Серафимович Александр Серафимович

(19 января 1863 – 19 января 1949)

160 лет со дня рождения

Известный русский советский писатель, публицист, журналист, яркий представитель социалистического реализма, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени, наш земляк Александр Попов, вошедший в литературу под псевдонимом Серафимович. Александр Серафимович – явление необыкновенное, всё, что он писал – он писал сердцем, пропуская через свою душу.

Литературная деятельность Александра Серафимовича продолжалась шесть десятилетий. Серафимович связал своим творчеством две огромные литературные эпохи. Он вступил в литературу младшим современником Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова и явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX века. В то же время он был одним из зачинателей советской литературы. Он жил в стране, охваченный пламенем революции, 1-й мировой, гражданской, Великой Отечественной войн и это нашло отражение в его творчестве.

Александра Серафимовича читающий мир знал, как маститого прозаика, автора знаменитых романов «Город в степи» и «Железный поток». Писатель был настолько популярен, что он жил в Москве на улице своего имени.

Жители Дона гордились и гордятся своим знаменитым земляком, поэтому в каждой донской станице, городе есть улица, переулок, названный в честь Александра Серафимовича.

Михаил Шолохов, выдающийся наш писатель был уверен, что творчество Александра Серафимовича не забудут не только в нашей стране, но и за рубежом и что оно станет культурным достоянием грядущих поколений. Но, к сожалению, сегодня творчеству Серафимовича, его роли в становлении советской литературы уделяется недостаточно внимания.

Писатели не рождаются на земле. Они падают с небес, подобно звездам. Звезда Александра Серафимовича, особая, она появилась и упала на донскую землю.

«Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства – казачий Дон. Поедешь ли, пойдёшь ли куда – всюду видишь его частичку. И попадётся тебе вдруг знакомый с детства цветок-бессмертник…и нежданно-негаданно обдаст тебя духом родного дома», – писал Серафимович о своей донской станице Нижне-Курмоярской, ставшей родиной будущего писателя.

Когда Александр появился на свет в 1863 году, в казачьей семье, бабушка, принимавшая роды, сказала: «Дюже удачливый и способный будет и Господом будет хранимый». Возможно потому, что родился «в рубашке» и в святой день 19 января – в праздник Крещения.

Александр Серафимович всеми своими родственными корнями связан с Доном, с донской землей. Отец писателя, Серафим Иванович Попов, был сдержанным, даже суровым человеком, настоящим боевым казаком. В шестнадцать лет ушел в полк, принимал участие в военных действиях. Служил казначеем кавалерийского казачьего полка Войска Донского. Имел знаки отличия – военный орден Святого Георгия, Георгиевский крест за службу на Кавказе, медали за сражение против горцев и пленивших неких горских князей, и за сражения с турками. Получил чин офицера. Послужной список отца его характер придавали семье высокий статус. Александр гордился своим отцом, поэтому для псевдонима выбрал имя своего отца Серафим – отсюда и Серафимович. Отец его, отягченный постоянными заботами, как бы прокормить семью, не мог уделять сыну достаточного внимания.

В большой семье Поповых значительную роль играла мать писателя Раиса Александровна.

Она была на пятнадцать лет моложе мужа. Раиса Александровна была дочерью войскового дьяка Дубовских из Новочеркасска. Из рода Дубовских вышел и знаменитый пейзажист Николай Никанорович Дубовской. Прадедом матери был Евлампий Котельников, есаул в казачьем войске Матвея Ивановича Платова. Геройски сражался в Отечественной войне в 1812 году с французами и на Бородинском поле! А затем рядом с прославленным атаманом побывал в Париже. Таким образом, в роду, будущего писателя были герои и Отечественной войны 1812 года, побывавшие в Париже, и герои русско-турецкой войны, крымской кампании. Вспоминая о матери, Серафимович с любовью говорить об ее уме и чуткости, благодаря матери духовная атмосфера семьи Серафимовича была наполнена религиозными верованиями.

Детские годы Александр провел в Польше, куда был переведен казачий полк, в котором служил сорокатрехлетний отец, было тогда Саше 7 лет. Мальчик уже ездил на лошади, очень любил казачьи песни, мог их слушать бесконечно. Был очень впечатлительным, любил в одиночестве помечтать, и в этих мечтах всегда вырисовался образ родины, тихий Дон, казачьи станицы, боевые подвиги донских казаков.

Семья Поповых вернулась на Дон и поселилась в Усть-Медведицкой, крупной по тому времени донской станицы. Эта станица оставила незабываемый след в его памяти. Сам Александр Серафимович считал, что лучшего и более спокойного места и не найти, и потому до последних лет жизни старался как можно дольше жить в станице, находил в ней отдых и вдохновение. Недаром родная станица писателя потом будет переименовано советским правительством в город Серафимович. Александр Серафимович писал: «В моих жилах, несомненно, течет скифская кровь, иначе, отчего же я так тоскую по милым степям».

В 1873 году Серафим Иванович отправил Александра в первый класс Усть-Медведицкой мужской классической гимназии. Он отправил сына в гимназию, как на службу, и как казак казаку, подарил ружье! А еще решил порадовать мальчишку и подарил по тем временам дорогой подарок – велосипед! С тех пор гимназист в любой свободный от гимназии час, стремился умчаться в степь, на хутора, на безлюдные тропы среди донских лесов. Все это лишь усиливало мечтательность подростка, развивало его воображение, фантазию, которое так необходимо любому писателю.

Учился легко. У Александра была хорошая память. Устные предметы запоминал со слов учителя. Много читал, особенно книги русских классиков – Пушкина, Тютчева, Некрасова. «Война и мир» сделалась его настольной книгой. Как только уходил отец, он уютно забирался с ногами на диван и в сотый раз начинал читать военное сражение, которое он знал наизусть и до того сжился с действующими лицами, что разговаривал с ними. Ни одна книга не оставляли такого следа, не наполняли так до краев душу, как книга Льва Николаевича Толстого.

В семью Поповых приходит настоящее горе. Осенью 1875 года неожиданно умер отец, Серафим Иванович. Раиса Александровна в тридцать три года становится вдовой. Она настолько тяжело переживала смерть мужа, что тоже тяжело заболела. На ее попечении осталось четверо детей (трое сыновей и дочь). Александр был самым старшим ребенком. Ему в то время было 12 лет. Отныне для всей семьи началась полоса тяжелой бедности. Вместо былого уважения, почета, осиротевший дом окружает горькое сожаление. Саша часто ловил на себе сочувственные взгляды. Семья Поповых была настолько плохо обеспечена материально, что будущему писателю пришлось уже с третьего класса зарабатывать на хлеб, чтобы избавить семью от голода, Александр вынужден был заняться репетиторством; даже постиг столярное и слесарное мастерство Раиса Александровна очень хотела, чтобы ее любимый Сашенька обязательно получил образование, ей удалось выхлопотать сыну скромную войсковую стипендию, что позволило будущему писателю поступить на физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали выдающийся математик Марков и великие химики Менделеев и Бутлеров, историк Платонов, великий физиолог Сеченов.

Многие студенты университета были революционно настроены, создавали кружки, участвовали в революционном движении. Революционными идеями был увлечен и Серафимович. Он подружился с Александровым Ульяновым – старшим братом Владимира Ильича Ленина. После неудавшегося покушения на царя Александра III, Александра Ульянова повесили. В его записной книжке следователи обнаружили имя Александра Попова и будущего писателя сослали в Архангельскую губернию, в город Мезень на пять лет.

Екнуло сердце юноши, когда привезли его сюда два жандарма. Его охватило тоска. Он писал: «Прощай, родное южное солнышко! Не скоро увижу родные белые горы, отраженные в реке Дон, услышу сухой звенящий звон, гомон южных птиц. Здесь человек поистине похож на остановившиеся часы. Все мысли, чувства, сами сердца как будто замерли, остановились, почти оборвались».

Постепенно Александр освобождается от первого гнетущего впечатления. Он начинает ощущать своеобразную поэзию необычной суровой природы. Общение с местными жителями приносило огромное удовлетворение Александру Попову. Он жадно слушал поморов, живших рыбной ловлей и охотой на морских зверей. Он узнал, как тяжел и опасен был этот промысел, что они нередко погибали в море.

В северной ссылке Александр Попов написал свой первый, ставший широко известным рассказ «На льдине». Он был опубликован в «Русских ведомостях» под псевдонимом Александр Серафимович. Тяжелая жизнь рыбаков-поморов так талантливо было написано молодым литератором, что привлекли к его имени внимание читателей и прогрессивных писателей тогдашней России. В нем увидели яркий, самородный талант. Успех рассказа «На льдине» заставил поверить в себя и самого автора, окрылил его.

В ссылке Серафимович провел три года. Ему было разрешено переехать на родину, в Область Войска Донского. Александр Серафимович уезжает в Новочеркасск, где работает в солидной газете «Донская речь». Александр пишет фельетоны. Затем он едет в Ростов, куда переехала редакция «Донская речь». Его фельетон о проделках одного крупного воротили из местных банков, произвел огромную сенсацию. Через неделю «Донская речь» была куплена этим самым воротилой, и Серафимович очутился на улице.

В Новочеркасске Серафимович встретил свою будущую жену, коренную красивую казачку Ксению Александровну Петрову. Она была образованной, владела иностранными языками, прекрасно играла на рояле, к тому же одна из создательниц городской библиотеки в Новочеркасске. У Серафимовича рождается два сына Анатолий и Игорь.

В Петербурге выходит его первый сборник «Очерков и рассказов».

В январе 1902 года Серафимович получает приглашение из Москвы от писателя Леонида Андреева на работу в газету «Курьере». Андреев становится «крестным отцом» Серафимовича в литературе.

В Москве Серафимович посещает знаменитый литературный кружок Николая Телешова «Среда», где заседала элита московских писателей: Максим Горький, Иван Бунин и другие.

Максим Горький не только оценил по достоинству рассказы Серафимовича, но стал редактором и издателем его сочинений.

В 1908 -1912 годах создаются значительные произведения Серафимовича – это рассказ «Пески», роман «Город в степи».

И хотя рассказ «Пески» был создан в 1908 году, но он современен, словно написан в наши дни. Рассказ «Пески» о том, как человек становится рабом вещи, созданного им благополучия.

Великий русский писатель Лев Толстой очень высоко оценивал творчество Александра Серафимовича и, следуя своей пятибалльной системе, поставил на рассказе «Пески» пять с плюсом и написал: «Мне попался рассказ Серафимовича «Пески», это такая прелесть, настоящее художественное произведение. Это мне Чехова напоминает…Настоящий художник».

В начале 20 веке появляется в печати первый роман писателя «Город в степи» — о строительстве железной дороги на юге. Небольшой роман актуальностью темы, может поразить нас современных читателей. Не случайно, этот роман считали достойным великого европейского писателя Бальзака.

Показывая строительство и рост капиталистического города в безлюдной «молчаливой степи, Серафимович реалистически обнажает противоречия капитализма, разоблачает либерально-буржуазную интеллигенцию, показывает рост пролетариата.

Основному конфликту романа, борьбе рабочего поселка с владыками капитала и его ставленниками подчинены сюжетные линии романа.

В 1914 году началась Первая мировая война. Серафимович попадает на фронт в качестве санитара врачебно-продовольственного отряда.

За время своей работы санитаром, писатель вплотную столкнулся с боевой обстановкой, с неслыханными страданиями солдатской массы; свои наблюдения и переживания он передал в своих рассказах и очерках.

В стране свершилась Октябрьская революция, Александр Серафимович приветствовал революцию, искренне веря в ее идеалы. Россия вступала в Гражданскую войну.

Александр Серафимович с записной книжкой военного корреспондента, прозябший до костей, исхлестанный мокрым снегом и злым ветром, ездил по фронтам Красной Армии, чтобы в своих рассказах и очерках передать без всяких прикрас подлинную обстановку, в которой сражались солдаты и командиры.

– Я иногда реву, когда пишу о ком-нибудь измученном, изломанном жизнью, потому что он стоит перед моими глазами, во всей горечи своего несчастья.

Любопытно, что Лев Троцкий, командовавший Красной армией, предлагал привлечь Александра Серафимовича к суду за его тогдашние фронтовые очерки.

Весной 1920 года, в один из напряженных дней Гражданской войны, на долю писателя выпал страшный удар – гибель старшего сына Анатолия.

В ноябре 1918 года сын Анатолий писал отцу: «Еду, еду на Дон, в самое пекло. Надо почитать о казаках! Настроение твердое. Я дьявольски счастлив и даже войне сейчас рад: разве есть наслаждение большее, чем драться за идею, в которую веришь?! Мы летим в историю! Россия – вся в будущем. В борьбе за это будущее – огромное, невероятное счастье!»

Его сын мужественно выступил против политики расказачивания, мести казачеству как «реакционной опоре трона». На упрек Троцкого — «вы не казак, вы — коммунист» — сын Серафимовича ответил: «Да, я коммунист, но нельзя вычеркнуть из моей биографии то, что мой отец, дед были казаками».

Анатолий был убит (при странных обстоятельствах) не успев прибыть в корпус легендарного Бориса Думенко, куда он был назначен комиссаром бригады.

Александр Серафимович создает главную свою книгу «Железный поток», одно из первых классических произведений советской литературы. Книга была напечатана в 1924 году. В основу произведения были положены подлинные реальные события из истории Гражданской войны. Писатель увековечил знаменитый поход летом 1918 года 30-тысячной Таманской армии с 25-тысячным обозом, пробивавшейся к красным с Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием. Путь Таманской армии – это пятьсот километров дороги между морем и горами, штурм перевалов.

Трагическое состояние молодой армии Серафимович обрисовал через особые обстоятельства, через внутреннее состояние людей.

«Нет ни продовольствия, ни сена. Дети обессилили от голода, они даже не просят есть. Раскинутые на повозках детские тела походят на скелеты, обтянутые кожей. Их матери бредут за повозками. Они уже выплакали слезы и, иступленные, всматриваются в нескончаемую дорогу…».

Произведение было написано так ярко и талантливо, что один из участников похода писал: «Мы остаемся в недоумении, откуда Серафимович мог знать все детали быта нашей Таманской армии. Неужели он был вместе с нами?»

Успех привел к редкому для того времени явлению: книга оперативно была переведена в нескольких странах. «Железный поток» стал доступен французскому, немецкому, китайскому, чешскому, японскому, испанскому и другим народам. Книга «Железный поток» считалась классикой, переиздавалась все советские десятилетия подряд, рекомендовалась юношеству.

Внушительна статистика изданий книги в нашей стране и за рубежом. В нашей стране «Железный поток» издавался 121 раз общим тиражом 4 миллиона 589 тысяч экземпляров, за рубежом – 96 раз.

В советской стране было создано звено боевых самолетов, каждый из этих самолетов носил имя одного из героев «Железного потока». Один из самолетов назвали «Александр Серафимович. В 1933 году любимую писателем донскую станицу Усть-Медведицкую переименовали в город Серафимович.

В двадцатые годы 20 века рождалась советская литература. Конечно, возникла эта литература не на голом месте. Входили в нее и те, кто появлялся впервые, это – таланты, рожденные революцией. Но вместе с ними трудились писатели, уже завоевавшие себе место в писательской среде, авторитет и признание. И у истоков советской литературы стоял Серафимович. Он организовал, впоследствии ставшие известными литературные журналы «Новый мир», «Октябрь», «Творчество». Много труда положил А. С. Серафимович, чтобы подготовить литературные кадры, с повышенным вниманием относился к молодым талантам. Учителем называли Александра Серафимовича многие писатели, ставшие впоследствии классиками советской литературы.

Михаил Шолохов писал: «Лично я по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо он первый поддержал меня в самом начале моей писательской деятельности, он первый сказал мне слова одобрения, слова признания».

Имя Серафимовича до Великой Отечественной войны с фашистами было очень популярно в Германии. Когда фашисты пришли в Германии к власти, то запылали на немецких площадях костры, куда бросали книги известных поэтов и писателе и среди них были книги Серафимовича, именно так боролись фашисты с мировой культурой.

На долю писателя выпала еще одна война – это Великая Отечественная война. В дни боев под Москвой бойцы в промерзших землянках, при свете крохотных ламп, часами перед боем слушали «Железный поток». В годы Великой Отечественной войны сражался танк «Александрович Серафимович», построенный на средства писателя.

1942 год застал Серафимовича на Дону. Фашисты начали оккупацию Ростовской области. Из города своего имени писатель уезжал в сторону Сталинграда, прихватив двух внучек. В его родных местах побывал враг. Лучшие дома в городе разрушены и сожжены. И лишь дом Серафимовича в городе не был тронут, уцелела его библиотека, не разграблена мебель, не вырублен сад, даже моторная лодка стояла, как всегда, у причала. Немного погодя выяснилась причина такого бережного отношения немцев к дому писателя. Оказывается, в брошенных немецким штабом бумагах найден приказ, подписанный самим Гитлером. Он решил подарить дом известного писателя маршалу Манштейну в благодарность за разбой на Дону.

В восемьдесят лет Серафимович хитростью навязался в писательскую делегацию, которая отправлялась на фронт. Надел тулуп, влез в кузов грузовика и отказался вылезать: пришлось взять его с собой. В солдатской шинели без погон, с глубоко врезавшимися морщинами на лице и совершенно белыми усами, он выглядел совершенным «патриархом» среди молодых писателей. Поездка послужила для написания десятков очерков и рассказов о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

В июне 1947 года Серафимович в последний раз посетил город своего имени.

Александр Серафимович умер в день своего рождения, когда ему исполнилось 86 лет: 19 января 1949 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Наследие писателя с годами становится дороже и яснее для тех, кто интересуется его творчеством. Главное всей своей жизнью и деятельностью писатель доказал, что настоящий писатель реализует в конце концов свою судьбу, изначально заданную всем ходом нашей истории.

Использованный источник: ВОЛГОДОНСКИЙ ЭКОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Воспроизведённая художественная литература

84; С 32

Серафимович, Александр Серафимович. Две смерти : рассказы / А. С. Серафимович. Третий адъютант : рассказы / К. М. Симонов. Своими руками : рассказы / И. Стаднюк. – М. : Учпедгиз, 1962. – 1 кн. – Перепеч.: рассказы русских советских писателей: В 3 т.- М.: Гослитиздат, 1957. – Т. 3. – Кн. напечатана через строчку. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

84; С 32 Серафимович, Александр Серафимович. Железный поток : роман / А. С. Серафимович ; читает Е. Терновский. – М. : Логосвос, 2019. – 1 фжд.  (7 ч 11 м 6 сек). – Звукозапись.

МХР: АБ

84; С 32

Серафимович, Александр Серафимович. Рассказы / А. Серафимович ; читает В. Малов. – М. : Логосвос, 2020. – 1 фжд.  (8 ч 46 м 37 сек). – С изд.: М. : Логосвос, 1974. – Звукозапись.

МХР: АБ

84; С 32

Серафимович, А. С. Железный поток / А.С. Серафимович. – М. : Просвещение, 1968. – 3 кн. – Перепеч.: М.: Известия, 1964. – (Б-ка “Пятьдесят лет сов. романа”). – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

84; С 32

Серафимович, А. С. Три друга : рассказы / А.С. Серафимович. – М. : Просвещение, 1967. – 1 кн. – Содерж.: Три друга; В бурю; Воробьиная ночь; Лесная жизнь. – Перепеч.: М.: Детгиз, 1961. – (Шк. б-ка). – Кн. напечатана через строчку. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

84; С 32

Серафимович, А. С. Три друга : Рассказы / А.С. Серафимович ; послесл. В. Муравьева. – М. : Просвещение, 1977. – 1 кн. – Перепеч.: М.: Детгиз, 1961. – (Шк. б-ка). – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

84; С 32

Серафимович, А. С. Чудо : (рассказы) / А.С. Серафимович ; послесл. И. Галицкой. – М. : Просвещение, 1966. – 1 кн. – Содерж.: Ежедневно творимое: Быль; Чудо; Две божьи матери; Таинство святого причащения; Место свято; Памятник; В семье адвоката; Промысел божий; Помолебствовал; Рыжий поп; Тающие церкви. – Перепеч.: М.: Политиздат, 1964. – (Худож. атеист. б-ка). – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

ИСК — нотно-музыкальный отдел

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиограф. отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

Составитель                         Жданова Л. М.

Компьютерная вёрстка        Ждановой Л. М.