Некоторые особенности воспитания незрячих детей

Дети-инвалиды по зрению зачастую в своих семьях находятся в условиях постоянной гиперопеки.

Родственники, жалея свое любимое обделенное судьбой дитя, стараются оградить его от всех жизненных трудностей и проблем, включая и необходимость, как и у нормально видящего ребенка, развивать в нем навыки самообслуживания. В беседах с родителями таких детей часто выясняется, что ребенок не имеет представления об элементарных навыках бытового самообслуживания и, соответственно, не умеет делать самые обычные и привычные вещи, которые очевидны для нормально видящего ребенка, к примеру убрать игрушки, застелить кровать после сна, самостоятельно воспользоваться туалетной комнатой, умывальными принадлежностями, одеться, обуться и т. д. Это удручает, поскольку в будущем такой незрячий ребенок, взрослея, будет испытывать трудности во многих сферах жизни.

Речь в данной ситуации идет о детях с глубокими нарушениями зрения (с полным отсутствием зрения) дошкольного и младшего школьного возраста, но иногда в такой же ситуации оказываются и дети среднего школьного возраста.

Формирование навыков самообслуживания для незрячего человека является необходимым условием его успешности в процессе социально-бытовой адаптации, и не только. Развитие этих навыков в конечном счете способствует формированию таких черт характера, как чистоплотность, дисциплинированность, самостоятельность, независимость, мобильность, инициативность, трудолюбие, коммуникабельность и т. д. Эти качества могут стать определяющими компонентами в структуре самой личности.

Обычно говорится, что встречают по одежде. Что же делать? Так мы устроены. Внешний вид имеет большое значение в том, какое впечатление мы производим на окружающих.

Трудно себе представить преуспевающего образованного человека, который имел бы неряшливый, отталкивающий внешний вид.

В настоящее время многие родители незрячих детей, заинтересованные в благополучной жизни своего ребенка, стремятся создавать максимально благоприятные условия для всестороннего его развития. К примеру, помимо того, что ребенок посещает образовательное учреждение (обучается в спецшколе или в инклюзивном классе в условиях обычной школы) , он имеет возможность расширять свой кругозор путем освоения новых знаний и умений в различных сферах деятельности: в музыке, спорте, изучении иностранных языков и т. д. Иногда родители чрезмерно усердствуют в своем стремлении предоставить своему ребенку как можно больше возможностей, забывая об очевидном.

Маме незрячего ребенка, которой необходимо много чего успевать, в целях экономии времени, к примеру, гораздо проще и быстрей самой умыть и одеть свое чадо, зашнуровать ему ботинки, убрать его комнату, сложить его сумку для занятий, помыть за него посуду и т. д. Но это прямой путь к тому, чтобы вырастить умного образованного, но ни к чему не приспособленного иждивенца.

Отсутствие зрения доставляет человеку, мягко говоря, массу неудобств в жизни. Так почему бы не устранить часть этих неудобств там, где можно это сделать? Например, с детства привить любовь к порядку и опрятности, развить полезные навыки, которые мы используем в повседневной жизни. Необходимость бытовой адаптации незрячего ребенка нужно понимать, осознавать и принимать семье, в которой он воспитывается. Именно семья может помочь ему совершить первые шаги на пути к самостоятельности и независимости. Но для того чтобы эти шаги были наиболее успешными, членам семьи следует проявлять максимум терпения, понимания, руководствуясь где-то собственной интуицией, а где-то и мнением специалистов: психологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов, реабилитологов.

Уважаемые родители! Не старайтесь сверх всякой меры оградить вашего ребенка от всего на свете. Иногда он должен самостоятельно, познавая жизнь, на собственных маленьких ошибках, вырабатывать стратегии преодоления жизненных трудностей и формировать необходимые навыки и умения, помогающие ему компенсировать свой физический недостаток. Старайтесь с раннего детства по мере возможности приучать ребенка к соблюдению порядка. Привлекайте его к совместной деятельности в момент уборки в доме. Вовлекайте его в обсуждение его внешнего вида и обстановки его комнаты. Заставляйте его путем использования различных вспомогательных способов научаться делать над собой усилие. Под вспомогательными способами понимаются подкрепления положительного и отрицательного характера, то есть поощрения и наказания. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека эти виды подкрепления могут играть свою существенную роль. К примеру, если ваш ребенок застенчив и раним, тревожен и т. д., для него наиболее эффективным будет положительное подкрепление в виде похвалы или какого-либо иного поощрения его положительных действий и поступков. Больше рассказывайте и показывайте методом сопряженных действий (руки в руки), что и как надо правильно делать. Чаще говорите ребенку о нормах поведения и этикета, принятых в обществе.

В заключение хочу добавить следующее: все усилия, которые родители затратили в процессе воспитания своих детей, будут обязательно оправданны в их дальнейшей жизни. И чаще всего это затраты далеко не экономического плана. Они как будто бы ничего не стоят, но в то же время являются бесценными, поскольку несут в себе ваше участие, терпение, понимание и любовь к своему ребенку.