Как преодолеть барьеры в общении
Собственный практический опыт в сфере социальных коммуникаций, преломленный через призму психологических знаний позволяет сформулировать некоторые рекомендации в помощь незрячему человеку, по выработке коммуникативных навыков и устранению барьеров в общении со зрячими людьми.
не смотря на то, что ,на сегодняшний день , , проблема равных возможностей людей с инвалидностью, включая и лиц с нарушением зрения, весьма популярна и вызывает интерес у общественности, зачастую, последствия, вызванные глубоким зрительным нарушением, прежде всего социальные, устранить довольно сложно. Поэтому для успешного включения вобщественную жизнь, незрячему человеку следует делать акцент на сильных сторонах своей личности и умело ими пользоваться: целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, воля к преодолению сложностей, общая эрудированность, высокая степень компетентности в профессиональных сферах деятельности, а также дружелюбный характер, отзывчивость, открытость и т.д.- это те качества, которые обычно большинством людей определяются как положительные. Важно развивать эти качества в себе. Безвольные, скучные, замкнутые раздражительные, безынициативные люди – малопривлекательный объект для общения и взаимодействия.
Следует отметить, что в процессе установления социальных контактов, помимо личностных качеств, также значительную роль играют внешние характеристики человека: его внешний вид и внешние проявления поведения: жесты, мимика, позы. Чтобы там не говорили, но по уму провожают. А по какому признаку встречают? Думаю, что не трудно догадаться.
Человек познает окружающий мир посредством органов чувств. Большую роль в этом познании отводится зрительному каналу восприятия, т.е. глазам. В сферу познания включены не только предметы, объекты и явления окружающей действительности, но и сами люди. По внешним проявлениям поведения мы можем, к примеру, определить, раздражен ли человек в данную минуту, рад ли нашей с ним встрече, или он чем-то огорчен. И, прежде всего, это определяется визуально, а также по характеристикам речи: темпа, тембра, высоты и т.п.
Слова, зачастую не всегда точно и правильно информируют нас об актуальном состоянии человека. Некоторые жесты и позы, неосознанно, воспринимаются как предостерегающие, или угрожающие. В свою очередь, у человека формируется ответная реакция с негативной окраской. Незрячие люди могут быть недостаточно компетентны в сфере невербальных коммуникаций из-за отсутствия зрительного канала восприятия. Иными словами говоря, они могут не достаточно хорошо знать язык тела, и предоставлять неверную информацию о себе для окружающих. Отсюда могут возникнуть барьеры в общении. К примеру, заходит незрячий человек в кабинет к очередному чиновнику социальной сферы, потенциальному работодателю, или в учебную аудиторию, с угрюмым выражением лица, сгребая на своем пути все, что под ноги попалось, и садится на стул, сгорбившись в три погибели и скрестив руки. Думаю, что первое сформированное впечатление окружающих будет не в его пользу. Понятно, что есть объективные причины, по которым незрячему сложно точно и правильно отреагировать на происходящую ситуацию: кабинет незнаком, непонятно к кому обратиться и т.д. но если незрячий войдет в кабинет с позитивным внутренним настроем не торопясь, без лишней суеты, скажет слова приветствия и обратится к окружающим с просьбой помочь ему правильно сориентироваться в пространстве, присядет на стул, выпрямившись и положив руки на колени, и спокойно и внятно объяснит, для чего и зачем он сюда пришел, думаю, что отношение к нему со стороны окружающих будет вполне адекватным.
Очень важно, Обращаясь к человеку, повернуться к нему лицом.
также в общении следует учитывать пространственные характеристики и психологические особенности людей. например, дистанция до полуметра считается интимной зоной, т.е. в эту зону без ущерба для психологического комфорта человека, могут входить только очень близкие ему люди: дети, родители, супруги. Соответственно , нужно стараться не вторгаться в границы интимной зоны других людей. Дистанция свыше полуметра является комфортной для общения со всеми остальными.
не следует стесняться говорить с людьми о возникших у вас на данный момент затруднениях и просить их о помощи. В большинстве случаев люди готовы помогать. Часто зрячие люди не знают, как правильно это сделать. По этому надо им говорить о том, какого рода помощь нужна и как лучше вам помочь. К примеру, если вас провожают в незнакомом месте, лучше будет, если вы возьмете под руку человека, а ни он вас.
Старайтесь всегда выглядеть опрятным и гармонично одетым.
Если вам нагрубили, проявляя спокойствие, проигнорируйте обидчика. Вступая с ним в перепалку, вы расходуете свои психо-энергетические ресурсы. А вам ваши внутренние ресурсы нужны для более полезных и необходимых для вас дел. Если же вы чувствуйте, что человек готов вас выслушать, но в некоторых вопросах с вами не согласен, аргументируйте, отстаивайте свою Т.З. с уверенностью в своей правоте и спокойствием.
всё это – лишь некоторые аспекты, из которых складывается эффективное взаимодействие и общение.
В будущем, я постараюсь рассмотреть подробно наиболее часто встречающиеся среди незрячих людей сложности в процессе общения с окружающими, а также вопросы, связанные с социальной адаптацией и социальной реабилитации в условиях повседневной жизни.