Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел
220 лет со дня рождения
Проспера Мериме
Рекомендательный список
Воспроизведенной литературы
Москва 2023
Проспер Мериме – французский писатель-новеллист, автор десятков произведений, вошедших в список шедевров мировой классики.
Проспер Мериме входит в плеяду известнейших европейских писателей 19-го века, оставивших яркий след в мировой литературе. Сюжеты произведений француза вдохновили десятки кинематографистов, по мотивам его романов написано несколько великолепных опер. Мало кто знает, что мастер новеллы профессионально изучал этнографию, археологию и историю архитектуры.
Французский писатель родился 28 сентября 1803 года в семье состоятельных парижан. Родители единственного сына принадлежали к культурной прослойке общества: частыми гостями в их доме были известные столичные музыканты, художники, философы и поэты. Отец с матерью увлекались живописью, поэтому мальчик с юных лет был посвящен в дискуссии об этом виде искусства. Мальчик живо интересовался не только картинами великих художников, но и произведениями литераторов-вольнодумцев 18-го столетия.
Будучи ребенком, Проспер выучил английский язык и латынь. Вообще, семья будущего писателя отличалась ярко выраженным англофильством, которое передалось от прабабушки юноши, долгие годы проживавшей в Англии. Неудивительно, что среди гостей семейства было много персон английского происхождения.
Часть детской биографии Мериме прошла в области Далмация, куда его отец был распределен по службе. Здесь мальчик познакомился с народным фольклором, оставившим в его сердце глубокий след. В восьмилетнем возрасте юный аристократ поступил в Императорский лицей, причем сразу же в седьмой класс. После окончания этого учебного заведения молодой человек стал студентом юридического факультета знаменитой Сорбонны.
Родители видели в сыне блестящего адвоката, но самого Проспера такая перспектива не привлекала. После университета начинающий юрист был распределен на службу к графу д’Аргу, именитому министру «июльской монархии». Вскоре писатель получил должность старшего инспектора архитектурного наследия, и эта работа вдохновила его на создание первых литературных произведений.
Первый сборник пьес Мериме опубликовал от лица вымышленного автора – писательницы Клары Гасуль. Еще одной мистификацией начинающего сочинителя стал сборник сербского фольклора «Гузла», который он якобы собрал в Далмации. Однако вскоре выяснилось, что «народные» песни для книги сочинил сам Мериме.
Позже вышла историческая книга «Жакерия», сюжет которой был посвящен средневековому крестьянскому мятежу. Драма без прикрас описывает все неприглядные подробности восстания, явившегося следствием авторитарной политики государства. Так же детально Проспер разобрал борьбу за власть, развернувшуюся между феодалами и клерикалами во время правления Карла IX. Безусловно, эти два произведения стали истинными шедеврами мировой литературы, но широкую известность Мериме принесли его новеллы.
Самым популярным произведением автора стала новелла «Кармен», повествующая о вольных испанских цыганах. Сочинение неоднократно становилось основой для театральных постановок, а в 20 веке его сюжетом несколько раз вдохновлялись кинематографисты.
Проспер Мериме много путешествовал, и в каждой стране черпал идеи для очередных книг. У писателя был уникальный талант тонко подмечать особенности каждого народа, что впоследствии пригождалось ему при создании тех или иных образов. Героями новелл «Коломба» и «Маттео Фальконе» стали темпераментные корсиканцы, а в «Венере Илльской» создатель раскрыл черты характеров родных ему французов. Последнее произведение было написано в духе мистицизма, а сам Проспер называл его своим лучшим творением.
Французский писатель вел холостяцкий образ жизни и слыл знатным покорителем женских сердец. Подробности личной жизни Мериме раскрылись только после его смерти, когда его любовницами и приятелями были опубликованы некоторые письма пикантного содержания. Его неизменным спутником в разгульных похождениях был знаменитый писатель Стендаль, также имевший репутацию отпетого гуляки.
Из сохранившихся свидетельств историки сделали вывод, что самая долгая любовная связь у Проспера была с Шарлоттой Делесер, состоявшей в браке с состоятельным банкиром. О таком пустяке, как верность, ловелас не переживал, продолжая крутить по несколько романов параллельно.
Одна из пассий писателя – Женни – стала популярной после опубликованной переписки между ней и прославленным сочинителем. Девушка написала письмо первой, представившись вымышленным именем Алджернон Сеймур, которая якобы вознамерилась создать иллюстрации к роману «Хроника царствования Карла IX». Проспер клюнул на крючок и продолжил переписку, надеясь поставить очередную галочку в дневнике своих любовных побед. Одновременно творец подключил своих друзей в Англии, чтобы те разузнали о личности незнакомки как можно больше.
Прошло несколько месяцев, прежде чем Женни и Проспер встретились вживую. Связь с девушкой писатель держал в тайне, так как не хотел портить ее репутацию. Да и наличие «официальной» любовницы сыграло немаловажную роль. Об их отношениях знали только самые близкие друзья – литератор Стендаль и адвокат Саттон Шарп. Известно, что влюбленные ограничились лишь мимолетной интрижкой, а далее их связь переросла в чистую дружбу.
В середине 1850-х Проспер почувствовал себя одиноким, стареющим человеком. Почти пятнадцать лет он прожил с овдовевшей матерью, но вскоре умерла и она. К тому времени Мериме порвал со своей многолетней зазнобой Делесер и практически отказался от разгульного образа жизни.
Серьезные проблемы со здоровьем автор новелл начал испытывать в 1860-х, когда один за другим у него происходили астматические приступы. Давало о себе знать и сердце.
В 1867 году Мериме сменил климат, перебравшись в Канны. Здесь 23 сентября 1870 года он скончался.
Знаменитого мастера похоронили на кладбище Гран-Жас в окрестностях Канн. Уже после кончины литератора был опубликован его сборник «Последние новеллы», а также письма к друзьям и возлюбленным.
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1829 — «Хроника царствования Карла IX»
1829 — «Маттео Фальконе»
1829 — «Таманго»
1829 — «Видение Карла IX»
1829 — «Взятие редута»
1829 — «Федериго»
1830 — «Партия в триктрак»
1830 — «Этрусская ваза»
1832 — «Письма из Испании»
1833 — «Двойная ошибка»
1834 — «Души чистилища»
1837 — «Венера Илльская»
1840 — «Коломба»
1844 — «Арсена Гийо»
1844 — «Аббат Обен»
1845 — «Кармен»
1846 — «Переулок Госпожи Лукреции»
1869 — «Локис»
1870 — «Джуман»
1871 — «Голубая комната»
1825 — «Театр Клары Газуль»
1828 — «Жакерия»
1830 — «Недовольные»
1832 — «Заколдованное ружье»
1850 — «Два наследства или Дон-Кихот»
1853 — «Дебют авантюриста»
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/prosper-merime
Воспроизведенные издания
84(4Фра)
М52
Избранное / П. Мериме ; читает Ю. Заборовский. – М. : Логосвос, 2000. – 1 фжд. (40 ч 9 мин). – С изд.: М. : Худож. лит., 1979. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра)
М52
Голубая комната : новеллы / П. Мериме ; читает Ю. Мен. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (2 ч 32 мин). – (Зарубежная литература). – С изд.: СПб. : Вира-М, 2004. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра)
М52
Новеллы / П. Мериме ; читает Б. Хасанов. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (4 ч 59 мин). – С изд.: СПб. : Вира-М, 2007. – Звукозапись.
МХР: КХ
84(4Фра)
М52
Этрусская ваза / П. Мериме ; читает П. Тимченко. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (1 ч 27 мин). – С изд.: СПб. : Вира-М, 2006. – Звукозапись.
МХР: КХ
МХР: АБ
84(4Фра)
М52
Кармен и другие новеллы / П. Мериме ; читают Е. Морозова, С. Старчиков. – М. : СиДиКом, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (8 ч 28 мин). – (Виртуозы рассказа). – Систем. требования : Формат МР3.- Источник зап. не указан. – Загл. с этикетки диска. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ, НА
84(4Фра)
М52
Двойная ошибка / П. Мериме ; читает И. Сытник. – М. : Библиофоника, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (7 ч 38 мин). – Формат MP3.- Загл. с этикетки диска. – Источник зап. не указан. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ, НА
84(4Фра)
М52
Партия в триктрак / П. Мериме ; читает А. Филозов. – М. : AURAVOX, 2004. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (1 ч 32 мин). – Систем. требования: Формат MP3.- Загл. с этикетки диска.- Источник зап. не указан. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ
84(4Фра)
М52
Локис / П. Мериме ; читает С. Колесников. – М. : AURAVOX, 2005. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (1 ч 46 мин). – Систем. требования: Формат MP3.- Загл. с этикетки диска. – Источник зап. не указан. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ
84(4Фра)
М52
Хроника царствования Карла IХ : роман : пер. с фр. / П. Мериме ; читает О. Федоров. – СПб. : Вира-М, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (8 ч 32 мин). – Формат MP3. – Загл. с этик. диска. – Источник записи не указан. – Звукозапись.
МХР: АБ, ПФ
84(4Фра)
М52
Мериме, Проспер.
Венера Илльская : Рассказ: Пер. с фр. / П. Мериме. – М. : Просвещение, 1992. – 1 кн. – Перепеч.: Собр. соч.: В 6 т.- М., 1963.- Т.2. – Шрифт Брайля.
МХР: ПФ, НА, ЗА
84(4Фра)
М52
Маттео Фальконе / П. Мериме ; послесл. Г. Косикова. – М. : Просвещение, 1991. – 1 кн. – Перепеч.: М.: Дет. лит., 1978. – Шрифт Брайля.
МХР: АБ, ПФ, НА
84(4Фра)
М52
Новеллы : пер. с фр. / П. Мериме ; вступ. ст., ред. и примеч. А. А. Смирнова. – М. : Просвещение, 1972. – 10 кн. – Содерж.: Кн. 1. Маттео Фальконе; Таманго. Кн. 2. Федериго; Этрусская ваза; Партия в триктрак; Двойная ошибка. Кн. 3. Двойная ошибка (оконч.). Кн. 4. Души чистилища. Кн. 5. Венера Илльская; Коломба. Кн. 6. Коломба (продолж.). Кн. 7. Коломба (оконч.); Арсена Гийо. Кн. 8. Арсена Гийо (оконч.); Кармен. Кн. 9. Кармен (оконч.); Аббат Обэн; Переулок госпожи Лукреции. Кн. 10. Голубая комната; Локис. – Перепеч.: М. : Худож. лит., 1953. – Шрифт Брайля.
МХР: АБ
Список сокращений
АБ – отдел абонемента
КХ – отдел главного книгохранения
мфк. – магнитная фонограмма на кассете
МХР – место хранения
НА – отдел надомного абонемента
ПФ – отдел внестационарного обслуживания
фжд. – файл на жестком диске
фк. – флеш-карта
Составитель Ягудина Н. В.
Компьютерная верстка Ягудиной Н. В.