Что нужно учитывать при изготовлении рельефно-графических материалов для незрячих детей

 

Незрячий ребенок познает свойства, признаки вещей и явлений в реальной жизни через осязание пальцами рук различных предметов, на основе чего и формирует свои представления и знания об окружающем мире. Между тем острота тактильного восприятия – характеристика все-таки индивидуальная. У каждого она своя.  На ранних возрастных этапах познавательные процессы находятся на стадии своего формирования. Тактильное восприятие также требует тренировки и научения. 

Таким образом, важно, чтобы показываемая на ощупь маленькому ребенку картинка, адекватно отражала то, что должна показывать. Иначе у незрячих детей будет формироваться искаженное представление о предметах, которые они не могут потрогать в реальной жизни.

Вот почему при изготовлении рельефно-графических материалов нужно учитывать многие физические характеристики изображаемых объектов: прежде всего соответствие предметов между собой по формам и размерам, по пространственному расположению  – так, как это существует в действительности. К примеру, яблоко не может быть больше арбуза, собака – такого же размера, как лошадь, а гора и человек не должны быть одной высоты.

Другой значимый параметр – четкость изображения. Проводя кончиками пальцев по контуру предмета, незрячий ребенок  определяет  его форму, размер, выступающие детали (уши, хвост, листья, колеса, лучи солнца), класс, к которому относится данный предмет или явление. Поэтому важно, чтобы под пальцами был явно ощущаемый, выделяющийся из фона контур. Изображение, перегруженное большим количеством деталей, которые сливаются и накладываются друг на друга, воспринимаются с трудом либо вообще не определяются.

Фактура поверхности также должна  содержать в себе информацию для незрячего человека. К примеру, поверхность рисунка может быть неоднородной: шероховатой в некоторых местах либо глянцевой, некоторые участки могут быть приподняты больше, чем другие, или наоборот: могут быть более сглажены в сравнении с первыми. Все эти особенности фактуры ассоциативно несут в себе смысл. В частности, глянцевая поверхность ассоциируется с чем-то скользким, прохладным (вода, лед), а шероховатая –  с чем-то более объемным и теплым (кора дерева).

Кроме того, имеет значение то, насколько основные фигуры выступают из фона. Более четко прочерченные линии обращают на себя внимание, а более сглаженные отражают  нечто едва уловимое, только намечающееся. Важно, чтобы для изображения различных предметов или явлений, относящихся к разным категориям, на общем рисунке использовались разные контрастные фактуры. Так, не следует изображать одной глянцевой поверхностью воду и лепестки цветка.

При этом к рельефным иллюстрациям необходимы пояснения или краткая надпись, говорящая о том, кто или что изображено на рисунке. Это поможет слепым детям, которые владеют  навыками чтения рельефно-точечного шрифта Брайля лучше понять рисунок, а незрячим педагогам позволит работать с незрячими и слабовидящими детьми.

Следует также сказать, что довольно сложными для тактильного восприятия являются панорамные объемные изображения. Поскольку некоторые элементы картинки остаются нарисованными, а некоторые части рисунка вырезанными и выступающими в пространстве или перекрывающими друг друга, то при осязании очень сложно понять все изображение в целом без пояснения со стороны нормально видящих людей. Поэтому при создании панорамных картинок для маленьких незрячих детей необходимо учитывать все эти особенности восприятия на ощупь и делать эти изображения максимально доступными, удобными для ощупывания, исключая мелкие острые детали, которые могут вызвать у ребенка неприятные ощущения и снизить его стремление к познанию.