Российская государственная библиотека для слепых

Тифлобиблиографический отдел

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

(1826-1889)

195 лет со дня рождения

Рекомендательный список

воспроизведенной литературы

Москва

2021

Михаил Салтыков родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол, в Калязинском уезде Тверской губернии (сейчас — Московская область). Его отец Евграф Салтыков работал чиновником Московского архива иностранной коллегии. В 1816 году он ушел в отставку и поселился в фамильной усадьбе. Мать Ольга Забелина происходила из купеческой семьи. Она занималась воспитанием детей, которых в семье было девять. Забелина строго наказывала их за любую провинность. Салтыков писал в поздние годы: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше». Фамилия Салтыков-Щедрин была псевдонимом писателя. Он печатал свои произведения под именем «надворного советника Николая Щедрина». По одной из версий, взять такой псевдоним предложила жена Салтыкова-Щедрина, поскольку в своих произведениях он был очень щедр «на всякого рода сарказмы». По другой — он позаимствовал фамилию у кого-то из знакомых. С трех лет Салтыков-Щедрин наблюдал, как занимаются его старшие братья и сестры. Поэтому уже в раннем детстве он хорошо разговаривал по-французски и по-немецки. С шести лет будущего писателя учил грамоте крепостной художник Павел Соколов, а латынь ему преподавал священник из соседнего села Заозерье. К поступлению в учебное заведение Салтыкова-Щедрина готовила и сестра Надежда, выпускница института благородных девиц.

В августе 1836 года Салтыков-Щедрин успешно сдал экзамены и поступил сразу в третий класс Московского дворянского института. В этом закрытом учебном заведении для детей российских дворян воспитывались поэт Василий Жуковский, драматург Александр Грибоедов, писатель Михаил Лермонтов. Учился Салтыков-Щедрин на отлично. Каждые полтора года институт переводил двух лучших воспитанников в Царскосельский лицей, где раньше учился Александр Пушкин. В 1838 году туда отправили и Салтыкова-Щедрина.

В 1830-х годах Николай I реформировал Царскосельский лицей — теперь он напоминал военное учебное заведение. Здесь ввели строгий солдатский режим, отдельные комнаты перестроили в казармы. В те годы в лицее учились в основном дети военных. С общими комнатами и режимом Салтыков-Щедрин был знаком еще с Дворянского института, но соблюдал военную дисциплину с трудом, да и среди аристократов чувствовал себя одиноко. «Как ловко сидели на них «собственные» мундиры и курточки! Как полны были их несессеры всякого рода туалетными принадлежностями! Как щедро платили они дядькам! С какою непринужденностью бросали деньги на пирожки и другие сласти! С какой грацией шаркали ножкой перед воспитателями и учителями! У меня не было ни собственного мундира, ни собственной шинели с бобровым воротником. В казенной куртке, в холодной казенной шинельке, влачил я жалкое существование, умываясь казенным мылом и причесываясь казенною гребенкою. Вид у меня был унылый, тусклый, не выражавший беспечного доверия к начальству, не обещавший в будущем ничего рыцарского», Михаил Салтыков-Щедрин, книга очерков «В больнице для умалишенных», 1872 год.

Все свободное время Салтыков-Щедрин проводил в уединении. Он сочинял стихи, переводил зарубежных поэтов, читал книжки, журналы и мечтал стать «наследником» Пушкина. Сокурсники смеялись над начинающим поэтом и дразнили его «умником». Новое лицейское начальство тоже не приветствовало занятия литературой, поэтому Салтыков-Щедрин прятал свои сочинения в сапоги, но их всего равно находили. Он вспоминал: «Я начал писать стихи, за которые был часто наказываем».

В 1842 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал стихотворение Салтыкова-Щедрина «Лира», еще несколько его сочинений вышло в «Современнике». Однако критики считали его стихи слабыми, а сам Салтыков-Щедрин позднее писал: «Я безразлично пародировал и Лермонтова и Бенедиктова; на манер первого скорбел о будущности, ожидавшей наше «пустое и жалкое поколение»; на манер второго — писал послания «К Даме, Очаровавшей Меня Своими Глазами». В 1844 году он разочаровался в себе как в поэте и больше стихов не писал. В этом же году Салтыков-Щедрин окончил лицей. В его аттестате были отмечены успехи в учебе, особенно «в законе божием, статистике и русской словесности». Однако из-за неидеального поведения он получил чин ниже, чем остальные, и стал не титулярным советником, а коллежским секретарем, то есть мог занимать низшие руководящие должности, но не получил пока личное дворянство. Осенью того же года он поступил на службу в Канцелярию военного министерства.

Жил Салтыков-Щедрин бедно, в съемных квартирах. Однако он часто ходил в театры и оперу, а позднее писал в цикле автобиографических очерков «Мелочи жизни: «Иногда, ради билета в театр, я вынуждался заменять скромный кухмистерский обед десятикопеечной колбасой с булкой». В 1845 году Салтыков-Щедрин начал посещать собрания, которые по пятницам устраивал у себя дома его лицейский друг — философ-социалист Михаил Петрашевский. На этих встречах обсуждали работы французских утопистов Шарля Фурье и Этьена Кабе, принципы «свободы, равенства и братства», Великую французскую революцию 1789 года, отмену крепостного права. Позднее писатель вспоминал: «Я <…> примкнул к западникам <…> к тому безвестному кружку, который инстинктивно прилепился к Франции. <…> Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что «золотой век» находится не позади, а впереди нас… Мы не могли без сладостного трепета помыслить о «великих принципах 1789 года» и обо всем, что оттуда проистекало». Через два года Салтыков-Щедрин и его друзья — публицист-экономист Владимир Милютин и литературный критик Валериан Майков — перестали посещать «пятницы» Петрашевского и образовали собственный кружок. Они видели противоречия между идеями утопистов, Петрашевского и российской реальностью. Их Салтыков-Щедрин и описал в своей первой повести «Противоречия». Вскоре ее напечатали в журнале «Отечественные записки». Писатель посвятил это произведение своему другу Милютину, а в главном герое Андрее Нагибине описал типичный характер русского интеллигента сороковых годов, который не находил своего места: «Я и не утопист, потому что утопию свою вывожу из исторического развития действительности, потому что населяю ее не мертвыми призраками, а живыми людьми, имеющими плоть и кровь, и не консерватор… потому что не хочу застоя, а требую жизни, требую движения вперед». Произведение построено на дневниковых записях Нагибина и его возлюбленной Тани. В них он рассуждал об отношении человека к действительности, к жизни, к природе, к другому человеку, а также о способах преобразования самодержавно-крепостнического строя и в итоге запутался в противоречиях собственной мысли.

В 1848 году Салтыков-Щедрин написал свою вторую повесть «Запутанное дело». В ней он вслед за писателями Николаем Гоголем и Федором Достоевским создал свой образ маленького человека. Его герой Иван Мичулин — выходец из небогатой дворянской семьи. Он, по словам литературоведа Константина Тюнькина, «вовсе не мыслитель и не деятель, просто ищет своего места под солнцем и, оказавшись лишним «на пиру жизни», погибает, так и не поняв, зачем искал, страдал, чувствовал — зачем жил». В «Запутанном деле» Салтыков-Щедрин создал двух персонажей — Алексиса Звонского и Вольфганга Беобахтера — по прототипам петрашевцев Алексея Плещеева и Николая Спешнева. И если Звонской лишь отличался «анонимной восторженностью» по поводу февральской революции во Франции, то Беобахтер требовал непременного «разрушения» самодержавно-крепостного строя в России. А когда Мичулин пришел к ним со своим «запутанным делом», персонажи посоветовали ему прочитать «крохотную книжонку из тех, что в Париже, как грибы в дождливое лето, нарождаются тысячами». Так главный герой тоже задумался об общественной несправедливости и ему начал грезиться «обаятельный дым» восстания. Поэтому когда Салтыков-Щедрин захотел напечатать повесть в «Современнике», ему отказали. Редактор журнала Иван Панаев писал: «Пусть лучше автор отдаст в другой журнал, там авось пропустят. А цензура в «Современнике» такую повесть не только запретит, но еще и гвалт поднимет». И повесть опубликовали в «Отечественных записках».

В то же время шеф жандармов граф Алексей Орлов представил Николаю I доклад «О журналах «Современник» и «Отечественные записки». Граф был испуган новой революцией во Франции и предлагал привести «к общему знаменателю» издания, которые позволяли себе «вредное направление». Император создал особый секретный комитет и приказал донести ему «с доказательствами где найдет какие упущения цензуры и ее начальства и которые журналы и в чем вышли из своей программы». Комитет приступил к «ревизии русской литературы» и обратил внимание на повести Салтыкова-Щедрина.

Михаил Евграфович только получил повышение до титулярного советника, когда 20 апреля 1848 года в его квартире появился жандарм с предписанием ехать в какую-то «северную трущобу». Писателя выслали на службу в Вятку. Он прожил там до ноября 1855 года, и все это время ему было запрещено писать. Связи с прежней жизнью разом порвались; редко кто обо мне вспомнил, да я и сам не чувствовал потребности возвращаться к прошедшему. Новая жизнь со всех сторон обступила меня <…> Целых восемь лет я вел скитальческую жизнь в глухом краю. И возлежал на лоне у начальника края, и был отметаем от оного; был и украшением общества, и заразою его; и удачи, и невзгоды — все испытал, что можно испытать на страже обязательной службы, среди не особенно брезгливых по служебной части коллег. Конца этому положению я не предвидел. Сначала делал некоторые попытки, чтобы высвободиться, но чем дальше шел вглубь, тем более и более обживался», Михаил Салтыков-Щедрин, цикл очерков «Мелочи жизни», 1887 год.

В Вятском губернском правлении Салтыков-Щедрин служил младшим чиновником. Но уже через два месяца губернатор назначил его своим старшим чиновником для особых поручений. Писатель расследовал мелкие дела — например, «о злоупотреблениях в Вятской городской полиции по заготовлению арестантской одежды». Он много работал, стал постоянным посетителем дома губернатора и светских салонов. В 1849 году составил отчет по управлению Вятской губернией за прошлый год — его представили министру внутренних дел. А в 1850 году Салтыков-Щедрин подготовил «Вятскую выставку сельских произведений». Министерство государственных имуществ назвало ее «одною из наиболее изобильных, благоустроенных и поучительных во всей империи». Вскоре писателя назначили советником Губернского управления. Он возглавил хозяйственное отделение, усмирял крестьянские бунты и ездил со следственными делами по Вятской, Пермской, Казанской и Нижегородской губерниям. Так Салтыков-Щедрин наблюдал за крестьянской и чиновничьей жизнью, которую впоследствии описал во многих своих произведениях.

В 1851 году в Вятку приехал новый вице-губернатор Аполлон Болтин. Вскоре Салтыков-Щедрин сблизился и с ним, часто бывал в гостях и влюбился в одну из дочерей чиновника — Елизавету. Он писал: «То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!» Вскоре губернатора с семьей перевели во Владимир, и перед их отъездом писатель попросил у Болтина руки его дочери, но тот посчитал, что Елизавета еще слишком юна, и отложил ответ на год. Болтин разрешил помолвку только в апреле 1855 года. Салтыков-Щедрин несколько раз писал императору и просил освободить его из ссылки за хорошую службу. За писателя хлопотали родители и друзья, однако ответ был один — «рано».

18 февраля 1855 года скончался Николай I. А в сентябре в Вятку приехал генерал-адъютант Петр Ланской — двоюродный брат министра внутренних дел Сергея Ланского — с женой Натальей Гончаровой-Пушкиной. Им представили Салтыкова-Щедрина как талантливого человека и бывшего лицеиста, который, подобно Пушкину, испытал на себе немилость императора. Вскоре Ланской написал брату официальное письмо, в котором просил «исходатайствовать» Салтыкову-Щедрину «всемилостивейшее прощение». 12 ноября министр внутренних дел доложил о писателе Александру II, и тот приказал «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает».

Салтыков-Щедрин выехал из Вятки 24 декабря 1855 года. Он погостил на родине у матери, съездил к невесте во Владимир и 14 января 1856 года наконец добрался до Санкт-Петербурга. Там он устроился в Министерство внутренних дел и служил под начальством Николая Милютина, тогда директора хозяйственного департамента. А 6 июня 1856 года писатель обвенчался с Елизаветой Болтиной в Москве в Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке. Однако из родственников на свадьбе со стороны Салтыкова-Щедрина присутствовал лишь младший брат Илья. Мать не одобряла этот брак и лишила сына материальной поддержки. Через год после свадьбы она писала другому своему сыну Дмитрию: «Да что делать ныне матери в отставке, только дай, а более и знать не хотим. Коллежский советник… с голой барыней своей. Вот ворона-то залетела в барские хоромы, ну да работай, пиши статьи, добывай деньги ради барыни».

В это время Салтыков-Щедрин активно занялся литературой. Как сам он вспоминал в свои поздние годы, «писал и служил, служил и писал». В 1856–1857 годах он создал «Губернские очерки» — цикл о провинциальной России, которую писатель досконально узнал за семь с половиной лет ссылки. Произведение сильно отличалось от прозы Салтыкова-Щедрина 1840-х годов. В нем, как писал литературовед Константин Тюнькин, автор представлял чиновника не как «бедного человека, вызывающего жалость и сочувствие», а как «грубого и хитрого стяжателя, хищника, паразитирующего на народном невежестве, бедности и несчастье». Первым, кому Салтыков-Щедрин дал прочитать очерки, стал его бывший сослуживец по канцелярии военного министерства, беллетрист и критик Александр Дружинин. Он похвалил сочинения: «Вот вы стали на настоящую дорогу, это совсем не похоже на то, что писали прежде». Однако писатель опасался печатать обличительные очерки в «Современнике» и в 1856 году начал публиковать их в новом московском либеральном журнале «Русский вестник». «Губернские очерки» быстро стали популярны, Салтыкова-Щедрина называли наследником Николая Гоголя.

В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а через два года перевели в Тверь. На службе он боролся со взяточничеством и воровством. Параллельно писатель печатал «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», а также статьи по крестьянскому вопросу в журналах «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения».

В 1862 году писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и стал редактором «Современника» — его пригласил поэт и писатель Николай Некрасов, который на тот момент руководил журналом. Каждый месяц Салтыков-Щедрин выпускал обозрение «Наша общественная жизнь», но через два года покинул редакцию из-за внутренних разногласий и вернулся на государственную службу. В 1865–1868 годах он возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани. В то же время Салтыков писал памфлеты-гротески, в которых начальники этих мест узнавали себя. Из-за этого у писателя часто возникали конфликты с местными властями, и ему приходилось менять место службы. Но после жалобы рязанского губернатора в 1868 году его окончательно отправили на пенсию. А в 1869-м Салтыков-Щедрин выпустил «Письма о провинции», в которых рассказал о своих наблюдениях за жизнью этих городов. «Вершина сатирического искусства»: роман «История одного города».

С конца 1860-х Михаил Салтыков-Щедрин сосредоточился на литературе. Он переехал в Петербург и принял приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». А в 1869 году начал по частям печатать «Историю одного города». Это произведение литературоведы назвали вершиной его сатирического искусства. В романе автор в ироничном тоне описал жизнь в вымышленном городе Глупове, а также высмеял деятельность градоначальников и его приближенных, которые в разное время там правили. Прототипами некоторых героев были императоры Петр I, Петр III, Павел I, Александр I, Николай I, а также государственные деятели Михаил Сперанский и граф Алексей Аракчеев.

В 1870 году произведение вышло отдельным изданием. Русский писатель Иван Тургенев похвалил книгу и отметил, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия». А публицист Алексей Суворин, напротив, выпустил статью «Историческая сатира», где писал, что Салтыков-Щедрин глумится над русским народом и искажает исторические факты. На это сатирик ответил: «Я же, благодаря моему создателю, могу каждое свое сочинение объяснить, против чего они направлены, и доказать, что они… направлены против тех проявлений произвола и дикости, которые каждому честному человеку претят». «Его сказки — та же сатира, и сатира едкая». В 1869 году Салтыков-Щедрин создал свои первые сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». В них писатель снова высмеивал помещичье-бюрократическую систему и воспевал крестьянский труд. Его сказки напоминали басни: в них были подтекст, мораль и много иносказаний.

В декабре 1882 года Салтыков-Щедрин вернулся к этому жанру и подготовил к февральской книжке «Отечественных записок» три сказки — «Премудрый пескарь», «Бедный волк» и «Самоотверженный заяц». Они уже больше напоминали русские народные сказки о животных, но в то же время несли социально-политический смысл. Тогда же «Отечественные записки» уже начали получать предупреждения о цензуре. Поэтому Салтыков-Щедрин решил выпустить эти три сказки только через два года. К произведениям он добавил подзаголовок: «для детей изрядного возраста». Один из цензоров писал: «То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Вторую и третью серии сказок цензура не пропустила, а в апреле 1884 года «Отечественные записки» закрыли за «вредное направление». Сборник «Сказки», цикл очерков «Мелочи жизни» и автобиографический роман «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин публиковал уже в журнале «Вестник Европы». Но не все сказки вышли в печать при жизни автора. Параллельно писатель создавал романы «Современная идиллия» и «Господа Головлевы», а также цикл «Пошехонские рассказы».

В начале 1870-х у Салтыкова-Щедрина родились двое детей — Константин и Елизавета. Дочь его друга Софья Унковкая вспоминала: «Издавая свои сочинения, всегда мечтал составить капитал не менее как в 300 тысяч, чтобы обеспечить жену, сына и дочь, и это ему удалось. К концу жизни капитал его как раз равнялся этой цифре, который он разделил между тремя».

С 1875 года писатель тяжело болел. В последний год жизни он писал: «Не проходило почти ни одного дня, в который я мог бы сказать, что чувствую себя изрядно. Постоянные болезненные припадки и мучительная восприимчивость, с которою я всегда относился к современности, положили начало тому злому недугу, с которым я сойду в могилу». А закрытие «Отечественных записок» и болезнь сына окончательно сломили его. И тем не менее писатель трудился до последнего: за несколько дней до смерти он начал писать произведение «Забытые слова».

Салтыков-Щедрин считал, что все литераторы, особенно схожих взглядов, должны покоиться на Волковском кладбище. Здесь были похоронены писатели Александр Радищев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Иван Тургенев. Поэтому в 1878 году он рассердился, когда Николай Некрасов, согласно завещанию, был погребен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, а не на Волковском «со своими».

Михаил Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889 года в Петербурге. По завещанию его похоронили рядом с Иваном Тургеневым на Волковском кладбище.

Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/persons/8213/mikhail-saltykov-shedrin

ВОСПРОИЗВЕДЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Художественная литература

84(2Рос=Рус)1; Б91

Бунин, И. А. Окаянные дни [Звукозапись] / И. А. Бунин ; читает Н. Козий. Алые паруса : феерия / А. С. Грин ; читает И. Прудовский. Бегущая по волнам : роман / А. С. Грин ; читает И. Прудовский. Рассказы / А. С. Грин ; читает И. Прудовский. За рубежом / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Попов. Рассказы / Н. А. Тэффи ; читает Е. Лебедева. – М. : Логосвос, 2017. – 1 фк. (43 ч 45 мин). – Запись “Логосвос”, 2017.

Книга очерков “За рубежом” возникла в результате заграничной поездки Салтыкова летом – осенью 1880 г.

МХР: АБ, ПФ, НА

84(2Рос=Рус)1; К92

Куприн, А. И. Белый пудель [Звукозапись] ; Гранатовый браслет ; Молох ; Олеся ; Суламифь / А. И. Куприн ; читает Ю. Заборовский. Дикий помещик ; Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ; Премудрый пескарь / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Самойлов. Гиперболоид инженера Гарина: роман / А. Н. Толстой ; читает Ю. Заборовский. Белый Бим Черное ухо: повесть / Г. Н. Троепольский ; читает М. Иванова. Дворянское гнездо ; Дым ; Накануне ; Новь ; Отцы и дети ; Рудин / И. С. Тургенев ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фк. (80 ч 34 мин). – Запись с ориг. ИПТК “Логосвос”, 2014.

МХР: АБ, ПФ

84(2Рос=Рус)1; О-77

Островский, А. Н. Горячее сердце [Звукозапись] : фрагм. / А. Н. Островский. Мертвые души : фрагм. / Н. В. Гоголь. Смерть Пазухина: фрагм. / М. Е. Салтыков-Щедрин. На дне ; В людях : фрагм. / М. Горький . Хирургия / А. П. Чехов ; А. Н. Островский исполн. М. Тарханов. – СПб. : Вира-М, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (52 мин). – Формат CD-DA. – Загл. с этикетки диска. – Источник записи не указан.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1;О-77

Островский, А. Н. Горячее сердце [Звукозапись] : фрагм. / А. Н. Островский; исполн. М. Тарханов. Мертвые души : фрагм. / Н. В. Гоголь; исполн. М. Тарханов. Смерть Пазухина: фрагм. / М. Е. Салтыков-Щедрин; исполн. М. Тарханов. На дне : фрагм. / М. Горький; исполн. М. Тарханов. Хирургия / А. П. Чехов; исполн. М. Тарханов. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (47 мин). – С изд.: СПб.: Вира-М, 2010.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Все сказки [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : АРДИС, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (13 ч ). – (Антология юмора и сатиры). – Формат MP3.- Загл. с этикетки диска.- Источник зап. не указан.

Сказки Салтыкова-Щедрина – сочетание публицистичности и художественности, являют читателю уникальный гротескно-сатирический образ мира бюрократии. Настоящее издание включает в себя все опубликованные сказки автора.

МХР: АБ, ПФ

 84(2Рос=Рус)1; С16

Все сказки [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (13 ч). – С изд.: М. : Ардис, 2003.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Господа Головлевы [Шрифт Брайля] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; вступ. ст. и примеч. Н. Пруцкова. – М. : Просвещение, 1976. – 6 кн. – (Школьная библиотека). – Перепеч.: Л. : Детгиз, 1959.

“Господа Головлевы” (1874-1880) – одно из величайших произведений мировой литературы. На примере трех поколений дворянской семьи Головлевых автор показал растлевающее влияние крепостничества, неизбежным следствием которого являются моральное разложение и вырождение дворянства.

МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1;С16

Господа Головлевы [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает С. Репина. – М. : Логосвос, 1997. – 1 фжд. (14 ч 4 мин). – С изд.: собр. соч.: в 10 т. М. : Правда, 1988. Т. 6.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1;С16

Господа Головлевы [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает С. Репина. – М. : Логосвос, 2002. – 4 мфк. (14 ч 11 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: Собр. соч. : в 10 т.- М.: Правда, 1988. Т. 6.

МХР: ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

Господа Головлевы [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает А. Клюквин. – М. : Изори, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (12 ч 44 мин). – Формат MP3.- Источник зап. не указан.- Загл. с этикетки диска.

МХР: АБ, ПФ

84(2Рос=Рус)1;С16

Господа Головлевы [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Самойлова. – СПб. : Вира-М, 2004. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (11 ч 36 мин). – (Русская классика). – С изд.: М. : Дрофа, 2002. – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска.

МХР: АБ, ПФ, НА

84(2Рос=Рус)1; С16

Господа Головлевы [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Самойлова. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (11 ч 26 мин). – С изд.: СПб. : Вира-М, 2004.

МХР: КХ

84(2=411.2); С16

Господа Головлевы [Звукозапись] : роман / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2019. – 1 фжд. (14 ч 46 мин 42 сек).

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Дикий помещик [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фжд. (21 мин). – С изд.: М. : Логосвос, 1986.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Дикий помещик [Шрифт Брайля] ; Премудрый пескарь ; Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М. : РЕПРО, 2017. – 1 кн. – Перепеч.: М. : Детская литература, 1962.

В сборник вошли следующие сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пескарь” и другие. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя.

МХР: ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

За рубежом [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Попов. – М. : Логосвос, 2017. – 1 ффк. (14 ч 34 мин). – Запись “Логосвос”, 2017.

Книга очерков “За рубежом” возникла в результате заграничной поездки Салтыкова летом – осенью 1880 г.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

История одного города [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : АРДИС, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (10 ч ). – (XIX век. Русская проза). – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска. – Источник зап. не указан.

В “Истории одного города” 1869-1870), пародируя официальную историографию, автор создал галерею образов градоправителей.

МХР: АБ, ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

История одного города [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает О. Федоров. – СПб. : Вира-М, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (9 ч 56 мин). – (Русская классика). – С изд.: М. : Вече, 2002. – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска.

МХР: АБ, ПФ, НА

 

84(2Рос=Рус)1; С16

История одного города [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (11 ч 43 мин). – С изд.: М. : Правда, 1988. – Зап. произведена в кассет. 4- дорожеч. формате MP3.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

История одного города [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 2004. – 3 мфк. (11 ч 43 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: Собр. соч.: в 10 т.- М. : Правда, 1988. Т. 2.

МХР: ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

История одного города [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (9 ч 48 мин). – С изд.: М. : Ардис, 2003.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фжд. (20 мин). – С изд.: М. : Логосвос, 1986.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Премудрый пескарь [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Самойлов. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фжд. (15 мин). – С изд.: М. : Логосвос, 1986.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Сказки [Звукозапись] / М.Е. Салтыков-Щедрин ; читает С. Ярмолинец. – М. : РасМин, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (3 ч 30 мин). – Содерж.: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Дикий помещик; Премудрый пескарь; Самоотверженный заяц; Медведь на воеводстве; Орел-меценат; Карась-идеалист; Дурак; Коняга. – Систем. требования: Pentium 100 MHz, 16 Mb RAM, CD-ROM, звуковая карта, SVGA 600×600, Windows.- Источник зап. не указан.

МХР: АБ, ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

Сказки [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Самойлова. – СПб. : Вира-М, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (4 ч 47 мин). – Формат MP3.- Загл. с этик. контейнера.- Источник записи не указан.

МХР: ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

Сказки [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (34 ч 2 мин ). – С изд.: Собр. соч.: В 20 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 16. – Формат MP3.- Загл. с этикетки диска.

МХР: АБ, НА, ПФ

84(2Рос=Рус)1; С16

Сказки [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Е. Захарова. – М. : РГБС, 2007. – 1 мфк. (6 ч ) : 2,38 см/с, 4 доp. – Содерж.: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Дикий помещик; Премудрый пескарь; Самоотверженный заяц; Медведь на воеводстве; Орел-меценат; Карась-идеалист; Дурак; Коняга. – С изд.: М. : ИПТК “Логос” ВОС, 1999.

МХР: ПФ, АБ, НА

84(2Рос=Рус)1; С16

Сказки [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Самойлова. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (4 ч 43 мин). – С изд.: СПб. : Вира-М, 2004.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Сказки [Звукозапись] : 12+ / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает И. Ильинский. – М. : РГБС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (52 мин). – Загл. с этикетки контейнера. – Запись с грп. – Формат CD-DA.

МХР: ИСК, КХ

84(2Рос=Рус)1;С16

Современная идиллия [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : АРДИС, 2004. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (10 ч ). – (XIX век. Русская проза). – . Содерж.: История одного города ; Современная идиллия. – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска. – Источник зап. не указан.

МХР: ПФ, АБ

84(2Рос=Рус)1; С16

Современная идиллия [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (6 ч 33 мин). – С изд.: М. : Ардис – Консалт, 2004.

МХР: КХ

84(2Рос=Рус)1; С16

Современная идиллия [Звукозапись] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; читает В. Герасимов. – М. : РГБС, 2013. – 1 фжд. (3 ч 27 мин). – С изд.: М. : Ардис – Консалт, 2004.

МХР: КХ

Искусство. Искусствознание

85.38; О-77

Островский, А. Н. Шутники [Звукозапись] / А. Н. Островский. День в помещичьей усадьбе : радиопостановка по роману “Пошехонская старина” / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М. : [б. и.], 1994. – (2 ч 48 мин) : 2,38 см/с, 4 доp.

МХР: ПФ, АБ, НА

84(2Рос=Рус)1; С16

За рубежом [Звукозапись] / М. Салтыков-Щедрин ; читает Г. Попов. – М. : Логосвос, 2017. – 1 фжд. (14 ч 33 мин 47 сек). – С изд.: М. : Логосвос, 1976.

Рисуя критическую картину политической жизни Западной Европы в 1880 году, книга стоит в ряду таких произведений нашей литературы, как «Письма русского путешественника» H. Карамзина и «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. Достоевского. Вместе с тем эта книга не только о Западе, но и о России. Осмысление зарубежной действительности дало писателю возможность еще глубже понять социально-политические проблемы своей страны.

МХР: КХ

 Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Сост. Л. М. Жданова

Компьютерная верстка Л. М. Ждановой