Алексей Феофилактович Писемский

 (1821-1881)

 205 лет со дня рождения

 Рекомендательный список воспроизведенной литературы

 Москва 2026

Алексей Феофилактович Писемский родился в селе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии, в семье мелкого помещика. Происходил из древнего обедневшего дворянского рода. Одним из его знаменитых предков был святой преподобный Макарий Желтоводский. У его родителей Феофилакта Гавриловича и Евдокии Алексеевны, было десять детей, но из всех выжил лишь Алексей. Своё детство Писемский описал в романе «Люди сороковых годов».

Литературой юноша увлёкся в раннем возрасте, в годы учёбы в Костромской гимназии писал повести, подражая известным писателям.

В 1844 году окончил физико-математическое отделение философского факультета Императорского Московского университета со званием действительного студента и 31 января 1845 года «был определён в число канцелярских чиновников Костромской палаты государственных имуществ» в чине губернского секретаря; 23 октября 1845 года по прошению был переведён в московскую палату государственных имуществ по хозяйственному отделению, где 30 мая 1846 года его определили помощником столоначальника по лесному отделению. Писемский был уволен со службы 8 февраля 1847 года — «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам». В октябре 1848 года вернулся на службу — младшим чиновником особых поручений в костромском губернском правлении; 17 августа 1849 года был произведён в коллежские секретари.

Будущий писатель женился 11 октября 1848 года на Екатерине Павловне Свиньиной, дочери основателя “Отечественных Записок”.
В браке с ней имел четверых детей: Павла (1850), Аполлона (1851), Николая (1852) и Евдокию (1856).

Около десяти лет Алексей Писемский служил чиновником в гражданских ведомствах в Костроме и Москве. Поездки по службе позволили собрать богатый материал о быте чиновников и служебных порядках, что в дальнейшем пригодилось писателю в творчестве.

Заниматься литературой и журналистикой он начал в 1848 году в журнале Михаила Погодина «Москвитянин». При чём всю жизнь не разделял славянофильских взглядов, как и западнических. Он искал «третий путь». Писемский познакомился с писателями – членами «молодой редакции» журнала «Москвитянин», Аполлоном Григорьевым, Александром Островским и другими. Настоящую известность принесла ему повесть «Тюфяк», написанная в 1850 году. Основа творческой манеры писателя, которая проявилась уже в «Тюфяке», – максимально объективное, без авторской оценки, изображение действительности. В этом писатель расходится с реалистами, представителями натуральной школы, которые придавали большое значение активной авторской позиции в оценке и происходящих событий, и персонажей произведений. В такой манере Писемский написал в 1846 году свой первый роман «Боярщина» (опубликован в 1858). В 1850-х годах Алексей Феофилактович становится одним из популярных русских прозаиков, его произведения печатаются в лучших журналах, переводятся на иностранные языки и выходят за границей.

В 1854 году Писемский вышел в отставку и поселился в Петербурге. Вышли в свет повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции: «Комик» (1851), «Богатый жених» (1851), «М-r Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855), комедийные пьесы «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), были опубликованы рассказы из крестьянской жизни. Одной из главных черт стиля Алексея Писемского становится ирония, а то и мрачный юмор. Дворянство и чиновничество показано в его произведениях не в лучшем свете. Симпатии писателя – на стороне героев из народа. Общее настроение произведений – скорее пессимистичное. Неизменно проявлялась в его творчестве любовь ко всему русскому, к родной земле. Позднее исследователи его творчества сделали вывод, что «в изображении русского мужика, в передаче народной речи Алексей Писемский никем ни раньше, ни позже превзойден не был». В 1856 году вышла книга Писемского «Очерки из крестьянского быта». В ней выделяют три рассказа, прежде уже печатавшиеся в журналах, – «Питерщик», «Леший», «Плотничья артель». Эти рассказы литературные критики и коллеги по перу ставили вровень с «Записками охотника» Ивана Тургенева.

Самым значительным и известным произведением русского писателя считается роман «Тысяча душ» (1858). Литературный критик Дмитрий Иванович Писарев утверждал, что «по обилию и разнообразию явлений, схваченных в этом романе, он (Писемский) стоит положительно выше всех произведений новейшей литературы». В своей статье «Писемский, Тургенев и Гончаров» (1861) Писарев признал его лучшим из русских писателей современности.

Алексей Писемский также – успешный драматург. Пьеса «Горькая судьбина» (1859) считается одной из лучших пьес в русской драматургии. Она получила Уваровскую премию Академии наук, которой в том же 1860 году была удостоена и пьеса Александра Островского «Гроза». «Горькая судьбина» была поставлена в 1863 году и имела огромный успех. В центре сюжета пьесы – драматический любовный треугольник: оброчный мужик страдает из-за любовных отношений жены с барином, в крестьянской семье разыгрывается трагедия. Мужик по-христиански прощает измену жены.

Антон Чехов писал о Писемском «Это большой, большой талант». А Иван Тургенев назвал его «Мастером литературного рисунка». «Одним из основателей школы чистого и независимого творчества» Писемского провозгласил писатель и литературный критик Александр Васильевич Дружинин. Также интересно мнение о творчестве писателя, высказанное революционером-демократом, философом Николаем Чернышевским – он считал, что Писемский идёт «…тем путём, который проложил Гоголь. Но чувство у него выражается не лирическими отступлениями, а смыслом целого произведения…».

В 1857–1860 годы совместно с Александром Дружининым, затем до 1863 года единолично Алексей Писемский был редактором журнала «Библиотека для чтения» и соредактором журнала «Русский вестник» (совместно с Михаилом Катковым). Алексей Феофилактович резко конфликтует с писателями-демократами, осуждает революционное движение, публикует памфлеты (под псевдонимом «Никита Безрылов»). В одном из фельетонов он «прошёлся» по воскресным школам, говоря, что вряд ли ребятишки оценят демократические тенденции учителей, называющих их на «Вы». Фельетон вызвал бурную полемику. Оппоненты призвали объявить Писемскому литературный бойкот, а тот поверил в это. Он бросил журнал, переехал из Петербурга в Москву, где написал антинигилистический роман «Взбаламученное море».

Опубликованное в 1863 году в журнале «Русский вестник», это произведение посвящено взаимодействию разных общественных течений в годы крестьянской реформы. Активисты революционного движения в романе изображены в карикатурном ключе. Симпатии автора романа – на стороне «приверженцев национальной самобытности России». За «Взбаламученное море» Писемского на улице освистала толпа студентов, – те самые преданные читатели, готовые до этого носить его на руках. Прогрессивная общественность резко осудила Писемского. Таким образом, литературная репутация Писемского серьёзно пострадала. Успеха у читателей его произведения в дальнейшем уже не имели. Да и он больше не писал в полную силу. Неожиданно на Писемского спустилась свора демократов, в лице сотрудников «Искры» и «Русского слова». Их поддержал влиятельнейший «Современник». При этом писатель был вынужден оставить работу в журналах.

Оставшись без журналистского заработка, с 1866 по 1872 гг. писатель служил в московском губернском правлении. Окончательно вышел в отставку в чине надворного советника.

Современники отзывались о нём по-разному. Одни писали, что он «был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и при всём сознании своих заслуг и дарований удивительно скромный». Другие отмечали в нём возрастную депрессию и пристрастие к водке, которое усилилось после самоубийства сына.

В романе «Люди сороковых годов» (1869) Писемский продолжает начатый спор с «революционными демократами», но уже менее резко. Ведёт речь о духовной жизни своих современников. О том же периоде – 1860-х годах – идёт речь и в романе «В водовороте» (1871). Писемский по-прежнему убеждён, что революционеры – «наивные одиночки». Но теперь он отмечает «нравственное благородство» этих людей. Роман «В водовороте» высоко оценил Лев Николаевич Толстой. Алексей Писемский продолжал писать прозу и драматургию в конце жизни вышли пьесы «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений»; романы «Мещане», «Масоны».

Скончался Алексей Феофилактович в 1881 году в Москве.

Цитаты А. Писемского

А пусть себе говорят! Пустые речи пустяками и кончатся.

Человек своим телом может так же лгать, как и словом, и весьма часто под приятною наружностью скрываются самые грубые чувственные наклонности и самые низкие душевные свойства.

В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало!

Эхма, молодёжь, молодёжь! Ума у вас, может быть, и больше против нас, стариков, да сердца мало!

Воспрещать ребёнку резвиться — значит отравлять самые лучшие минуты жизни и омрачать самую чистую, светлую радость.

Супруги должны недостатки друг у друга исправлять любовью и кротостью, а не бранью.

Использованные источники: https://pechorin.net/articles/view/odin-iz-osnovatieliei-shkoly-chistogho-i-niezavisimogho-tvorchiestva-200-liet-so-dnia-rozhdieniia-russkogho-pisatielia-alieksieia-fieofilaktovicha-pisiemskogho.

https://godliteratury.ru/articles/2021/03/30/zabytyj-klassik-aleksej-pisemskij?ysclid=mi2v9dcsb141173590

Воспроизведённые издания

84(2=411.2); М48

Мельников, Павел Иванович. Рассказы и повести / П. И. Мельников ; читает Е. Терновский. Мещане : роман / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев. Русские лгуны / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев. Капитан Рухнев : рассказ / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев. Остров Сахалин : из путевых заметок / А. П. Чехов ; читает Д. Сальцев. – Москва : Логосвос, 2020. – 1 фк. (50 ч 5 мин). – Звукозапись.

МХР: АБ

“Мещане”. Главная тема романа – жизнь буржуазного общества.

“Русские лгуны”. «Люди, названные мною в заголовке, вероятно, знакомы читателю. Когда я встречался с ними в жизни, они производили на меня скуку, тоску и озлобление; но теперь, отодвинутые от меня временем и обстоятельствами, они стали дороги моему сердцу. В них я вижу столько национального, близкого, родного мне…» А.Ф. Писемский.

Творчество Алексея Феофилактовича Писемского (1821–1881) развернулось в период расцвета реализма в русской литературе и составило яркое и своеобразное явление в его системе. На протяжении ряда десятилетий XIX в. имя Писемского неизменно присутствовало во всех перечислениях крупнейших мастеров самых живых, самых активных жанров литературы.

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Боярщина / А. Ф. Писемский ; читает А. Юшко ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 1 ффк. (10 ч). – С изд.: Москва : Логосвос, 2021. – Звукозапись.

МХР: АБ

Роман “Боярщина”, одно из самых ярких и колоритных созданий Писемского, был завершен осенью 1844 года. Первоначальное название романа – “Виновата ли она?”. Здесь изображены уродливые нравы и быт помещичьего общества.

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Боярщина : роман / А. Писемский ; читает А. Юшко. – Москва : Логосвос, 2021. – 1 фжд. (10 ч 36 сек). – С изд.: Москва : Логосвос, 1975. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Боярщина : роман / А. Ф. Писемский ; читает А. Юшко. Осударева дорога : роман-сказка / М. М. Пришвин ; читает В. Герасимов. Повести и рассказы / И. Я. Франко ; читает В. Панфилов. – Москва : Логосвос, 2021. – 1 фк. (57 ч 7 мин). – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Капитан Рухнев : рассказ / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 1 ффк. (1 ч). – С изд.: Москва : Логосвос, 2020. – Звукозапись.

МХР: АБ

85.38; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Леший : аудиоспектакль / А. Ф. Писемский ; исполняют С. Колесников, В. Петров. – Москва : 1С-Паблишинг, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Формат MP3. – Загл. с этик. диска.- Источник зап. не указан. – Электронный ресурс.

МХР: АБ

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Мещане : роман / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 1 ффк. (8 ч 53 мин). – С изд.: Москва : Логосвос, 2020. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Мещане : роман ; Русские лгуны : очерки ; Капитан Рухнев : рассказ / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев. – Москва : Логосвос, 2020. – 1 фжд. (17 ч 53 мин 4 сек). – С изд.: Москва : Логосвос, 1980. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Повести и рассказы : [сборник] / А. Ф. Писемский ; читает Е. Терновский. – Москва : Логосвос, 2024. – 1 фжд. (22 ч 46 мин 33 сек). – С изд.: Москва : ООО “ИПТК “Логосвос”, 1977. – Звукозапись.

МХР: АБ

В предлагаемый сборник включены повести и рассказы из наиболее полного собрания художественных произведений писателя.

84(2=411.2); П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Русские лгуны / А. Ф. Писемский ; читает Д. Сальцев ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 1 ффк. (8 ч). – С изд.: Москва : Логосвос, 2020. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тысяча душ : роман / А. Ф. Писемский ; читает Н. Козий ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : Аксиома систем, 2014. – 1 фжд. (24 ч 30 мин). – С изд.: Москва, 1978. – Звукозапись.

МХР: АБ

Роман А. Ф. Писемского “Тысяча душ” был написан больше ста лет тому назад (1853-1858). Но давно ушедший мир старой – провинциальной и столичной – России, сохраненный удивительной силой художественного слова, вновь и вновь оживает перед читателем романа. Конечно, не только ради удовлетворения “исторического” любопытства берём мы в руки эту книгу. Судьба главного героя романа Калиновича – крах его “искоренительных” деяний, бесплодность предпринятой им жестокой борьбы с прочно укоренившимся злом – взяточничеством, лихоимством, несправедливостью, наконец, личная его трагедия – всё это по-своему поучительно и для нас. По-человечески волнуют и судьбы других героев романа – любящей истинно и самозабвенно самоотверженной Настеньки, доброго Петра Михайлыча Годнева, несчастной Полины.

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тысяча душ / А. Писемский ; читает Н. Козий. – Москва : Логосвос, 2016. – 1 фжд. (23 ч 56 мин). – С изд.: Киев : УТОС, 1978. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тысяча душ / А. Ф. Писемский ; читает Д. Савин. – Санкт-Петербург : Вира-М, 2006. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (20 ч 39 мин). – Формат MP3. – Загл. с этик. диска. – Источник зап. не указан. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тысяча душ / А. Ф. Писемский ; читает Д. Савин ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва, 2013. – 1 фжд. (20 ч 37 мин). – С изд.: Санкт-Петербург : Вира-М, 2006. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тысяча душ : роман : в 4 ч. / А. Ф. Писемский ; предисл. и примеч. К. Тюнькина. – Москва : Просвещение, 1974. – 9 кн. – Перепеч.: Москва: Худож. лит., 1971. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тысяча душ : роман : в 4 ч. / А. Ф. Писемский ; читает Н. Козий. – Москва : Логосвос, 2016. – 1 ффк. (23 ч 56 мин). – Запись “Логосвос”, 2016. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тюфяк / А. Ф. Писемский ; читает О. Федоров ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва, 2013. – 1 фжд. (8 ч 38 мин). – (Русская классика). – С изд.: Санкт-Петербург : Вира-М, 2004. – Звукозапись.

МХР: АБ

Повествуя о том, как страдал и погиб честный, образованный, но недостаточно энергичный молодой человек (тюфяк) Павел Бешметев. Писемский создал впечатляющую картину жизни дворянского общества, обычаи и нравы которого по самой своей сути враждебны человечности.

84(2Рос=Рус)1; П34

Писемский, Алексей Феофилактович. Тюфяк / А. Ф. Писемский ; читает О. Федоров. – Санк-Петербург : Вира-М, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (8 ч 46 мин). – (Русская классика). – С изд.: Москва : Худож. лит., 1956. – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска. – Звукозапись.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус); Ю47

Юмор серьезных писателей. – Санкт-Петербург : Вира-М, 2008. – Формат MP3. – Загл. с этик. контейнера. – Источник записи не указан. – Звукозапись.

Ч. 3 / читает С. Гуреев. – 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (3 ч 7 мин). – Содерж.: Валентин / И. Гончаров; Богатые лгуны и бедный / А. Ф. Писемский; То, чего не было / В. М. Гаршин; Комендант Пушкин / Б. А. Лавренев; Первый рассказ / К. Г. Паустовский; Случай в магазине Альшванга / К. Г. Паустовский.

МХР: АБ

Список сокращений:

 МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Составитель Л. М. Жданова; компьютерная вёрстка Л. М. Ждановой