1 марта — 145 лет со дня рождения А. М. Щербины (1874–1934), философа, тифлопедагога и общественного деятеля
Александр Моисеевич Щербина родился 1 марта 1874 г. в городе Прилуки на Полтавщине (ныне Черниговская область) в семье священника. В два с половиной года в результате несчастного случая полностью утратил зрение.
Благодаря природным способностям и поддержке семьи ему удалось получить хорошее образование. С помощью старших братьев-гимназистов он изучил рельефный шрифт сначала по системе Муна, затем — Брайля. В 1882 г. для него была приобретена первая книга, напечатанная рельефно-точечным шрифтом. Это была "Нагорная проповедь" в издании Британского библейского общества. В дальнейшем Александр Моисеевич в совершенстве овладел русским, украинским, немецким и французским языками, а впоследствии изучил греческий и латынь.
В 1893 г. А. М. Щербина с большим трудом добился разрешения на посещение вольнослушателем Прилукской мужской гимназии, которую закончил в 1898 г. с золотой медалью. В 1899 г. успешно сдал вступительные экзамены на юридический факультет Киевского университета, но затем в 1901 г. перевелся на историко-филологический факультет, который блестяще закончил с дипломом первой степени в 1905 г. по отделению классической филологии.
Во время обучения в университете А. М. Щербина в 1903 г. на конкурсе студенческих работ за сочинение "Учение Канта о "вещи в себе" получил золотую медаль. Труд этот был опубликован в 1904 г. в "Известиях Киевского университета" и вышел отдельным изданием.
По окончании университета он остался на кафедре философии в качестве штатного стипендиата для совершенствования образования и подготовки к профессорскому званию. После блестяще выдержанных магистерских экзаменов А. М. Щербина в 1909 г. получил место приват-доцента на кафедре философии профессора Г. И. Челпанова в Московском университете, где вел два университетских курса: "Историю этики в древнегреческой философии" и "Логику", а также руководил практическими занятиями. С каждым годом расширялся контингент его слушателей. Московский период стал периодом расцвета научно-педагогической деятельности ученого.
А. М. Щербина был известен и как общественный деятель. Еще с юных лет он не мог мириться с предвзятым мнением о слепых у широких слоев населения. Желая привлечь внимание общественности к проблемам незрячих, он выступил в 1903 г. в "Киевской газете" со статьей "Слепые заслуживают нашего внимания". Им также был опубликован ряд статей, в которых он критиковал правительство за равнодушие к положению слепых.
В 1915 г. Александр Моисеевич выступил в Психологическом обществе с докладом о "Слепом музыканте" В. Г. Короленко. Это произведение считалось удачной попыткой литератора проникнуть в психологию слепых, но А. М. Щербина критически воспринял произведение В. Г. Короленко, и это послужило толчком к его бурной пропагандистской деятельности. Он стал читать лекции о социальном положении слепых, разработал ряд вопросников с целью выяснения отношения зрячих к слепым, их представления о психологии слепого и стремления оказать помощь в деле просвещения незрячих.
В 1916 г., являясь постоянным членом трудовой секции Московского технического общества, А. М. Щербина принимал непосредственное участие в разработке проекта трудового устройства инвалидов, потерявших зрение на фронте. Работа ученого по трудоустройству слепых продолжалась и в 1917 г. Он участвовал в разработке проектов Московского уездного земства. Один из проектов предусматривал создание "Трудовой сельскохозяйственной колонии", в которой предполагалось использовать труд слепых.
В 1918 г. Александру Моисеевичу было присвоено звание профессора Московского университета. Это был первый незрячий профессор в России.
В 1919 г. его приглашают в Екатеринославский (Днепропетровский) университет для организации кафедры философии и чтения ряда курсов. После удачного решения этой проблемы, он в 1920 г. переезжает в город Прилуки, где участвует в создании педагогического техникума. Здесь впервые он вводит разработанный им курс тифлопедагогики. Повышенный интерес слушателей к этому предмету побудил А. М. Щербину организовать при педагогическом техникуме тифлологический кружок. В нем Александр Моисеевич готовил энтузиастов к работе с незрячими детьми для тех районов, где не было специальных школ для слепых.
В 1921-1923 гг. по приглашению Полтавского института народного образования А. М. Щербина читает курс психологии, не прерывая работы в Прилукском педагогическом техникуме.
В 1927 г. А. М. Щербина – депутат городского совета в городе Прилуки, в 1928 г. – заместитель председателя Прилукского совета научных работников. В эти годы он возглавлял "Объединение слепых", а также организовал в краеведческом музее города тифлологический уголок.
В полной мере тифлопедагогическую деятельность он развернул в Киевском институте народного образования, куда был назначен профессором во вновь открытое в 1929 г. тифлологическое отделение при дефектологическом факультете. Здесь он преподавал тифлологию до 1932 г.
А. М. Щербина был участником многих съездов, конференций. Ни один съезд, ни одна конференция, где можно было поставить вопрос о положении слепых, их трудоустройстве и образовании, не обходились без участия профессора А. М. Щербины.
Его деятельность была широко известна не только в России, но и за границей. Александр Моисеевич был участником ряда конференций и совещаний, посвященных жизни слепых Германии, Австрии, Испании.
Александр Моисеевич Щербина на протяжении всей жизни был истинным борцом за равноправие слепых в обществе. Пропаганда потенциальных возможностей незрячих, облегчение их участи, включение их в полезный общественный труд – основные темы его многочисленных публичных лекций, научных докладов и содержание повседневной деятельности. А. М. Щербина был одним из первых отечественных тифлопедагогов, принесших большую реальную помощь незрячим России.
Александр Моисеевич Щербина умер 7 января 1934 г.