Ольга Федоровна БЕРГГОЛЬЦ

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел

ОЛЬГА ФЕДОРОВНА БЕРГГОЛЬЦ
(К 105-летию со дня рождения)

Рекомендательный список
воспроизведенных изданий

Москва
2015г.

Ольга Федоровна Берггольц, поэт, прозаик, публицист, тихая и хрупкая на вид женщина, стала символом стойкости и мужества блокадного Ленинграда. Она была голосом блокадного города. Ее пламенные стихи и речи, произнесенные по ленинградскому радио, вселяли веру в Победу, поднимали бойцов в атаки, помогали ленинградцам выстоять… Ее голос доходил до сердца каждого горожанина. Истощенные голодом, но не сломленные, ленинградцы собирались возле репродукторов на Невском, слушали голос поэтессы и, это помогало им выжить. В те дни в Ленинграде радио никто не выключал, оно было единственной связью между людьми. Ленинградцы знали – Ольга в эфире, значит – город не сдан, оборона не прорвана.
Поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «Лицо Победы» написал:

У Победы лицо не девчоночье,
А оно как могильный ком.
У Победы лицо не точеное,
А очерченное штыком.

У Победы лицо нарыдавшееся.
Лоб ее — как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся —
Ольги Федоровны Берггольц.

Ольга, Федоровна Берггольц родилась 16 (3) мая 1910 г. в Санкт-Петербурге. Родители называли ее Ляля, она была первым ребенком в семье. Ее отец, Федор Христофорович Берггольц, выпускник Дерптского университета, был потомком обрусевшего шведа, взятого в плен при Петре I. Он работал на заводе врачом, а мама Мария Тимофеевна, воспитывала дочерей: Лялю и младшую дочку Мусю (Марию).
Еще в молодости Федор Христофорович Берггольц увлекся идеями революции, принял ее всем сердцем. Революционный дух Невской заставы увлек с детства и его дочь Ольгу.
Отцу и его друзьям-романтикам О. Берггольц позднее посвятила героико-романтическую поэму «Первороссийск», за которую получила Сталинскую премию. В основе поэмы лежит реальная история Первого Российского общества хлеборобов-коммунаров, созданного на землях Алтая рабочими Невской заставы и рабочими Обуховского завода в 1918 г.
Детство Ольги Берггольц прошло на Невской заставе, в двухэтажном доме, в обычном для интеллигентной семьи тех лет жизненном укладе – няня, гувернантка, любовь и забота родителей. А потом в России начались глобальные перемены.
Во время Первой мировой войны Федор Христофорович Берггольц ушел на фронт, где служил полевым хирургом, а Мария Тимофеевна от разрухи и голода вместе с дочерьми уехала в 1918 г. в Углич. Там они жили в одной из келий Богоявленского монастыря. В 1921 г. доктор Берггольц, пройдя две войны – Первую мировую и Гражданскую, приехал в Углич за своей семьей, и они вернулись на Невскую заставу.
Ольга училась в 117-й трудовой школе. В 1924 г. она стала пионеркой, а затем вступила в комсомол.
Первое стихотворение четырнадцатилетней Ольги Берггольц «Ленин» опубликовала заводская стенгазета завода «Красный ткач», где работал тогда в амбулатории ее отец.
Через год Ольга вступила в литературное молодежное объединение «Смена» при Ленинградской ассоциации пролетарских писателей. В 1926 г. О. Берггольц на заседании Союза поэтов, которое вел поэт К. Чуковский, прочитала стихотворение «Каменная дудка». Корней Иванович похвалил ее и сказал, что со временем она станет настоящим поэтом.
Жизнь О. Берггольц была полна больших надежд. В «Смене» она познакомилась с приехавшим из нижегородского села поэтом Борисом Корниловым. Он был старше Ольги на три года. Б. Корнилов считался едва ли не самым талантливым поэтом в «Смене». В 1926 г. они вместе поступили на Высшие государственные курсы искусствоведения и вскоре поженились. В восемнадцать лет Ольга родила дочку Иру.
Борис Корнилов – автор популярнейшей «Песни о встречном», написанной для кинофильма «Встречный» (1932), ставшей песенной эмблемой эпохи: «Не спи, вставай, кудрявая! В цехах, звеня, страна встает со славою навстречу дня…».
Курсы вскоре закрыли, и Ольга Берггольц перешла на филфак Ленинградского университета.
Семейная жизнь будущей поэтессы не сложилась, причиной развода супруги назвали «несходство характеров». В ее жизни появился другой мужчина – Николай Молчанов, сокурсник по университету.
Первые книги О. Берггольц были адресованы детям: «Как Ваня поссорился с баранами» (1929), «Пионерская лагерна. Стихи для младшего возраста» (1931), повесть «Углич» (1932) и др.
В 1930 г. Ольга прошла преддипломную практику во Владикавказе (Осетия), в газете «Власть труда».
Осетия покорила ее сразу и своей природой, и своими людьми. Поездка на строительство Гизельдонской гидроэлектростанции произвела на студентку неизгладимое впечатление. Уже в одном из своих первых писем Николаю Молчанову она писала: «Колька, горы просто ошеломили. Как ты не прав был, Колька, когда сказал, что Кавказ – плоское место… Я шлялась в горах 14 часов, обуглилась, устала, карабкалась по горам, и мне все казалось, что горы двигаются вокруг меня! Наверх смотреть страшнее, чем вниз; и чем выше поднимаешься, тем выше становятся они, точно рядом идут, следом. Ох, Колька, как хорошо тут… какой материал кругом, какие люди… Я думаю, что напишу много интересного про Кавказ. Нет, это не «истоптанное» место!».
Ольга Берггольц проживала во Владикавказе на улице Надтеречная в доме 40.
В середине своего пребывания в Осетии она написала: «Я решила, что после университета буду работать на Северном Кавказе – работы много, люди есть крепкие», а потом, ближе к отъезду, дописала: – … Я хочу написать нечто вроде книжки очерков о Кавказе – «Кавказ без экзотики»… Да если начать говорить о Кавказе, можно исписать всю эту увесистую тетрадь!».
Но судьба распорядилась по-другому – после получения диплома она вместе с Николаем Молчановым уехала по распределению работать корреспондентом в казахстанской газете «Советская степь».
Работа разъездным корреспондентом превратила Ольгу в профессионального журналиста. Главный герой ее очерков – это работа, это уборка зерна, борьба за урожай. Она ездила по районам и писала не только очерки, но также стихи и рассказы. Впоследствии Ольга Берггольц говорила, что не смотря на крайне тяжелые бытовые условия работы, мироощущение у нее было самое радостное.
Осенью 1931 г. О. Берггольц и Н. Молчанов вернулись из Казахстана в Ленинград. Из Казахстана О. Берггольц привезла книгу очерков «Глубинка» (1932), повесть «Журналисты» (1934), сборник рассказов «Ночь в «Новом мире» (1935).
В конце 1931 г. О. Берггольц приходит на работу одним из редакторов в многотиражку завода «Электросила», пишет историю этого завода и завода им. Козицкого.
В 1932 г. она вышла замуж за Н. Молчанова и родила дочку Майю.
Самуил Яковлевич Маршак, редактор первых детских книжек О. Берггольц, познакомил молодую поэтессу с Максимом Горьким, поддержавшим ее.
В статье «На всю жизнь: Памяти М. Горького» (1936) О. Берггольц писала:
«В конце 1932 года у меня вышла первая «толстая» книжка для детей. Я послала ее Алексею Максимовичу, вовсе не надеясь на ответ, потому что знала, что он сильно загружен. Но очень быстро пришло внимательное, ласковое и строгое письмо («…Так-то, сударыня! Получили трепку?»), а вместе с письмом триста рублей денег. У меня тогда только что родился второй ребенок, муж был в армии, времена вообще были трудные, и мне приходилось довольно туго. Я ничего не писала об этом Алексею Максимовичу, он сам, очевидно, узнал и учел это…»
…Последнее письмо, которое я от него получила по поводу книжки стихов, оканчивалось фразой: «Не расточайте сил на «мелочи   ».
В 1932 г. мужа О. Берггольц Н. Молчанова, служившего на границе, в Туркестане, комиссовали из армии с тяжелой формой эпилепсии, которая была следствием травмы, полученной после расправы басмачей. А следующий год принес еще одну трагедию – смерть маленькой дочери Майи.
В 1935 г. вышел первый сборник «взрослых» стихов Ольги Берггольц – «Стихотворения» и Ольгу приняли в Союз писателей СССР.
В 1936 г. в семье случилась еще одна страшная трагедия – умерла старшая дочь Ольги Ира.
Но на этом беды не закончились. После убийства С. Кирова в 1934 г. в Ленинграде шли постоянные «чистки». В марте 1937 г. в «Ленинградской правде» в статье были названы «врагами народа» несколько литераторов, и в их числе – Борис Корнилов, первый муж О. Берггольц.
В мае Ольга Берггольц была исключена из кандидатов в члены ВКП (б) и из Союза писателей СССР – с формулировкой «связь с врагом народа». Осенью ее уволили из газеты, и бывшая журналистка устроилась в школу учителем русского и литературы.
В начале 1938 г. после постановления «об ошибках парторганизаций» Ольга подала заявление о своем восстановлении в правах кандидата в члены ВКП (б), и ее действительно восстановили, в том числе и в Союзе писателей СССР, а в сентябре она вернулась на работу в газету «Электросила».
Бориса Корнилова арестовали в 1938 г., в тюрьме он погиб, точная дата смерти поэта и место его захоронения неизвестны.
Ольга Берггольц тяжело переживала сначала арест, а потом гибель первого мужа. Горестно обращалась к нему в своих стихах:

Ты живешь ли на белом свете?
Ты лежишь ли в земле сырой?..

Поэтесса сохранила в своём сердце память о Б. Корнилове и впоследствии сделала всё возможное и невозможное, чтобы его имя не забыли.
14 декабря 1938 г. Ольга Берггольц была арестована, как «участница троцкистско-зиновьевской организации и террористической группы».
От нее требовали признания в террористической деятельности. В общей камере № 33 и в одиночках поэтесса написала стихотворения, составившие цикл «Испытание».

Дни проводила в диком молчании,
Зубы сцепив, охватив колени.
Сердце мое сторожило отчаянье,
Разум — безумия цепкие тени.
Друг мой, ты спросишь —
как же я выжила,
Как не лишилась ума, души?
Голос твой милый все время слышала,
Его ничто
не могло
заглушить.

Ни стоны друзей озверевшей ночью,
Ни скрип дверей и ни лязг замка,
Ни тишина моей одиночки,
Ни грохот квадратного грузовика.

Все отошло, ничего не осталося,
Молодость, счастие — все равно.
Голос твой, полный любви и жалости,
Голос отчизны моей больной…

Он не шептал утешений без устали,
Слов мне возвышенных не говорил —
Только одно мое имя русское,
Имя простое мое твердил…

И знала я, что еще жива я,
Что много жизни
еще
впереди,
Пока твой голос, моля, взывая,
Имя мое — на воле!— твердит…
Январь 1939, К[амера] 33.

Сестре
Мне старое снилось жилище,
где раннее детство прошло,
где сердце, как прежде, отыщет
приют, и любовь, и тепло.
Мне снилось, что святки, что елка,
что громко смеется сестра,
что искрятся нежно и колко
румяные окна с утра.

А вечером дарят подарки,
и сказками пахнет хвоя,
и звезд золотые огарки
над самою крышей стоят.

…Я знаю — убогим и ветхим
становится старый наш дом;
нагие унылые ветки
стучат за померкшим окном.

А в комнате с мебелью старой,
в обиде и тесноте,
живет одинокий, усталый,
покинутый нами отец…

Зачем же, зачем же мне снится
страна отгоревшей любви?
Мария, подруга, сестрица,
окликни меня, позови…
Март 1939.

Самое трагическое событие тех дней отмечено в стихотворении, написанном О. Берггольц, когда она попала в больницу при женской тюрьме («Арсеналка») на Арсенальной улице (д. 9 и 11):

Малолетки на прогулке
Догоняя друг друга,
В желто-серых отрепьях,
Ходят дети по кругу
Мимо голых деревьев.

Точно малые звери,
Лисенята в темнице,..
О, туман желто-серый
На ребяческих лицах!

Двух детей схоронила
Я на воле сама,
Третью дочь погубила
До рожденья — тюрьма…

Люди милые, хватит!
Матерей не казнят!
Вы хоть к этим ребятам
Подпустите меня.
Апрель 1939, Арсеналка, Больница.

Позже в ее следственном деле № П-8870 было записано: Постановлением Управления НКВД Ленинградской области от 2 июля 1939 г. следственное дело по обвинению Бергольц О. Ф. за недоказанностью состава преступления производством прекращено.
3 июля 1939 г. Бергольц О. Ф. из-под стражи освобождена».
Сразу после этого она обратилась в бюро РК ВКП(б) Московского района с просьбой о восстановлении ее кандидатом в члены ВКП(б).
О. Берггольц была восстановлена кандидатом в члены ВКП (б) и в феврале 1940 г. О. Берггольц стала членом Всероссийской Коммунистической партии (большевиков).
Тяжкие испытания жизни в 1937-1939 гг. не прервали ее творчества. Поэтесса не только нашла в себе силы в моменты тяжелейшего испытания продолжать писать, но именно тогда ее стихи приобрели мужественность и силу.
Всю войну О. Берггольц работала на ленинградском радио, куда пришла 23 июня 1941 г.
Работники Ленинградского радио в годы блокады разделили с горожанами их нелегкую судьбу – так же мерзли, голодали, но ни на секунду не оставляли трудовой вахты. Их живые, полные непререкаемой веры в Победу голоса, вдохновляли и поддерживали ленинградцев в самые страшные месяцы войны. Многие писатели, поэты, артисты находили в себе силы выступать не только на фронтовых концертах, но и по радио.
С тревогой и волнением прислушивались к сигналам радио бойцы переднего края, моряки Балтики, партизаны, подпольщики, сражавшиеся в глубоком тылу врага. В годы войны в жизнь города вошли сигналы метронома. Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного города.
Война. Блокада Ленинграда, постоянные обстрелы. Голод. Смерть. В январе 1942 г. от дистрофии, осложнившей болезнь, умер второй муж О. Берггольц Николай Молчанов. Она сумела перенести и это. Писала мужественные и патриотические стихи. Выступая по радио, поддерживала дух ленинградцев. По существу Ольга Берггольц все 900 дней блокады несла вахту мужества и высокой человечности. Ленинградцы ждали и ловили голос поэта «в квартирах черных, как пещеры, у репродукторов глухих».
Радиовыступления Ольги Берггольц, стихи и поэмы – своеобразный диалог со слушателями. О. Берггольц была очень чутка к настроениям ленинградцев. Так ухудшение обстановки в блокадном Ленинграде меняет адресат произведений поэтессы. Это уже не неизвестный соотечественник, а живое конкретное лицо, например, Дарья Власьевна, соседка по квартире («Разговор с соседкой»):
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа –
наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба –
он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить в кольце блокады,
ежедневно смертный слышать свист, –
сколько силы нам, соседка, надо,
сколько ненависти и любви…

Столько, что минутами в смятенье
ты сама себя не узнаешь:
— Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
— Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь…

Стихотворение имело огромный отклик у слушателей.
Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград». Она писала во вступлении к сборнику:
«Сборник «Говорит Ленинград» составлен целиком из моих радиовыступлений, начиная с декабря 1941 года по июнь 1945-го, и каждое из них предварялось словами: «Говорит Ленинград…».
В марте 1942 г. отца Ольги, выслали в Красноярский край, так как немецкая фамилия сделала его «социально опасным элементом». Поэтесса пыталась реабилитировать его, а заодно доказать, что в блокадном городе он необходим хотя бы как врач. В это время у самой Ольги Федоровны уже развивалась дистрофия. Друзья сумели отправить ее в Москву, но через два месяца поэтесса вернулась в Ленинград, где считала себя необходимой.
В 1942 г. она вновь вышла замуж – за своего коллегу по радиокомитету Георгия Макогоненко.
Воля к жизни, стремление выстоять и победить запечатлены в поэмах О. Берггольц «Февральский дневник» (1942), поэме-реквиеме «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945), в пьесах «Они жили в Ленинграде» (1944), «У нас на земле» (1947), киносценарии «Ленинградская симфония».
За свой труд Ольга Берггольц была награждена орденами и медалями, но главным для нее стало звание «ленинградской Мадонны», пришедшее раньше официального успеха. Ее строки, известные сейчас всему миру, высечены на граните стены Пискаревского кладбища-мемориала: «Никто не забыт и ничто не забыто»:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель Революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.

Непросто складывалась судьба Ольги Федоровны после Победы. Печально знаменитое постановление 1946 г. о ленинградских журналах «Звезда» и «Ленинград» сказалось и на ней. Е    й ставили в вину недостаточную критику Анны Ахматовой, а также продолжение в творчестве в мирное время темы блокады и темы военных страданий. Вышедшую после войны книгу «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны, вскоре изъяли из библиотек.
В ноябре 1948 г. умер ее отец, всего год как вернувшийся в родной Ленинград. Эти потрясения Ольга Федоровна уже не сумела перенести с прежней стойкостью.
В 1952 г. О. Берггольц написала цикл стихотворений о Сталинграде.
В дни прощания со Сталиным в газете «Правда» были опубликованы строки поэтессы:

Обливается сердце кровью…
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твоё изголовье,
Плачет Родина над Тобой.

В других стихах Берггольц так отозвалась о смерти Сталина:

О, не твои ли трубы рыдали
Четыре ночи, четыре дня
С пятого марта в Колонном зале
Над прахом, при жизни кромсавшим меня…
(«Пять обращений к трагедии»).

Ольга Берггольц знала о сталинских застенках, о жертвах произвола не понаслышке. Но даже тяготы, полной мерой доставшиеся ей, тяготы, выпавшие на долю страны, не только не убили, но и не поколебали в ней убежденного строителя нового мира, строителя мировой коммуны. Ее вера в избранный народом путь и гордость за свою страну не были слепы:

Не может быть, чтоб жили мы напрасно!
Вот, обернувшись к юности, кричу:
«Ты с нами! Ты безумна! Ты прекрасна!
Ты, горнему подобная лучу!»

Из цикла «Родине»
Гнала меня и клеветала,
Детей и славу отняла.
А я не разлюбила — знала:
Ты — дикая. Ты не со зла.

Служу и верю неизменно,
Угрюмей стала и сильней.
Но знай, как велика надменность
Любви недрогнувшей моей.

В 1954 г. в «Новом мире» был опубликован фрагмент из прозаической книги «Дневные звезды», которую сама Ольга Федоровна называла главной в своем творчестве, позволяющей понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения (книга была выпущена «Советским писателем» в 1959 г.).
По этой книге был снят фильм, вышедший в 1968 г. и с успехом представленный на Венецианском международном кинофестивале.
После командировки в освобождённый Севастополь она создала трагедию «Верность» (1954), впервые напечатанную в «Ленинградском альманахе».
В 1958 г. в московском издательстве вышло двухтомное собрание сочинений О. Берггольц.
В 1965 г. вышла книга стихов «Узел», которую поэтесса считала лучшей.
В последние годы жизни Ольга Федоровна. работала над созданием второй части книги «Дневные звезды» – книги о себе и своем поколении. К исполнению замыслов подталкивали истории ее друзей и знакомых. Однажды в ее квартире появился один из первороссийцев и рассказал, что Первороссийска уже нет, он затоплен рукотворным морем. Град Китеж, град справедливости и честных сильных людей, опустился на дно.
13 ноября 1975 года Ольги Федоровны Берггольц не стало.
Ее предсмертное желание быть похороненной на Пискаревском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Ленинградское Волково кладбище). Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 г.
Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Ленинграда. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, расположена мемориальная доска. Бронзовый барельеф Ольги Берггольц установлен при входе в Дом радио.
Несколько лет назад назад вышла книга «Ольга. Запретный дневник», в которую вошли дневники 1939-1949 гг., письма, отрывки из второй, так и не дописанной части книги «Дневные звезды», избранные стихотворения и поэмы, а также впервые опубликованы материалы следственного дела О. Берггольц (1938-1939), малоизвестные и ранее не известные фотографии и документы, письма к отцу. В книгу также включены воспоминания об О. Берггольц.
Ольга Федоровна Берггольц была Лауреатом Государственной премии (1951, за поэму «Первороссийск»), награждена орденами Ленина (1967), Трудового Красного Знамени (1960) и медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
В 1994 г. ей было присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» (посмертно).
29 января 2013 года, в петербургском Доме кино состоялся показ фильма режиссера Людмилы Шахт об Ольге Берггольц «Ленинградка». Это первая часть трилогии, рассказывающая о довоенном периоде жизни поэта. Людмила Шахт впервые собрала архивные записи радио, дневники, редкую кинохронику и представила драматическую жизнь поэта как «исповедь дочери века». В фильме нет авторского текста – только фотографии, кадры хроники, звучат стихи, дневники и записи голоса Ольги Берггольц. В настоящее время на киностудии «Леннаучфильм» идет работа над второй частью картины с рабочим названием «Ленинградка. Жестокий расцвет».

ЛИТЕРАТУРА :

84(2Рос=Рус)6; Б48.
Берггольц, О. Ф. Ольга. Запретный дневник [Звукозапись] : дневники, письма, проза, избр. стихотворения и поэмы / О. Ф. Берггольц ; читает И. Ерисанова. — М. : Логосвос, 2013. — 5 мфк. (18 ч 39 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: СПб. : Азбука-классика, 2010.
МХР : АБ+ ПФ+ НА

84(2Рос=Рус)6; Б48.
Берггольц, О. Ф. Ольга. Запретный дневник [Звукозапись] : дневники, письма, проза, стихотворения и поэмы Ольги Берггольц / О. Ф. Берггольц ; читает И. Ерисанова. — М. : Логосвос, 2010. —1 фжд. (18 ч 34 мин). — С изд.: Спб. : Азбука классика, 2010.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Б48.
Берггольц, О. Ф. Ольга. Запретный дневник [Звукозапись] : пер. с англ. / читает И. Ерисанова. Моя жизнь / И. Бергман, А. Берджесс, С. Репина. Дорогой длинною / А. Вертинский, В. Сушков. Танец будущего. Моя жизнь  / А. Дункан ; читает С. Репина. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фк. (78 ч 04 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2012.
МХР : АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б48.
Берггольц, О.Ф. Верность [Шрифт Брайля] : стихи и поэмы / О. Ф. Берггольц. — М. : Просвещение, 1974. — 3 кн. — Перепеч.: Л. : Совет. писатель, 1970.
МХР : АБ

82.  85.33; О-77
Берггольц, О. Они жили в Ленинграде [Звукозапись] : радиоспектакль / О. Берггольц, Г. Макогоненко // Островский, А. Н. Правда хорошо, а счастье лучше : спектакль Гос. акад. Малого театра СССР / А. Н. Островский. Они жили в Ленинграде : радиоспектакль / О. Бергольц, Г. Макогоненко — М. : РЦБС, 1991. — 1 мфк. (3 час 50 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — Запись с радио.
МХР : АБ

84(0); П67
Поэзия [Шрифт Брайля] : сборник / гл. ред. О. Н. Пилюгин ; ред.-сост. А. А. Солоненко. — СПб. : Чтение, 1993-    — Прил. к журн. «Литературные чтения». — 2009. — 4(62). — 1 кн. — Содерж.: Не стертые временем строфы. Французская поэзия эпохи Возрождения. Маргарита Наваррская. Клеман Маро. Луиза Лабе. Оливье де Маньи. Жоакен дю Белле. Этьен де ла Боэси. Воклен де ла Френе. Агриппа Д’Обинье. Филипп Депорт. Из поэтических запасников : стихотворения / П. Потемкин. Русские поэтессы о любви: стихотворения / М. Алигер. Стихотворения / О. Берггольц. Из редакционной почты. Новогоднее утро / И. Козлова.
МХР : АБ

Использованные материалы:
Русские писатели, XX век [Текст] библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 1. А-Л / [редкол. : Н. А. Грознова и др. ; под ред. Н. Н. Скатова]. — М. : Просвещение : 1998. — 784 с. : ил.
http://coollib.net/b/232995/read#t3  био
http://olgaberggolc
http://rupoem.ru
http://militera.lib.ru/prose/russian/berggolts_of/index.html
http://www.1tv.ru/anons/156912
https://ru.wikipedia.org/

Список сокращений
АБ — отдел абонемента
ИСК — отдел искусств
МХР — место хранения
НА — надомный абонемент
ПФ — отдел внестационарного обслуживания

_____________________
Сост. В. И. Жукова