Владимир Алексеевич Гиляровский

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отделВ.А. Гиляровский
(1855–1935)
Рекомендательный список
воспроизведенных изданийМосква
2013

Владимир Алексеевич Гиляровский родился 26 ноября (по старому стилю) 1855 г. в семье помощника управляющего имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии. Долгое время считалось, что Гиляровский родился в 1853 г., недавно год его рождения был установлен по метрической книге церкви села Сяма (ныне Вологодский район, Вологодская область), где его крестили.
По мнению архивистов, ошибка в справочниках и энциклопедиях могла быть вызвана статьёй, которую Гиляровский опубликовал в 1928 г. к своему, как он считал или утверждал, 75-летию.
Володя, потомок запорожских казаков, рос крепким и жизнерадостным ребенком. Давний друг деда, матрос Китаев, был его наставником: учил гимнастике, борьбе, плаванию, верховой езде, брал с собой на охоту.
В 1860 г. семья перебралась в Вологду. Когда Владимиру было восемь лет, у него умерла мать. Некоторое время спустя отец женился, его новая жена относилась к мальчику как к собственному сыну.
В августе 1865 г. В.А. Гиляровский поступил в Вологодскую гимназию, но с прилежанием у него дело обстояло плохо, в первом классе гимназии он был оставлен на второй год. Интерес к творчеству у Владимира проявился в гимназические годы, он начал писать стихи и эпиграммы на учителей, переводил стихи с французского языка. Его привлекали подвижные занятия, решив стать цирковым артистом, Владимир освоил акробатику и джигитовку, что впоследствии пригодилось ему в жизни.
В июне 1871 г. после неудачной сдачи экзамена в гимназии В.А. Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. Он подрядился работать бурлаком на Волге — шёл с лямкой от Костромы до Рыбинска, затем работал в Ярославле крючником в порту, осенью того же года поступил вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873 г. был направлен в Московское юнкерское училище, но проучившись около месяца, был отчислен в полк за нарушение дисциплины. В.А. Гиляровский военную службу продолжать не стал, написав рапорт об отставке.
Владимир работал в Ярославле, Царицыне, Ростове-на-Дону, он трудился истопником, пожарным, табунщиком, наездником в цирке. В 1875 г. начал работать актёром в театре, выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и т. д.
Когда началась русско-турецкая война 1877–1878 гг., пошёл в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе в 12-ой роте 161-го Александропольского полка, затем перешёл в охотничью команду, был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светло-бронзовой медалью “В память русско-турецкой войны 1877–1878 гг.”, медалью “В память 300-летия царствования дома Романовых”.
Во время своих странствий В.А. Гиляровский делал зарисовки, писал стихи, начал печататься, регулярно присылал письма своему отцу, который бережно хранил его рукописи. В 1881 г. В.А. Гиляровский приехал в Москву. К этому времени относится начало его дружбы с И.И. Левитаном и А.П. Чеховым. Год с небольшим он служил в частном московском драматическом театре А.А. Бренко. Около года он писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 г. сотрудничал как журналист в газете “Московский листок”, в 1883–1889 гг. – в “Русских ведомостях”. Печатался в газетах “Муравей”, “Оса”, “Русская мысль”, “Петербургский листок”, “Новое время”, “Русское слово” и других изданиях. В 1889–1891 гг. числился штатным сотрудником в газете “Россия”.
В 1887 г. В.А. Гиляровский подготовил для печати книгу “Трущобные люди”. Все рассказы и очерки, вошедшие в книгу, ранее были напечатаны в различных газетах и журналах за исключением очерка из рабочей жизни “Обречённые”. Однако книге не суждено было увидеть свет. Тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят из типографии и сожжен в Сущевской полицейской части Москвы, гранки набора было приказано рассыпать в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена.
На прошение В.А. Гиляровского о допуске книги к печати был получен ответ: “Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя”.
В 1894 г. Гиляровский издал сборник стихов “Забытая тетрадь”. После этого Владимир Алексеевич продолжал работать репортёром в “Русских ведомостях”, присылал репортажи с Дона, из Албании, писал статьи о русско-японской войне.
В.А. Гиляровский стал одним из лучших журналистов столичной прессы, его “коньком” были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли “королём репортёров”.
Общее внимание привлекли его репортажи о Кукуевской катастрофе, когда в результате размыва почвы под железнодорожное полотно провалился целый состав. Особая комиссия по выявлению причин аварии работала в условиях строгой секретности, посторонние не допускались. Прибыв на место крушения В.А. Гиляровский спрятался в туалете вагона, а потом незаметно присоединился к комиссии, члены которой не знали друг друга. Четырнадцать дней он посылал в “Московский листок” разоблачительные корреспонденции с места события.
Им был написан очерк о трагедии на Ходынском поле в 1896 г. во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II. В.А. Гиляровский являлся очевидцем этой катастрофы, где чудом остался жив. Его репортаж опубликовали через день после происшествия.
В.А. Гиляровский довольно быстро стал популярной личностью в Москве. Он был признанным краеведом, блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, он был вхож как в высший свет, так и в притоны Хитровки, где его знали под именем дядя Гиляй. Он был знатоком московского “дна”, приюта нищих, босяков, отщепенцев, заслужил любовь и доверие озлобленных людей. Беднота знала, что дядя Гиляй в нужный момент поможет – даст денег, “вытащит” из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию именно в тот момент, когда она будет нужна.
Владимир Алексеевич был живой легендой, с его именем связывали самые невероятные истории и происшествия. Известна, например, история о том, как он послал письмо в Австралию по вымышленному адресу. Письмо вернулось к Гиляровскому, и он демонстрировал его своим друзьям, поражаясь обилию штемпелей и почти сказочному пути, которое проделало письмо. Ходили легенды и о его физической силе: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу.
Владимир Алексеевич обладал особым талантом общения, он дружил или был близко знаком с Л.Н. Андреевым, А. Белым, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, И.А. Буниным, М. Горьким, М.Н. Ермоловой, С.А. Есениным, В.И. Качаловым, А.И. Куприным, К.Г. Паустовским, И.Е. Репиным, А.К. Саврасовым, С.Г. Скитальцем (Петровым), К.С. Станиславским, Ф.И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и другими незаурядными людьми.
Помимо того что Гиляровский имел репутацию “короля московских репортёров”, он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы. В 1914 г. Гиляровский получил предложение издать свои сочинения, но работа над собранием сочинений была прервана войной.
В начале Первой мировой войны он написал текст “Марша сибирских стрелков”.
Из тайги, тайги дремучей,
От Амура от реки
Молчаливой, грозной тучей,
В бой идут сибиряки.

Их сурово воспитала
Молчаливая тайга,
Бури грозные Байкала,
И сибирские снега.

Ни усталости не зная,
Бьются ночь и бьются день,
Только серая папаха
Лихо сбита набекрень.

Эх, Сибирь, Сибирь родная,
За тебя мы постоим.
Волнам Рейна и Дуная
Твой поклон передадим.

Знай, Сибирь, в лихие годы
В память славной старины
Честь великого народа
Отстоят твои сыны.

Русь свободная воскреснет,
Нашей верою горя,
И услышат эту песню
Стены древнего Кремля.

В наши дни многие знают песню амурских красных партизан “По долинам и по взгорьям…”, но мало кто знает, что это переделанный “Марш сибирских стрелков”, написанный на слова В.А. Гиляровского.
В начале Первой мировой войны Владимир Алексеевич издал книгу своих стихов, весь гонорар за которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Эту книгу проиллюстрировали его друзья-художники: братья Васнецовы, Б.М. Кустодиев, С.В. Малютин, В.Е. Маковский, М.В. Нестеров, И.Е. Репин и другие. Собрать для иллюстрирования книжки столько знаменитостей мог только человек, которого они искренне уважали. Он всегда интересовался живописью; старался поддерживать молодых художников, на выставках покупая их картины. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми гордился приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. В большинстве случаев, Гиляровский не ошибался.
Но и художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру В.А. Гиляровского. Его портреты писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. В картине И.Е. Репина “Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану” образ смеющегося запорожца написан с В.А. Гиляровского. Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский часто гостил на даче, написал портреты Владимира Алексеевича и членов его семьи.
Скульптор Н.А. Андреев с В.А. Гиляровского создал образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю. На знаменитом памятнике Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал запорожца. Именно ему, после проведения серьезных исследований, удалось установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько больших статей.
После Октябрьской революции В.А. Гиляровский сотрудничает с периодическими изданиями: “Известия”, “Вечерняя Москва”, “Прожектор”, “Огонёк”. В 1922 г. издаёт поэму “Стенька Разин”. Выходят его книги: “От Английского клуба к музею Революции” (1926), “Москва и москвичи” (1926). Книга “Москва и москвичи” стала визитной карточкой писателя, в ней подробно и увлекательно изображена жизнь Москвы 1880–1890 гг.: рынки и трущобы, книжные магазины и трактиры, улицы и бульвары, люди искусства, торговцы и чиновники.
В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал писать. В конце жизни он обратился к мемуарам, вспоминая о своих многочисленных встречах с великими людьми. Им написаны книги: “Мои скитания” (1928), “Записки москвича” (1931), “Друзья и встречи” (1934). Книга “Люди театра” была напечатана после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 г.
Владимир Алексеевич Гиляровский скончался 1 октября 1935 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Рекомендательный список
воспроизведенных изданий
В.А. Гиляровского
84(2Рос=Рус)6; Г47.
Мои скитания [Звукозапись] ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; читает В. Самойлов. — М., 1989. — 5 мфк. (16 ч 59 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: Собр. соч. : в 4 т. Минск : Наука и техника, 1987. Т. 1.
Произведение В. А. Гиляровского автобиографично, автор вспоминает о своем детстве, рассказывает о встречах с интересными людьми.
МХР: НА

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Мои скитания [Звукозапись] ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; читает В. Самойлов. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2007. — 5 мфк. (16 ч 59 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Просвещение, 1992.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Мои скитания [Звукозапись] ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; читает В. Самойлов. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2005. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (16 ч 59 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — С изд.: Минск : Наука и техника, 1987.
МХР: КХ

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Мои скитанья [Звукозапись] ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; читает В. Самойлов. — М. : Логосвос, 1987. — 1 фжд. (16 ч 51 мин). — С изд.: Минск : Наука и техника, 1987.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Мои скитания [Шрифт Брайля] / В. А. Гиляровский. — М. : Просвещение, 1992. — 4 кн. — Перепеч.: Сочинения : в 4 т. М., 1967. Т. 1.
МХР: ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Москва и москвичи [Звукозапись] / В. Гиляровский ; читает Е. Терновский. — М., 1998. — 5 мфк. (19 ч 43 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Моск. рабочий, 1983.
МХР: АБ + НА+ ПФ

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Москва и москвичи [Звукозапись] / В. А. Гиляровский ; читает Е. Терновский. — М. : Логосвос, 1998. — 1 фжд. (19 ч 41 мин). — С изд.: М. : Моск. рабочий, 1983.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Москва и москвичи [Звукозапись] / В. А. Гиляровский ; читает Е. Терновский. — М. : АРДИС, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (14 ч 42 мин). — (Историческая библиотека). — Формат МР3. — Загл. с этикетки контейнера.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Москва и москвичи [Шрифт Брайля] : очерки старомоск. быта / В. А. Гиляровский. — М. : Просвещение, 1982. — 7 кн. — Перепеч.: М. : Моск. рабочий, 1959.
Воспоминания В. А. Гиляровского, знатока истории Москвы и московского быта, знакомят с Москвой конца ХIХ — начала ХХ в. Автор рассказывает об улицах и переулках, площадях и парках старой Москвы, о городских трущобах и их обитателях, о литературной и театральной жизни Москвы того времени.
МХР: АБ

85.38; Г47.
Москва и москвичи [Электронный ресурс] : радиоспектакль / В. А. Гиляровский ; исполн.: С. Жирнов, Е. Новиков. — М. : Изори, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (1 ч 11 мин). — Формат МР3. — Загл. с этикетки диска.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Трущобные люди [Звукозапись] : рассказы, очерки, мемуары / В. А. Гиляровский ; читает В. Герасимов. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2008. — 5 мфк. (16 ч 49 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Эксмо, 2007.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Г47.
Трущобные люди [Звукозапись] : рассказы, очерки, мемуары / В. А. Гиляровский ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (16 ч 40 мин). — С изд.: М. : Эксмо, 2007.
МХР: АБ

Список сокращений
АБ – отдел абонемента
КХ – отдел книгохранения
мфк – магнитная фонограмма на кассете
МХР – место хранения
НА – отдел надомного абонемента
ПФ – отдел внестационарного обслуживания
фжд – файл жесткого диска

использованы материалы Интернет
http://ru.wikipedia.org/wiki/По_долинам_и_по_взгорьям#.C2.AB.D0.9C.D0.B0.D1.80.D
Сост. Н. Д. Шапошникова