Социально-психологические особенности отношения к себе лиц с глубоким нарушением зрения как фактор личностной самореализации

Проблема повышения качества жизни людей с инвалидностью все чаще находит свое отражение как  в разработке конкретных программ развития современной системы образования, так и  в законопроектах государственного и муниципального уровней.  В центре данных преобразований стоит задача преодоления социально-психологических, средовых и личностных барьеров у людей с ограниченными возможностями здоровья.

одним из важнейших аспектов духовного и социального бытия человека  является его отношение к себе

отношение к себе – это многогранное личностное образование, которое наиболее полно раскрывается через такие понятия, как самооценка, которая  складывается из познавательного (наше представление о себе как о субъекте познания)  и эмоционального ( то, какие эмоции мы испытываем в отношении себя ) аспектов, чувство собственного достоинства, самоуверенность, самоуважение, самопринятие и т.д.

лица с различными  нарушениями в развитии, объективно  затрудняющими их успешное включение в активную социальную и профессиональную деятельность, в том числе лица с глубоким нарушением зрения, оказываются в группе риска по формированию неадекватного отношения к себе.

Воздействие физического недостатка на процесс развития и становления личности незрячего, а также позиция общества, основанная на существующих стереотипах в отношении людей с различными соматическими нарушениями, отражаются в исследованиях  специалистов в области тифлопедагогики и тифлопсихологии.

Специалистами в сфере социальной адаптации и социальной реабилитации были выявлены важнейшие факторы, влияющие на процесс включения незрячего человека в общественную жизнь такие как: время появления зрительного недостатка (раннее детство, подростковый возраст, взрослый  период);

глубина зрительного нарушения (полное отсутствие зрения, остаточное зрение, слабовидение);

социальные условия воспитания и обучения, если речь идет об утрате зрения на ранних возрастных этапах;

в какой социальной среде оказался человек, если зрение было утрачено во взрослом возрасте;

каким образом выстраивалась программа реабилитации и насколько она оказалась успешной в отношении конкретного человека и т.д.

Для формирования адекватного представления о себе, как о  полноценной личности, для незрячего  человека , как и для человека вообще, важны возможности его самореализации в различных жизненных сферах. прежде всего, его успешность в социальном и профессиональном планах, которая во многом зависит от социальных установок самого незрячего, его социальной активности, от  наиболее полного раскрытия его сильных сторон личности, его способностей.

следует заметить, что чрезмерное стремление незрячего к избеганию неудач  (трудностей в общении, в профессиональной деятельности, в других жизненных обстоятельствах), способствует его социальной изоляции и не только создает в глазах общества неадекватное представление о нем как слабом и беспомощном существе, но и формирует  у него неадекватное отношение к самому себе.

по наблюдениям специалистов центра реабилитации Всероссийского Общества Слепых, а также по нашим исследованиям, значительное число лиц с глубоким зрительным недостатком, склонно  демонстрировать негативные черты характера и проявлять деструктивные модели поведения, которые определяются следующими особенностями:

зачастую  эти люди имеют повышенный уровень тревожности, недовольство своим положением в социуме, у них наблюдается неадекватная самооценка (либо неоправданно завышенная, либо необоснованно низкая), некоторые незрячие во главу угла всех своих неудач ставят свой зрительный недостаток, что, в свою очередь, ведет к внутренним противоречиям и конфликтам. некоторые из них излишне застенчивы, безынициативны в принятии решений, очень неуверенны в себе, необщительны, конформны.

все эти негативные проявления характера и поведения могут  быть фоном для формирования незрячим человеком неадекватного отношения к себе.

тем неменее, согласно  идеям выдающихся ученых 20 века в области педагогики, психологии Л. С. Выготского и А. Адлера о сверхкомпенсации дефекта,  если индивиду удается преодолеть затруднения, вызванные каким-либо нарушением, то он сам поднимается на более высокую ступень в своем развитии и «создает из  недостатка способности, из слабости – силу, из малоценности – сверхценность».

к счастью, эти идеи подтверждаются показательными примерами из жизни прогрессивных незрячих людей. их социальной значимостью, успешностью и профессиональной состоятельностью.

чем наиболее полно человек реализовывает себя в различных сферах жизни, тем наиболее гармоничным он себя ощущает.

Но  успешность незрячего человека в жизни зависит не только от своевременно организованной психокоррекции зрительного нарушения и от  стремления самого человека преодолеть свой телесный недуг вопреки всем сложностям, с ним связанным.

По мнению Л.С. Выготского проблема дефективности – это проблема, прежде всего, социальная. Следовательно,  процесс включения человека с физическим недостатком в общественную жизнь, во многом зависит от позиции самого общества в отношении лиц данной категории. Поэтому , с одной стороны, крайне важно  предварять в жизнь идеи просвещения и формировать адекватный образ людей со зрительным дефектом в массовом сознании, с другой стороны, Необходимо усилить социально-психологическую помощь и поддержку людям с глубоким нарушением зрения и членам их семей.

.