Привлечение незрячего и слабовидящего ребенка к участию в культурно-развлекательных мероприятиях расширяет его кругозор, формирует новую сферу интересов, дарит переживания от новых впечатлений, предоставляет возможность испытать новый опыт, а также проявить себя в новых видах деятельности. Включение его в творческий процесс положительно влияет на весь уклад психики малыша с особенностями развития: затрагивает его мотивационную и эмоциональную сферы, активизирует познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление), вырабатывает навыки пространственной ориентировки, а также способствует развитию коммуникативных навыков, способствует самораскрытию, вызывает ощущение собственной значимости и уникальности. Ведь он включен в общий процесс представления.
В праздничной атмосфере в игровой форме такому ребенку проще понять и усвоить социально приемлемые модели поведения, сформировать представления том, какие черты характера и поступки являются положительными, а какие, наоборот, недопустимы и осуждаемы обществом.
Помимо технической стороны поставленной задачи в организации и проведении таких мероприятий (разработка сценария, время и место проведения, количество участников, учет их особенностей и т. д.), есть еще и содержательная сторона – глубинный смысл того, насколько важно это для человека вообще. Многие праздники являются традиционными событиями. Через традиции человек приобщается к культурным нормам и ценностям своего народа, нации, всего человечества.
Подготовка и проведение мероприятий для детей с глубоким нарушением зрения, являясь важной составляющей их общей реабилитации и адаптации, отличается от таких организационных процессов со здоровыми ребятами.
Нужно учесть, что некоторые незрячие дети, помимо отсутствующего зрения, имеют ряд сопутствующих ограничений в состоянии здоровья, к примеру ментальные и неврологические отклонения и т. д. Поэтому они находятся на домашнем обучении. И, поскольку вся их жизнь сосредоточенна внутри семьи, у них возникают сложности в процессах социализации и социальной адаптации.
Включение ребенка в подготовку праздника зачастую влияет на жизнь всей семьи незрячих детей. Готовиться к этому событию начинают заранее. Некоторое время ребенок живет в предвосхищении праздника, что дарит ему положительный эмоциональный заряд. Но для того чтобы праздничное действо состоялось, необходимо учитывать многие.
Специалистам и организаторам культурно-реабилитационного праздничного мероприятия следует индивидуально подходить к каждому участнику, учитывать его потенциал и в соответствии с его возможностями и способностями дать задание для успешного выполнения. При этом он должен не только выучить свою роль, но также помнить роли других участников представления, очередность, пространственное расположение предметов и объектов, свои действия и действия других и т.д.
И здесь важно отметить то, что поскольку все дети очень разные, достижения каждого из них должны быть самыми высокими и ценными для них самих. Организаторам мероприятия, родителям, которые тоже вовлечены в этот процесс, необходимо суметь им показать достижения независимо от того, выучил ли ребенок одну фразу или целое длинное стихотворение, отгадал много загадок или просто стоял в общем хороводе.
Так или иначе, цель социальной адаптации и реабилитации детей с ограничениями здоровья и заключается в том, чтобы подготовить их к жизни в обществе, создать благоприятные условия для максимально возможного развития.