Александр Артурович Роу, советский кинорежиссёр

(1906-1973)

120 лет со дня рождения

Рекомендательный список воспроизведенной литературы

Москва 2026

Александр Артурович Роу, советский кинорежиссёр

В его фильмах не было нотаций. Но каждым эпизодом они учили добру, дружбе, силе характера, любви к Родине. Рассказывали, что Александр Роу был великим дипломатом и умел найти общий язык даже с самыми конфликтными людьми. При этом команду, с которой работал, подбирал очень тщательно. Судьба же у замечательного режиссера была совсем не лёгкой.

Будущий кинорежиссёр появился на свет 24 февраля (9 марта) 1906 года в городке Юрьевец Костромской губернии (ныне территория Ивановской области). Его отец, ирландец Артур Уильям Роу, происходил из зажиточной семьи, владевшей успешным мукомольным производством. В 1904-м его пригласил в Россию купец Семён Катюшин – в Юрьевце он установил одну из первых механических мельниц и мечтал наладить производство муки по последнему слову техники. Молодой ирландский специалист приехал, чтобы внедрить передовой опыт, который уже освоила его семья.

Здесь, на высоком берегу Волги, Артур встретил юную красавицу-гречанку Юлию Карагеоргий. Юноша называл возлюбленную на свой манер: Эйли Кэраджордж.

Один за другим в семье родились два сына – Александр и Георгий. Однако выжить суждено было только Саше, его младший брат yмeр, ещё в младенчестве. В 1909-м Роу единственный раз все вместе съездили в Ирландию, к родне Артура. А спустя несколько лет началась первая мировая война.

Достоверно неизвестно, почему семья Роу покинула Юрьевец. Известно лишь, что после 1914-го Юлия находилась в Москве, где пыталась поправить пошатнувшееся здоровье, Саша – в Одессе (видимо, у родственников мамы). Где в это время был Артур – нигде не упоминается, даже в письмах Юлии сыну. Возможно, уже тогда брак распался. Ирландские родственники упоминали, что в период между 1914-м и 1917-м годами Артур вновь приезжал к отцу, но уже один, без семьи, и ненадолго – не задерживаясь в родной стране, он вернулся в Москву.

В марте 1918-го Артур Роу, не принявший революции и новой власти, уехал из России в последний раз. Последующие 30 лет он прожил в Великобритании. Брату Чарльзу Артур рассказывал о том, как бежал из охваченной войной страны на поезде, следовавшем через Владивосток. Часть пути мужчина стоял между вагонами, деньги на дорогу добывал порой игрой в карты. В таком положении не было и речи о том, чтобы взять с собой серьезно болевшую жену и маленького сына. По воспоминаниям родных, Артур еще 3 года ходил на вокзал встречать поезда, привозившие эмигрантов из России: ждал, что Юлия решится на переезд и семья воссоединится.

Почему Юлия так и не согласилась ехать на чужбину – навсегда останется загадкой. Может быть, причина была в её частых болезнях. Может быть, держал пожилой отец, нуждавшийся в уходе. А может быть, виной всему – водка, к которой среди социальных неурядиц пристрастился Артур, и не было уже ни любви, ни доверия супругу. Между тем, положение женщины было крайне тяжёлым. От былого достатка не осталось и следа. Уже в 1916-м 10-летний Саша вынужден был работать, чтобы поддержать маму и дедушку. Семья жила тогда в Сергиевом Посаде, и мальчик хватался за любую работу: прислуживал в Троице-Сергиевой лавре, пел в церковном хоре, мыл полы в Успенском соборе, продавал на улице изделия местных ремесленников-кустарей: мыло, деревянные гребешки, спички. Лишь после революции Саша смог учиться: закончив школу-семилетку в Сергиевом Посаде, поступил в промышленно-экономический техникум в Москве. Во время учёбы в техникуме Александр стал участником кружка художественной самодеятельности. Вместе с товарищами он побывал на выступлениях агитационного театра “Синяя блуза” при Московском институте журналистики. Наблюдая за происходящим на сцене Саша осознал, что влюбился в эстраду и театральное искусство.

Вскоре юноша стал полноправным членом театрального коллектива “синеблузников”. Среди его товарищей были инициатор движения Борис Южанин, поэты Владимир Маяковский и Василий Лебедев-Кумач, композиторы Михаил Блантер, Даниил Покрасс, актёры: Владимир Зельдин, Михаил Жаров, художник Борис Эрдман и многие другие молодые люди, в будущем ставшие известными деятелями советской культуры.

По совету Бориса Южанина Роу поступает в киношколу Бориса Чайковского, учится на режиссёра (окончил в 1930-м). Уже работая помощником режиссёра на студии “Межрабпомфильм”, он продолжает учёбу в драматическом техникуме им. Марии Ермоловой (окончил в 1934-м). На практике главным учителем Роу становится легендарный советский кинорежиссер Яков Протазанов.

С самого начала, перенимая секреты мастерства у мэтра, Александр Роу показал себя великолепным организатором. Ему удавалось сделать даже то, что казалось невозможным. Он умудрялся договориться со всеми, достать всё необходимое, уладить любой конфликт. Александр Артурович одинаково легко находил общий язык и с маститыми актёрами, и с работниками массовки. В то же время Роу, как губка, впитывал в себя все мастерские приёмы и методы работы режиссёра, одновременно формируя вокруг себя круг друзей и единомышленников.

Уже в те годы он мечтал о создании киностудии, где можно было бы снимать весёлые и страшные сказки. Идея, казавшаяся несбыточной в эпоху идеологического кинематографа, нашла поддержку среди соратников начинающего режиссера. Многие из тех, с кем Роу начинал работать, были рядом с ним все последующие годы. В команду актёров, с которой работал режиссёр входили: Георгий Милляр, Инна Чурикова, Лев Потёмкин, Сергей Столяров – сложно представить более удачные образы Бабы-Яги и Кощея, Марфушеньки-душеньки, русских богатырей.

Оператор Леонид Акимов вспоминал: “У него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно…”

Первой самостоятельной работой Александра Роу стала сказка “По щучьему велению”. Удивительно, как в 1937 году режиссёру удалось получить “добро” на такой сценарий. Тем более, что в основе сюжета была пьеса Елизаветы Тараховской – декадентки, не вписавшейся в “соцреализм” и пребывавшей в опале.

Несколько месяцев хождения по кабинетам – и Роу смог добиться одобрения сценария. После этого за ним на долгие годы вперед закрепилась репутация волшебника. Но никто тогда и подумать не мог, что сказка станет главным жанром режиссёра, принеся ему (а вместе с ним и советскому детскому кино) мировую известность. Впрочем, может быть, как раз сам Александр Роу знал это заранее. Недаром он утверждал, что именно такие фильмы нужны детям:

“В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений — этого дети не любят, — писал Роу. — Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино — искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача — взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…”

PS: Заметим, что мама Александра Артуровича, Юлия Карагеоргий, была рядом с сыном, поддерживала его во всём, радовалась его успехам. Она скончалась в 1950 году, в возрасте 78 лет.

Картина “По щучьему веленью”, вопреки ожиданиям кино-чиновников, имела феноменальный успех у зрителей. Самоходная печь, шагающие сами вёдра, пятящиеся гуси, говорящая щука и волшебное превращение зимы в лето – всё выглядело реалистично, вызывая восхищение мастерством режиссёра и съёмочной команды. Специалисты знали, что Роу категорически отказался от использования анимации для создания спецэффектов, стремясь к максимальной натуралистичности в каждом кадре и применяя для этого новаторские идеи.

За дебютной лентой последовали “Василиса Прекрасная” (1939), “Конёк-горбунок” (1941), ставший первой в Советском Союзе цветной полнометражкой, “Кащей Бессмертный” (1944).

В послевоенные годы приоритетным для бюджета было восстановление страны. Люди увлеченно отстраивали новую мирную жизнь на месте разрушенных городов и посёлков. Финансирование кинематографа соответствовало духу времени, на съёмку сказочных сценариев средства не выделялись. За 8 лет после Победы Александр Роу снял несколько документальных фильмов.

Один из них – “День чудесных превращений”, снятый в 1949 году и рассказывавший о жизни ребят в лагере “Артек”. Во многом эта картина стала новаторской: режиссёр соединил в ней постановочный сюжет с документальной съёмкой, трофейная цветная плёнка и недавно разработанная в СССР аппаратура позволили снять стереоскопическое кино.

В 1952 году режиссер смог вернуться к своему любимому жанру. Первой его работой после долгого перерыва стала сказка “Майская ночь, или Утопленница”, сценарий которой был написан по мотивам одноименной повести Николая Гоголя. Эта сказка, как и предыдущий фильм, была стереоскопической. (В те годы Советский Союз опережал зарубежные кинофабрики в освоении технологии объёмных фильмов, регулярно выпуская разножанровые ленты. В крупных городах работали стерео-кинотеатры, совершенствовалось оборудование для производства и демонстрации.)

В 1954-м Роу порадовал зрителей ещё одним фильмом, снятым про жизнь пионеров: “Тайна горного озера” – экранизация повести Вахтанга Ананяна “На берегу Севана”.

Нетипичной становится и следующая картина – “Драгоценный подарок” (1956). Добрая и уютная комедия, снятая мастером для взрослых и рассказывающая о семейных отношениях и доверии.

В последующие годы на экраны страны одна за другой выходили фильмы-сказки Александра Роу, каждая из которых оказывалась шедевром. По сей день работы мастера остаются примерами для обучения кинематографистов во всем мире.

За долгие годы творческой жизни Александр Артурович снял около двадцати киносказок и документальных фильмов. Но жемчужиной в этой киноколлекции считают сказку «Морозко», созданную в 1965 году. Инна Чурикова, сыгравшая сводную сестру Настеньки, так вспоминала свою работу с известным режиссёром: «У Роу была душа ребёнка, и на его съёмках всё было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссёр тщательно выстраивал». Фильм получился настолько удачным, что был удостоен Гран-при «Золотой лев Святого Марка» на Международном кинофестивале в Венеции, Серебряной медали на Международном фестивале фильмов для детей в Тегеране, а также приза «Капитолийский Юпитер» на МКФ-кинообозрении в Риме.

Личная жизнь режиссёра складывалась далеко не столь успешно, как профессиональная. В начале 30-х Александр Роу в первый раз женился. Его избранницей стала актриса оперетты Елена Савицкая. Для Елены Федоровны это был третий брак, от первых двух у неё подрастали дочери – Светлана и Галина. Союз её с режиссером продлился несколько лет.

В 1939-м, во время съемок сказки “Василиса Прекрасная”, Роу сблизился с актрисой Ириной Зарубиной. Она стала его второй женой. В 1940-м у пары родилась дочь Татьяна. Однако семейная жизнь не ладилась: Роу работал в Москве, Зарубина отказывалась переезжать из Ленинграда, где служила в театре. Отказалась она отправиться с режиссёром в эвакуацию в Сталинабад (сейчас Душанбе) после начала Великой Отечественной войны. После этого их жизненные пути разошлись окончательно. Возможно, именно поэтому ни дочь Александра Артуровича Татьяна, ни её сын Алексей Рыбников (единственный внук режиссёра, живущий в Санкт-Петербурге) никогда не соглашались общаться ни с прессой, ни с ирландскими родственниками Роу. Никакой информации о том, как сложилась их жизнь, в открытом доступе нет.

После войны Александр Артурович женился в третий раз. С супругой Еленой Георгиевной режиссёр наконец обрел семейное счастье. Но детей в этом браке не появилось.

Он снимал чудесные сказки, которыми восхищались миллионы зрителей. Лишённые формализма и политики, фильмы Роу, пронизанные добром и светом, актуальны и сегодня, в век спецэффектов и компьютерных технологий. Его лучшие картины с удовольствием смотрели советские дети и увлеченно смотрят дети современные. Но, увы, мечта Роу смотреть свои фильмы вместе со своими детьми так и не сбылась…

В начале 60-х ирландские родственники (двоюродный брат и его семья) попытались найти Александра Артуровича и даже поделились с ним наследством, доставшимся от деда. Присланные 300 фунтов режиссер принял (после положенных государству выплат он смог приобрести себе новое пальто и фотоаппарат), но поддерживать отношения отказался. Возможно, причина была политической: родственные связи за рубежом в те годы не приветствовались. А может быть, даже став взрослым Саша не смог простить отца, когда-то бросившего их с мамой в крайней нужде.

Не увенчалась успехом и попытка знакомства в самом начале 70-х: родственница жены кузена Роу в тот период работала в “Интуристе” и попыталась познакомиться с Александром Артуровичем. Она даже побывала в гостях у режиссёра и получила в подарок от него деревянную игрушку-реквизит. Однако этот визит стал единственным, общение так и не сложилось.

Тем не менее, потомки ирландского рода Роу гордятся своим знаменитым родственником и стремятся популяризировать его творчество в странах Европы: они устраивают кинопоказы, принимают участие с лентами Александра Роу в различных фестивалях и мероприятиях, посвящённых кинематографу.

Благодаря их усилиям замечательные фильмы-сказки Александра Роу и сегодня приносят радость зрителям не только в России, но и во всем мире.

Фильм “Финист – ясный сокол” стал последним для Александра Артуровича. Работу над ним он завершить не успел: написал сценарий, утвердил актёров, а съёмки уже вёл его ученик и помощник Геннадий Васильев, детали сценария дорабатывал актёр и давний друг Роу Лев Потёмкин.

Под конец 1973 года Александр Артурович Роу серьезно заболел. Увы, лечение в стационаре не помогло: 28 декабря талантливого кинорежиссёра не стало. Ему было 67 лет. За пять дней до смерти, лёжа в больнице, Роу попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин выполнил просьбу Александра Артуровича. Его похоронили в Москве на Бабушкинском кладбище.

Советский кинематограф подарил детям ещё множество замечательных фильмов (в том числе и сказок). Но картины Александра Роу остались непревзойдёнными, став отдельной эпохой.

      Награды и звания

Память

  • 2016 — В Юрьевце открыт Дом сказки Александра Роу, разместившийся в деревянном памятнике архитектуры 1909 года постройки. Помимо фотоэкспозиции памяти режиссёра в музее представлены игрушечные персонажи из его фильмов-сказок.
  • В честь А. А. Роу назван астероид (5412) Роу, открытый в 1973 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой

Использованные источники: https://dzen.ru/a/ZtB6cUhpXjOHaw0g?ysclid=mhg8iim4w6503027Александр Роу – нелёгкая судьба доброго сказочника | Планета знаменитостей

 Воспроизведённые издания

 85.37; В39

Вечера на хуторе близ Диканьки : художественный фильм / режиссёр А. Роу. – Москва : Мастер Тэйп, 1999. – 1 вк.  (1 ч 9 мин). – (В гостях у сказки). – Видеозапись.

МХР: АБ

85.37; К31

Кащей Бессмертный / режиссёр А. Роу. – Москва : ООО Мастер Тэйп, 2000. – 1 вк.  (1 ч 4 мин). – (В гостях у сказки). – Видеозапись.

МХР: АБ

85.37; К68

Королевство кривых зеркал : фильм-сказка / режиссёр А. Роу. – Москва : Мастер Тэйп, 1999. – 1 вк.  (1 ч 15 мин). – (В гостях у сказки). – Видеозапись.

МХР: АБ

85.37; М80

Морозко / режиссёр А. Роу. – Москва : ООО Мастер Тэйп, 1999. – 1 вк.  (1 ч 24 мин). – (В гостях у сказки). – Видеозапись.

МХР: АБ

85.37; О-39

Огонь, вода и медные трубы : художественный фильм / режиссёр А. Роу. – Москва : ООО Мастер Тэйп, 2000. – 1 вк.  (1 ч 21 мин). – (В гостях у сказки). – Видеозапись.

МХР: АБ

85.37; П41

По щучьему велению : фильм-сказка / режиссёр А. Роу. – Москва : Мастер Тэйп, 2000. – 1 вк.  (57 ч 1 мин). – (В гостях у сказки). – Видеозапись.

МХР: АБ

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Составитель Л. М. Жданова; компьютерная вёрстка Л. М. Ждановой