Какую роль играют сотрудники библиотек для слепых при обслуживании незрячих и на что нужно обратить внимание новичкам
По статистике, незрячие в сферу своих интересов обязательно включают чтение книг. Задачу доступа к ним и вообще к получению информации, в частности через интернет, решают в спецбиблиотеках для слепых.
Сейчас такие библиотеки обычно оснащены соответствующим оборудованием и могут обеспечить читателям, например незрячему студенту или специалисту для повышения уровня его профессионализма, возможность доступа в интернет. Фонд библиотек включает различные носители информации и максимально адаптирован под запросы людей с проблемами зрения.
Но следует отметить и особую значимость спецбиблиотеки в жизни незрячих читателей как некоего поля социального взаимодействия, включенного в реабилитационный процесс. Ведь зачастую человек без зрения приходит в библиотеку не только выбрать себе книгу для чтения, но еще и просто встретиться и пообщаться с внимательными, дружелюбными, тактичными, понимающими сотрудниками библиотеки или со своими знакомыми, посетить интересные мероприятия, принять в них участие.
По моим наблюдениям, сотрудникам библиотеки довольно часто приходится выполнять роль реабилитологов и психологов. К незрячему читателю нужен особый подход с учетом его особенностей, которые связаны с отсутствием зрения. Более того, в библиотеку часто приходят пожилые люди, которые помимо зрительных нарушений, могут иметь и другие сложности со здоровьем. Например, плохо слышать в силу возрастных изменений.
Довольно часто сотрудникам приходится помогать своему читателю правильно сориентироваться в пространстве, найти дверь, помочь раздеться, проводить к месту, где он может присесть, разобраться с книгами, которые читатель возвращает в библиотеку, выбрать новую литературу, помочь незрячему упаковать свою сумку таким образом, чтобы из нее ничего не выпало и не потерялось.
При этом сотрудники библиотеки обладают довольно высоким уровнем эмпатии: они знают многих своих читателей по именам, а также знают особенности характера человека, его жизненную ситуацию, литературные предпочтения, с пониманием относятся к его насущным проблемам.
Многие специалисты библиотеки работают в учреждении много лет и интуитивно сформировали методы и приемы взаимодействия со слепыми. Кроме того, вероятно, незрячие сотрудники, работающие в библиотеке наряду со своими зрячими коллегами, общаясь с ними часто и непосредственно, также способствуют формированию у последних адекватных представлений об особенностях поведения незрячих и об их возможностях.
Тем не менее новые сотрудники, которые, возможно, никогда в прошлом не сталкивались и не общались с незрячими, могут испытывать психологические трудности и нуждаться в некоторых полезных рекомендациях по взаимодействию с людьми с глубокими зрительными нарушениями, в том числе и в бытовых вопросах. К примеру, не лишним будет обратить их внимание на то, что в пространстве, где перемещаются люди с проблемами зрения, все должно быть на своих местах, желательно чтобы не было полуоткрытых дверей, а также стоящих посреди помещения предметов.
Обращаясь к незрячему человеку, можно слегка коснуться его руки, для того чтобы незрячий понял, что обращаются именно к нему. Особенно это актуально в зашумленном помещении. Если необходимо что-то передать в руки незрячему, это надо делать буквально, то есть передать предмет в руки. Если что-то положить рядом на стол, к примеру, человек может этого не заметить и смахнуть. В случае когда невозможно устранить препятствие на пути незрячего, следует дать точную словесную инструкцию, как лучше миновать возникшие трудности передвижения. Если возникает необходимость сопровождать незрячего человека в помещении, важно, чтобы он следовал за видящим человеком с отставанием в полшага. Если незрячему необходимо присесть на стул, желательно положить его руку на спинку стула, чтобы дать ему возможность определить положение своего тела в пространстве относительно стула.
Это лишь некоторые рекомендации, которые могут быть полезными при взаимодействии с незрячими читателями и незрячими сотрудниками.