Виктор Платонович Некрасов

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел

ВИКТОР  ПЛАТОНОВИЧ  НЕКРАСОВ
(К 105-летию со дня рождения)
Рекомендательный список воспроизведенных изданий
Москва
2016 г.

Виктор Платонович Некрасов, судя по биографии, в молодости не собирался профессионально заниматься литературой.
Его повесть «В окопах Сталинграда» была одной из первых книг о Великой Отечественной войне. В ней он написал о том, что было пережито, увидено и осмысленно им самим – солдатом, прошедшим войну.
Спустя сорок лет он вспоминал: «Такие книги пишутся легко и на одном дыхании. Работалось легко… О правде. Вся ли она? В основном вся. На девяносто девять процентов. Кое о чем умолчал – один процент».
Родился Виктор Платонович Некрасов в Киеве 17 июня 1911 г. Первые три года своей жизни он вместе со старшим братом Николаем, мамой, Зинаидой Николаевной, и бабушкой, Алиной Антоновной, провел за границей. Сначала в Лозанне (Швейцария), где его мама оканчивала медицинский факультет. Потом семья перебралась в Париж, там мама работала в военном госпитале. Говорить научился сначала на французском языке, родной русский язык выучил позже.
В Париже в соседней с ними квартире жил А. В. Луначарский. Мама Виктора Платоновича была из рода дворян Мотовиловых и находилась в дальнем родстве с Анной Ахматовой. Об этом В. Некрасов написал в очерке «Памяти Анны Ахматовой». Она дружила с Георгием Валентиновичем Плехановым, хорошо знала Владимира Ильича Ленина, была знакома с Надеждой Константиновной Крупской и Марией Ильиничной Ульяновой.
Отец, Платон Федосеевич Некрасов, был банковский служащий.
С началом Первой мировой войны семья вернулась на родину, в Киев, надеясь на мирную жизнь, но оказалась в страшной круговерти гражданской войны.
После окончания школы В. Некрасов поступил в строительный институт на архитектурное отделение. С детства он увлекался архитектурой, живописью, театром.
На втором курсе института Некрасов увлекся литературой. В Киеве при Союзе писателей существовала литературная студия, которую вел прозаик и драматург Дмитрий Урин. Здесь Виктор Платонович прочитал свой первый «серьезный» рассказ, который слушателям не понравился. После этой неудачи Некрасов охладел к занятиям в студии.
С 1933 г. начал заниматься актерским мастерством в Театральной студии, работавшей под руководством талантливого педагога и бывшего актера Ивана Платоновича Чужого (настоящая фамилия — Кожич). Об этом человеке, о занятиях в студии, о встрече с К. С. Станиславским он впоследствии написал мемуарные рассказы «Чужой» и «Станиславский» (из серии «Маленькие портреты»).
Изучение архитектуры представляло для Некрасова большой интерес, который сохранился на всю жизнь. Бывая во многих городах мира, он смотрел на здания и архитектурные ансамбли не глазами туриста, а взглядом профессионала.
Некрасов был сторонником рациональной, функциональной архитектуры, он был поклонником Корбюзье, с которым ему удалось встретиться после войны. Дипломный проект здания городской библиотеки был выполнен В. Некрасовым в стиле архитектурного авангарда, отзывы были хорошие, но получил он за него в итоге оценку ” три».
В 1936 г. В. Некрасов после окончания строительного института работал архитектором в архитектурных мастерских.
В 1937 г. закончил театральную студию при Киевском театре русской драмы и с 1938 по 1941 гг. работал актером, режиссером, театральным художником в театрах Владивостока, Кирова (Вятки), Ростова-на-Дону.
В. Некрасов писал: «Так прошла молодость. Кончил институт, театральную студию. Работал в театре. Бродячем, левом, полулегальном. Исколесил все дыры Киевской, Житомирской, Винницкой областей. «Тайна Нельской башни», «Стакан воды», «Парижские нищие», «За океаном», отважились даже на «Анну Каренину» — стыдно вспомнить. Потом Владивосток, Киров (бывш. Вятка) — это уже настоящие театры. Ролишки третьеразрядные. Подхалтуривал декорациями. По вечерам что-то писал. Посылал в журналы. Возвращали. К счастью…
Последний театр в Ростове-на-Дону. Театр Красной Армии. Оттуда и взяли в армию. Война».
В августе 1941 г. В. Некрасов был назначен полковым инженером по своей специальности, а затем заместителем командира саперного батальона. В этой должности архитектору Некрасову приходилось не строить, а разрушать и взрывать здания, мосты, железные дороги. Строительные знания пришлось применять при сооружении землянок и дотов.
Участвовал в боях в Сталинграде, на Украине, в Польше. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды.
В 1943 г. на Донце В. Некрасов был ранен — к тому времени он уже был капитаном: «Сталинград. Донец. Ранение. Госпиталь в Баку. Второе ранение — в Польше, в Люблине. Киевский окружной госпиталь. Правая рука парализована, пуля задела нерв.
— Вам надо пальцы правой руки приучать к мелким движениям, — сказал мне как-то лечащий врач по фамилии Шпак. — Есть у вас любимая девушка? Вот и пишите ей письма ежедневно. Только не левой, а правой рукой. Хорошее упражнение.
Любимой девушки у меня не было, и я, примостившись где-то на склонах спускавшегося из госпиталя к Красному стадиону парка, стал писать о Сталинграде — все еще было свежо.
В день, когда мне стукнуло тридцать пять и первая половина (на сегодняшний день…) жизни кончилась, рукопись была уже в наборе. Исправлений почти никаких, дописана была только концовка — «для композиционной закругленности». До этого заветная моя папка побывала у Твардовского (он-то и порекомендовал ее журналу), а к нему попала из рук Владимира Борисовича Александрова, известного критика и чудака, прожужжавшего всем уши: «Простой офицер, фронтовик, слыхом не слыхал, что такое социалистический реализм… Прочтите…» (В. Некрасов).
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г. в журнале «Знамя», написанная под непосредственными впечатлениями, объективно, достоверно, без украшательств, без сокрытия правды, принесла писателю подлинную славу. Руководство Союза писателей отнеслось к повести резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, но от запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия (1947), присужденная Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым.
Сталинскую премию В. П. Некрасов отдал на приобретение колясок для инвалидов войны.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 г. был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля.
В. П. Некрасов всю жизнь очень любил свою маму – Зинаиду Николаевну Некрасову, он ее боготворил. Она работала больничным врачом-фтизиатром. «Возможно, это была неосознанная благодарность за то, что она в одиночку вырастила его, дала образование. Может быть, он жалел мать, пережившую смерть старшего сына. Так или иначе, во все свои путешествия, творческие поездки, просто на прогулки — отправлялся с матерью». Мама, до конца дней оставалась для Виктора Платоновича самым дорогим человеком и ближайшим другом (даже женился он лишь после ее смерти), отца он почти не знал и вспоминать о нем не любил. Маме, как только позволяла фронтовая обстановка, он писал письма:

«15.05.44.
Видишь, мама, как я часто пишу, хотя писать особенно не о чем. Все по-прежнему. Война войной. Вчера вечером принесли очередную пачку писем. К счастью, оказалась свечка. От тебя только одно, и то старое, N 27. От Иончика, от Леньки, от П. Нестеровского, ну и, конечно, из Баку. Письма для нас – это сейчас самая большая радость. Сначала каждый читает свои письма, а потом начинаем читать друг другу. Вот так и живем. Не нравится мне, что фриц заладил опять к вам. И часто? Слышно ли что-нибудь о Янурах? Почему они не появляются и молчат? Ведь я оставил С. А. ваш новый киевский адрес.
Крепко целую.
Вика».
После повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасов написал повесть «В родном городе» (1954) о возвращении фронтовиков домой, где их ждали неустроенность жизни, а подчас и самые настоящие бедствия — в поисках жилья, работы и т.д. Все это было для литературы того времени непривычно и вызывало нарекания в «приземленности», даже в «очернительстве».
В 1959 г. в статье «Слова «великие» и простые» В. Некрасов выступил против напыщенной риторики и патетики, потому что они, по его мнению, уводили от простой правды войны. Сам он был сдержан в употреблении высоких слов, изображая высокие проявления человеческой души.
В повести «Кира Георгиевна» (1961) Некрасов пишет о болезни равнодушия к человеку, начавшей заметно разъедать послевоенное общество. Кроме того, здесь он одним из первых показал путь возвращения к общей мирной жизни людей из лагерей и тюрем, сломанные судьбы репрессированных «зеков».
С конца шестидесятых годов судьба писателя стала складываться совсем нетипично для лауреата Сталинской премии. Виктор Некрасов стал считаться опасным диссидентом.
Филолог, переводчик Лилиана Лунгина, дружившая с писателем вспоминает в книге «Подстрочник»: «Первые неприятности начались в Киевском отделении Союза писателей, потому что Вика писал по-русски, а не по-украински. В то время украинская номенклатура отличалась особой догматичностью и национализмом. И для этих посредственностей присутствие прославленного русского писателя было непереносимо. Достаточно сказать, что «Окопы…» так и не были изданы на Украине — факт беспрецедентный для книги, отмеченной Сталинской премией».
В 1960-е годы В. Некрасов побывал в Италии, США и Франции. Свои впечатления он описал в очерках «Первое знакомство» (1958), «По обе стороны океана» (1962) и «Месяц во Франции» (1965).
Очерки, написанные В. П. Некрасовым с присущей ему наблюдательностью и независимостью в особом жанре свободных путевых заметок, вызвали резкую критику в печати за «нейтральность» в изображении буржуазной действительности, за отсутствие изображения социальных контрастов, за «низкопоклонство перед Западом».
В газетных статьях писателя упрекали в том, что заметки «смахивают на рекламный плакат капиталистической туристской фирмы», что он «пытается помирить нас с капиталистами», сыпались упреки в предательстве идеалов, зазнайстве и снобизме.
В январе 1963 г. в газете «Известия» был опубликован анонимный памфлет «Турист с тросточкой».
Резкость обвинений многократно возросла, когда в роли «критика» выступил Н. С. Хрущев, усмотревший в путевых очерках писателя «По обе стороны океана» желание автора возвеличить капиталистический мир и оскорбить свой, советский, «Что это за Некрасов, я его не знаю! Для меня писатель Некрасов — это великий поэт девятнадцатого века. А этот — по какому праву он нападает на наших трудящихся?» (Л. Лунгина «Подстрочник»).
С этого момента обвинительные кампании против писателя возобновились, двери журналов и издательств закрылись перед ним. В. П. Некрасов, не собиравшийся каяться, был подвергнут грубой проработке, она (с перерывами) продолжалась много лет и завершилась в 1973 г. исключением из партии, в которую писатель вступил в Сталинграде, на Мамаевом кургане, в разгар ожесточенных боев.
29 сентября 1966 г. В. П. Некрасов выступил на стихийном митинге в День поминовения по погибшим в Бабьем Яре десяткам тысяч киевлян-евреев, более 25 тысяч военнопленных, подпольщиков, коммунистов, цыган, здесь расстреляли троих игроков футбольной команды «Динамо» – участников «Матча смерти». Он призывал установить на месте трагедии под Киевом Мемориал. В стране, где существовала обстановка «скрытого» государственного антисемитизма – это был вызов, поэтому речь писателя и его призыв были восприняты, как возмутительная выходка диссидента.
Но В. П. Неркасов никогда не был диссидентом в буквальном смысле слова, его конфликт с властью носил нравственный характер, на почве отвращения ко лжи и демагогии. В то же время он поддерживал молодых людей, боровшихся за права человека, старался их защищать, заступался за арестованных, за неугодных власти людей.
Известный кинорежиссер Павел Лунгин в статье «Друг мой Вика» (журнал «Story», 2015, № 5, стр. 74-79) пишет:
«Понимаете, что в нём было самое замечательное? Он отказался. У него ведь всё было. Ему предлагали быть первым секретарём Союза писателей Украины, он очень рано получил Сталинскую премию, и при интересе к деньгам, к власти, к сильным мира сего он мог бы подняться на самую вершину советского Олимпа. Русский, честный, фронтовик, ранен, обаятельный, красивый. Невероятного, просто жуткого обаяния, смертоносного. За пять минут просто впрыскивал яд, и потом люди уже никуда не могли деться от него. И он был, может быть, первый из тех, кто отказывался: быть первым секретарём, сотрудничать с властью. Он вообще как бы медленно и естественно, без особых политических лозунгов дрейфовал в свободу. Фурцева, министр культуры, приглашала его к себе, а он мог позволить себе ей сказать: «Да пошла ты…» Мог напиться на приёме в Кремле, вести себя отвратительно и посылать всех и туда, и сюда, и по матери, и говорить правду — и как-то ведь всё ему прощалось. Ну, до поры до времени, конечно».
Осенью 1966 г. В. П. Некрасов подписал коллективное обращение в Верховный Совет РСФСР с протестом против новых статей криминального законодательства (190-1 и 190-3), введенных для борьбы с инакомыслием.
В 1968 г. В. П. Некрасов одновременно со многими подписал обращение к депутатам Верховного Совета СССР о том, что обвинительный приговор вынесенный демонстрантам, которые вышли на Красную площадь с протестом против введения войск в Чехословакию — нарушение основных прав и свобод граждан.
1969 г. — новое персональное партийное дело за письмо в защиту украинского диссидента, политического деятеля, журналиста, одного из основателей Народного Руха Украины Вячеслава Чорновила.
1973 г. — В связи с тем, что Некрасов подписал ряд писем в защиту преследуемых инакомыслящих, началось еще одно его персональное дело, закончившееся исключением из партии «за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии». Им стал заниматься КГБ.
В. Некрасова перестали издавать. Рассыпан был набор в журнале «Новый мир», запрещено издание двухтомника его произведений в издательстве «Художественная литература», изъяты из всех сборников критические статьи, посвященные его творчеству, прекращено производство кинофильма по его сценарию о Киеве.
За десять лет три персональных дела. Это значит – разговоры с партследователями, объяснения в парткомиссиях, выслушивания разных обвинений.
17 января 1974 г. на киевской квартире писателя был обыск:
«…девять человек, предъявив соответствующий на это ордер со всеми подписями, в течение 42 часов (с перерывом на ночь) произвели в моей квартире обыск. Нужно отдать должное — времена меняются, — они были вежливы, но настойчивы. Они говорили мне «извините» и рылись в частной моей переписке. Они спрашивали «разрешите?» и снимали со стен картины. Без зуботычин и без матерных слов они обыскивали всех приходящих. И все это делалось обстоятельно и серьезно, как будто это не квартира писателя, а шпионская явка».
В протоколе на 60 страницах было 100 пунктов. Изъяли книги, журналы, рукописи, магнитофон, пишущую машинку, фотоаппарат, даже принадлежавший матери писателя скальпель. После этого целую неделю каждодневные допросы, на которых Некрасову дали понять, что лучший выход для него покинуть родину.
21 мая 1974 г. правление Киевской писательской организации исключило Некрасова из Союза писателей. Как было написано в постановлении, «как опозорившего высокое звание советского писателя антисоветской деятельностью и аморальным поведением».
Когда дали разрешение на выезд из страны, он был ошеломлен тем, что его никто не задерживает.
Дядя В. П. Некрасова, Николай Алексеевич Ульянов, профессор географии в Лозаннском университете, 31 марта 1974 г. прислал ему приглашение на въезд в Швейцарию.
11 апреля 1974 г. в парижской газете «Русская мысль» В. П. Некрасов напечатал статью «Кому это нужно?», в которой писал о преследовании талантливых людей — писателей, режиссеров, ученых, о выталкивании их в эмиграцию.
12 сентября 1974 г. В. Некрасов вместе с женой Галиной Викторовной вынужден был покинуть родину и вылетел в Цюрих (Швейцария), а вскоре перебрался в Париж. Писатель уехал убежденный в том, что «лучше умереть от тоски по родине, чем от ненависти к ней».
«Выяснилось, что самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься. Для кого-нибудь деньги, карьера, слава, для меня – друзья… Те, тех лет, сложных, тяжелых и возвышенных» (В. Некрасов).
В эмиграции В. П. Некрасову пришлось заниматься не только беллетристикой, но работать журналистом в газете «Русская мысль», в журнале «Континент», на радиостанции «Свобода». Он очень много писал, выступал. За границей встречался с советскими деятелями культуры – Г. Вишневской, М. Ростроповичем, А. Вознесенским, Б. Окуджавой, А. Демидовой, В. Войновичем, Ю. Трифоновым и многими другими.
После того, как в одной из радиопередач он довольно язвительно отозвался о трилогии Л. И. Брежнева (прежде всего о «Малой земле»), 24 апреля появился Указ Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания:
«Учитывая, что Некрасов В. П. систематически совершает действия, не совместимые с принадлежностью к гражданству СССР, наносит своим поведением ущерб престижу Союза ССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
На основании статьи 7 Закона СССР от 19 августа 1938 г. «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР Некрасова Виктора Платоновича, 1911 г. рождения, уроженца города Киева».
Но еще до этого циркуляром Главлита было запрещено упоминать в печати фамилию Некрасова и название его произведений, книги его были изъяты из библиотек.
На чужбине В. П. Некрасов закончил очерковую книгу «Записки зеваки» (1975). Затем путевые записки «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены» (1977), «Из дальних странствий возвратясь…» (1979-1981), повесть «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986).
В повести «Саперлипопет» Виктор Некрасов проиграл другой, вполне возможный, благополучный вариант своей жизни: оставшись ребенком вместе с матерью в Париже, он мог бы со временем стать русским писателем, выросшим на французской почве, и у него были-бы дом, дача на Лазурном берегу, яхта. Преимущества такой жизни – налицо. Но и зная об этом, автор «Саперлипопет», судьба которого сложилась иначе, повторял: «Слава Богу, всего этого не было…».
Переводчик, писательница, близкий друг В. Некрасова Лилиана Лунгина вспоминала, что вопреки московским слухам, Виктор Платонович Некрасов в эмиграции не был несчастлив. Он всегда мечтал путешествовать и, наконец, смог объехать почти весь свет. Университеты всего мира его приглашали, он продолжал писать. Он не был богат, но у него и не было больших потребностей. Он предпочитал маленькие парижские бистро, где по утрам выпивал чашку кофе, читая газеты. Его расходы заключались в покупке книг и альбомов по искусству. В Париже, когда ужинал у знакомых, просил чая, бутербродов с колбасой и сыром и водки. И все же, конечно, он был там чужаком.
В интервью, опубликованном в газете «Русская мысль» (1978, 3 авг.) В. П. Некрасов говорил: «Мне, в общем-то, незачем обижать ни французов, ни других: мне не очень интересен успех здесь, на Западе. Это, конечно, меня интересует с чисто меркантильной стороны, здесь я не стремлюсь ни к какому бестселлеру, но мне хочется, чтобы меня читали там, дома…».
Скончался писатель в Париже 3 сентября 1987 г.
Член Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачев, курировавший тогда идеологию, запретил об этом сообщать в печати. В «Литературной газете» был снят некролог, написанный В. Быковым. Только в «Московских новостях» 13 сентября появился небольшой некролог, подписанный Г. Баклановым, Б. Окуджавой, В. Кондратьевым, В. Лакшиным, что вызвало острое обсуждение на закрытом заседании Политбюро.
Похоронен писатель на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. На его могиле установлен осколок снаряда, найденного им самим на Мамаевом кургане, и высечены даты Сталинградской битвы.

Список воспроизведенных изданий:
84(2Рос=Рус)6;Б74
В окопах Сталинграда [Звукозапись] / В. Некрасов ; читает В. Антонов // Богомолов, В. О. Поворотный день / В. О. Богомолов ; читает В. Герасимов. Не стреляйте в белых лебедей ; Скобелев, или Есть только миг / Б. Л. Васильев ; читает Ю. Миншагин. В окопах Сталинграда / В. П. Некрасов ; читает В. Антонов. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2010. — 1 фк.  (62 час 35 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логос» ВОС.
МХР : АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6;Н48
В окопах Сталинграда [Звукозапись] : повесть, рассказы / В. П. Некрасов ; читает В. Антонов. — М. : [б. и.], 2000. — 4 мфк. (14 час 48 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Худож. лит., 1990.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
В окопах Сталинграда [Звукозапись] : повесть ; рассказы / В. П. Некрасов ; читает В. Антонов. — М. : Логосвос, 1991. — 1 фжд. (14 час 42 мин). — С изд.: М. : Центр-100, 1990.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
В окопах Сталинграда [Шрифт Брайля] : повесть / В. П. Некрасов. — М. : Репро, 1994. — 4 кн. — Перепеч.: М. : Правда, 1989.
МХР : АБ + ПФ

84(2Рос=Рус)6;Н48
В окопах Сталинграда [Шрифт Брайля] : роман / В. Некрасов. — СПб. : Чтение, 2007. — 5 кн. — Перепеч.: Чертова семерка / В. П. Некрасов. М. : Эксмо, 2005. (Книги, преодолевшие время).
В приложении – ранее не издававшиеся главы (начало несостоявшейся третьей части романа под рабочим названием «Чертова семерка»).
МХР : АБ +НА +ПФ

84(2Рос=Рус)6;Н20
Записки зеваки [Звукозапись] Кира Георгиевна ; Рассказы ; Саперлипопет : повести, рассказы / В. Некрасов ; читают : И. Ерисанова, К. Петров, Л. Олесова // Найдин, Владимир Львович. Записки врача / В. Л. Найдин ; читает В. Герасимов. Записки зеваки ; Кира Георгиевна ; Рассказы ; Саперлипопет : повести, рассказы / В. Некрасов : читают : И. Ерисанова, К. Петров, Л. Олесова. Бабушка на сносях ; Позвони в мою дверь ; Средство от облысения ; Татьянин дом : романы ; Уравнение со всеми известными : роман : в 2 т. / Н. Нестерова ; читают : И. Воробьева, Н. Литвинова, Л. Панкратова, Л. Броцкая. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фк. (102 час 58 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2012.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Записки зеваки [Звукозапись] : сборник / В. П. Некрасов ; читает И. Ерисанова. — М. : Логосвос, 2006. — 1 фжд. (18 час 39 мин). — С изд.: М. : Плюс-Минус, 2003.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Кира Георгиевна [Звукозапись] / В. П. Некрасов ; читает К. Петров. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2007. — 5 мфк. (18 час 43 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Из кн. «Чертова семерка». — М. : Эксмо, 2005. — Содерж.: В окопах Сталинграда ; Кира Георгиевна ; Маленькая печальная повесть ; Вторая ночь ; Маленькие портреты ; Мраморная крошка.
Кира Георгиевна – известный скульптор. Но однажды в счастливую налаженную жизнь Киры врывается прошлое: ее первый муж, отсидевший 20 лет в лагерях.
МХР : АБ +ПФ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Кира Георгиевна [Звукозапись] : повесть / В. П. Некрасов ; читает К. Петров. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (3 час 58 мин). — С изд.: М.: Эксмо, 2005.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Кира Георгиевна [Шрифт Брайля] : [повесть] / В. Некрасов. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2009. — 2 кн. — Перепеч.: Написано карандашом / В. Некрасов. Киев : Днипро, 1990.
МХР : АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6;Б81
Маленькая печальная повесть [Звукозапись] / В. Некрасов ; читает С. Кирсанов // Бондарев, Юрий Васильевич. Батальоны просят огня: повесть / Ю. В. Бондарев. Горячий снег : роман / Ю. В. Бондарев ; читает Ю. Заборовский. Маленькая печальная повесть / В. П. Некрасов ; читает С. Кирсанов. Деньги для Марии ; Последний срок / В. Г. Распутин ; читает В. Герасимов ; Ю. В. Бондарев ; читает Ю. Заборовский. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2010. — 1 фк. (48 час 14 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логос» ВОС.
МХР : АБ +ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6;Н48
Маленькая печальная повесть [Звукозапись] / В. П. Некрасов ; читает С. Кирсанов. — М. : [б. и.], 1989. — 1 мфк. (3 час 10 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Дружба народов. — 1989. — № 5.
МХР : АБ

85.143(3);Д15
Маленькие портреты [Звукозапись] / В. Некрасов ; читает К. Петров // Дали, Сальвадор. Дневник одного гения : пер. с фр. / С. Дали ; читает Е. Терновский. Записки пожилого человека : ч. 1-2 / Л. Лазарев ; читают : В. Сушков, Л. Ларионова. Маленькие портреты / В. Некрасов ; читает К. Петров. Воспоминания / А. И. Райкин ; читает Е. Терновский. Три восхитительных загадки Галы : судьбы знаменитых рус. эмигранток / Н. Стронгина ; читает Н. Грачева. Джинджер и Фред : пер. с ит. / Ф. Феллини ; читает С. Репина. Александр II : роман-хроника / А. Яковлев ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фк. (86 час 7 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2012.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Маленькие портреты [Звукозапись] / В. П. Некрасов ; читает К. Петров. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (4 час 37 мин). — С изд.: М. : Эксмо, 2005.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Месяц во Франции [Звукозапись] / В. П. Некрасов ; читает К. Петров. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (4 час 41 мин). — С изд.: М. : Эксмо, 2005.
МХР : АБ

63.3(4Лит);В29
Месяц во Франции [Звукозапись] / В. Некрасов ; читает К. Петров // Венцлова, Томас. Вильнюс: город в Европе / Т. Венцлова ; читает Н. Винокурова. Москва Мандельштама : книга-экскурсия / Л. М. Видгоф ; читает И. Ерисанова. Настоящий итальянец / В. Б. Глускер ; читает Е. Соболева. Из американских тетрадей / Ю. Золотов ; читает В. Лебедева. Япония и японцы : то, о чем умалчивают путеводители / Ю. Ковальчук ; читает Н. Винокурова. У них что-то с головой, у этих русских : пер. с швед. / А. Лаурен ; читает Л. Броцкая. Легенды старого Петербурга / читает Б. Персиянов. Месяц во Франции / В. Некрасов ; читает К. Петров. У самого синего моря : итал. дневник / Н. Осис ; читает Н. Карпунина. Тур де Франс : путешествие по Франции с Иваном Ургантом / В. В. Познер ; читает Н. Винокурова. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фк. (68 час 27 мин). — Запись с ориг. ИПТК «Логосвос», 2014.
МХР : АБ + НА + ПФ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Месяц во Франции [Звукозапись] / В. Некрасов ; читает К. Петров. — М. : Логосвос, 2015. — 1 фк. (4 час 41 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 2014.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Праздник, который всегда и со мной [Звукозапись] : путевые заметки, очерки / В. П. Некрасов ; читает Н. Винокурова. — М. : Логосвос, 2013. — 3 мфк. (8 час 15 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: СПб. : Команда А, 2012.
МХР : АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6;Н48
Праздник, который всегда и со мной [Звукозапись] : путевые заметки, очерки / В. Некрасов ; читает Н. Винокурова. — М. : Логосвос, 2014. — 1 фжд. (8 час 13 мин). — С изд.: М. : Логосвос, 2012.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6;Н48
Рассказы [Звукозапись] / В. П. Некрасов ; читает К. Петров. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (5 час 19 мин). — С изд.: М. : Эксмо, 2005.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6Н48
Саперлипопет [Звукозапись] : повесть / В. П. Некрасов ; читает Л. Олесова. — М. : [б. и.], 1992. — 2 мфк. (4 час 59 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Октябрь. — 1991. — № 4.
МХР : АБ

84(2рос=Рус)6;Н69
Саперлипопет [Звукозапись] : повесть / В. П. Некрасов ; читает Л. Олесова. — М. : Логосвос, 1992. — 1 фжд. (4 час 57 мин). — С изд.: Октябрь. 1991. — № 4.
МХР : АБ

Использованные материалы:
Виктор Некрасов: письма с фронта [Текст] / В. Потресов // Литературная газета. — 2003. — 5 февраля (№. 005). — С. 12.
Капитан Некрасов [Текст] // Российская газета. — 2011. — 21 апреля (№ 86). — C. 15.
Русские писатели, XX век [Текст] : библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 2. М-Я / [редкол. : Н. А. Грознова и др. ; под ред. Н. Н. Скатова]. — Просвещение : 1998. —784 с. : ил.
Штудии. Виктор Некрасов, или Искусство оставаться самим собой [Текст] / А. Карпов // Литературная учеба. — 2002. — 1 марта (No. 002). — С. 78-86.
Список сокращений
АБ — отдел абонемента
МХР — место хранения
НА — надомный абонемент
ПФ — отдел внестационарного обслуживания

Сост. В. И. Жукова