Инклюзивное образование для незрячих детей: плюсы и минусы
Одна из насущных проблем в жизни семей, в которых воспитывается незрячий ребенок, обсуждаемая родителями и специалистами, – это вопрос о том, где и как этот ребенок по достижении соответствующего возраста будет получать начальное базовое образование. Каким должно быть образование для незрячих людей? Много разговоров и споров идет из-за внедренного инклюзивного образования, идея которого за последние 10–15 лет уже успела прижиться в России. Вроде бы в таком образовании есть существенные плюсы, но и минусов не меньше. А может быть, даже и больше. Рассмотрим преимущества и недостатки.
Инклюзивное образование на данный момент весьма популярно, и всё больше детских садов и школ готовы принимать наряду с обычными детьми и детей, которые нуждаются в особых условиях обучения, включая детей с глубоким нарушением зрения.
Сама концепция инклюзивного образования пришла из западных стран, где она не только распространена намного больше, но и прошла значительно более долгий путь развития.
В общественном сознании инклюзивное образование противопоставляется в первую очередь системе традиционных специализированных образовательных учреждений для обучения детей с особенностями развития. Инклюзивное образование – это не просто погружение особого ребенка в обычную массовую школу на общих основаниях: такое обучение называется интегрированным. Главное отличие инклюзии в образовании — это предоставление детям с ментальными и сенсорными нарушениями равных возможностей в образовательном пространстве. Оно предполагает включение ребенка в учебный процесс в формате обычного образовательного учреждения путем создания для него комфортных необходимых специальных условий, которые включают в себя:
– доступную окружающую среду (в данном случае предполагается доступность самого заведения для детей с глубокими нарушениями зрения, то есть включение в инфраструктуру средств, помогающих в процессе ориентировки в пространстве, а также близкое расположение образовательных учреждений к месту проживания семьи);
– необходимое оснащение и оборудование (для незрячих и слабовидящих детей это технические устройства: компьютеры с речевым и тактильным выводом, современные электронные пишущие шрифтом Брайля машинки, имеющие множество дополнительных функций, в том числе речевого вывода, цифровые видеоувеличители и различные устройства распознавания плоскопечатных текстов и т. д.);
– адаптированный дидактический материал (наглядные пособия с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и рельефной графики).
Существенно важен также благоприятный психологический климат в классе (адекватное отношение сверстников к незрячему ребенку и принятие его в свою коммуникативную среду), высококвалифицированный штат сотрудников (педагогов-дефектологов, психологов, тьюторов), которые владеют соответствующими компетенциями в работе, в данном случае с незрячими детьми. Следует добавить, что должна осуществляться также индивидуализация образовательного процесса путем разработки индивидуального образовательного маршрута и индивидуального сопровождения учащегося, в том числе тьюторского.
Родители, выбирая инклюзивное образование, прежде всего делают акцент на максимальные возможности социальной адаптации и полноценной интеграции своего ребенка в общество. И этот плюс является бесспорным.
Эти возможности выглядят действительно привлекательно, но тем не менее на деле все они зачастую далеки от реальности их воплощения. Конечно же, есть положительные результаты инклюзии, но это скорее исключение из правил.
Специализированные школы, включая школы-интернаты, для слепых и слабовидящих детей не только продолжают существовать, но и остаются по-прежнему востребованными. Возникает вопрос: какие серьезные преимущества есть в системе спецучреждений в сравнении с инклюзивными школами? Что же они могут предложить такого, что не может обеспечить инклюзивное образование, по крайней мере в современных российских реалиях?
В первую очередь необходимо отдавать себе отчет, что обучение в инклюзивной школе ребенка с глубоким нарушением зрения направлено почти исключительно на освоение им общеобразовательной учебной программы, а посещение им детского сада — на присмотр и уход. Даже если школа или детский сад готовы обеспечить ребенка учебниками и наглядными пособиями, доступными для его восприятия и позволяющими избежать чрезмерной нагрузки на остаточное зрение, такие дети нуждаются в дополнительном обучении бытовым навыкам, ориентированию в пространстве и специализированной психологической помощи. Специализированные школы всё это включают в свою программу, имеют в штате квалифицированных специалистов и большой, накопленный за годы практики опыт, который передается от одного поколения тифлопедагогов к другому. В случае же инклюзивного образования, как правило, подразумевается, что все эти задачи будут решаться вне школы. Во многих западных странах школа или детский сад (в тех странах, где это отдельное учреждение, а не подготовительное отделение в школе), принимая незрячего или слабовидящего ребенка, создают для него возможность посещать занятия, активно участвовать в образовательных и воспитательных процессах и воспринимать учебный материал, а во всем остальном они работают с таким ребенком так же, как с обычными детьми. Специфические же задачи: формирование бытовых навыков, обучение ориентировке, сопровождение психолога, специализирующегося на сопровождении и помощи именно таким детям и даже обучение чтению и письму с помощью шрифта Брайля, а также обучение использованию современных тифлосредств – всё это при необходимости берут на себя специализированные центры (пример такого центра – школа Перкинса в США). Либо родители сами должны все это обеспечить ребенку. В России на данный момент нет такой практики, и, выбирая инклюзивное образование, родители, по сути, оказываются со всеми этими задачами один на один, не имея для их решения ни адекватных средств, ни адекватной поддержки. Школа, в свою очередь, даже если она смогла организовать знакомство педагогического состава с основами обучения незрячих и слабовидящих детей и с особенностями взаимодействия с ними, просто не имеет в штате действительно квалифицированных специалистов по тифлопедагогике, которые могли бы эффективно и правильно обучить ребенка хотя бы рельефно-точечному шрифту Брайля и использованию современных технических средств. Как правило, обычная школа также не имеет возможности пригласить для работы с конкретным ребенком таких специалистов из других учреждений.
В то же время специализированные школы, даже если не имеют на территории разметки из тактильной плитки или современных высокотехнологичных электронных средств, всегда оснащены полным комплектом учебников и наглядных пособий, специально разработанных для незрячих и слабовидящих учеников, а все учителя владеют методикой их использования. Обычная же школа в большинстве случаев будет вынуждена ученику с глубоким нарушением зрения или предоставлять учебную литературу в электронном виде, или рекомендовать обратиться в специализированную библиотеку для слепых. Также специализированные школы и детские сады имеют больше возможностей для сохранения здоровья своих особых воспитанников. И это не только сенсорные комнаты, но и специальный режим учебного процесса. Дело в том, что дети с ослабленным зрением обладают повышенной утомляемостью, потому что нагрузка на психические процессы – восприятие, память и др. – у них выше. Для того чтобы успешно учиться, им необходимо больше времени и для полноценного усвоения нового материала, и для отдыха, а это условие обычная массовая школа просто не может выполнить. Несмотря на то что везде декларируется индивидуализация учебного процесса и индивидуальный подход к каждому ученику, на практике реализовать их при наполняемости классов до 20–30 человек просто невозможно, даже если к каждому ученику приставить персонального тьютора. И это, пожалуй, главное препятствие для внедрения и развития инклюзивного образования для детей с нарушениями сенсорной сферы в нашей стране. Причем здесь у отечественных школ нет возможности опереться на западный опыт, потому что в большинстве западных стран средняя наполняемость класса варьируется от 6 до 12 человек, к тому же число учеников в инклюзивных классах всегда меньше, чем в обычных, а в помощь ребенку и школе зачастую активно включаются благотворительные организации, церковные общины и местное сообщество.
Отдельной проблемой является физическое воспитание. Движение и дозированные (с учетом состояния здоровья) физические нагрузки слабовидящим и незрячим детям необходимы в не меньшей мере, чем обычным, а повседневная двигательная активность у них, как правило, ниже из-за сложностей ориентировки в пространстве. И если специализированные школы обычно готовы решать эту проблему и реализуют для обучающихся детей программу физического воспитания в максимально полном объеме, а многие спецшколы имеют и спортивные секции, то обычная общеобразовательная школа, скорее всего предложит такому ребенку освобождение от занятий физкультурой…
Подводя итог, можно сказать, что, хотя никто не может лишить родителей права выбрать для своего ребенка инклюзивное образование, а школ, готовых брать на обучение детей с глубоким нарушением зрения, становится все больше, существует целый ряд трудностей и проблем, которые пока не решены. Конечно, инклюзия позволяет ребенку учиться недалеко от дома и быть включенным в социум. Но на другой чаше весов зачастую оказываются и недостаточно высокое качество полученного им образования, и невозможность получить необходимую специализированную помощь, и высокие учебные нагрузки, которые могут негативно сказаться на здоровье особого ребенка. В то же время декларирование школой высоких показателей по формированию доступной среды на практике жизни не гарантирует ни того, что физическая и образовательная среда действительно отвечают потребностям слабовидящего или незрячего ребенка, ни того, что школа готова взять на себя задачи, выходящие за рамки освоения учеником учебной программы, ни того, что у школы есть возможность привлечь действительно квалифицированных специалистов по тифлопедагогике. Мы описали проблемы, реально существующие в данной сфере в России на сегодняшний день. Знать об их существовании необходимо, даже если родителями принимается решение в пользу инклюзивного образования их незрячего ребенка.