровольную аскезу, никогда не было жены и детей. Но в молодости он мечтал о семье, а все свои силы бросил на карьерный рост из-за особых обстоятельств. Народные сказания гласят, что в юности поэт со своим знатным другом Байкарой любили одну девушку Гули. Алишер, очень чуткий, высоконравственный человек, сам, без какого-либо давления со стороны, попросил красавицу стать женой его друга. Но сам он всю жизнь любил Гули, высокое чувство давало ему вдохновение для творчества. При этом поэт всегда сочувствовал одиноким людям. Образованный, воспитанный Навои трудно сходился с людьми. Он требовал безусловного уважения к себе и прекращал дружбу, если не видел этого уважения. Многие современники не понимали его, считали слишком высокомерным.
Одной из главных своих задач Навои считал развитие литературного тюркского языка. Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели (лирические стихотворения) поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Бабур Щах, тимуридский полководец, основатель империи Великих Моголов в Индии, в своей книге мемуаров так сказал о его языке: «Алишер бек был человек бесподобный. С тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо».
Гуманистическая поэзия Навои многогранна, наследие его обширно. Он оказал влияние на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур. Яркая фигура Навои, художественная сила его поэзии вызвали большой интерес востоковедов. Возникла особая область научных изысканий – навоиведение. Поэмы Навои переведены на многие языки. Его рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира (в России, Англии, Турции, Иране и других странах).
Перу этого автора принадлежит более трёх тысяч газелей. Эти произведения в дальнейшем поэт объединил в диваны – так называются специальные сборники. Известно более 30 крупных сборников стихов, поэм (дастанов), философских и научных трактатов.
Наибольшую популярность заслужила «Хамса», которую ещё называют «Пятерицей», состоящая из пяти поэм. Это произведение является данью уважения к Низами Гянджеви, персидскому поэту, написавшему свою «Пятерицу» за несколько веков до Алишера. В «Пятерицу» Навои включил поэмы «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Фархад и Ширин», «Стена Искандера», «Смятение праведных». Все части «Пятерицы» были написаны в разное время.
После «Пятерицы» литератор занялся историческими и биографическими трудами. Он стал автором «Истории пророков и мудрецов», «Истории иранских царей», «Истории правителей Аджама», написал «Пятерицу смятенных», биографическую книгу о своём наставнике Джами.
Поэт скончался в январе 1501 года в Герате. Перед этим он долго болел, жил настоящим отшельником в келье своего суфийского наставника.
Алишер Навои жил в XVI веке, но его афоризмы, произведения до сих пор не утратили своей актуальности.
Интересные факты
- Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятерица» и «Спор двух языков».
- Бухарский эмир Музаффар в 1872 году подарил рукопись Дивана А. Навои Британской королеве Виктории.
- В 1860-х-1900-х годах узбекские придворные поэты Хивинского ханства старались подражать литературному стилю Алишера Навои.
- Узбекский просветитель из Коканда Ашурали Захири в 1914 году написал статью в которой он подчеркнул важную роль произведения Алишера Навои «Мухокамат-уль-луг’атайн» в истории узбекского языка.
- В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
- Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI — начале XX в.
- В 1941 году узбекский писатель Муса Ташмухамедов написал роман «Алишер Навои».
- В 1947 году на Ташкентской киностудии был снят фильм «Алишер Навои».
- В начале 1980-х годов в Узбекской ССР режиссёром М. Юнусовым был снят 10-серийный видеофильм «Алишер Навои».
- В честь Навои назван город в Узбекистане и область (Навоийская область).
- В Ташкенте есть ГАБТ имени Алишера Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
- Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои.
- Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
- В честь Навои назван кратер на Меркурии.
- В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Минске, Навои, Оше, Ташкенте, Самарканде, Баку, Токио, Вашингтоне, Шанхае.
- В честь поэта назван парк в Душанбе.
- Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улицы в Душанбе, Баку и Ашхабаде.
- В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
- Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шарифв Северном Афганистане.
- С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.
- В честь него выпущены памятные монеты Узбекистана и памятная монета в 1 рубль СССР в 1991 году.
Использованные источники: https://www.livelib.ru/author/29899-alisher-navoi
https://biographe.ru/znamenitosti/alisher-navoi
ВОСПРОИЗВЕДЁННАЯ ЛИТЕРАТУРА
84(0)9; Н15
Навои, Алишер. Поэмы : перевод со староузбекского / Алишер Навои ; вступительная статья В. Захидова ; читает Н. Демидова. – Москва : РГБС, 1995. – 6 мфк. (20 ч 21 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: Москва: Худож. лит., 1972. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ
Алишер Навои (1441-1501) – основоположник узбекской литературы – первой из литератур на тюркских языках. Он написал на родном языке монументальный цикл из пяти поэм – философской, героической, любовной, приключенческой, исторической.
84(5Узб); Н15
Навои, Алишер. Стена Искандара / А. Навои ; читает В. Самойлов. – Москва : Логосвос, 2020. – 1 фжд. (10 ч 26 мин 29 сек). – С изд.: Москва : Логосвос, 1973. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ
«Стена Искандара», пятая, последняя, поэма «Пятерицы», – объёмное многоплановое эпическое произведение, в котором нашли своё отражение основные вопросы, волновавшие умы и сердца людей того далекого времени и представляет собой подлинную энциклопедию общественной жизни и мыслей эпохи Навои. Главным героем поэмы является Искандар, и почти весь сюжет произведения связан с его личностью, с его деятельностью и мировоззрением. В лице великого полководца древности Навои создает образ идеального правителя и противопоставляет его государственным деятелям своей эпохи. Искандар не ограничивается заботой о процветании своей страны, его занимают судьбы народов мира, которые разорены и изнывают под гнетом своих поработителей.
84(0); П67
Поэзия : альманах / гл. редактор О. Н. Пилюгин ; ред.-сост. А. А. Солоненко. – Санкт-Петербург : Чтение, 1993 – . – Прил. к журн. “Лит. чтения”. – Шрифт Брайля.
2011, вып. 1(67). – 2011. – 1 кн. – Содерж.: НЕ СТЕРТЫЕ ВРЕМЕНЕМ СТРОФЫ. Испанская поэзия эпохи Возрождения. Маркиз де Сантильяна. Хиль Висенте. Хуан Боскан. Гарсиласо де ла Вега. Гутьерре де Сетина. Луис де Леон. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ. Стихотворения / А. Навои.
МХР: АБ, ПФ
84(0); П67
Поэзия : альманах : 16+ / [гл. редактор О. Н. Пилюгин ; ред.-сост. О. И. Ястребова ; ред. по Брайлю Н. М. Аничкова]. – Санкт-Петербург: Чтение, 1993 – . – Прил. к журн. “Лит. чтения”. – Шрифт Брайля.
2021, ч. 1 : 16+. – 2021. – 1 кн. – Содерж.: ПОЭТИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ. Стихи / А. Навои. Стихотворения и переводы / Н. А. Добролюбов.
МХР: АБ, ПФ
Список сокращений:
МХР — место хранения
АБ — отдел абонемента
ИСК — нотно-музыкальный отдел
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
ТФ – тифлобиблиографический отдел
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта
Составитель Л. М. Жданова; компьютерная свёрстка Л. М. Ждановой




