13 февраля
105 лет со дня рождения З.И. Марголина (1908-1944), тифлопедагога, кандидата педагогических наук.
Зиновий Иосифович Марголин родился 13 февраля 1908 г. в городе Городня Черниговской губернии в семье мелкого служащего. В 1916 г. поступил в гимназию, затем продолжил обучение в средней школе Гомеля. В 1927 г. поступил на физико-техническое отделение Крымского педагогического института, окончил учебу в 1930 г. В том же году потерял зрение.
В 1932 г. Зиновий Иосифович закончил дефектологический факультет 2-го МГУ (позже Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина) и был зачислен в аспирантуру при кафедре тифлопедагогики. Занятия в аспирантуре в 1932–1933 гг. он совмещал с преподаванием черчения в Московском институте слепых детей (ныне Московская школа интернат № 1 для слепых детей). Зиновия Иосифовича интересовала
постановка дела обучения и воспитания незрячих. Изучение проблемы он начал с исследования истории просвещения слепых с самых его истоков. Темой его диссертации стала «История школ слепых в дореволюционной России и в РСФСР», которую он успешно защитил в 1935 г.
После защиты диссертации молодого тифлопедагога направили в Ростовскую школу для слепых детей. До начала Великой Отечественной войны он заведовал учебной частью школы, преподавал физику и математику и одновременно являлся научным сотрудником экспериментального дефектологического института в Ростове. Зиновий Иосифович разрабатывал специальные наглядные пособия по физике и другим предметам: электрифицированные мензурки, уровень, флюгер, звучащие географические и исторические карты. Подобные тифлотехнические новшества не только оживляли уроки, но и способствовали более глубокому усвоению учебного материала.
Характеризуя работу Марголина по усовершенствованию наглядных пособий, применяемых в обучении слепых, незрячий тифлопедагог В. С. Сверлов отмечал в своей книге «Тифлотехника»: «Именно таким пособием является изобретенная, сделанная и описанная З. И. Марголиным озвученная географическая карта для слепых. При правильном указании географического места (город, море и т. п.) на щите загорается электрическая лампочка; в нашем случае она заменена электрическим звонком. Даже самая простая географическая карта, рассчитанная на начальную школу, содержит несколько сот отдельных элементов, каждый из которых должен быть включен в контакт разомкнутой цепи электрического сигнала. Названия рек и морей, городов, гор и т. п. выносятся на особую таблицу, помещенную сбоку карты. Каждое название пишется по Брайлю».
В 1940 г. был издан капитальный научный труд З. И. Марголина «История обучения слепых», в нем нашло отражение возникновение и развитие обучения слепых в дореволюционной России и школьное обучение слепых после Октябрьской революции. Дальнейшим научным планам тифлопедагога помешала война, он был вынужден эвакуироваться в глубокий тыл. С осени 1941 по июнь 1944 г. Зиновий Иосифович работал завучем и учителем физики и математики в школе для слепых детей села Гродеково Джамбульской области Казахской ССР. Затем в связи с болезнью вернулся в Москву.
Зиновий Иосифович Марголин умер 19 августа 1944 г. в Москве.