Николай РЕРИХ
Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
(145 лет со дня рождения)
Рекомендательный список
воспроизведенной литературы
Москва
2019
Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель. Творческое наследие Н. К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, книги, очерки, статьи, дневники…
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С детских лет его интересовали живопись, археология, история, культурное наследие Востока.
После окончания гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и одновременно – в Императорскую Академию художеств. С 1895 г. занимался в студии известного художника Архипа Ивановича Куинджи.
В 1897 г. Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств, его дипломную картину «Гонец» приобрел известный собиратель произведений русского искусства П. М. Третьяков.
В 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».
Знакомство с будущей женой
В 1899 г. Н. Рерих знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 г. в Петербурге, в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М. П. Мусоргскому.
С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках: русском, немецком и французском, с юных лет серьезно интересовалась литературой и философией, впоследствии окончила Мариинскую гимназию, получила музыкальное образование.
В октябре 1901 г. молодые люди поженились. Елена Ивановна стала для Николая Константиновича Рериха верной спутницей и духовной соратницей на всю жизнь. Она разделяла все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родился сын Юрий, а в 1904 г. – сын Святослав.
Николай Константинович называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей», «вдохновительницей» и «другиней». Она была человеком очень скромным. Войдя в жизнь известного художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве художника. С середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на полотнах Н. К. Рериха и в его литературных произведениях.
Путешествие по древнерусским городам России
В 1903 – 1904 г.г. Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой поездки – было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н. К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Отъезд из России
В мае 1917 г. из-за тяжелой болезни легких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Но после революционных событий 1917 г. Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.
В 1919 г., получив приглашение из Швеции, Николай Константинович поехал с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.
В 1920 г. Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.
Живая этика, или Агни Йоги
Н. К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области философии, науки, искусства, образования. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.
«Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в художественных образах.
Н. К. Рерих в США
Воплощая эти идеи, Н. К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятель-ность. В ноябре 1921 г. в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 г. возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 г. распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.
Переезд в Индию
В декабре 1923 г. Н. К. Рерих и его семья приезжает в Индию. Здесь начинается подготовка экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур.
Сложнейший уникальный маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 г.г. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.
После окончания экспедиции в июле 1928 г. Н. К. Рерих основывает Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника. С Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.
В 1934 – 1935 г.г. Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н. К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав Николая Константиновича, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор находятся в частных собраниях американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.
Пакт Рериха
В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н. К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 г. в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств. Впоследствии, в 1954 г. Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н. К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.
Н. К. Рерих и Великая Отечественная война
С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использовал все возможности, чтобы помочь Родине, находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С. Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 г. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.
***
Более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали Николая Константиновича своим почетным и действительным членом.
Н. К. Рерих всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н. К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 г. он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
Сыновья Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.
Рерих Юрий Николаевич (1902 – 1960) был одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.
Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 г. в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С. Н. Рерих.
Рерих Святослав Николаевич (1904 – 1993). Свой путь художника С. Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Только портретов своего отца он написал около 30. С 1931 г. Постоянно проживая в Индии, Святослав Николаевич принимал активное участие в общественной и культурной жизни страны. Святослав Николаевич Рерих воспел Индию во многих своих художественных полотнах.
После 1947 г. С. Н. Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря усилиям С. Н. Рериха в августе 1948 г. Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет С. Н. Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.
В июле 1941 г., после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфировал послу СССР в Лондоне И. М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получил отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
В 1989 г. в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов. В марте 1990 г., выполняя волю своих родителей, он передал СФР картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. В 1991 г. по инициативе С. Н. Рериха, в связи с распадом СССР, на базе наследия, ранее переданного Советскому Фонду Рерихов, был создан Международный Центр Рерихов, которому Святослав Николаевич передал это наследие. Именно оно составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н. К. Рериха, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. Святослав Николаевич Рерих был и до сих пор остается почетным президентом Международного Центра Рерихов.
В феврале 2016 г. был создан Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока, на ВДНХ) по решению Министерства культуры РФ. С его созданием исполняется давнее желание Святослава Николаевича Рериха передать наследие семьи Рерихов всему народу СССР, преемником которого является современная Россия.
Воспроизведенная литература:
86.42;Р42
Рерих, Н. К. Алтай – Гималаи [Звукозапись] : ч. 2 / Н. К. Рерих ; чтец не указан. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. 7 ч 42 мин). — С изд.: М. : Ардис, 2006.
Статьи и дневники Н. К. Рериха о необычном и красочном путешествии по Азии. Пройдя более 25 тысяч километров по пустыням и горам с перевалами высотой до шести тысяч метров, он изучал древние памятники культуры в Индии, Китае, Монголии и других странах.
МХР : АБ
70;Р42
Рерих, Н. Держава света [Звукозапись] / Н. Рерих. — М. : [б. и.], 1996. — 4 мфк. (14 ч 08 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Рига : Виеда,1992.
МХР : АБ + НА + ПФ
70;Р42
Рерих, Н. К. Держава света [Звукозапись] ; Священный дозор / Н. К. Рерих ; читает Ю. Заборовский. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фжд. (14 ч 05 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 1996.
МХР : АБ
87;Ж66
Живая Этика [Звукозапись] : Избранное / читает Е. Терновский. — М. : [б. и.], 1995. — 9 мфк. (34 ч 19 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Республика, 1992.
МХР : АБ
87;Ж66
Живая этика [Звукозапись] : избранное / читает Е. Терновский. Путь к свободе : кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь ; Путь к свободе : добро и зло : игра в дуальность / В. Жикаренцев ; читают И. Чумакова, Е. Сазыкина. Держава света ; Священный дозор / Н. К. Рерих ; читает Ю. Заборовский. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фк. (61 ч 27 мин). — Запись с оригинала ИПТК «Логосвос», 2014.
МХР : АБ
87;Ж66
Живая этика [Звукозапись] / читает Е. Терновский. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фжд. (33 ч 58 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 1995.
МХР : АБ
85.14 ;Р42
Николай Рерих [Электронный ресурс]. – Самара : Рериховский Центр Духовной Культуры, 1996. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: IBM PC спроцессором I386/33 или старше, или Macintosh с процессором 68К или Power PC. Оперативая память – 8Mb. Видео-256 цветов, разрешение 640х480. MPC совместимая зв. карта. Манипулятор «мышь». CD-ROM дисковод.— Загл. с этикетки диска.
МХР : ЧЗ
85.14 ;Р42
Рерих, Н. К. Зажигайте сердца [Звукозапись] : [о культуре и искусстве] / вступ. ст., предисл. к главам и примеч. А. Д. АлехинаI ; читает М. Иванова. — М. : [б. и.], 1993. — 3 мфк. (11 ч 17 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Молодая гвардия, 1990.
МХР : АБ
85.14;Р42
Рерих, Н. К. Зажигайте сердца [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает М. Иванова. — М. : Логосвос, 1993. — 1 фжд. (11 ч 08 мин). — С изд.: М. : Молодая гвардия, 1990.
МХР : АБ
85.14 ;Р42
Рерих, Н. К. Зажигайте сердца [Звукозапись] ; Избранное ; О вечном / Н. К. Рерих ; читают: М. Иванова, В. Герасимов. -—М. : Логосвос, 2014. — 1 фк. (55 ч 46 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2014.
МХР : АБ
85.14;Р42
Рерих, Н. К. Избранное [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2011. — 1 фжд. (15 ч 13 мин). — С изд.: М. : Совет. Россия, 1979.
МХР : АБ
85.14;Р42
Рерих, Н. К. Избранное [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает Д. Савин. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (16 ч 19 мин). — С изд.: СПб. : Вира-М, 2008.
МХР : АБ
85.14;Р42
Рерих, Н. К. Из литературного наследия [Звукозапись] / под. ред. М. Т. Кузьминой ; читает Ю. Оборотов. — М. : РГБС, 1995. — 8 мфк. (27 ч 13 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Изобразит. искусство, 1974.
Сборник автобиографических и публицистических работ русского художника, ученого, общественного деятеля Н. К. Рериха (1874-1947), изданный к 100-летию его рождения, состоит из трех разделов: 1. «Листы дневника», 2. Избранные статьи автора о культуре и искусстве, 3. Письма Рериха И. Э. Грабарю.
МХР : АБ
85.14;Р42
Рерих, Н. К. Из литературного наследия [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает Ю. Оборотов. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (27 ч 43 мин). — С изд.: М. : РГБС, 2012.
МХР : АБ
70;Р42
Рерих, Н. К. Нерушимое [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает Е. Егорова. — М. : МедиаЛаб, 2012. — 1 фжд. (11 ч 37 мин). — С изд.: М. : Звукотэкс, 2009.
МХР : АБ
87.7;Р42
Рерих, Н. К. О Вечном… [Звукозапись] : кн. о воспитании / читает М. Иванова. — М. : [б. и.], 1994. — 8 мфк. (29 ч 22 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Политиздат, 1991.
МХР : АБ
87.7;Р42
Рерих, Н. К. О Вечном… [Звукозапись] : кн. о воспитании / Н. К. Рерих ; читает М. Иванова. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фжд. (29 ч 25 мин). — С изд.: М. : ИПТК «Логосвос», 1994.
МХР : АБ
87;Р42
Рерих, Н. К. Семь великих тайн космоса [Шрифт Брайля] : [сборник] / Н. Рерих. — СПб. : Чтение, 2002. — 3 кн. — Перепеч.: М. : ЭКСМО-пресс, 2001. — (Антология мысли).
«Семь великих тайн космоса» – это синтез эзотерических знаний, нравственного опыта философии, религиозных и медитативных откровений.
МХР : АБ + НА
87;Р42
Рерих, Н. К. Семь Великих Тайн Космоса [Звукозапись] : сочинения : [16+] / Н. К. Рерих ; читает М. Абалкина. — М. : РГБС, 2014. — 5 мфк. (28 ч 01 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Эксмо, 2007.
АБ +ПФ
84(2Рос=Рус)1;Р42
Рерих, Н. К. Сказки [Звукозапись] / Н. К. Рерих, Ф. К. Сологуб. — СПб. : Вира-М, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (5 ч 35 мин). — (Проза СВ). — С изд.: М. : Терра, 1997. — Формат МР3. — Загл. с этикетки диска.
МХР : ПФ + НА
87;Р42
Рерих, Н. К. Шамбала [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает Н. Савицкий. — М. : АРДИС, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (3 ч 30 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР : АБ+ НА +ПФ
87;Р42
Рерих, Н. К. Шамбала [Звукозапись] / Н. К. Рерих ; читает Н. Савицкий. — М. : РГБС, 2013. — 1 фжд. (3 ч 34 мин). — С изд.: М. : Ардис, 2006.
МХР : АБ
Использованные источники:
http://www.icr.su/rus/family/nkr/biograph/
Википедия
Список сокращений:
МХР — место хранения
АБ — отдел абонемента
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
ТФ – тифлобиблиограф. отдел
ЧЗ — читальный зал
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
СD – ‘электронно-оптический диск
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта
Сост. В. И. Жукова