Юрий Валентинович ТРИФОНОВ

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел

ЮРИЙ  ВАЛЕНТИНОВИЧ
ТРИФОНОВ
(1925-1981)

К 90 – летию со дня рождения

Рекомендательный список
воспроизведенных издании

Москва
2015

Юрий Валентинович Трифонов — советский писатель, мастер «городской» прозы, переводчик, прозаик, публицист, киносценарист. Лауреат Государственной премии (1951).
Юрий Трифонов родился в Москве 28 августа 1925 г.
Его отец — российский революционер, советский военный и государственный деятель, дипломат Валентин Андреевич Трифонов.
Мать — детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (литературный псевдоним — Е. Таюрина). В 1937—1938 гг. родители Юрия Трифонова были репрессированы.
Отец и его брат, Евгений Андреевич Трифонов, командарм, герой Гражданской войны, были расстреляны.
Для двенадцатилетнего мальчика арест отца стал настоящей трагедией, в невиновности которого он был уверен. Мама Юрия Трифонова отбывала срок заключения в Карлаге. Юрия и его младшую сестру Таню после ареста родителей воспитывала бабушка – Татьяна Александровна Лурье (Словатинская).
Бабушка была из «старой гвардии большевиков». Она была знакома со Сталиным с 1912 года, когда он жил в ее квартире на Васильевском острове в Петербурге, знала его по Секретариату ЦК, где семнадцать лет работала дежурным секретарем у Елены Стасовой. Во время репрессий бабушка не пострадала, но вся ее семья – сын, дочь, зять – попала под колеса тридцать седьмого. Расстреляны были почти все ее друзья.
После ареста родителей семье пришлось тяжело: их выселили из знаменитого Дома Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как «Дом на набережной» (по названию повести Ю. Трифонова), они бедствовали, скитались.
В годы Великой Отечественной войны Юрий вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.
Ещё в школе он заинтересовался литературой. Был редактором школьных газет. Свои стихи и небольшие рассказы посылал матери в лагерь. В Ташкенте в 1942 г. он окончил среднюю школу. Как «сын врага народа» он не имел права на поступление в вуз сразу после окончания школы, поэтому, вернувшись в Москву из эвакуации, устроился на работу на военный авиационный завод. Работал слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки. В 1944 г., работая по-прежнему на заводе, был принят на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького на отделение прозы (позднее перевелся на очное отделение). Посещал творческий семинар, которым руководили писатели К. Г. Паустовский и К. А. Федин. Институт окончил в 1949 г.
Первыми публикациями были фельетоны из студенческой жизни, напечатанные в газете «Московский комсомолец» в 1947 и 1948 гг.
Первый рассказ «В степи» был опубликован в 1948 г. в альманахе молодых писателей «Молодая гвардия».
Дипломная работа Юрия Трифонова, повесть «Студенты» – о жизни ровесников, написанная им в период с 1949 по 1950 годы, принесла ему известность. Она была опубликована в литературном журнале «Новый мир» и удостоена Сталинской премии в 1951 г.
О присуждении Сталинской премии Ю. Трифонов в «Записках соседа» написал так: «Рассказывали, что на заседании Комитета по премиям, когда обсуждалась моя кандидатура, кто-то сказал: «Он сын врага народа». Не помню уж кто, то ли Бубеннов, то ли кто другой из этой компании. Была минута ужаса. Сталин присутствовал, и было сказано для его ушей. Но он спросил: «А книга хорошая?» В самом вопросе уже содержался намек на ответ, и Федин нашел мужество сказать: «Хорошая». Повесть была выдвинута на вторую премию, ей дали третью. Может быть, Сталин вспомнил отца, которого хорошо знал еще по Юго-Восточному фронту. Или вспомнил дядю Евгения, которого тоже знал и недолюбливал с царицынских времен? Это была любимая игра: дети целуют руки, обагренные кровью их отцов». Сам писатель в дальнейшем относился к своей первой повести холодно.
Повесть «Студенты» была очень популярна, в редакцию журнала приходило множество писем. На автора посыпались предложения с радио, «Мосфильма», из издательств, журналов. Но после первого успеха Ю. Трифонов долго и трудно искал свою тему в прозе.
В 1949 г. Ю. Трифонов женился на оперной певице, солистке Большого театра Нине Алексеевне Нелиной. В 1951 г. в семье родилась дочь Ольга.
Весной 1952 г. он уехал в командировку в Каракумы, на великую стройку коммунизма – строительство Главного Туркменского канал. На долгие годы писательская судьба Юрия Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 г. появился цикл рассказов и очерков «Под солнцем». В конце 1950 годов и начале 1960 годов Ю. Трифонов написал рассказы «Бакко», «Очки», «Одиночество Клыча Дурды» и другие.
В 1963 г. был опубликован роман «Утоление жажды» (одноимённый фильм, 1965), события которого развёртываются на строительстве Туркменского канала, в следующие годы Ю. Трифонов в основном писал спортивные рассказы и репортажи. Он любил спорт, был страстным болельщиком, увлеченно писал о спорте. Был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле. Многие рассказы на спортивные темы, репортажи, заметки вошли в сборники «В конце сезона» (1961), «Игры в сумерках» (1970).
В 1955 г. был реабилитирован его отец – Валентин Трифонов, и это дало возможность написать документальную повесть «Отблеск костра» на основе сохранившегося архива отца. Эта повесть о кровавых событиях на Дону, изданная в 1965 г., стала главным произведением Ю. Трифонова в те годы.
В 1966 г. скоропостижно скончалась его жена Нина Нелина, в 1968 г. второй женой Ю. Трифонова стала Алла Пастухова, редактор серии «Пламенные революционеры» Политиздата.
Принципиально новым этапом в творчестве Ю. Трифонова стали повести «московского цикла» о жизни столичной интеллигенции в сталинскую эпоху и в период застоя, о сохранении человеческого достоинства в обыденной повседневности.
Первым произведением «московского цикла» стала повесть «Обмен» (1969). Ее главный герой, инженер Дмитриев, мучился необходимостью сделать решительный нравственный выбор: остаться в коммунальной квартире или съехаться с больной матерью, отношения с которой строились у Дмитриева таким образом, что обмен жилплощади стал бы для нее явным свидетельством того, что ее дни сочтены. В финале повести Дмитриев выбрал улучшение жилищных условий, подтверждая слова его матери о том, что он давно уже совершил обмен на житейские удобства всего лучшего, что было в его душе. Потом были написаны повести «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971).
Взаимопониманию главных героев повести «Другая жизнь» (1973) – историка Сергея Троицкого и его жены Ольги мешает душевная глухота. Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и разочарований (например, в парапсихологии, в которой он пытался найти панацею от житейских невзгод) приходит к Ольге только после его смерти.
В 1973 г. Юрий Трифонов опубликовал роман о террористах-народовольцах «Нетерпение», вышедшей в Политиздате в серии «Пламенные революционеры».
В романе «Старик» (1978) о судьбах казачества во время Гражданской войны, где глава семьи старый революционер Летунов на склоне лет размышляет о своем участии в кровавом расказачивании и, одновременно, о жизненной неустроенности своих детей.
Устами одного из героев романа писатель высказал суть своего отношения к истории и повседневности: «Жизнь – такая система, где все загадочным образом и по какому-то высшему плану закольцовано, ничто не существует отдельно, в клочках, все тянется и тянется, переплетаясь одно с другим, не исчезая совсем». В романе повторяются мысли, высказанные героем повести «Другая жизнь» историком Троицким – о том, что «человек есть нить», протянувшаяся из прошлого в будущее, и по этой нити можно изучать нравственную жизнь общества.
В 1975 г. в личной жизни Юрия Трифонова произошли изменения – он женился на писательнице Ольге Мирошниченко. О. Трифонова – директор московского музея «Дом на набережной», автор романа «Жена Сталина» о Надежде Аллилуевой и книги «Сны накануне», посвященной отношениям Маргариты Коненковой и Альберта Эйнштейна.
В 1976 г. появляется роман Юрия Трифонова «Дом на набережной», который стал завершением «московского цикла» писателя.
Серая громада на берегу Москвы-реки, 505 – квартирный «Дом Правительства», построенный в 1928-1931 году по проекту Бориса Иофана – стал символом советской эпохи со всеми ее достижениями и кровавыми потерями. Официальное название дома было «1-й Дом советов ЦИК и СНК», а потом его стали называть «Дом на Набережной» как и в почти автобиографическом произведения Ю. Трифонова.
«Дом на Набережной» – одно из самых заметных острых произведений 1970-х годов, стал событием литературной и общественной жизни. Рассказ о том, как жил знаменитый «правительственный» дом в предвоенной Москве, стал символом времени. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т. ч. и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими обстоятельствами 1930–1940-х годов.
Ольга Романовна Трифонова в интервью вспоминала:
«— Это было удивительное событие. Повесть «Дом на набережной» вышла в свет в 1976 году, по-моему, в первом номере журнала «Дружба народов». Это было, как взрыв бомбы: экземпляры журнала очень быстро исчезали из библиотек, и весь читающий народ стал передавать их друг другу для прочтения. В те времена любовь к литературе в нашей стране была очень большой. Это был не только факт литературный, это был также факт общественной жизни, очень значимый. Довольно долго не издавали эту повесть отдельной книгой… ключевой подтекст повести — исследование природы страха. Страх калечит человека еще в детстве и калечит его на всю жизнь, пример тому — Глебов».
В повести Ю. Трифоновым был сделан глубокий психологический анализ природы страха, природы и деградации людей под гнетом тоталитарной системы. Оправдание временем и обстоятельствами характерно для многих трифоновских персонажей. Причины предательства и нравственного падения автор видел в страхе, в который была погружена вся страна после сталинского террора. Обращаясь к различным периодам российской истории, писатель показывал мужество человека и его слабость, его величие и низость, причем не только на изломах, но и в повседневности.
В течение трех лет «Дом на набережной» не включался ни в один из книжных сборников, а Трифонов тем временем работал над романом «Старик», о кровавых событиях на Дону в 1918 г. «Старик» появился в 1978 г. в журнале «Дружба народов».
Роман Трифонова «Время и место», в котором история страны передавалась через судьбы писателей, при жизни Трифонова напечатан не был. Он был опубликован в 1982 г. с существенными цензурными изъятиями. Военное детство «сына врагов народа», учеба в литинституте, жизнь советского писателя –– и ежедневное желание доказать себе, что – талантлив, достоин, честен с собой…».
Цикл рассказов «Опрокинутый дом», в котором Ю. Трифонов с нескрываемым прощальным трагизмом рассказывал о своей жизни, также увидел свет после смерти автора, в 1982 г.
Вдова писателя О. Р. Трифонова говорила в интервью том, что Юрий Валентинович очень хотел написать исторический роман о большевиках и, наверное, написал бы его, но понимал, что такой роман невозможно будет опубликовать. Тем не менее, готовился к нему.
В 1980 г. по предложению Генриха Белля Юрий Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Шансы были высокими, но смерть писателя в марте 1981 г. перечеркнула их.
Юрий Валентинович Трифонов похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Роман Ю. Трифонова «Исчезновение» о репрессиях 30-х гг. был издан посмертно в 1987 г.
О Ю. Трифонове был снят документальный фильм «Про нас с вами».
В его честь был назван советский корабль «Юрий Трифонов».
Булат Окуджава посвятил Юрию Трифонову стихотворение «Пожелание друзьям (Давайте восклицать…)» (1975):
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
Тем более, что жизнь короткая такая.

Использованные материалы:
Русские писатели, XX век [Текст] библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 2. М-Я / [редкол. : Н. А. Грознова и др. ; под ред. Н. Н. Скатова]. — Просвещение : 1998. — 784 с. : ил.
https://ru.wikipedia.org/
http://www.krugosvet.ru/.html
http://www.hrono.ru/proekty/parus/trif0111.php

ЛИТЕРАТУРА:

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Время и место [Звукозапись] : роман / Ю. Трифонов ; читает В. Сушков. — М. : [б. и.], 1991. — 4 мфк. (13 час 42 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Дружба народов. — 1981. — № 9, 10.
МХР : АБ+ НА

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Долгое прощание [Звукозапись] / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фжд. (4 час 3 мин). — С изд.: М. : ИПТК «Логосвос», 2011.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Долгое прощание [Звукозапись] / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2013. — 1 мфк. (4 час 4 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд. : М. : Слово, 1999.
МХР : АБ+ ПФ+ НА

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Дом на набережной [Звукозапись] : повесть / Ю. В. Трифонов ; читает В. Панфилов. — М. : РГБС, 2007. — 2 мфк. (6 час 51 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд. : Дружба народов. 1976. № 1.
МХР : АБ+ ПФ+ НА

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Дом на набережной [Звукозапись] : повесть / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2013. — 2 мфк. (6 час 18 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд. : М. : Слово, 1999.
МХР : АБ+ ПФ + НА

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Дом на набережной [Звукозапись] : повесть / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фжд. (6 час 16 мин). — С изд.: М. : ИПТК «Логосвос», 2012.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Исчезновение [Звукозапись] / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М. : Логосвос, 1987. — 1 фжд. (7 час 28 мин). — С изд.: Дружба народов, 1987.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Исчезновение [Звукозапись] : роман / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М., 1987. — 2 мфк. (7 ч 31 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: Дружба народов. 1987. № 2 ; Знамя. 1986. № 12.
МХР : АРХ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6; А37
Исчезновение [Звукозапись] ; Недолгое пребывание в камере пыток / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов // Айтматов, Ч. Плаха / Ч. Айтматов ; читает Е. Терновский. Избранное / Л. Н. Андреев ; читает С. Репина. Исчезновение ; Недолгое пребывание в камере пыток / Ю. В. Трифонов ; читает В. Герасимов. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2008. — 1 фк. (41 час. 39 мин.). — Запись с ориг. ИПТК «Логос» ВОС, 2009.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Нетерпение [Шрифт Брайля] : повесть об Андрее Желябове / Ю. В. Трифонов. — М. : Просвещение, 1974. — 7 кн. — Перепеч.: М. : Политиздат, 1973. — (Пламенные революционеры).
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Обмен [Текст] / Ю. Трифонов. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2009. — 115, [1] с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). — Текст печатается по изд.: Рассказы / Ю. Трифонов. М. : Художеств. лит., 1987.
МХР : АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Отблеск костра [Звукозапись] : док. повесть о В. А. Трифонове / Ю. В. Трифонов ; читает В. Лебедева. — М. : [б. и.], 1989. — 2 мфк. (6 час 51 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: Собр. соч. : в 4 т. М.: Художеств. лит., 1987. Т. 4.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Отблеск костра [Звукозапись] : док. повесть о В. А. Трифонове / Ю. В. Трифонов ; читает В. Лебедева. — М. : Логосвос, 1989. — 1 фжд. (6 час 47 мин). — С изд.: Собр. соч. : в 4-х т. М. : Художеств. лит., 1987. Т. 4.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Отблеск костра [Шрифт Брайля] : док. повесть о В .А. Трифонове / Ю. В. Трифонов. — М. : Просвещение, 1989. — 3 кн. — Перепеч.: М. : Совет. писатель, 1988.
МХР : ПФ+ АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Рассказы и повести [Шрифт Брайля] / Ю. В. Трифонов ; предисл. Ф. Кузнецова. — М. : Просвещение, 1976. — 6 кн. — Содерж.: Кн. 1. Город: Был летний полдень; В грибную осень; Вера и Зойка. Кн. 2. Конец сезона; Голубиная гибель; Путешествие; Испанская Одиссея; Прозрачное солнце осени; Игры в сумерках. Кн. 3. Обмен. Кн. 4. Пустыня: Доктор, студент и Митя; Маки. Кн. 5. Последняя охота; Беседа с герпетологами; Бако; О любви; Однажды душной ночью; Дети доктора Гриши; Кепка с большим козырьком. Путешествия: Костры и дождь; Воспоминания о Дженцано. Кн.6. Травничек и хоккей; Победитель; Сотворение кумиров; Ветер; Самый маленький город. — Перепеч.: М. : Художеств. лит., 1971. С изд.: Дружба народов. — 1987. — № 2 ; Знамя. — 1986.— № 12.
МХР : ПФ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Старик [Шрифт Брайля] : роман / Ю. В. Трифонов. — М. : Просвещение, 1982. — 4 кн. — Перепеч.: М. : Совет. писатель, 1979.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Утоление жажды [Шрифт Брайля] : роман / Ю. В. Трифонов. — М. : Просвещение, 1969. — 6 кн. — Перепеч.: М. : Совет. писатель, 1965.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Юрий и Ольга Трифоновы вспоминают [Звукозапись] / Ю. В. Трифонов, О. Р. Трифонова ; читает Н. Винокурова. — М. : Логосвос, 2010. — 1 фжд. (10 час 28 мин). — С изд.: М. : Коллекция «Совершенно секретно», 2003.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; Т69.
Юрий и Ольга Трифоновы вспоминают [Звукозапись] / Ю. В. Трифонов, О. Р. Трифонова ; читает Н. Винокурова. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2010. — 3 мфк. (10 час 31 мин) : 2,38 см/с, 4 доp. — С изд.: М. : Совершенно секретно, 2003.
МХР : АБ +ПФ +НА

Список сокращений
АБ — отдел абонемента
МХР — место хранения
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел внестационарного обслуживания

___________________________
Сост. Жукова В. И.