Российская государственная библиотека для слепых

Тифлобиблиографический отдел

 

Велимир ХЛЕБНИКОВ

140 лет со дня рождения

(1885–1922)

Рекомендательный список воспроизведенной литературы

 

Москва

2025

 

 

Велимир Хлебников — настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников — русский поэт и писатель, математик и мыслитель, крупнейший деятель русского авангарда, один из основоположников российского футуризма, кубофутуризма (группы «Гилея» и «будетляне»).

Велимир Хлебников называл себя «Председатель земного шара» — в 1916 г. он создал «Общество Председателей Земного шара» или «Союз 317». По замыслу поэта, этот союз должен был состоять из 317 членов и осуществлять идею мировой гармонии.

Как реформатор русского поэтического языка и экспериментатор в области словотворчества и зауми, Велимир Хлебников, придумывал довольно необычные слов, например, «крылышкуя», «зерцог», «облакини», «лебедиво.

 

Там, где жили свиристели,

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей.

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Начало  1908 г.

 

В основе новизны поэтического языка Велимира Хлебникова лежит отношение его к слову, как к миру, где даже звук, такой малый самостоятельный элемент, оказывается соответствующим тому или иному моменту, явлению реальной действительности. Поэт считал, что слова «были подобием мира». Высшую цель своего творчества Хлебников видел в создании «звёздного» или «заумного» языка т. е. выходящего пока за пределы нынешнего состояния ума, но могущим стать для всеобщего уразумения в будущем. «Заумный язык есть грядущий язык в зародыше. Только он может соединить людей. Умные языки уже разъединяют» (В. Хлебников. «Наша основа»).

Преображение мира Велимиру Хлебникову мыслилось не только путём постижения тайны слова, но и тайны числа.

Числа

Я всматриваюсь в вас, о, числа,

И вы мне видитесь одетыми в звери, в их шкурах,

Рукой опирающимися на вырванные дубы.

Вы даруете единство между змееобразным

‎движением

Хребта вселенной и пляской коромысла,

Вы позволяете понимать века, как быстрого

‎хохота зубы.

Мои сейчас вещеобразно разверзлися зеницы

Узнать, что будет Я, когда делимое его — единица.

1912 г.

Коллеги по поэтическому цеху отмечали острый ум поэта, необычайный талант и гениальное мировоззрение, всё это как притягивало, так и отпугивало его поклонников. Николай Гумилёв говорил о стихах Хлебникова, что образы Хлебникова «убедительны своей нелепостью», а «мысли своей парадоксальностью». Анна Ахматова, муза Велимира Хлебникова, называла его «безумным, но изумительным».

Велимир Хлебников одной из своих художественных сверхзадач ставил постижение понятия времени. По его представлению время обратимо и вполне «возможно преодоление его исторической сущности, «когда даже смерть станет не чем иным, как «временным купанием в волнах» небытия». Он настаивал на том, что его система изучения  и освоения времени основывается не на интуиции, а на точных расчётах.  Он думал и писал о действии будущего на прошлое. Считал, что Закон этой обратимости в виде повторения мировых волн можно вычислить путем сопоставления дат самых разных исторических событий. Такими сопоставлениями В. Хлебников занимался всю свою короткую жизнь.

В работе «Учитель и ученик. Разговор» (О словах, городах и народах) подсчёт катаклизмов мировой истории завершается предположением относительно России, что «.. не следует ли ждать в 1917 году падения государства?».

«Ученик. Я нашел несколько истин.

Учитель. Какие?

Ученик. Я искал правила, которому подчинялись народные судьбы. И вот я утверждаю, что года между началами государств кратны 413.

Что 1383 года отделяют паденья государств, гибель свобод.

Что 951 год разделяет великие походы, отраженные неприятелем. Это главные черты моей повести.

Учитель. Здесь мне слышатся важные истины».

 

Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».

Велимир Хлебников родился 9 ноября 1885 г. (по новому стилю.) в с. Тундутово, по другим сведениям, в с. Малые Дербеты Астраханской губернии (ныне Малодербетовский район, Калмыкия) в семье учёного-орнитолога. Он был третьим ребёнком, позже у его родителей родилось ещё двое детей. О месте своего рождения Хлебников писал: «Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря».

Виктор, как и его братья и сестры, получил хорошее домашнее образование, их с детства обучали искусству и наукам. Например, учителями рисования в семье Хлебниковых, были известные художники-живописцы Павел Петрович Беньков и Леонид Михайлович Чернов-Плёсский.

По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода — его прадед Иван Матвеевич Хлебников, был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани.

Семье Хлебниковых по службе главы семейства, Владимира Алексеевича Хлебникова, приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 г. он был переведён в Волынскую губернию, в 1895 г. — в Симбирскую. В Симбирске Виктор начал свою учёбу в гимназии. Он особенно любил биологию и математику, в старших классах начал сочинять стихи.

Когда семья переехала в Казань, Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию и где в качестве вольнослушателя посещал рисовальный класс Казанской художественной школы (1901–1903), там же училась его младшая сестра Вера Хлебникова, ставшая впоследствии известной художницей.

Осенью 1903 г. поступил в Казанский университет на математическое, затем на естественное отделение физико-математического факультета, но не окончил его. Профессора хорошо отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов В. Хлебникова был большой: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии.

В 1904—1907 гг. В. Хлебников занимался орнитологическими исследованиями, участвовал в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, опубликовал несколько статей по орнитологии. Тогда же пытался самостоятельно учить японский язык, думая найти в нём особые формы выразительности и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

К 1904 г. относятся первые известные литературные опыты В. Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав её в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безуспешно.

Принятый в декабре 1906 года в Общество естествоиспытателей Казанского университета на правах члена-сотрудника и издавший статью об открытии во время одной из экспедиций нового вида кукушки, Хлебников уже после 1906 г. практически перестал уделять внимание как орнитологии, так и занятиям в университете, сосредоточившись на литературе. Примерно в это время он пишет автобиографическую повесть «Еня Воейков», которая осталось незаконченной, но явилась важным этапом творческого становления Хлебникова.

Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на поэта и побудили его начать поиски «основного закона времени. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».

В марте 1908 г. он решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чья статья «О весёлом ремесле и умном веселии», опубликованная в 1907 г. в журнале «Золотое руно», произвела на него большое впечатление. Весной 1908 г. в Судаке состоялось и их личное знакомство. Попавший под влияние Иванова Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних».

В сентябре 1908 г. был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой. С этого же времени он начал публиковаться в литературных сборниках и постепенно входить в круг авангардистов. Он, как личность одарённая и тонко чувствующая происходящее вокруг, смог быстро завоевать симпатии своих коллег по литературе Д. Бурлюка, А. Кручёных, которые первыми издали несколько сборников его произведений.

В 1910 г. Хлебников начал посещать «Академию стиха», а затем стал членом группы авангардистов «Гилея», сблизился с Василием Каменским, братьями Бурлюками, Михаилом Матюшиным, Еленой Гуро, в результате чего образовалась группа «будетлян» (термин Хлебникова) или кубофутуристов. В творчестве они стали придерживаться собственного стиля. В. Хлебников увлекся идеей реформирования поэтического языка.

В том же году автограф Хлебникова демонстрировался на выставке «Импрессионисты» в Петербурге, как иллюстрация психологического единства слова и пластики.

В 1911 г. В. Хлебников уходит из университета и для него начинается жизнь, полная скитаний, материальной неустроенности, но наполненная творческой одержимостью.

Мне мало надо!..

Мне мало надо!

Краюшку хлеба

И капля молока.

Да это небо,

Да эти облака!

1912 г.

Почти все кубофутуристы являлись в равной мере поэтами и художниками. В 1913 г. они на правах автономной группы вошли в «Союз молодёжи» и издали совместный сборник .В содружестве Велемира Хлебникова и Виктора Кручёных с левыми художниками формировался феномен русской футуристической книги. Поиск новых средств выразительности, стремление к переоценке ценностей в искусстве, создание нового живописного и поэтического языка, интерес к материалу и фактуре, идея «сдвига», установка на эпатаж – эти и другие черты, общие для поэтов и художников, проявились в типографском эксперименте по изданию литографированных книг.

Произведения Велимира Хлебникова были опубликованы в сборниках: «Мирсконца», «Игра в аду», «Бух лесиный», «Тэ ли лэ» с иллюстрациями художников Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Николая Роговина, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Ольги Розановой и других художников.

Художник Павел Филонов выполнил литографированное приложение к «Изборнику» Хлебникова, где буквы были превращены в своеобразные пиктограммы. Теоретическое обоснование таким приёмам содержится в декларациях Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое» и «Буква как таковая» (1913): «… живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)».

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 г., вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение российского государства в 1917 году.

Кузнечик

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

1908 г.

В своих воспоминаниях Лилия Брик так описывает жизнь Велимира Хлебникова: «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. Где он жил — не знаю.. Писал Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял. Когда уезжал в другой город — чаще всего в Харьков, — наволочку оставлял, где попало. Бурлюк ходил за ним и подбирал, но большинство рукописей все-таки пропало. Корректуру за него всегда делал кто-нибудь, боялись дать ему в руки — обязательно все перепишет наново, и так без конца. Читать свои вещи вслух он совсем не мог, ему делалось нестерпимо скучно, он начинал и в середине стихотворения способен был сказать «и так далее.. ». Но очень был горд, когда его печатали, хотя никогда ничего для этого не делал. Говорил он очень мало и медленно, но всегда абсолютно интересно. Очень любил, когда Володя (Маяковский) читал свои стихи, и слушал внимательно, как никто. Часто глубоко задумывался, до того, что рот его раскрывался и был виден язык, голубые глаза останавливались и тускнели. Он очень забавно смеялся, пофыркивал, глаза загорались и как будто ждали, а ну еще, еще что-нибудь смешное. Я никогда не слыхала от него ни одного пустого слова, он никогда не врал и совсем не кривлялся, и я была совершенно убеждена, да и сейчас убеждена в его гениальности».

Во время Первой мировой войны Хлебников служил рядовым 93-го запасного полка в Царицыне. С самого начала солдатская жизнь оказывается для наго непосильной, и военная служба становится источником непрерывных мучений. В 1915 — 1916 гг. война становится основной и центральной темой творчества поэта. Он воспринимает войну как враждебное для человечества начало, стоя на позициях гуманистического пацифизма. Наиболее полное выражение эти антивоенные настроения получили в поэме «Война в мышеловке», составившейся из отдельных стихотворений, написанных в 1915 — 1916 гг.

Где волк воскликнул кровью:

«Эй! Я юноши тело ем» —

Там скажет мать: «дала сынов я»,

Мы, старцы, рассудим, что делаем.

Правда, что юноши стали дешевле?

Дешевле земли, бочки воды и телеги углей?

Ты, женщина в белом, косящая стебли,

Мышцами смуглая, в работе наглей!

В письме к родным от 4 июня 1916 г Хлебников пишет: «Я в мягком плену у дикарей прошлых столетий. Писем давно не получаю. 1 посылку получил и 20 рублей. Больше ничего. 15 мая была комиссия, и меня по милости капитана Супротивного назначили в Казань на испытание в Казанский военный госпиталь. Но до сих пор я не отправлен. Я много раз задаю вопрос: произойдет или не произойдет убийство поэта, больше — короля поэтов, Аракчеевщиной? Очень скучно и глупо».

Хлебникова переводят в «чесоточную команду» и, он, хотя избавляется от военной муштры, особенно тяжело им переживаемой, но это не освобождает его от гнетущей атмосферы царской казармы.

Октябрьские события 1917 г. Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде и описал свои впечатления в стихах и поэмах.

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на ты.

Мы, воины, строго ударим

Рукой по суровым щитам:

Да будет народ государем

Всегда, навсегда, здесь и там!

Пусть девы споют у оконца,

Меж песен о древнем походе,

О верноподданном Солнца —

Самодержавном народе.

19 апреля 1917 г.

Конец лета и осень 1919 г. Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача. Там он спасался от призыва в деникинскую армию, которая в 25 июня заняла город. После того, как ему при помощи знакомого врача был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, и этот период стал чрезвычайно плодотворным для поэта он написал большое количество небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и  утопическую поэму “Ладомир”, одно из самых значительных его произведений. Примерно тогда же, в начале 1920 г. появляется поэма «Разин» с подзаголовком «заклятье двойным теченьем речи, двояковыпуклая речь», каждая из примерно четырёхсот строк которой представляет собой палиндром — слово или фраза, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Сетуй, утёс!

Утро чорту!

Мы, низари, летели Разиным.

Течёт и нежен, нежен и течёт,

Волгу див несёт, тесен вид углов…

Весной 1920 г. в Харькове В. Хлебников познакомился с поэтами-имажинистамиСернеем Есениным и Анатолием Мариенгофом. По инициативе Сергея Есенина в Городском харьковском театре была проведена публичная церемония «коронования» Хлебникова как Председателя Земного шара. Вскоре В. Хлебников опубликовал три стихотворения в сборнике имажинистов «Харчевня зорь», вышедшем в Харькове. Через год Сергей Есенин издал в Москве отдельным изданием поэму Хлебникова «Ночь в окопе», крупное поэтическое произведение на тему Гражданской войны.

В апреле 1920 г. на севере Ирана вспыхнуло антиправительственное восстание. 5 июня того же года было объявлено о создании в провинции  Гилян Персидской советской республики. В начале 1921 г. советская Россия, поддерживавшая повстанцев, сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию.

Велимир Хлебников отправился в Иран, как сотрудник (лектор) Политуправления Реввоенсовета 11-й армии, вместе с воинскими частями и моряками Каспийской флотилии.

В Иране Хлебников познакомился с несколькими дервишами и сам стал известен среди местных жителей как «русский дервиш».

Никаких особенных обязанностей, по воспоминаниям очевидцев  у поэта не было, поэтому он хотя и числился на службе, но располагал временем и собой в полной мере: «Хлебников бродил по берегу и купался. Писал на клочках бумаги стихи. Делал сложные математические вычисления для Досок Судьбы ..›.

Поэт не воспринимал иранскую эпопею ни как победу, ни как поражение. Для него это было не вторжение в иное государство и даже не братская помощь поднявшим восстание кардашам, а прежде всего виток мирового исторического процесса, предсказанного им и воспринимаемого как закономерность судьбы, т.е. истории. Еще в «Азах из Узы» и «Ладомире» им была художественно развита концепция движения революции на Восток. Именно так, как часть этого движения, и, воспринимал Хлебников “иранский поход”.

Во время иранского похода Хлебников ненадолго (один месяц) поступает на службу к талышскому хану в качестве воспитателя его детей. Жизнь в ханском дворце произвела на него сильное впечатление. Особенно ему запомнилась комната, где в полу был вмонтирован аквариум с золотыми рыбками; потолок над аквариумом состоял из большого зеркала, отражавшего его целиком. Хан лежал на подушках, смотрел в потолок и любовался отражавшимися золотыми рыбками. В поэме «Труба Гуль-муллы» Хлебников описывал этот эпизод. Поработать там ему довелось лишь месяц —Хлебников в августе 1921 г. вернулся в Россию.

В декабре 1921 г. Хлебников неожиданно для окружающих отправился в Москву.

Эй, молодчики-купчики,

Ветерок в голове!

В пугачёвском тулупчике

Я иду по Москве!..

1922 г.

В Москве его встретили старые друзья Виктор Кручёных и Владимир Маяковский. Они обеспечили его жильём и посодействовали тому, чтобы Хлебников стал членом официального Союза поэтов, а также устроили несколько творческих вечеров в богемном кафе «Домино». К тому времени уже была закончена повесть «Зангези», которая, как и «Доски судьбы», стала одним из важнейших произведений Хлебникова. Тематически она связана с «Досками судьбы». Главный герой произведения — Зангези — новый пророк. В сверхповести он излагает сформулированные в «Досках судьбы» «законы времени», учение о «звёздном языке». Произведение было опубликовано только после смерти Хлебникова.

Весной 1922 г. поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он очень хотел отправиться в Астрахань к родным, но по состоянию здоровья это было невозможно. Художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил ему две-три недели пожить в деревне Санталово под Новгородом, поправить здоровье, а затем отправился в Астрахань.

Пётр Митурич познакомился с произведениями Велимира Хлебникова в 1915–1916 гг. и стал его преданным поклонником и другом. Работы Петра Митурича 1919–1921 гг. связаны с творчеством Хлебникова. Художник делал тексты поэта частью своего произведения, не иллюстрируя поэзию напрямую, но пытаясь в «пространственной графике», найти визуальные соответствия идеям Велимира. Но в Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там только развели руками… Скончался Велимир Хлебников летом 1922 г. Причиной смерти стал парез.

Его похоронили на кладбище в соседней деревеньке Ручьи, но в 1960 г. перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения его матери и сестры. В 1975 г. на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.

Когда умирают кони — дышат

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

1912  г.

 

Смерть Велимира Хлебникова стала трагедией для Петра Митурича, художник вернулся к рисованию и преподаванию. Он начал преподавать рисунок во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) и жил в комнате на последнем этаже дома во дворе Вхутемаса. Он заботился о сохранении архива Велимира Хлебникова и во время Великой Отечественной войны дежурил по ночам на крыше, чтобы рукописи и работы не пострадали от зажигательных бомб. Сын Веры Хлебниковой и Петра Митурича, Май Митурич, в 1970 гг. передал почти весь корпус рукописей поэта в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), чтобы сделать их доступными для исследователей, публикаций. Оставшиеся рукописи и рисунки переданы в Музей-квартиру Велимира Хлебникова в Астрахани (кроме одного, детского, где будущий поэт нарисовал себя и сестру.

Идеи Велимира Хлебникова, его смелые фонетические, лексические и синтаксические эксперименты, разработка интонационного стиха, новаторство в области рифмы, ассоциативность и зашифрованность образов, оказали значительное воздействие на дальнейшее развитие отечественной поэзии; среди испытавших его влияние — Нколай Асеев, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Даниил Хармс.

Использованная литература

Русские писатели, XX век. Библиографический словарь : в 2- ч. Ч. 2. М-Я / редколлегия Н. А. Грознова и др. ; под редакцией Н. Н. Скатова. — Москва : Просвещение, 1998. — 656 с.: ил.

https://168.ru    (о художниках)

https://hlebnikov.lit-info.ru/hlebnikov/about/stepanov/stepanov-5.htm

https://ka2.ru/nauka/tar_1917_4.html

https://rusavangard.ru/online/history/arkhiv-semi-khlebnikovykh-miturichey/

 

ВОСПРОИЗВЕДЕННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

84(0)6:И90

История и личность : альманах : 18+ / [главный редактор О. Н. Пилюгин ; редактор-составитель О. И. Ястребова ; редактор по Брайлю Н. М. Аничкова]. — СПб. : Чтение, 2009 –  . — Прил. к журн. “Лит. чтения”. — Шрифт Брайля.

2021, вып. 1 : 18+. — 2021. — 4 кн. — Из содерж.:. Часовщик человечества, или «Доски судьбы» Велимира Хлебникова.

МХР : АБ + ПФ

 

84(2Рос=Рус)6;М23

Мандельштам. Серебряный век / читает Г. Самойлова. Русские поэты “Серебряного века” : ч. 1-3 / читают О. Федоров, Г. Самойлова. Ахматова А. А. Серебряный век / читает Г. Самойлова. Душа грустит о небесах / С. А. Есенин ; читает С. Яковлева. Кузмин М. А. и др. Серебряный век / читает Г. Самойлова. Аул Бастунджи ; Демон ; Кавказский пленник ; Стихотворения / М. Ю. Лермонтов ; читает Г. Самойлова. Стихи / С. Я. Надсон ; читает О. Федоров. Поэмы и сверхповести / В. Хлебников ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2013. — 1 фк. (41 ч 08 мин). — С изд.: СПб. : Вира-М, 2011. — Звукозапись.

МХР : АБ + ПФ

 

84(0) Б;П67

Поэзия : альманах : 16+ / [главный редактор О. Н. Пилюгин ; редактор-составитель А. А. Солоненко ; редактор по системе Брайля Н. М. Аничкова]. — СПб. : Чтение, 1993 –  . — Прил. к журн. “Лит. чтения”. — Шрифт Брайля.

2020, ч. 4 : 16+. — 2020. — 1 кн. — Из содерж.: Стихи из книги «Председатель земного шара» / В. Хлебников.

МХР : АБ + ПФ

 

84(2Рос=Рус)6;Х55

Хлебников, Велимир. Поэмы и сверхповести / В. Хлебников ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2005. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (8 ч 09 мин). — (Поэзия). — С изд.: СПб. : Академ. проект, 2001. — Формат МР3. — Загл. с этикетки диска. — Звукозапись.

МХР : ПФ + НА

 

8484(2Рос=Рус)6;Х55

Хлебников, Велимир. Творения / В. Хлебников ; читает В. Максимов. — Москва : МедиаЛаб, 2012. — 1 фжд.  (4 ч 39 мин). — С изд.: М. : Ардис, 2005. — Звукозапись.

МХР : АБ

 

 

84(2Рос=Рус)6;Х55

Хлебников, Велимир. Творения / В. Хлебников ; читает В. Максимов. — Москва : РГБС, 2013. — 1 фжд.  (4 ч 39 мин). — С изд.: М. : Ардис, 2006. — Звукозапись.

МХР : АБ

 

84(2=411.2)6;Х55

Хлебников, Велимир. Шествуют творяне / В. Хлебников ; читает К. Петров. — Москва : Логосвос, 2019. — 1 фжд. (5 ч). — Звукозапись.

В сборнике многообразное творчество Хлебникова представлено как единая эстетическая программа: обоснование искусства, преодолевающее давний зазор между “пользой” и “красотой”. Составителем сборника выступил доктор филологических наук Александр Марков.

МХР : АБ

 

Литература о Велимире Хлебникове

83.3(2Рос=Рус)6;Г87

Громова, Наталья Александровна. Узел. Поэты: дружбы и разрывы : из литературного быта конца 1920-х – 1930-х г.г. / Наталья Громова. — Москва : АСТ : Corpus, 2016. — 604, [1] с., [32] л. ил., портр. ; 21 см. — (Corpus). — Библиогр. в подстроч. примеч. — Указ. имен в конце кн. — Текст.

Эта книга о судьбах поэтов в трагические 30-е годы на фоне жизни Москвы предвоенной поры. В центре повествования, основанного на ранее неизвестных архивных материалах и устных воспоминаниях М. И. Белкиной, Л. Б. Либединской и других современников тех лет. Главные герои книги — Б. Пастернак, В. Луговской, Н. Тихонов, Д. Петровский, а также знаменитые и незаслуженно забытые поэты и писатели, без которых невозможно полно представить русскую литературу советской эпохи.

МХР : ЧЗ

 

83.3(2Рос=Рус)6;Д80

Дуганов, Рудольф Валентинович. Велимир Хлебников : природа творчества / Р. В. Дуганов. — Москва : Совет. писатель, 1990. — 348, [2] с., [8] л. ил. : ил. — Основные изд. В. В. Хлебникова, лит. о нем: с. 341-349. — ISBN 5-265-01499-3. — Текст.

МХР : АБ

83.3(2Рос=Рус);Н42

Недошивин, Вячеслав Михайлович. Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург : очень личные истории из жизни петербургских зданий : 16+ / Вячеслав Недошивин. — Москва : АСТ : Ред. Елены Шубиной, 2016. — 508, [1] с. : портр. — Библиогр.: с. 486-492. — Имен. указ.: с. 493-500. — Текст.

Книга В. Недошивина воссоздает атмосферу незабываемого Серебряного века. События, о которых повествуется, имеют конкретные адреса — улицы и дома Петербурга, где легенды русской поэзии: Блок, Есенин, Мандельштам, Хлебников, Ахматова, Гумилев, и др. — жили, встречались, писали стихи, дружили, ссорились, влюблялись и даже, случалось, вызывали друг друга на дуэль…

МХР : ЧЗ

 

83.3(2Рос=Рус)6;С77

Старкина, София Вячеславовна. Велимир Хлебников / София Старкина. — Москва : Молодая гвардия, 2007. — 337, [3] c., [16] л. ил., факс., портр. — (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1236 (1036)). — Загл. обл.: Хлебников. — Библиогр. в конце кн.  —Текст.

МХР : АБ + ПФ + ЧЗ

 

84(2Рос=Рус)6;С79

Степанов, Николай Леонидович. Велимир Хлебников : жизнь и творчество / Н. Л. Степанов. — Москва : Советский писатель, 1975. — 280 с., [1] л. портр. — Текст.

Список сокращений:

МХР — место хранения

АБ — отдел абонемента

НА — отдел надомного абонемента

ПФ — отдел нестационарного обслуживания

ТФ – тифлобиблиографический отдел

мфк. — магнитная фонограмма на кассете

фжд. — файл на жестком диске

фк. — флеш-карта

 

Составитель В. Жукова