Зинаида Николаевна Гиппиус

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел

Зинаида Николаевна
Гиппиус
(1869–1945)
к 145-летию со дня рождения

Рекомендательный список
воспроизведенных изданий

Москва
2014

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 (8 по старому стилю) ноября 1869 г. в городе Белёв (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Отец, Николай Романович Гиппиус, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате; мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера. В их семье было четверо детей — Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна. В связи со служебной деятельностью отца, семья Гиппиус часто переезжала с места на место. Зинаиде не удалось получить полноценного образования, она периодически посещала различные учебные заведения, но в основном готовилась к экзаменам с гувернантками. Девочка много читала, вела подробные дневниковые записи, охотно переписывалась со знакомыми. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет, для ее стихов были характерны мрачные настроения. “Я с детства ранена смертью и любовью” — позже вспоминала Зинаида Николаевна.
Отец Зинаиды был болен туберкулёзом. У него обострилась болезнь, но получив должность обер-прокурора, был вынужден выехать к новому месту службы в Черниговскую губернию в город Нежин. Зинаиду отдали в Киевский женский институт, но некоторое время спустя вынуждены были забрать, т. к. девочка очень тосковала по дому. Поскольку в Нежине не было женской гимназии она училась дома.
Николай Романович Гиппиус скоропостижно скончался в Нежине в 1881 г.; его вдова осталась с большой семьей на руках — четырьмя дочерьми, бабушкой и незамужней сестрой — практически без средств к существованию. Зинаида очень тяжело переживала смерть отца. В 1882 г. Анастасия Васильевна с дочерьми переехала в Москву. Зинаида поступила в гимназию Фишер, где охотно училась, но вскоре врачи обнаружили у неё туберкулёз и учебное заведение пришлось оставить.
Опасаясь, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, могут тяжело заболеть, мать переехала с ними в Ялту. В Крыму Зинаида с удовольствием занималась любимыми вещами: верховой ездой и литературой.
В 1885 г. Анастасия Васильевна с дочерьми переезжает к брату, Александру Васильевичу Степанову, в Тифлис. Он обладал достаточными средствами, чтобы снять для племянницы дачу в Боржоми, где та поселилась с подругой. Год спустя две больших семьи, Гиппиус и Степановых, отправились в курортный поселок Манглиси (Грузия), где А.В. Степанов скоропостижно скончался. Гиппиусы были вынуждены остаться в Тифлисе.
В 1888 г. Зинаида Гиппиус с матерью отправилась на дачу в Боржоми. Здесь она познакомилась с Дмитрием Сергеевичем Мережковским (1865–1941), только что выпустившим в свет свою первую книгу стихов и путешествовавшим по Кавказу. Ощутив духовную и интеллектуальную близость со своим новым знакомым, восемнадцатилетняя Гиппиус на его предложение о замужестве не задумываясь ответила согласием. 8 января1889 г. в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания, за которой последовало короткое свадебное путешествие.
Поначалу Гиппиус и Мережковский заключили негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию. Некоторое время жена по просьбе супруга переводила байроновского “Манфреда”. Затем Д.С. Мережковский объявил о том, что сам собирается нарушить договор: у него возникла идея написать роман о Юлиане Отступнике. С этого времени они писали и стихи, и прозу каждый, в зависимости от настроения.
В Петербурге Мережковский познакомил З.Н. Гиппиус с известными литераторами: Я.П. Полонским, А.Н. Майковым, Д.В. Григоровичем. Она сблизилась с редакцией журнала “Северного вестника”, в том числе критиком А.Л. Волынским и заведующим отделом поэзии в журнале А.Н. Плещеевым. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление “от позитивизма к идеализму”, были связаны первые литературные опыты писательницы. В 1888 г. в “Северном вестнике” опубликовали два ее стихотворения. Эти и некоторые последующие стихи начинающей поэтессы были полны пессимизма и меланхолии, они были созвучны популярным произведениям Семёна Надсона.
Зинаида Николаевна активно контактировала с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера. Она познакомилась с А.А. Давыдовой, издававшей журнал “Мир Божий”, посещала Шекспировский кружок, участниками которого были известные адвокаты, стала членом-сотрудником Русского литературного общества.
В начале 1890 г. З.Н. Гиппиус под впечатлением разыгравшейся у неё на глазах маленькой любовной драмы написала рассказ “Простая жизнь”. Главными героями рассказа были их горничная Паша и друг семьи Николай Минский. Рассказ напечатал журнал “Вестник Европы”, опубликовав под заголовком “Злосчастная”, так состоялся дебют Гиппиус в прозе. Затем последовали новые публикации: рассказы “В Москве”, “Два сердца”, романы “Без талисмана”, “Победители”, “Мелкие волны”. Их публиковали в “Северном вестнике”, “Вестнике Европы”, “Русской мысли” и других изданиях. Эти публикации давали финансовую независимость семье Гиппиус и Мережковского.
Критики отмечали в ранних произведениях Зинаиды Николаевны двойственность человека, ангельского и демонического начал, а также влияние Ф.М. Достоевского. Позже в “Новом энциклопедическом словаре” писали, что первые произведения Гиппиус были написаны под явным влиянием идей Ф. Ницше, М. Метерлинка и других властителей дум того времени.
З.Н. Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд бесконечных ангин и ларингитов. Чтобы поправить здоровье и не допустить туберкулёзного рецидива, Мережковский и Гиппиус в 1891–1892 гг. совершили две поездки по югу Европы. В ходе первой из них они общались с А.П. Чеховым и А.С. Сувориным, которые на некоторое время стали их спутниками, побывали в Париже. Во время второй поездки, остановившись в Ницце, супруги познакомились с Дмитрием Философовым, несколько лет спустя ставшим их постоянным спутником и ближайшим единомышленником. Впоследствии итальянские впечатления заняли важное место в мемуарах З.Н. Гиппиус. Между тем финансовое положение супружеской четы, жившей почти исключительно на гонорары, оставалось в эти годы тяжёлым. “Теперь мы в ужасном, небывалом положении. Мы живем буквально впроголодь вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца”, — сообщала она в одном из писем 1894 г.
Поэтический дебют Зинаиды Николаевны получил скандальную известность. В “Северном вестнике” она опубликовала стихотворения “Песня” (“Мне нужно то, чего нет на свете…”) и “Посвящение” (со строками: “Люблю я себя, как Бога”). Если в прозе она сознательно ориентировалась “на общий эстетический вкус”, то стихи воспринимала как нечто крайне интимное, созданное “для себя”.
Гиппиус, во многом сама провоцировала общественность, тщательно продумывала своё социальное и литературное поведение, умело внедряла искусственно формировавшийся образ в общественное сознание. На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 г. она представала перед публикой — сначала пропагандисткой сексуального раскрепощения, затем — противницей церкви, утверждая, что грех только один — самоумаление.
“Собрание стихов. 1889–1903” Зинаиды Николаевны, вышедшее в 1904 г., стало крупным событием в жизни русской поэзии. В критической статье на её книгу, И. Анненский писал, что в творчестве Гиппиус сконцентрирована “вся пятнадцатилетняя история русского лирического модернизма”. В.Я. Брюсов, пылкий поклонник поэтического творчества З.Н. Гиппиус, особо отмечал “непобедимую правдивость”, с какой поэтесса фиксировала различные эмоциональные состояния и жизнь своей “пленённой души”.
Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение которого считалось почти обязательным для молодых мыслителей и писателей, тяготевших к символизму. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своём считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского. Вместе с тем, завсегдатаи испытывали и неприязнь к хозяйке салона, подозревая в ней высокомерие, нетерпимость и склонность к экспериментам с участием посетителей. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным знакомством с “мэтрессой”, испытывали серьёзные психологические затруднения. Гиппиус предъявляла к поэзии предельно высокие требования религиозного служения красоте и истине, она читала, что “стихи — это молитвы”, и в своих оценках была предельно откровенна и резка.
Образ хозяйки салона “поражал, притягивал, отталкивал и вновь притягивал” единомышленников, в том числе А. Блока, с которым у Зинаиды Николаевны сложились особенно сложные, менявшиеся отношения, А. Белого, В. Розанова, В. Брюсова. Один из первых символистских издателей П.П. Перцов писал о ней: “Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской. …Весь Петербург её знал, благодаря этой внешности и благодаря частым её выступлениям на литературных вечерах, где она читала свои столь преступные стихи с явной бравадой”.
В 1899—1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С. П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала “Мир искусства”, где она стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. В них, подписанных мужскими псевдонимами, Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт, Гиппиус оставалась последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей. После ухода из “Мира искусства” Зинаида Николаевна выступала в качестве критика в журналах “Новый путь”, “Весы”, “Образование”, “Новое слово”, “Новая жизнь”, “Вершины”, “Русская мысль”, а также в ряде газет: “Речь”, “Слово”, “Утро России” и т. д. Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги “Литературный дневник” (1908). Гиппиус в целом негативно оценивала состояние русской художественной культуры, связывая его с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов предыдущего века.
К началу XX века у Гиппиус и Мережковского сложились собственные, оригинальные представления о свободе, метафизике любви, а также необычные неорелигиозные воззрения. Идея обновления во многом себя исчерпавшего, как им казалось, христианства возникла у Мережковских осенью 1899 г. Для осуществления задуманного решено было создать “новую церковь”, где рождалось бы “новое религиозное сознание”. Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний (1901–1903), целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для обсуждения вопросов церкви и совершенствования человеческой природы. В начале 1900-х гг. вся литературно-публицистическая и практическая деятельность Гиппиус была устремлена на воплощение идей соединение христианской и языческой святости для достижения последней вселенской религии.
События 1905 г. стали во многом переломными в жизни и творчестве З.Н. Гиппиус. Если до этого времени текущие социально-политические вопросы находились практически вне сферы её интересов, то расстрел 9 января явился для неё и Мережковского потрясением. На несколько лет супруги сделались непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России. “Да, самодержавие — от Антихриста”, — писала в те дни Гиппиус.
В феврале 1906 г. Мережковские покинули Россию и направились в Париж, где в добровольном “изгнании” провели более двух лет. Здесь они выпустили сборник антимонархических статей на французском языке.
В Париже поэтесса начала организовывать “субботы”, которые посещали друзья-писатели. В эти парижские годы супруги много работали: Мережковский — над исторической прозой, Гиппиус — над публицистическими статьями и стихами. Увлечение политикой не сказалось на мистических исканиях Зинаиды Николаевны: лозунг создания “религиозной общественности” оставался в силе, предполагая соединение всех радикальных движений для решения задачи обновления России.
В 1908 г. супруги вернулись в Россию, в холодном Петербурге у Гиппиус вновь проявились старые болезни. В течение последующих шести лет она вместе с мужем неоднократно выезжала за границу лечиться. Во время поездки во Францию в 1911 г. Гиппиус купила недорогую квартиру в Пасси; это приобретение имело впоследствии для обоих решающее, спасительное значение. С осени 1908 г. Мережковские приняли активное участие в возобновлённых в Петербурге Религиозно-философских собраниях, преобразованных в Религиозно-философское общество.
В 1910 г. вышло “Собрание стихов. Кн. 2. 1903–1909” З.Н. Гиппиус. Начало Первой мировой войны произвело на Мережковских тяжёлое впечатление; они резко выступили против участия в ней России. Жизненная позиция З. Гиппиус проявилась в эти дни необычным образом: она — от лица трех женщин, используя в качестве псевдонимов имена и фамилии прислуги — стала писать стилизованные под лубок “простонародные” женские письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты. Эти стихотворные послания (“Лети, лети, подарочек”, “На дальнюю сторонушку” и т. п.), не представлявшие художественной ценности, имели, тем не менее, общественный резонанс.
Конец 1916 г. супруги провели в Кисловодске, а в январе 1917 г. вернулись в Петроград. Их новая квартира на Сергиевской стала настоящим политическим центром, иногда напоминавшим “филиал” Государственной Думы. Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 г., полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы, установили дружеские отношения с А.Ф. Керенским.Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение “царства Антихриста”, торжество “надмирного зла”. В конце 1917 г. З.Н. Гиппиус ещё имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах. Следующий, 1918 г., прошёл под знаком подавленности, в дневниках поэтесса писала о голоде.
Зимой 1919 г. Мережковские и Философов начали обсуждать варианты бегства. Получив мандат на чтение лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта, Мережковский получил разрешение на выезд из города. В декабре четверо, включая В. Злобина, секретаря Гиппиус, со скудным багажом, рукописями и записными книжками — отправились в Гомель. Д.С. Мережковский всю дорогу не выпускал из рук книгу с надписью: “Материалы для лекций в красноармейских частях”. После недолгого пребывания в Польше в 1920 г., Мережковские навсегда уехали во Францию.
В Париже, поселившись с мужем в скромной, но собственной квартире, З.Н. Гиппиус принялась обустраивать новый, эмигрантский быт, и вскоре приступила к активной работе. Она продолжила работу над дневниками и завязала переписку с читателями и издателями Д.С. Мережковского. По инициативе Зинаиды Николаевны в Париже было создано общество “Зелёная лампа” (1925–1939), призванное объединить разнообразные литературные круги эмиграции, которые разделяли их взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России.
В сентябре 1928 г. Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей-эмигрантов, организованном в Белграде королем Югославии Александром I, выступали с публичными лекциями в Югославской академии. В 1932 г. в Италии с успехом прошла серия лекций Д.С. Мережковского о Леонардо да Винчи. Но в целом для поэтессы это был период глубокого пессимизма.
Последние годы жизни супруги вели трудную и бедную жизнь. Парижская квартира Мережковских была описана за неплатёж, им приходилось экономить на всем. Смерть Дмитрия Сергеевича в 1941 г. явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. Вдова писателя, подвергшаяся в эмигрантской среде остракизму, посвятила свои последние годы работе над биографией покойного мужа; эта книга осталась неоконченной и была издана в 1951 г. Зинаида Николаевна работала над поэмой “Последний круг”, напоминавшей “Божественную комедию” Данте, оставшейся, как и книга “Дмитрий Мережковский”, незавершённой.
Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 г., похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Воспроизведенные издания З. Н. Гиппиус
87.3(2); Г50.
Задумчивый странник [Звукозапись] : о Розанове / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (3 ч 7 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — С изд.: М. : Изд-во “Захаров”, 2001.
При жизни В. В. Розанов нередко шокировал современников. Зинаида Гиппиус предложила свой взгляд на личность Василия Васильевича Розанова, крупного русского писателя, философа и религиозного мыслителя.
МХР: АБ + ПФ

85.31; Г50.
Крик [Звукозапись] / З. Н. Гиппиус ; комп. и исполн. С. Коренблит. — М. : МП “Авт. песня”, 1997. — 1 мфк. (46 мин) : 4,76 см/с, 2 дор. — (Галерея нотных портретов).
МХР:АБ

83.3(2Рос=Рус)1; Г50.
Мережковский [Звукозапись] : он и мы / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (8 ч 58 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — С изд.: М. : Изд-во “Захаров”, 2001.
В истории литературы с именем Дмитрия Мережковского неразрывно связано имя его жены Зинаиды Гиппиус. Эта супружеская пара одна из уникальных. По признанию Гиппиус, она прожила с Мережковским “52 года, не разлучаясь со дня свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день”.
МХР: АБ + ПФ

83.3(2Рос=Рус)1; Г50.
Мой лунный друг [Звукозапись] : о Блоке / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (3 ч 38 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — С изд.: М. : Изд-во “Захаров”, 2001.
Эссе З. Гиппиус “Мой лунный друг” (1922) занимает видное место в её творческом наследии. За единичными воспоминаниями об А. Блоке, перипетиями литературной жизни рубежа веков здесь проступают облеченные в изящную художественную форму интуиции о тайне творческой личности, о коллизиях душевного и общественного бытия поэта порубежной эпохи.
МХР: АБ + НА + ПФ

83.3(2Рос=Рус)1; В31.
Мой лунный друг [Звукозапись] : о Блоке ; Мережковский : он и мы ; Задумчивый странник : о Розанове / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова // Вересаев, В. В. Живая жизнь : о Достоевском и Льве Толстом / В. В. Вересаев ; читает О. Федоров. Мой лунный друг : о Блоке ; Мережковский : он и мы ; Задумчивый странник : о Розанове / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. Лев Николаевич Толстой ; Памяти Д. В. Григоровича ; Ф. М. Достоевский / А. Ф. Кони ; читают: В. Самойлов, О. Федоров. — СПб. : Вира-М, 2013. — 1 фк. (38 ч). — С изд.: СПб. : Вира-М, 2008.
МХР: ПФ

84(2Рос=Рус)1; Г50.
Обыкновенная вещь [Звукозапись] : рассказ / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2002. — 3 мфк. (2 ч 25 мин) : 4,76 см/с, 2 дор. — С изд.: М. : Современник, 1991.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; Г50.
Петербургские дневники, 1914–1919 [Звукозапись] / З. Н. Гиппиус ; читает С. Репина. — М. : РГБС, 1995. — 4 мфк. (13 ч 42 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М., 1990.
В сборник, объединенный общим названием, включены “Синяя книга, “Черная книга” и “Серый блокнот”.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; Г50.
Слишком ранняя [Звукозапись] : рассказ / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2002. — 3 мфк. (2 ч 40 мин) : 4,76 см/с, 2 дор. — С изд.: М. : Современник, 1991.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; Г50.
Чертова кукла [Звукозапись] : роман / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2002.— 7 мфк. (6 ч 34 мин) : 4,76 см/с, 2 дор. — С изд.: М. : Современник, 1991.
Предлагаемый сборник достаточно полно представляет художественную прозу писательницы. В настоящее издание вошли роман “Чертова кукла”, рассказы и новелла, а также подборка стихотворений и ряд литературно-критических статей.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)1; Г50.
Чертова кукла [Шрифт Брайля] : проза. Стихотворения. Статьи / З. Гиппиус ; [сост., вступ. ст., примеч. В. В. Ученовой]. — М. : Репро, 2002. — 11 кн. — Перепеч.: М. : Современник, 1991.
МХР: АБ + ПФ + НА

84(2Рос=Рус)1; Г50.
Яблони цветут [Звукозапись] : рассказ / З. Н. Гиппиус ; читает Г. Самойлова. — СПб. : Вира-М, 2002. — 3 мфк. (2 ч 25 мин) : 4,76 см/с, 2 дор. — С изд.: М. : Современник, 1991.
МХР: АБ
Список  сокращений
АБ – отдел абонемента
КХ – отдел книгохранения
мфк – магнитная фонограмма на кассете
МХР – место хранения
НА – отдел надомного абонемента
ПФ – отдел внестационарного обслуживания
фжд – файл жесткого диска

При написании очерка о З.Н. Гиппиус использованы сайты Интернета:
ru.wikipedia.org; www.biografguru.ru; krugosvet.ru
_______________________
Сост. Н. Д. Шапошникова