Почему многих детей с глубоким нарушением зрения сложно включить в образовательную среду в рамках спецшколы

Даже обычный ребенок, а уж тем более незрячий зачастую при поступлении в школу испытывает ряд сложностей. Незнакомое социальное окружение, новые виды деятельности, непривычный распорядок дня – ко всем этим условиям ему приходится адаптироваться. У кого-то этот процесс проходит безболезненно и легко, а у кого-то, наоборот, сопряжен с рядом трудностей – прежде всего в отношении социализации. У первоклассника спецшколы возникает неадекватность в поведении: агрессия, непослушание, чрезмерная тревожность, рассеянность внимания. Почему это происходит?

Есть несколько причин. Одна из них – отсутствие опыта самостоятельности у незрячего ребенка в окружающем мире: он не посещал дошкольные образовательные учреждения (детсад), а до момента поступления в школу все время находился дома под гиперопекой близких. Такие дети не умеют обходиться без родителей даже в мелочах, довольно безынициативны, так как за них все решают старшие, а также избалованны потому, что обычно члены семьи потакают им во всем, ничего не требуя взамен. Соответственно, в этом случае не приходится говорить о выработке у ребенка каких-либо полезных привычек или навыков. Более того, иногда родители, чтобы оградить от лишних хлопот малыша, а заодно и себя тоже, в буквальном смысле делают всё за него. К примеру, убирают игрушки, заправляют утром постель, одевают, обувают и т. д. При этом они стараются приобретать одежду без лишних, усложняющих жизнь деталей: шнурков, пуговиц, завязочек, крючков и т. п. Встречаются случаи, когда ребенок в 8–9 лет не может застегнуть пуговицы. У него просто отсутствует этот навык. Ведь родителю проще самому все сделать, чем научить этому своего незрячего ребенка. По его мнению, это экономит, и время, и не тратит нервы.

Другая причина сложности в адаптации поступивших в школу детей – не пройденная у них стадия сюжетно-ролевых игр. Между тем это очень важная стадия психического развития человека, на которой он через игры усваивает опыт взаимодействия с окружающим миром, прежде всего в социальной среде, формируя модели поведения, одобряемые обществом. У этих детей недостаточно развиты навыки социального взаимодействия, не усвоены социально одобряемые штампы, образцы и нормы. К примеру, бывает, что незрячий ребенок не может управлять своим поведением, руководствуясь представлением о том, что позволительно делать в данной ситуации, а чего нельзя. У него отсутствуют некоторые широко используемые в повседневной жизни навыки приветствия и прощания, извинения за неодобряемые действия, слова благодарности и т. д.

Что может стать следствием такой в высшей степени стрессовой ситуации у незрячего ребенка, оказавшегося в новой среде пребывания в спецшколе для ребенка? Проблемы, связанные с успеваемостью, усвоением учебного материала, так и сложности в поведении, с соблюдением норм и правил, предписанных школьным распорядком дня.

Родители же нередко, вместо того чтобы адекватно оценить ситуацию и выработать стратегию ее преодоления, склонны начать обвинять в некомпетентности специалистов школы. Между тем попытка найти крайнего в данном случае не приведет к положительному результату.

И сложность даже не в том, что родители незрячих детей зачастую имеют неадекватную установку на недостаток своего ребенка, а в том, чтобы помочь им по-новому взглянуть на ситуацию: увидеть возможный потенциал в своих детях, осознать необходимость сотрудничества со специалистами спецшколы (педагогами, дефектологами, психологами). Это необходимо, чтобы создать максимально благоприятные условия для формирования полноценной всесторонне развитой личности таких детей в будущем.

Чаще семья, в которой рождается незрячий ребенок, не знает его особенностей и потенциальных возможностей: кроме того, как любить и оберегать от всего на свете, больше ничего не может дать ребенку в плане развития. В данном случае возникает необходимость ведения психологической работы с такой семьей. Ей нужно оказать психологическую помощь, психологическое сопровождение в процессе адаптации ребенка к новым социальным условиям, информировать об особенностях развития незрячих детей, а также наладить контакт со школой.

 

Уважаемые читатели! В Российской государственной библиотеке для слепых недавно вышла книга Марты Любимовой «Маша открывает мир: путь к самостоятельности незрячей девочки». Методическое пособие предназначено для обучения незрячих детей с 4 лет – привития им знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. Материал подается через истории о том, как незрячая девочка Маша учится самостоятельной жизни. В конце каждой главы приведено обращение к ребенку с пожеланием или вопросом и рекомендации для родителей.