Российская государственная библиотека для слепых

Тифлобиблиографический отдела

 

Василий Макарович

Шукшин

95 лет со дня рождения

(1929-1974)

Рекомендательный список

Воспроизведенной литературы

Москва 2024

 

 

Писатель, режиссер и актер Василий Шукшин до поступления во ВГИК  успел сменить несколько профессий: был слесарем, моряком, учителем и директором школы. Свои первые рассказы он начал создавать еще в армии, а печатать — в студенческие годы. Известность Шукшину принесли книги о малой родине — Алтайском крае — и фильмы по собственным сценариям, среди которых у советских зрителей были особенно популярны «Калина красная» и «Печки-лавочки».

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Сибирского края РСФСР (сегодня — Алтайский край). Его родители, Макар Шукшин и Мария Попова, были крестьянами и вскоре после рождения сына вступили в местный колхоз, где и работали. Василий был старшим ребенком в семье. В 1931 году у Шукшиных родилась дочь Наталья.

В 1933 году Макара Шукшина — на тот момент машиниста молотилки в колхозе «Пламя коммунизма» — арестовали. Его обвиняли в участии в антисоветском заговоре, порче общего имущества и урожая. В апреле 1933 года Макара Шукшина расстреляли.

Сначала Мария Попова воспитывала детей одна, а затем вышла замуж повторно — за односельчанина Павла Куксина. Василий Шукшин называл его «человеком редкого сердца», добрым и любящим. Жила семья бедно.

В Сростках Василий Шукшин пошел в школу. Учился он плохо, но много читал. Книги Шукшин брал в школе. Иногда ему приходилось делать это тайком: когда он получал плохие отметки, мать запрещала читать художественную литературу.

В школе Шукшин занимался самодеятельностью — каждую неделю организовывал концерты и сам в них выступал. На концертах Шукшин читал стихи и разыгрывал сценки.

В 1944 году Василий Шукшин закончил семилетку и поехал в Бийск — поступать в автомобильный техникум. Учился он плохо, получал низкие оценки по техническим предметам, иногда прогуливал и нарушал дисциплину.

За год до окончания учебы Шукшин оставил техникум, вернулся в Сростки и устроился в местный колхоз, чтобы помогать матери и сестре. Однако уже в 1946 году он вновь покинул деревню и уехал в Подмосковье.

Шукшин стал работать в тресте «Союзпроммеханизация» слесарем. Его направляли на стройки заводов в Калуге и Владимире, электростанции и железной дороги в Подмосковье. Осенью 1949 года будущего писателя призвали в армию. Служил он радистом на Балтийском флоте. Сослуживец Василий Егоров запомнил его неразговорчивым любителем книг и хорошим специалистом. В армии Шукшин начал писать свои первые рассказы, среди которых — «Разыгрались в поле кони» и «Двое на телеге».

Однажды прямо в море Шукшину стало плохо — обострилась язва. Несмотря на плохую погоду, сослуживцы отвезли его на берег и отвели к врачу. После лечения медицинская комиссия признала писателя негодным к службе.

Шукшин вновь вернулся в Сростки. В деревне он лечился и готовился к экзаменам — писатель хотел получить аттестат зрелости. Оценки у Шукшина снова были плохие: пятерки он получил только по истории СССР, Конституции СССР и географии. По остальным дисциплинам писателю поставили тройки и четверки. «Удовлетворительно» он получил и на экзамене по русскому языку. Однако через несколько месяцев после сдачи экзаменов Шукшина пригласили работать в местную школу для рабочей молодежи — преподавать и русский, и литературу.

Вскоре Шукшина назначили исполнять обязанности директора школы и секретарем комсомольской организации. Он занимался агитацией, выступал с лекциями перед рабочими и колхозниками и призывал их учиться. В это же время в местной районной газете «Боевой клич» впервые опубликовали его работы — это были педагогические статьи «Больше внимания учащимся вечерних школ» и «Учиться никогда не поздно».

Летом 1954 года Василий Шукшин оставил работу в Сростках и поехал в Москву поступать в Литинститут. Однако там писатель узнал, что от абитуриентов требуется наличие опубликованных рассказов или стихов. У него не было. Тогда Шукшин решил сдавать экзамены в Историко-архивный институт. А незадолго до них познакомился с режиссером Иваном Пырьевым, который посоветовал писателю подать документы во ВГИК. На устных экзаменах Шукшина оценили невысоко. Однако писатель получил отличные оценки за письменные работы — рассуждение о творчестве Владимира Маяковского, рецензию на фильм «Верные друзья» Михаила Калатозова и сочинение на тему «ВГИК во время приемной кампании».

Последняя работа Шукшина спустя несколько лет была опубликована как рассказ под названием «Киты, или о том, как мы приобщались к искусству». Писателя приняли на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма.

Василий Шукшин получал отличные оценки на экзаменах, хотя учится ему было тяжело. Он стеснялся своего деревенского говора, пробелов в знаниях. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: он сыграл в учебном фильме Андрея Тарковского «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя главную роль.

Во время учебы во ВГИКе Шукшин вступил в КПСС и стал участвовать в партийных собраниях института. Шукшин скрывал информацию о репрессированном отце, во всех анкетах указывал в родственниках мать и погибшего на Великой Отечественной войне отчима. Однако в 1956 году, когда писатель учился на втором курсе, его отца реабилитировали.

В следующем, 1957 году по совету Андрея Тарковского Марлен Хуциев пригласил молодого актера поработать над лентой «Два Федора» о солдате, который вернулся с войны на родину. Изначально Шукшин был ассистентом режиссера — проводил пробы, подбирал документальные материалы, по которым составляли сценарий, контролировал гримеров и костюмеров. Однако вскоре Хуциев предложил ему исполнить в картине главную роль.

К съемкам актер подошел ответственно: он не оставил своих обязанностей ассистента и присутствовал даже на тех репетициях, в которых не был задействован его герой. Фильм вышел на экраны в 1958 году.

После премьеры писателя стали звать в кино — критики и коллеги писали о «предельной натуральности» его игры, умении вживаться в роль. В следующие несколько лет писатель много снимался. Он играл в картинах «Золотой эшелон», «Простая история», «Аленка» и других.

Во время учебы во ВГИКе рассказы Шукшина начали публиковать в советских газетах и журналах. Обращаться в редакции писателю посоветовал Михаил Ромм. В 1958 году в «Смене» напечатали рассказ «Двое на телеге», а чуть позже — произведения «Правда», «Экзамен», «Степкина любовь».

В 1959 году Шукшин сдал выпускные экзамены, однако диплом не получил. Как студенту режиссерского факультета, ему надо было создать собственный фильм. Писатель даже не начинал — ведь он постоянно снимался. И лишь в 1960 году начал писать сценарий для картины о работе сельского райкома. Шукшин полагал, что никто из студентов ВГИКа не знает деревенскую жизнь так же хорошо, как он. В своей дипломной работе под названием «Из Лебяжьего сообщают» писатель был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. На экзамене за этот фильм Шукшин получил отлично, но в прокат лента не вышла.

В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной «Живет такой парень». Основой сюжета стали его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». Работать над картиной писатель пригласил и известных актеров, Нину Сазонову и Анастасию Зуеву, и начинающих — Родиона Нахапетова и своего однокурсника Леонида Куравлева.

Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина «Живет такой парень» получила приз как лучший фильм для детей.

После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины «Ваш сын и брат». Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села. В журнале «Октябрь» ленту называли слишком простой и поверхностной.

После этого Шукшин почти перестал сниматься и начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Сценарий двухсерийной исторической картины «Я пришел дать вам волю» Гильдия кинодраматургов признала лучшим за 1967 год, однако разрешения на съемки от Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР писатель не получил из-за высокой стоимости производства фильма.

Для своего третьего фильма, «Странные люди», писатель снова переработал несколько своих рассказов, в том числе «Миль пардон, мадам!», «Чудик» и «Думы». Картину Шукшин разделил на три части, каждая из которых рассказывала о новом герое — деревенском жителе. Фильм был готов уже к началу 1969-го, однако в прокат вышел только спустя год. Все это время заняла редактура — после цензуры из ленты вырезали часть эпизодов. В прокате она провалилась, а критики написали на нее отрицательные отзывы.

Василий Шукшин по-прежнему получал много приглашений от режиссеров. В 1970 году он исполнил одну из главных ролей в ленте Сергея Герасимова «У озера». Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшим фильмом года, а режиссер и исполнители главных ролей — Василий Шукшин, Олег Жаков и Наталья Белохвостикова — получили Государственные премии СССР.

В 1972 году Шукшин снял свой четвертый фильм — комедию о путешествии супружеской пары «Печки-лавочки». Писатель вновь сам создал сценарий картины. На Киностудии им. М. Горького его одобрили: «…может стать добротной основой для постановки комедии на материале жизни наших современников». Фильм снимали летом и осенью 1971 года в Ялте и на Алтае, недалеко от села Сростки, главные роли в нем исполнили сам писатель и его жена Лидия Федосеева.

Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник писателя — «Сельские жители», а спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» опубликовали рассказы «Гринька Малюгин» и «Красный водитель».

За несколько лет сотрудничества с «Новым миром» Шукшин опубликовал в нем семь подборок рассказов, в которые вошли произведения «Волки», «Чудик», «Материнское сердце» и другие. Несмотря на это, критика почти не реагировала на творчество писателя. Главный редактор журнала «Новый мир» Александр Твардовский писал о Шукшине: «Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей». Литературный критик Эдварда Кузьмина отмечала «прочную основу» его персонажей и «жизненное чутье, зоркость, пластичность» прозы.

В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

Сценарий фильма о восстании Степана Разина Шукшин использовал как основу будущего романа. Произведение он завершил еще в 1969 году — к 300-летию разинского восстания, однако напечатали его в 1971 году, в журнале «Сибирские огни».

В 1971 году Шукшин написал пьесу «Энергичные люди» о жизни работников торговли, которую поставили в ленинградском Большом драматическом театре и Театре им. В. Маяковского.

Первой женой Василия Шукшина стала его односельчанка Мария Шумская. Они познакомились еще в школе, несколько лет переписывались, а расписались в 1956 году. Однако брак не сложился: Шумская не поехала за Шукшиным в Москву, а осталась в Сростках. В 1957 году писатель попросил у Шумской развод, однако получил отказ.

Несколько лет Шукшин прожил с актрисой Лидией Александровой, которая оставила о нем воспоминания. В 1964 году режиссер познакомился с редактором журнала «Москва» Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. У них родилась дочь Катерина, которая стала переводчиком.

В том же году на съемках картины Эдуарда Бочарова «Какое оно, море?» Шукшин встретился с актрисой Лидией Федосеевой. Чтобы вступить с ней в брак, писатель специально «потерял» старый паспорт — в новый не добавили информацию о браке с Марией Шумской. Шукшин дважды снимал Федосееву в своих фильмах. Она исполнила главные роли в картинах «Печки-лавочки» и «Калина красная». От брака с Федосеевой у писателя было двое детей — дочери Мария и Ольга. Обе стали актрисами.

В апреле 1973 года в журнале «Наш современник» опубликовали повесть Василия Шукшина «Калина красная», и примерно в это же время он задумал экранизировать книгу. Фильм закончили быстро: меньше чем за год. Съемки проходили в Вологодской области, недалеко от старинного города Белозерска. Работе над картиной не помешала даже обострившаяся болезнь Шукшина. Главную женскую роль в фильме исполнила Лидия Федосеева.

Чтобы попасть на премьеру фильма, Шукшин сбежал из больницы. «Калина красная» стала одной из самых успешных картин 1970-х — в прокате ее посмотрело больше 60 миллионов зрителей. Лента получила несколько премий: главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Баку, награду за лучший фильм на иностранном языке на польском конкурсе «Варшавская сирена» и югославском «FEST». По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» за роль в этой картине Шукшина признали лучшим актером года. Почти сразу после выхода «Калины красной» он вновь подал заявку в Госкино — хотел получить разрешение на съемки ленты о восстании Степана Разина.

В это же время Шукшин не оставлял литературу: написал повесть «Точка зрения», работал над философской сказкой «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Несмотря на болезнь, Шукшин принял приглашение режиссера Сергея Бондарчука сняться в его картине «Они сражались за Родину» по одноименному роману Михаила Шолохова. В фильме Шукшин исполнил главную роль — солдата Петра Лопахина. Съемки проходили летом и осенью 1974 года на Дону. Здесь Шукшин познакомился с Михаилом Шолоховым.

К октябрю 1974 года оставалось закончить последний эпизод с участием героя Шукшина. Съемочная группа картины жила на теплоходе «Дунай». У писателя там была отдельная каюта. Он часто ложился спать поздно: работал над новыми рассказами. Когда 2 октября 1974 года Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков — и обнаружил, что писатель умер. Прощание с Василием Шукшиным состоялось в Доме кино в Москве, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.

 

Воспроизведенные издания

 

85.33

Ш95

А поутру они проснулись… : спектакль Московского театра “Современник” / В. Шукшин ; исполняют артисты Московского театра “Современник”. – М. : Логосвос, б. г. – 1 фжд. (1 ч 32 мин). – Звукозапись.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Рассказы / В. М. Шукшин ; читает И. Прудовский. – М. : Логосвос, 1999. – 1 фжд. (1 ч 7 мин). – С изд.: М. : Мололодая гвардия, 1998. – Звукозапись.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Публицистика / В. М. Шукшин ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 1998. – 1 фжд. (3 ч 6 мин). – С изд.: М.: Молодая гвардия, 1985. – Звукозапись.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Повести / В. М. Шукшин ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 1998. – 1 фжд. (11 ч 15 мин). – С изд.: М.: Молодая гвардия, 1985. – Звукозапись.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Рассказы 1972 – 1974 годов / В. М. Шукшин ; читает В. Герасимов. – М. : Логосвос, 1998. – 1 фжд. (12 ч 7 мин). – С изд.: М. : Молодая гвардия, 1985. – Звукозапись.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Рассказы 1960-1971 гг. / В. М. Шукшин ; читает Л. Бородин. – М. : Логосвос, 1998. – 1 фжд. (30 ч 8 мин). – С изд.: М. : Молодая гвардия, 1985. – Звукозапись.

МХР: АБ

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Любавины / В. М. Шукшин ; читает В. Аксентюк. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 фжд. (21 ч 3 мин). – С изд.: М. : Звукотэкс, 2009. – Звукозапись.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Там, вдали : рассказы, повесть / В. М. Шукшин. – М. : Просвещение, 1970. – 4 кн. – Содерж.: Кн. 1. Рассказы: Охота жить; Космос, нервная система и шмат сала; Нечаянный выстрел; Кукушкины слезки; Волки; Случай в ресторане. Кн. 2. Вянет, пропадает; Два письма; И разыгрались же кони в поле; Капроновая елочка; Горе; Змеиный яд; Начальник; Заревой дождь. Кн. 3. Степка; Ваня, ты как здесь?!; Как помирал старик; “Раскас”; Внутреннее содержание; В профиль и анфас; Думы; Чудик. Кн. 4. Там, вдали: (Повесть). – Перепеч.: М.: Сов. писатель, 1968. – Шрифт Брайля.

 

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Я пришел дать вам волю : роман / В.М. Шукшин. – М. : Просвещение, 1988. – 7 кн. – Перепеч.: М.: Советский писатель, 1974 – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

 

84(2Рос=Рус)6     Б

Ш95

Шукшин, Василий Макарович.

Любавины : роман / В. М. Шукшин. – М. : Просвещение, 1976. – 5 кн. – Перепеч.: Петрозаводск : Карелия, 1972. – ISBN Б=ЛЮБАВИНЫ-ШВМ-76 : 0.15  р., 0.73  р. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ПФ, ЗА, ЧЗ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Земляки : рассказы / В.М. Шукшин. – М. : Просвещение, 1974. – 3 кн. – Содерж.: Кн.1. Земляки; Космос, нервная система и шмат сала; Думы; В воскресенье мать старушка…; Макар Жеребцов; Миль пардон, мадам!; Волки; Нечаянный выстрел. Кн.2. В профиль и анфас; Залетный; Степка; Микроскоп; Вянет, пропадает; Сураз; Даешь сердце! Кн.3. Суд; Операция Ефима Пьяных; “Раскас”; Чудик; Как помирал старик; И разыгрались же кони в поле; Из детских лет Ивана Попова: Первое знакомство с городом; Гоголь и Райка; Жатва; Бык; Самолет. – Перепеч.: М.: Советская Россия, 1970. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Жил человек… : рассказы. Повести / Василий Шукшин ; Вступ. ст. Е. Черносвитова. – М. : Репро, 2002. – 13 кн. – Содерж.: Калина красная; До третьих петухов: Повести; Из детских лет Ивана Попова; Далекие зимние вечера; Космос, нервная система и шмат сала; Микроскоп; Светлые души; Воскресная тоска; Леля Селезнева с факультета журналистики; И разыгрались же кони в поле; Солнце, старик и девушка; Артист Федор Грай, и др. рассказы. – Пеpепеч.: М.: Худож. лит, 1991. – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ПФ, НА

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Калина красная : киноповесть ; Рассказы / Василий Шукшин. – СПб. : Чтение, 2010. – 4 кн. – Перепеч.: М. : Эксмо, 2009. (Читаем кино). – Шрифт Брайля.

МХР: АБ, ПФ, НА

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

До третьих петухов / В. М. Шукшин ; читает А. Дубровский. – М. : ЭКСТРА-ПРИНТ, 2006. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 5 мин). – Формат MP3. – Загл. с этикетки диска.- Источник зап. не указан. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ, ИСК

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Рассказы разных лет / В. М. Шукшин ; читают Г. Сорокин, В. Федоров. – М. : РГБС, 2006. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM) (1 ч 34 мин). – Формат CD-DA.- Загл. с этикетки контейнера.- Зап. с грп. – Звукозапись.

МХР: АБ, ПФ, НА, ИСК

 

 

85.38

Ш95

Позови меня в даль светлую : радиоспектакль по одноим. повести / В. Шукшин. Двести тысяч / Д. Стахорский. – М. : РГБС, 1994. – 1 мфк. (3 ч 35 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – Звукозапись.

МХР: АБ, ИСК

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Любавины: роман: Кн. 2 / В. М. Шукшин ; читает И. Прудовский. – М. : [б. и.], 1987. – 2 мфк. (7 ч 41 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: Дружба народов.- 1987.- N 1-4. – Звукозапись.

МХР: ПФ

 

 

84(2Рос=Рус)6

Ш95

Срезал ; Осенью ; Сапожки : рассказы / В. М. Шукшин ; читают М. Ульянов, С. Юрский. – М. : Мелодия, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (1 ч 1 мин). – Формат CD-DA. – Загл. с этикетки диска. – Источник записи не указан. – Звукозапись.

МХР: ПФ

 

 

 

Список сокращений

АБ – отдел абонемента

КХ – отдел главного книгохранения

мфк. – магнитная фонограмма на кассете

МХР – место хранения

НА – отдел надомного абонемента

ПФ – отдел внестационарного обслуживания

фжд. – файл на жестком диске

фк. – флеш-карта

 

 

 

 

 

 

Составитель Ягудина Н. В.

Компьютерная верстка Ягудиной Н. В.