Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел
ПАНОВА Вера Фёдоровна
(120 лет со дня рождения)
Рекомендательный список воспроизведенной литературы
Москва
2025
Вера Федоровна Панова — советская писательница, драматург, трижды Лауреат Сталинской премии. Самые известные её произведения — это «Спутники», «Серёжа», «Кружилиха», «Сентиментальный роман». Свою повесть «Сережа» Вера Федоровна сама высоко ценила. В ней рассказывается о шестилетнем мальчике, о его отношениях с отчимом, о детстве, которое, как считала писательница, даже при внешнем благополучии всегда драматично.
На повесть в свое время откликнулся Корней Иванович Чуковский, он писал: «…Дорогая Вера Федоровна, Вы, может быть, и сами не знаете, что Вы написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя».
С конца 40-х годов двадцатого века Вера Фёдоровна Панова была уже известным литератором, за право первыми печатать её произведения боролись лучшие советские журналы; спектакли, поставленные по её пьесам шли по всей стране, по её киносценариям снимали фильмы известные режиссеры:Георгий Данелия, Игорь Таланкин, Петр Фоменко, Татьяна Лиознова.
Читатели писали ей письма — они хотели знать, как в дальнейшем сложилась судьба у героев её книг.
Вера Федоровна Панова родилась 20 марта 1905 г. в Нахичевани-на-Дону (с 1929 г. город стал частьюПролетарского района Ростова-на-Дону). Сейчас одна из улиц города носит имя писательницы.
Картины жизни Нахичевани и Ростова описаны Верой Пановой в книге «Сентиментальный роман» и автобиографической повести «О моей жизни, книгах и читателях». Вера Федоровна Панова была очень верующим человеком. Вот, например, как она описывала картину церковного праздника — крестного хода: «Куда, бывало, ни глянешь вдоль Первой линии (вверх ли к Соборной или вниз к Дону), у всех ворот стояли столики, накрытые белыми скатертями. На столиках иконки и чашки для водосвятия. Звенели колокола. На нашем столике ставилась полоскательная чашка с чистой водой и образ с мамиными венчальными свечами, обитыми бумажной зеленой лентой… Шли женщины, молодые, многие принаряженные по случаю праздника: та вся в розовом, другая – вся в голубом, на нашей окраине это считалось очень шикарным. У кого не хватало денег на шик, те украшали себя газовым шарфом либо брошкой с поддельными камушками, либо наряжались в украинский костюм с множеством бус и лент. На паперти у Софиевской церкви сидели мужчины и женщины в страшных лохмотьях, изуродованные и искалеченные. «Лаяли» кликуши. На перекрестках сидели торговки-семечницы. Маленький граненый стаканчик стоил одну копейку…».
Своё призвание Вера Панова поняла рано: с детства писала стихи и прозу, её жизненный путь был нелегким — это известно из автобиографической книги «Заметки литератора» (1972).
Её прадед был крепостным Московской губернии. Выкупив себя и свою семью, приехал «в теплый и богатый Ростов-на-Дону». Он был столяр-краснодеревщик. Вскоре благодаря своему трудолюбию и упорству прадед открыл магазин и вошёл в купеческое сообщество. Дочку выдал замуж за приказчика Панова, который «оправдал доверие, был к тому же собой недурен, не пил».
Но после смерти отца богатая наследница растранжирила всё состояние семьи: прогнала мужа и «окружила себя бог весть какими проходимцами — картежниками, выпивохами, никчемными людьми, преимущественно из тех кавказских красавцев, которых всегда так много было в Ростове. В два-три года в их руках оказались все её деньги, доходные дома и всё нажитое прадедом».
В наследство отцу писательницы, как и его братьям, ничего не досталось. Фёдор Панов окончил в Москве Академию коммерческих наук, знал три языка и служил в банке Общества взаимного кредита. Его родственники, конечно, надеялась, что он женится на богатой невесте, и семья улучшит своё экономическое положение. Но Петр Панов женился по большой любви на дочери бедной учительницы музыки.
Свою дочку назвал в честь жены Верой. Вместе с товарищами он основал в Нахичевани-на-Дону первый яхт-клуб и первую яхту, построенную собственноручно, он тоже назвал «Вера» в честь любимой жены.
В 1910 г., в день своего 30-летия, Фёдор Панов вышел на яхте на прогулку. Иногда он устраивал, по словам писательницы, настоящие представления перед женой, сидевшей на террасе яхт-клуба: нарочно опрокидывал яхту и приплывал к пристани. Но в тот день случилась трагедия: он не выплыл, исчез в Дону на глазах жены. Оставшись без кормильца, молодая вдова с пятилетней дочерью, годовалым сыном и пожилой мамой могла рассчитывать только на себя. Она служила в конторе аптекарской фирмы «Лемке и компания» и её жалованья едва хватало на самое скромное житьё, небольшой финансовой помощью являлась пенсия, которую банк должен был платить до совершеннолетия младшего брата Веры.
В августе 1915 г., выдержав экзамены, Вера Панова поступила в частную женскую гимназию С. Я. Любимовой, обучение в которой взялись оплачивать братья отца. Окончив два класса, она ушла из гимназии (к концу 1917 г. гимназия закрылась), потом всю жизнь занималась самообразованием, пробовала себя в поэзии, в 14 лет некоторое время уже подрабатывала, подготавливая детей к школе.
В 17 лет поступив на работу в редакцию газеты «Трудового Дона» («Молот»), она стала помощницей районного организатора рабкоров по Нахичеванскому району. Писала статьи и фельетоны в газеты — «Молот», «Советский Юг», «Большевистская смена» под псевдонимом «Вера Вельман». Когда в Ростове открылась пионерская газета «Ленинские внучата», Вера вошла в её штат. Редактором «Ленинских внучат» был писатель Полиен Яковлев, автор известной в советские времена ростовским школьникам повести «Первый ученик». Среди коллег был Виталий Губарев, будущий автор «Королевства кривых зеркал».
Весной 1925 г. Вера Панова вышла замуж за молодого поэта Арсения Старосельского, в браке с ним, который продлился три года, родилась дочь Наташа.
В 1929 г. она вышла замуж о второй раз за журналиста Бориса Вахтина, в этом браке родились сыновья Борис и Юрий.
После убийства в Ленинграде С. Кирова в стране начались массовые аресты. Её второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции». Вера Фёдоровну уволили м работы, вызывали на допросы. Она пыталась спасти мужа —писала письма Калинину, передавала посылки. Борис Вахтин своей вины не признал.
Его осудили на 10 лет строгого режима и сослали на Соловки. Без работы, с тремя детьми и мамой Вера Федоровна жила на деньги, присылаемые свекровью.
В 1936 г. ей удается добиться свидания с мужем, разрешённое властями ГУЛАГа, и она поехала в город Кемь. Позже вспоминала: «Прощаясь, я его поцеловала и перекрестила ему лоб, я знала, что он думает о самоубийстве… Потом я вышла и пошла к воротам… И вдруг я услышала голос Бориса: «Вера, прощай», и он прошёл за колючей проволокой — уже в самый, самый последний раз я увидела его солнечные волосы и прекрасное, неповторимое лицо». Она говорила, что это был самый солнечный, самый светоносный, самый талантливый человек в ее жизни.
Спустя год Борис Вахтин был расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Единственное краткое свидание с ним в городке Кемь Вера Панова с пронзительной болью описала в очерке «Свидание», вошедшем в её последнюю автобиографическую книгу.
Опасаясь преследований в 1937 г. Вера Панова с семьей уезжает из Ростова в село Шишаки, Полтавской области (Украина), оно стало их приютом на несколько лет
В 1938 г. она пишет трагедию в стихах под названием «Мерсе́дес» на тему Гражданской войны в Испании, рукопись которой отправила в Москву на имя Сталина. Через некоторое время пришёл ответ от писательницы А. Я. Бруштейн. Она, раскритиковав произведение за подражательность и напыщенность, отметила литературные способности автора и пригласила при случае познакомиться лично.
Началом своей серьезной литературной работы писательница считала написанную в 1939 г. пьесу «Илья Косогор», за которую получила первую премию — на конкурсе на лучшую пьесу для колхозного театра. «С этой пьесы началось моё бытие как драматурга», — вспоминала она.
Будучи по делам в Москве, она, наконец, познакомилась лично с писательницей Александрой Яковлевной Бруштейн, которая стала ей другом и советчиком. По её совету Вера Федоровна пишет сценарий для новогодних утренников по линии центральных профсоюзов СССР, за который получила большой гонорар в 4 тысячи рублей (средняя зарплата в те годы была около 700 рублей в месяц). К Всероссийскому конкурсу 1940 г. она написала пьесу «Старая Москва» (пьеса опубликована под названием «В старой Москве»), за которую вновь удостоилась премии, разделив её с авторами двух других пьес. «Старую Москву» захотели одновременно ставить два театра в Москве и Ленинграде. В 1940 г. режиссёр Ю. Завадский поставил спектакль «В старой Москве» на сцене Ростовского театра им. М. Горького.
В 1960-е годы в театрах Советского Союза шли спектакли по пьесам В. Пановой: «Проводы белых ночей», «Как поживаешь, парень?», «Сколько лет, сколько зим», «Ещё не вечер», «Свадьба как свадьба».
Как жене «врага народа», ей было запрещено жить в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому знакомые помогли ей с дочерью переехать в город Пушкин под Ленинградом (бывшее Царское Село), где их и застала Великая Отечественная война. Город был захвачен немецкими войсками в сентябре 1941 г. Немцы угнали её вместе с малолетней дочерью и другими жителями в Эстонию, но по дороге ей удалось бежать. Она проявила недюжинную силу характера и личное мужество, чтобы пройти тяжкий путь скитаний в оккупации, спасти себя и свою дочку от гибели или угона в Германию. Преодолев многие сотни километров по захваченной врагом земле, большей частью пешком, они добрались зимой 1941 г. до села Шишаки на Полтавщине, где оставалась её семья — две бабушки с малолетними сыновьями.
После освобождения Украины в конце 1943 г. В. Панова переехала на Урал, в Молотов (Пермь). Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио.
Первую повесть «Семья Пирожковых» написала в 1945 г. — в новой редакции 1959 г. повесть называлась «Евдокия».
Ещё во время войны Вера Фёдоровна получила задание написать о работе военных медиков и два месяца провела в качестве корреспондента в военно-санитарном поезде № 312, совершила несколько рейсов на фронт и по впечатлениям от которых написала повесть «Спутники». Произведение «Спутники» — одно из самых пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. В 1947 г. она, неизвестная провинциальная журналистка, за это произведение получила Сталинскую премию 1 степени и сразу на неё обрушивается слава!
В 1948 г. Вера Федоровна получает Сталинскую премию второй степени за роман «Кружилиха», а в 1950 г. — Сталинскую премию третьей степени за повесть «Ясный берег». В 1946 г. Вера Федоровна с семьёй переезжает из Перми в Ленинград, её принимают в Союз писателей СССР, ей выделяют очень хорошую квартиру в знаменитом писательском доме на Марсовом поле. Она очень много работает, и среди коллег ходила шутка, что у неё «стояли три пишущие машинки и все три с начатыми закладками: проза, пьеса и сценарий!». Даже на отдыхе в Коктебеле в ответ на приглашение погулять она, как всегда, спокойно и убедительно отвечала: «Дорогие мои, у меня большая семья, которую нужно одеть, обуть и накормить». Но вряд ли бы всё это стало возможным для человека с таким прошлым — дочь купца, жена расстрелянного врага народа, если бы её книги не полюбил самый главный читатель страны — Иосиф Сталин.
Вера Фёдоровна считала, что всё заработанное принадлежит её детям так же, как ей самой, и доверяла им, она писала: «Если бы для блага детей нужно содрать всю кожу живьем, я и минуты не колебалась бы». Когда дети выросли, дочь Наталья Старосельская, стала переводчицей, сын Борис Вахтин — писателем, переводчиком, синологом, младший сын Юрий — ученым, доктором биологических наук.
Как-то за преферансом Вера Федоровна познакомилась с Всеволодом Кочетовым — советским писателем, военным корреспондентом, главным редактором журнала «Октябрь», автором множества критических статей о литературе и писателях. Вера Федоровна вспоминала: «Отличный партнер, играет легко, шутник, остроумец, душа общества. Говорили мне, что зубы-то у него волчьи, а злобности на троих хватило бы. Играл в преферанс, а у него был булыжник за пазухой. Взял и запустил в меня». В 1954 г. В. Кочетов написал разгромную статью о её новом романе «Времена года». Статья называлась «Какие это времена? По поводу романа В. Пановой «Времена года» Вс. Кочетов писал:
«Я бы не взялся писать о романе В. Пановой «Времена года», если бы литературная критика хотя бы в какой-то мере определила место этого произведения в советской литературе. Толки о романе В. Пановой самые разнообразные и разноречивые. Один говорит, что этот роман социально-психологический, другие считают его бытовым, третьи заявляют: это «сама жизнь»”, наконец, есть и такие мнения, что «Времена года» — роман о воспитании…Из жизни, из биографии своих главных героев В. Панова выбросила около четверти века. Она выбросила годы первых пятилеток, годы борьбы за индустриализацию страны, за коллективизацию сельского хозяйства, те годы, когда широко развёртывалось и развернулось социалистическое соревнование. Эти годы, которые никак не могли не отразиться на сознании героев романа старшего поколения, на формировании их мировоззрения, на их судьбе. А годы Великой войны? Они мелькнули в романе так, будто бы в жизни героев их не было».
В 1958 г. Вера Панова стала одной из тех, кто осудил Б. Пастернака за его роман «Доктор Живаго»: «В этой озлобленной душе… нет ни чувства родной почвы, ни чувства товарищества, кроме безмерного эгоизма…». Но позже говорили, что она корила себя за это и впоследствии для книги своих воспоминаний взяла строчки Пастернака. «Мой обожаемый Пастернак», — напишет она на закате дней и будет дарить книги поэта своим внукам.
В Перми Панова в третий раз вышла замуж за писателя-фронтовика Давида Яковлевича Дара, приняв в свою семью и двух его детей. «Начинающим авторам деньги одалживает. Советскую власть открыто ругает…», — описывал Дара Сергей Довлатов. В их роскошной квартире на Марсовом поле Давид Дар принимал начинающих поэтов, приговаривая: «Давайте ловить кайф под музыку «Битлз!».
В 1967 г. Давид Яковлевич обратился к Всесоюзному съезду писателей с письмом в защиту Иосифа Бродского. А через месяц у Веры Федоровны Пановой случился инсульт, которого она боялась больше всего на старости лет, «кондратий», — как называла она свою болезнь, до конца дней приковавшую её к инвалидному креслу. В те годы судьба свела её с Сергеем Довлатовым. Он несколько лет служил у неё литературным секретарем.
«…Я был чем-то вроде секретаря Веры Пановой с широким кругом обязанностей — от переписки с Чуковским до вынесения мусора, — так писал Довлатов. — Кроме прочего я читал Пановой, наполовину разбитой параличем, книжки вслух. Надо сказать, у старухи был хороший вкус, и перечитывали мы, в основном, десяток одних и тех же книг. Томас Манн, Булгаков, Гоголь, Достоевский, Толстой… Из современных авторов Панова признала лишь Битова и Владимова».
Говорят, Панова привязалась к Довлатову из-за необыкновенной ловкости и легкости рук. Когда ей было плохо, только ему она доверяла устроить ее в кровати. «Беседовали мы с Пановой. «Конечно, — говорю, — я против антисемитизма. Но ключевые должности в российском государстве имеют право занимать русские люди». «Это и есть антисемитизм, — сказала Панова. — То, что вы говорите, — это и есть антисемитизм. Ключевые должности в российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди»,
Вера Федоровна семь лет провела в инвалидном кресле в тяжких страданиях.
Однако и в эти последние годы, она проявила необыкновенную силу воли и работала над новыми пьесами, историческими миниатюрами, художественной биографией пророка Мухаммеда —”Жизнь Мухаммеда”. Некоторые страницы её мемуарной прозы были созданы именно в это время.
Она так и не выбралась в «родимый город», как называла она Ростов-на-Дону. «С детских лет я люблю этот город, его линии, свет, звуки, горячее дыхание его жизни, — писала она о Ростове. — Живой, кипучий город, город-бунтарь, город-работник и остроумец».
Вера Фёдоровна Панова скончалась в марте 1973 г. Вопреки всем советским понятиям её отпели в Никольском морском соборе, похоронили по православному обряду (таково было её завещание) на Комаровском кладбище, где похоронены поэтесса Анна Ахматова (1889-1966), писательница Вера Кетлинская (1906-1976), композиторы Виктор Резников (1952-1992), Вениамин Баснер (1925-1996), академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999).
Использованная литература
Википедия
Писательница Вера Панова была родом из Нахичевани-на-Дону // Нахичевань-на Дону, 2015. — Июль№ 7 (226). — С. 9.
https://kg-rostov.ru/history/histori_cult_person/lyubov-i-vera-panova/
https://www.papmambook.ru/articles/2443/ Ксения Зернина
Воспроизведенная литература
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Евдокия / В. Панова ; читает З. Кваснюк. — Москва : Логосвос, 2017. — 1 фжд. (3 ч 11 мин). — С изд.: Киев : УТОС, 1988. — Звукозапись.
В небольшом провинциальном городке живут рабочий по имени Евдоким и его жена – Евдокия. Своих детей у них нет, они воспитывают приемных. Их жизнь может показаться на первый взгляд незамысловатой, обыденной – однако на самом деле она полна ярких и важных событий, заставляющих глубоко сопереживать героям.
МХР : АБ
86.3;П16
Панова, Вера Федоровна. Жизнь Мухаммеда / В. Ф. Панова, Ю. Б. Вахтин ; читает Ю. Заборовский. — Москва : Логосвос, 1993. — 1 фжд. (22 ч 48 мин). — С изд.: М. : Политиздат, 1990. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(0)9;И77
Панова, В. Коран / В. Панова ; читает В. Сушков // Ирано-таджикская поэзия : перевод с фарси / читает Ю. Заборовский. Коран / читает В. Сушков. Жизнь Мухаммеда / В. Панова, Ю. Вахтин ; читает Ю. Заборовский. — Москва : Логосвос, 2013. — 1 фк. (76 ч 17 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2013. — Звукозапись.
МЗР : АБ + ПФ +НА
84(2=411.2)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Который час? Сон в зимнюю ночь : роман-сказка / В. Ф. Панова ; читает Л. Щевелева. — Москва : Логосвос, 2019. — 1 фжд. (3 ч 56 мин). — Звукозапись.
Место действия романа – условный волшебный город, на ратушной площади которого возвышается башня с большими квадратными часами. Давным-давно их изготовил сам Себастиан. Кроме обычных римских цифр, на циферблате изображены знаки зодиака и лунные фазы… Эти часы никогда не ошибаются, не спешат, не отстают, – они само Время. Время Идущее Вперед. Поворот стрелок назад ведет к роковым последствиям.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Кружилиха / В. Панова ; читает З. Кваснюк. — Москва : Логосвос, 2017. — 1 фжд. (9 ч 41 мин). — С изд.: Киев : УТОС, 1988. — Звукозапись.
Действие романа «Кружилиха» происходит в последние месяцы Великой Отечественной войны, герои произведения – работники большого советского завода.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Кружилиха / В. Ф. Панова ; чтец не указан. — Москва : МедиаЛаб, 2012. — 1 фжд. (11 ч 29 мин). — С изд.: М. : Звукотэкс, 2009. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Листок с подписью Ленина / В. Ф. Панова. Тысяча верст / Е. Носов. Дорога / П. Проскурин. — Москва : Просвещение, 1966. — 1 кн. — Перепеч.: Рассказы 1962 года. М.: Совет. писатель, 1963. — Кн. напечатана через строчку. — Шрифт Брайля.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6;Л64
Литературный альманах / главный редактор О. Н. Пилюгин ; редактор-составитель А. А. Солоненко. — Санкт-Петеребург : Чтение, 1980 – . — Прил. к журн. “Лит. чтения”. — Шрифт Брайля.
2008, вып. 3(62). — 2008. — 4 кн. — Содерж.: Панова, В. Ф. Мое и только мое / В. Ф. Панова ; О моей жизни, книгах и читателях / В. Ф. Панова.
МХР : АБ + ПФ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. На всю оставшуюся жизнь : повесть / Вера Панова. — Москва : РЕПРО, 2012. — 7 кн. — Экранизация повести В. Ф. Пановой «Спутники». — Перепеч.: М. : Худож. лит., 1995. — Содерж.: Спутники. — Шрифт Брайля.
Повесть принесла писательнице широкое читательское признание. В 1965 году на основе повести по сценарию В. Ф. Пановой режиссёр Петр Фоменко создал фильм «Поезд милосердия» и телефильм «На всю оставшуюся жизнь». В повести рассказывается о санитарном поезде, его врачах, медсестрах, раненых бойцах и командирах.
МХР : АБ +ПФ +НА
84(2=411.2)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Сентиментальный роман / В. Панова ; читает Н. Палладина. — Москва : Логосвос, 2020. — 1 фжд. (9 ч 31 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 1980. — Звукозапись.
«Сентиментальный роман» – о творческой молодежи начала 20-х годов прошлого века, в принципе автобиографичен и вобрал в себя многое из журналистского прошлого автора.
МХР: АБ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Сентиментальный роман / Вера Панова. — Москва : Просвещение, 1968. — 3 кн. — Перепеч.: М.-Л. : Совет. писатель, 1965. — Содерж.: Спутники. — Шрифт Брайля.
Повесть принесла писательнице широкое читательское признание. В 1965 году на основе повести по сценарию В. Ф. Пановой режиссёр Петр Фоменко создал фильм «Поезд милосердия» и телефильм «На всю оставшуюся жизнь». В повести рассказывается о санитарном поезде, его врачах, медсестрах, раненых бойцах и командирах.
МХР :АБ
84(2Рос=Рус)6д;П16
Панова, Вера Федоровна. Сказание об Ольге / В. Ф. Панова ; читает А. Бологов. — Псков : Псков. обл. спец. б-ка для слепых, 2001. — 2 мфк. (2 ч 20 мин) : 4,76 см/с, 2 доp. — С изд.: Л. : Лениздат, 1978. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6д;П16
Панова, В. Ф. Сказание об Ольге / В.Ф. Панова. — Москва : Просвещение, 1977. — 1 кн. — Перепеч.: М. : Дет. лит., 1968. — Кн. напечатана через строку. — Шрифт Брайля.
МХР : АВБ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Спутники : повесть / В. Ф. Панова ; читает В. Герасимов. — Москва : Логосвос, 2013. — 2 мфк. (7 ч 58 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Л. : Сов. писатель, 1985. — Звукозапись.
В 1944 г. оказавшись в военном санпоезде, малоизвестная журналистка В. Панова сделала свой первый шаг к писательской славе. События этой неожиданной командировки оказались поводом для написания повести «Спутники». В 1944 г. она получила задание написать брошюру о работе военных медиков. Все отказывались, а она согласилась. Так появилась повесть, благодаря которой в советскую литературу вошла новая писательница.
Повесть «Спутники» – самая громкая литературная сенсация 1946 года. Невероятный читательский успех, сопоставимый только с оглушительным успехом повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, вышедшей в том же году. И у Пановой, и у Некрасова – правда почти документальная.
МХР : АБ + ПФ +НА
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Спутники / В. Ф. Панова ; читает В. Герасимов. — Москва : Логосвос, 2014. — 1 фжд. (7 ч 55 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 2012. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6:П16
Панова, Вера Федоровна. Спутники / В. Панова ; читает З. Кваснюк. — М. : Логосвос, 2017. — 1 фжд. (8 ч 59 мин). — С изд.: Киев : УТОС, 1988. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2Рос=Рус)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Спутники ; Евдокия ; Кружилиха : повести ; роман / В. Ф. Панова ; читает З. Кваснюк. — Моква : Аксиома систем, 1985. — 1 фжд. (22 ч 30 мин). — С изд.: М. : РГБС, 1985. — Звукозапись.
МХР : АБ
84(2=411.2)6;П16
Панова, Вера Федоровна. Спутники : роман : 12+ / Вера Панова ; [редактор по Брайлю О. В. Соколова]. — Москва : Репро, 2020. — 4 кн. — Перепеч.: СПб. : Торгово-издат. дом. “Амфора”, 2015. — Шрифт Брайля.
МХР : АБ + НА + ПФ
83.3(2Рос=Рус)6;В77
Воспоминания о Вере Пановой : сборник / [составители: А. А. Нинов и др.]. — Москва : Совет. писатель, 1988. — 445, [2] с., [16] л. ил. с. — Текст.
МХР : АБ
Список сокращений:
МХР — место хранения
АБ — отдел абонемента
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел нестационарного обслуживания
ТФ – тифлобиблиографический отдел
мфк. — магнитная фонограмма на кассете
фжд. — файл на жестком диске
фк. — флеш-карта
Составитель В. Жукова