Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел
Ольга Дмитриевна
ФОРШ
150 лет со дня рождения
Рекомендательный список воспроизведенной литературы
Москва
2023
Тот читатель, у которого на книжной полке стоят сочинения Ольги Форш, не может нынче не побыть минуту в молчании у этой полки, не может мысленно не отдать поклон необыкновенным трудам этого глубокого, сверкающего писателя, этой замечательной женщины художника.
Константин Федин
Сейчас имя Ольги Дмитриевны Форш почти забыто, даже в юбилейные дни его не часто можно встретить на страницах СМИ и интернете, в основном ее произведения упоминается в литературоведческих статьях. Тем не менее Ольга Дмитриевна Форш была известна, как успешный и любимый читателями автор исторических романов.
Вот как написал о ней один из ее почитателей в соцсетях:
«Нельзя подпускать к исторической литературе тех, кто историю не знает и не любит Россию!
И вспомнилась Ольга Дмитриевна Форш — не историк, но писатель, очень тонко передававшая вкус, запах истории и опять-же любовь к своей стране.
Периоду декабристов посвящен ее роман «Первенцы свободы». По-моему, это её последняя крупная книга.
Рылеев, Пестель, Бестужев-Рюмин и многие другие проходят перед нашими глазами.
История России, Северного и Южного обществ, отношения между единомышленниками, их семьями, отношение к ним в великосветском обществе и среди каторжников.
Это была моя первая книга о декабристах в детстве, потом будут другие — художественные, исторические исследования, мемуары, архивные раскопки, фильм «Звезда пленительного счастья». Но это… как первая любовь. И спасибо, что ею со мной поделился Человек и писатель, что ее не опошлили фрики от истории!».
Сирота
Ольга Дмитриевна Форш (урождённая Комарова) родилась 28 мая (по новому стилю) 1873 г. в крепости Гуниб (ныне Дагестан), где ее отец, генерал Дмитрий Виссарионович Комаров, был начальником военного округа. Мать, Нина Григорьевна Шахэтдинова (двоюродная сестра Павла Флоренского), умерла рано, когда Ольге не исполнилось и трех лет. Воспитанием детей генерала занималась гувернантка, впоследствии вышедшая за него замуж. После смерти генерала она отдала Ольгу в Николаевский сиротский институт в Москве.
Поиски призвания
В 1892 г. Ольга Дмитриевна, следуя призыву Л. Н. Толстого, участвовала в организации бесплатных общественных столовых для голодавших крестьян Рязанской губернии. Как разносторонне, богато одаренная натура, она не сразу осознала и проявила себя как писательница и довольно долгое время думала, что ее призвание –живопись и мечтала стать художницей. Она училась на курсах рисования, уроки рисования и живописи ей давал выдающийся художник и педагог, академик Павел Петрович Чистяков, под руководством которого воспитывались такие русские художники, как Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Савицкий, Суриков и др. Несмотря на сильную близорукость, Ольга Дмитриевна делала быстрые успехи и довольно скоро настолько овладела карандашом и кистью, что одно время успешно преподавала рисование в частных школах г. Пушкина (Царского Села). Она овладела также искусством выжигания по дереву. Но ни от ее собственных занятий живописью, ни от даваемых ею уроков удовлетворения она не получала. Ее неудержимо влекла литературная деятельность и по совету ее «мудрого учителя», как она называла Павла Петровича Чистякова, окончательно решила избрать себе путь писателя. Впоследствии о своем учителе П. П. Чистякове Ольга Дмитриевна написала очерк «Художник-мудрец».
(Из сборника «Ольга Форш в воспоминаниях современников», Л., 1974, с. 38-44).
Замужество
В 1895 г. Ольга Комарова выходит замуж за военного инженера и переводчика немецкой литературы Бориса Эдуардовича Форша, сына генерал-лейтенанта Эдуарда Ивановича Форша. В браке родились две дочери — Надежда и Тамара, и сын Дмитрий. Имя ее мужа, Эдуарда Ивановича Форша, записано на золотых досках в двух военных академиях: Инженерной и Генерального штаба. В 1914 г. Борис Эдуардович был призван в действующую армию в чине подполковника и провел всю первую мировую войну на фронте. После Великой Октябрьской революции он становится одним из первых организаторов военно-инженерной службы в Красной Армии. Умер в Киеве в начале 1920 г. от сыпного тифа.
Начало литературной деятельности
Литературная деятельность О. Форш началась в Киеве. В 1907 г. в «Киевском вестнике» была опубликована новелла «Черешня», затем последовали рассказы и очерки «В Неаполе» (1908), «Был генерал» (1908). В этом же году вышла повесть «Рыцарь из Нюрнберга».
До Великой Октябрьской революции Ольга Форш жила и работала учительницей рисования в Царском Селе и много печаталась в разных петербургских журналах. Вскоре после Октябрьской революции уехала в Москву работать в Отделе реформы школы, заняв должность помощника заведующего «эстетическим развитием народа». Впечатления от этого времени позже будут отражены в книге «Московские рассказы». В мае 1919 г. О. Форш была командирована отделом реформ школы в Киев для работы в русской секции Всеукриздата.
Смерть мужа
После смерти мужа в 1920 г. все заботы о семье теперь легли на нее одну. Жила Ольга Дмитриевна тогда в Киеве. «Ходила с сыном на поденку собирать малину, копать картошку. Начало двадцатых годов, нэп, Ольга Дмитриевна вернулась в Ленинград. Условия для работы чрезвычайно тяжелые. Квартира холодная, полуголодное существование». А она настойчиво трудится день за днем и пишет роман «Одеты камнем».
На сайте http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/letters/letter-347.htm, посвященном А. М. Горькому, приводится документ, который говорит о тяжелой полуголодной жизни писательницы в этот период:
«Иванов-Разумник Р. В. — Горькому М., 23 мая 1921 г.
[Петроград.] 23 мая 1921 года
Многоуважаемый Алексей Максимович, я только что зашел к О. Д. Форш и застал ее в очень тяжелом положении: она больна, еле держится на ногах и вот уже целый месяц голодает до того, что от слабости большую часть дня лежит в постели. Пайка никакого. Пишу об этом сейчас М. П. Кристи, но не уверен, что он знает литературную деятельность О. Д. Форш и захочет ей помочь. Быть может, Вы могли бы оказать ей содействие? Помощь нужна немедленная, положение ее совершенно катастрофическое.
Простите за беспокойство.
С совершенным уважением
Разумник Иванов
- S. Адрес Форш—«Дом искусства», кв. 30 а, комн. 6.
Примечания
На письме помета рукой Горького: «Передано 26-го».
В журнале заседаний Комиссии по улучшению быта ученых (КУБУ) сохранился протокол заседания Комиссии от 16 августа 1921 г. под председательством Горького, на котором было заслушано «ходатайство А. М. Горького о выдаче писательнице О. Д. Форш продовольственного пособия».
Ольга Дмитриевна Форш — писатель, владеющий «искусством воскрешения былого…»
1923 год стал поворотным в творчестве писательницы, перешедшей от работы над рассказами к своему историческому роману — «Одеты камнем» (1925) о судьбе революционера Михаила Степановича Бейдемана. Произведение имело большой успех. В 1926 г. выходит роман «Горячий цех» с подзаголовком «Печь Мартена» о революции 1905-1907 гг.
С апреля до середины декабря 1927 г. Ольга Форш путешествует по Франции и Италии, 10 дней проводит в Сорренто у М. А. Горького.
Она дружила со многими выдающимися писателями старшего поколения и с молодыми писателями, появившимися после Октября, но особенно — с Максимом Алексеевичем Горьким. Их встречи были и до революции, но настоящая переписка завязалась много позднее. Алексей Максимович особенно выделял талант Ольги Фарш, дорожил дружбой с нею и называл ее «умная душа».
В художественно-мемуарных книгах «Сумасшедший корабль» (1930) и «Ворон» («Символисты», 1933) писательница рисует жизнь петроградской художественной интеллигенции двух первых десятилетий XX века.
В романе О. Форш «Сумасшедший корабль» А. М. Горький занимает особое, высшее место в писательской иерархии, и все, что она говорит о нем, наполнено любовью и уважением.
«Сумасшедший корабль» — любимое произведение Ольги Форш. Писательница любила эту свою книгу, считала ее даже лучшей и так характеризовала ее: «В этой книге мне хотелось закрепить весь путь и конец былого «русского интеллигента». Роман пронизан лиризмом. Написан о реальных событиях, свидетелем которых была сама О. Форш. Под вымышленными именами оживают писатели и поэты первого послереволюционного десятилетия. Крупным планом даны портреты Еруслана — Горького, Гаэтана — Блока, Микулы — Клюева, Инопланетного Гастролера — Андрея Белого
Обе книги «Сумасшедший корабль» и «Ворон» подвергались нападкам со стороны пролетарской критики и долгое время не переиздавались.
В 1930-е годы Ольга Дмитриевна Форш работает над трилогией «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932 ; ч. 2 — «Казанская помещица», 1934 ; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939). Книга представляет и исследовательский интерес, т. к. многое в ней, документально подтвержденное впоследствии, было верно угадано интуицией художника. Исторический роман «Современники», посвящен судьбам Н. В. Гоголя и художника А. А. Иванова
Ольга Дмитриевна Форш была участницей и принимала активное участие в подготовке I Всесоюзного съезда писателей в Москве (17 августа по 1 сентября 1934 г.) и была делегатом Второго съезда писателей (15-26 декабря 1954 г.).
Годы Великой Отечественной войны
В августе 1941 г. Ольга Дмитриевна Форш была с семьей эвакуирована на Урал, жила в труднейших условиях, бедствовала, много пережила трудностей, ездила с экспедицией Академии наук в Среднюю Азию.
В Свердловске выступала в госпиталях, воинских частях. Подружилась с писателем Павлом Петровичем Бажовым, с уральской писательницей, поэтессой Беллой Абрамовной Дижур (мать скульптора Э. Неизвестного), с украинской писательницей Оксаной Иваненко. В Свердловске она работает над книгой «Михайловский замок» о временах Павла I, рисуя судьбу русских архитекторов В. Баженова и А. Воронихина, творивших в эти годы, у нее возникают новые творческие замыслы.
О. Форш вернулась в Ленинград осенью 1944 г. и сама увидела страшные последствия войны.
Когда в мае 1945 г. советские войска подошли к Берлину и приближалась Победа, газетные полосы наполнились короткими заметками писателей и деятелей культуры, одна из них принадлежала Ольге Дмитриевне Форш:
«Слава героям!
Наши войска в Берлине!
Горячо наше восхищение Красной Армией, горяча наша благодарность доблестным бойцам за их великие победы, благодаря которым наши сердца полны сейчас справедливой патриотической гордостью.
Неслыханное в истории войн стремительное преодоление нашими войсками всех преград, создаваемых не только ухищрениями наглого врага, но и самой природой, вызывают глубочайшее уважение к героям, и просто чудесной предстаёт нам их неиссякаемая боевая мощь.
Преодолевать огромные пространства, форсировать реки, совершать сверхъестественные переходы по болотам, по пояс в ледяной воде можно было только при наличии какого-то совсем особого боевого качества…
И действительно, этим высшим качеством обладают бойцы победоносной Красной Армии. Каждый советский боец – сознательный участник боя. Каждый ясно понимает всю историческую важность победы, каждый самозабвенно отдаёт все свои силы, твёрдо зная, за что он встал «насмерть». Немеркнущая вам слава, герои, освободители Родины!» (Литературная газета. 1945. 1 мая. С. 2).
Последним крупным произведением О. Форш был роман «Первенцы свободы» (1950 – 1953) о судьбе декабристов, выступивших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. Первенцами свободы писательница назвала людей, первыми принесших России мечту о свободе и совершивших дерзкую попытку ее осуществления.
Как писателю-историку О. Д. Форш присущ исключительно широкий диапазон. Ее романы представляют собой большие исторические полотна, отразившие в ряде существенных черт русскую жизнь со 2-й половины XVIII века по 20-е годы ХХ века.
На склоне лет писательница пользовалась заслуженным уважением со стороны коллег; её произведения часто переиздавались многомиллионными тиражами. После перестройки её имя было забыто не только в литературных, но и в читательских кругах.
Умерла Ольга Дмитриевна Форш 17 июля 1961 г. в поселке Тярлево под Павловском (Санкт-Петербург), похоронена на Казанском кладбище.
«Новым поколениям и современникам Ольга Дмитриевна оставила не только книги, она дала урок подвига. Она показала, для чего надо всю жизнь изменяться, как надо в жизни учиться новому, все время расширяя границы своего таланта… Умерла в глубокой старости, не покинув места в строю.» (В. Шкловский «Наш современник» // Ольга Форш в воспоминаниях современников. — Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1974.)
Память о писательнице увековечена в названиях улиц в Санкт-Петербурге, Волгограде, Измаиле (Украина), Гунибе (республика Дагестан
Использованная литература
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Википедия
https://otzovik.com/review_6630212.html
http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/letters/letter-347.htm
https://www.labirint.ru/books/652991/
Воспроизведенная литература
84(2Рос=Рус)6;Т93
Форш, О. Куклы Парижа / О. Форш // Тынянов, Ю. Н. Подпоручик Киже / Ю. Н. Тынянов ; Куклы Парижа / О. Форш. — Москва : Учпедгиз, 1963. — 1 кн. — Перепеч.: Рассказы русских советских писателей: В 3 т. М. : Гослитиздат, 1957. Т. 3. — Кн. напечатана через строчку. — Шрифт Брайля.
МХР : АБ
84(2=411.2)6;Ф80
Форш, Ольга Дмитриевна. Михайловский замок : роман / О. Форш ; читает В. Ромашов. — Москва : Логосвос, 2020. — 1 фжд. (9 ч 29 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 1976. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2=411.2)6;Ф80
Форш, Ольга Дмитриевна. Михайловский замок / О. Д. Форш ; читает В. Ромашов ; Российская государственная библиотека для слепых. — Москва : [б. и.], 2021. — 1 ффк. (9 ч 29 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 2020. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6;Ф80
Форш, Ольга Дмитриевна. Одеты камнем : роман / О. Форш ; читает Н. Козий. — Москва : Логосвос, 2016. — 1 фжд. (12 ч 38 мин). — С изд.: Киев : УТОС, 1980. — Звукозапись.
Роман о трагической судьбе «таинственного узника» Петропавловской крепости, русского революционера Михаила Степановича Бейдемана. Он содержался в одиночном заключении в Алексеевском равелине 20 лет.
МХР : АБ
84(2=411.2)6;Ф80
Форш, Ольга Дмитриевна. Современники : роман / О. Д. Форш ; читает В. Ткаченко. — Москва : Логосвос, 2020. — 1 фжд. (10 ч 10 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 1973. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2=411.2)6;Ф80
Форш, Ольга Дмитриевна. Современники : роман / О. Д. Форш ; читает В. Ткаченко ; Российская государственная библиотека для слепых. — Москва : [б. и.], 2021. — 1 ффк. (10 ч 10 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 2020. — Звукозапись.
МХР : АБ ?
84(2Рос=Рус)6;Ф80
Форш, Ольга Дмитриевна. Сумасшедший корабль : роман / О. Д. Форш ; автор предисловия Д. Быков ; автор послесловия М. Котова ; читает Л. Броцкая. — Москва : Логосвос, 2013. — С изд.: М. : АСТ, 2011. — Звукозапись.
В основе романа — жизнь Петроградского Дома искусств (Диска), созданного в 1919 г. по инициативе К. Чуковского и при ближайшем участии М. Горького, где жили и работали писатели и художники. О. Форш описала удивительную судьбу Художника во время Революции.
МХР : АБ + ПФ + НА
84(2Рос=Рус)6;Ф80
Форш, Ольга. Сумасшедший корабль : роман / О. Форш ; читает Л. Броцкая. — Москва : Логосвос, 2013. — 1 фжд. (6 ч 48 мин). — С изд.: М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — Звукозапись.
МХР : АБ
Литература об Ольге Дмитриевне Форш
83.3(2Рос=Рус)6;И20
Иванова, Тамара Владимировна. Мои современники, какими я их знала : очерки / Т. В. Иванова. — Москва : Советский писатель, 1987. — 573, [2] с., [8] л. : ил. —Содерж.: О В. В. Иванове, В. Э. Мейерхольде, И. А. Бабеле, О. Д. Форш, К. А. Федине, Е. П. Пешковой, А. А. Фадееве, В. М. Ходасевич, Б. Л. Пастернаке, М. П. Бажане, А. А. Кроне, П. Л. Капице. — Текст.
МХР : АБ
Список сокращений:
МХР — место хранения
АБ — отдел абонемента
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта
Сост. В. И. Жукова