Почему родителям ребенка, незрячего не с рождения, а потерявшего зрение, сложнее

Потеря зрения является тяжелой психотравмирующей ситуацией для человека и его семьи. В связи с этим необходимо упомянуть о важности оказывать психологическую помощь и поддерживать такие семьи. Особенно те, где подобное несчастье произошло с ребенком. И от того, насколько его родственники смогут успешно адаптироваться к этому и сформировать адекватную установку на случившееся, будет зависеть дальнейший ход его развития.

Ведь как бы ни было сложно в ситуации, когда ребенок рождается незрячим или, будучи нездоровым, теряет зрение в первые годы жизни (из-за отягощенной наследственности, перенесенных инфекционных заболеваниях в перинатальный период развития и т. д.), все-таки родственники заранее знают хотя бы в теории, с чем им придется столкнуться в будущем, воспитывая слепого.

С помощью специалистов, которые занимаются такой проблематикой, или самостоятельно, используя соответствующую литературу или интернет, родители могут изучить некоторые аспекты жизни незрячих людей, принять ситуацию и выработать стратегию ее преодоления, помогая и себе самим в процессе подавления негативных переживаний, и прежде всего своему ребенку приспособиться к условиям жизни: развиться в полноценную, гармоничную личность, найти себя, стать успешным в различных сферах жизни общества. Они приблизительно представляют, в каком учебном заведении будет учиться их ребенок, какие профессии он сможет освоить в перспективе, как он будет читать и писать, какие технические средства ему понадобятся для обучения и развития самостоятельности, какие процедуры необходимо пройти для получения ребенком инвалидности по зрению, и мн. др. И даже в случае, когда родители вроде бы все знают и принимают ситуацию такой, какой она является на самом деле, им не всегда удается решить некоторые вопросы самостоятельно, и они вынуждены обращаться к специалистам.

Гораздо тяжелее и острее, на наш взгляд, могут быть переживания родителей, когда не имевший проблем со здоровьем ребенок, который уже, к примеру, пошел в школу, вдруг неожиданно заболевает серьезным заболеванием и после этого теряет зрение. Во-первых, как снег на голову сваливается приговор на всю жизнь, которая теперь не будет прежней. Во-вторых, параллельно с переживаниями родителям приходится решать много и быстро разных проблем, о которых раньше у них не было и представления. Им нужно устранять последствия заболевания, получать инвалидность сыну или дочери, перестраивать уклад семьи под новые запросы уже незрячего ребенка, определять формат его дальнейшего обучения (спецшкола, инклюзивный класс в рамках обычной школы или на дому), оказывать помощь ребенку в освоении рельефно-точечной системы письма, без которой оно невозможно, и т. д. Наряду со всем этим надо еще как-то попытаться увидеть какие-то перспективы.

И здесь важен еще один момент. В последнем случае у детей больший риск попасть в ситуацию гиперопеки. Ведь переживания родителей часто сопровождается чрезмерной тревожностью за них, желанием оберегать и опекать сверх всякой меры, испытывать чувство вины. Всё это порождают у самого ребенка тревожность и неуверенность в себе, не способствует развитию его способностей к общению, влияет на проявление деструктивного поведения, тормозит проявление его инициативы к самостоятельности.

Между тем адекватное отношение всех членов семьи к ребенку, потерявшему зрение, заинтересованность в нем, акцентирование на его доступных ему возможностях и положительных минимальных достижениях очень маленькими шагами, но все-таки двигает его вперед, выводя за рамки того, что ему доступно.